Пассажирские перевозки "Под зорким оком спутника"




Под зорким оком спутника

 

 

Навигационные системы на городском общественном транспорте

 

Дмитрий МЯКОТА,
инженер отдела автомеханики БелНИИТ «Транстехника»,
Сергей СОБОЛЕВСКИЙ,
учёный секретарь БелНИИТ «Транстехника», к. т. н.

 

 

В столице Беларуси внедряется автоматизированная система диспетчерского управления движением пассажирского транспорта на основе спутниковых технологий GPRS. Гибкая многофункциональная навигационная система с надёжными высокоскоростными каналами связи позволит свести воедино сбор и обработку оперативной информации о маршрутах следования автобусов, троллейбусов, трамваев и тем самым одновременно управлять всеми видами городского общественного транспорта.

 

 

Пока же работу коммунального пассажирского транспорта в Минске контролируют с помощью автоматизированной системы диспетчерского управления, созданной три десятка лет назад. Под асфальтом «зашиты» индукционные петли, к которым подведены телефонные линии. С этой контактной точки и передаётся сигнал в диспетчерский центр. Существующая система позволяет отслеживать работу только городских автобусов. Однако и на их маршрутах, особенно в новых микрорайонах, нет необходимого количества контрольных пунктов. Отсутствие целостной информации фактически не позволяет оперативно регулировать график движения по городу.

 

 

В тестовом режиме

Новая автоматизированная система диспетчерского управления городским общественным транспортом на основе технологий спутниковой навигации GPRS в течение нескольких месяцев будет проходить испытания в реальных условиях эксплуатации. Для этого более полусотни автобусов и полтора десятка троллейбусов минских транспортных предприятий оснастили специальными устройствами с функцией обеспечения мобильной связи в сети существующего сотового оператора. Оборудование предназначено для накопления и передачи информации о передвижении, а также для организации двухсторонней связи водителя с диспетчером. Каждое устройство имеет свой регистрационный номер, что позволяет отслеживать местоположение конкретного пассажирского транспортного средства.
Данные о прохождении маршрута фиксируются в памяти устройства. По заданному временному интервалу или по факту прохождения контрольного пункта собранная информация посредством беспроводных технологий GPRS передаётся на аппаратный комплекс центрального диспетчерского пункта, откуда обеспечивается поступление коротких формализованных и экстренных циркулярных сообщений, ввод/вывод текущих данных, двухсторонняя радиотелефонная связь и пр. Диспетчер в режиме он-лайн отслеживает движение пассажирских транспортных средств (в том числе и визуально), принимает оперативные решения в случае возникновения нештатных ситуаций, формирует отчёт о работе подвижного состава (отклонение от графика, суммарное время работы и другие требуемые показатели).


Глобальная спутниковая система значительно упростит работу водителей. В кабинах будут установлены небольшие мониторы, на которых отображается важная информация. Например, водители будут ориентироваться на текущее (синхронизированное с сервером, а значит – единое для всех) время.
После устранения поступивших при «обкатке» замечаний начнётся поэтапное оснащение новым оборудованием городских автобусов, троллейбусов и трамваев. Подключение к системе спутниковой навигации всего коммунального пассажирского транспорта Минска предполагается осуществить в течение двух лет. Однако есть немаловажная деталь – стоимость проекта, которая предварительно оценивается в 4 млн долларов США. Даже с учётом того, что частично будут задействованы средства из инновационного фонда Министерства транспорта и коммуникаций, дополнительные затраты на установку оборудования могут весьма ощутимо ударить по скудному карману минских пассажирских транспортных предприятий. Впрочем, со временем они окупятся. Например, в Бобруйске (Могилёвская обл.) внедрение на пассажирских линиях технологии спутниковой навигации GPRS позволило снизить расход топлива на маршрутах на 3 - 5 %. А ведь его стоимость составляет треть удельных затрат эксплуатации транспортных средств.

 

 

Всё под контролем


Во многих западноевропейских странах за счёт применения технологий спутниковой навигации GPRS оптимизировали управление общественным транспортом и добились высокого уровня оперативного контроля на линиях. Так, в центре Берлина по графику движения пассажирского подвижного состава можно, как говорится, сверять часы. На остановках установлены табло, где посекундно отсчитывается время до прибытия автобуса.
Основными преимуществами навигационной системы являются:
– глобальность и беспрерывность контроля во времени и пространстве;
– высокая универсальность и гибкость при развитии и формировании маршрутной сети;
– организация контроля маршрутного движения в любой местности, доступной для средств радиосвязи;
– обмен оперативными сообщениями между водителем контролируемого транспортного средства и диспетчером системы в любой момент времени и в любой точке пространства, доступной для применяемых средств радиосвязи;
– определение точного местонахождения контролируемого транспортного средства и его отображение на электронной карте местности.


Всё это позволяет на качественно новом уровне решать комплекс таких актуальных задач, как обеспечение безопасности пассажиров в пути, своевременное предоставление медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях. В целом же оперативный контроль выполнения расписания движения транспорта, возможность срочной замены вышедшего из строя подвижного состава на маршруте, упорядочение и координация государственных, частных и муниципальных перевозок обеспечивают повышение качества доставки пассажиров.
К тому же соблюдение режимов движения увеличивает ресурс двигателя, шин, тормозной системы, других узлов и агрегатов, приводит к снижению потребления топлива, расходов при техническом обслуживании. С помощью GPRS-системы обеспечивается социальная и правовая защита водителей посредством объективного и точного документирования объёма выполненных работ, подлежащих оплате.