Пассажирские перевозки "Про «умный» транспорт и продвинутого пассажира"


 

Виктор СТЕПАНОВ

 

 

Заместитель начальника отдела разработки АСУ ОДО «Белтранском» Валентин Мисуно

Заместитель начальника отдела разработки АСУ ОДО «Белтранском» Валентин Мисуно

 

 

Полная и точная информация о пассажиропотоке, прозрачные расчеты, электронный билет и беззаботный пассажир станут реальностью в Беларуси после внедрения здесь компьютерной системы продажи билетов на проезд в пассажирском автотранспорте, разработанной предприятием «Белтранском» по заданию белорусского Минтранса. Во всяком случае, есть такой план.
О системе, ее особенностях, возможностях и перспективах рассказывает заместитель начальника отдела разработки АСУ ОДО «Белтранском» Валентин Мисуно.

 

- Валентин Федорович, что представляет собой система продажи билетов на проезд в пассажирском транспорте?

- Специальная компьютерная система продажи билетов на проезд в пассажирском автотранспорте разработана и внедряется предприятием «Белтранском» на автовокзалах Республики Беларусь по заданию Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и в соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2007 - 2010 гг.
Основным ее назначением является автоматизация расчетов при продаже билетов на проезд и провоз багажа, предоставление других оказываемых автовокзалами за наличный и безналичный расчет услуг, контроль сохранности собираемой выручки, хранение и обработка информации о проданных билетах, выполненных перевозках и полученных результатах.
Хотелось бы отметить, что разрабатываемая нашим предприятием система полностью соответствует государственным стандартам Республики Беларусь, определяющим требования к кассовым суммирующим аппаратам и специальным компьютерным системам, которые применяются при перевозках пассажиров автомобильным транспортом в регулярном сообщении.
Внедрение указанной компьютерной системы позволит решить ряд проблем, снижающих эффективность работы пассажирского транспорта и сдерживающих процесс совершенствования обслуживания населения.

- Какие именно проблемы поможет решить эта система?


- Прежде всего система решает проблему недостаточной информированности населения о возможностях системы автобусных перевозок в Республике Беларусь. Пассажирам она поможет сэкономить время при приобретении билета.
Кроме того, мы надеемся, что с помощью нашей системы удастся решить проблему анализа пассажиропотоков при автобусных перевозках, а также взаиморасчетов между участниками перевозок, автовокзалами и перевозчиками.
Внедрение системы даст значительный социальный и экономический эффект за счет приближения услуги к пассажиру и предоставления следующих дополнительных видов сервиса:

- Прежде всего система решает проблему недостаточной информированности населения о возможностях системы автобусных перевозок в Республике Беларусь. Пассажирам она поможет сэкономить время при приобретении билета.Кроме того, мы надеемся, что с помощью нашей системы удастся решить проблему анализа пассажиропотоков при автобусных перевозках, а также взаиморасчетов между участниками перевозок, автовокзалами и перевозчиками.Внедрение системы даст значительный социальный и экономический эффект за счет приближения услуги к пассажиру и предоставления следующих дополнительных видов сервиса:


- справка и бронирование через Интернет, а в будущем и оплата билета;


- приобретение билетов через сеть банковских информационно-платежных терминалов;

- доступность осуществления поездок из любой точки отправления, обслуживаемой системой;


- снижение затрат при продаже билетов автовокзалами;


- увеличение пассажиропотока и, соответственно, повышение рентабельности автобусных перевозок.


- Какие дополнительные возможности появятся благодаря внедрению системы?

- Модульный принцип создания системы позволит в зависимости от объемов, выполняемых пассажирскими терминалами, выбирать состав автоматизируемых функций, оборудование и систему передачи данных.
Система предусматривает объединение автовокзалов и автостанций в информационную сеть через РУП ИВЦ авиации и обеспечение возможности приобретения билетов на любом автовокзале на автобусы, отправляемые с других автовокзалов (как с конечных, так и из промежуточных пунктов маршрута) как за наличные деньги, так и по безналичному расчету с использованием банковских пластиковых карточек.
В систему заложена функция вывода на табло в режиме реального времени текущей информации о наличии свободных мест, о времени и платформе отправления.
Будет создана система информирования пассажиров на основе компилятивного синтеза речи, а также осуществляться компьютерная запись и хранение переговоров кассира и пассажира.
Предусмотрена организация некорректируемой системы одноразового ввода и обработки информации.
Кроме того, централизованно-децентрализованная система ведения нормативно-справочной информации позволит вести базу наличия свободных мест в автобусах как непосредственно на каждом автовокзале (автостанции), так и в региональных центрах продаж, которые могут быть организованы в любом регионе, и будут объединять ресурс мест отдельной группы автовокзалов или всех пассажирских терминалов Республики Беларусь.
Наконец, система обеспечит безопасность информации на основе применения системы технической и программной защиты от несанкционированного доступа.


- Высокая степень централизации и автоматизации управления повышает степень опасности любых неполадок, сбоев и отключений, а также форс-мажорных обстоятельств. Насколько защищена от подобных проблем разрабатываемая вашим предприятием система?


- Система построена по централизованно-децентрализованному принципу. Это означает, что она состоит из относительно самостоятельных региональных центров продаж, дислоцирующихся на базе автовокзалов, и центрального сервера, обеспечивающего синхронизацию нормативно-справочной информации (остановочные пункты, адресные данные и т. д.) и расписаний, а также доступ к системе через Интернет и продажу билетов посредством агентов (банки, агентства).
Термин «синхронизация» обозначает в данном случае автоматическое обеспечение в реальном режиме времени с помощью программных и технических средств одинаковых наборов нормативно-справочной информации и расписаний во всех региональных центрах.
Безопасность обеспечивается локально на уровне региональных систем и глобально путем использования сетевых коммуникаций Банковской финансовой телесети (БФТ). Разрыв коммуникаций приводит только к прерыванию синхронизации и взаимной продажи билетов. Все возобновляется при восстановлении связи.
ОДО «Белтранском» через БФТ осуществляет централизованную поддержку программного обеспечения и контроль функционирования системы.


- Не могли бы Вы рассказать о прецедентах использования подобных систем? Какая из них была взята в качестве прототипа? О чем свидетельствует опыт эксплуатации подобных систем?

- Аналогичные системы используются в Украине, в отдельных регионах России, Латвии, Литве и Финляндии. До внедрения новой системы продаж на ряде автовокзалов Республики Беларусь эксплуатировалась ее старая версия, работающая в локальном режиме и имеющая значительно меньше возможностей. Явного прототипа у новой системы нет, но был учтен положительный опыт аналогичных систем.
По мнению специалистов, финская система автобусных терминалов является одной из наиболее эффективных. Принадлежащая к ряду крупнейших финских перевозчиков компания Matkahuolto, которая управляет 65 автобусными терминалами и имеет 400 агентов, с успехом использует общую систему продаж.


- На каком этапе находится внедрение этой системы в Беларуси?


- Ведется разработка плана внедрения централизованной системы продажи билетов на всех автовокзалах, автостанциях и в автокассах Республики Беларусь, включая смету затрат на модернизацию действующего компьютерного оборудования и поставку нового.
В настоящее время новая система работает на автовокзалах и автостанциях Минска, Могилева, Витебска, Гродно, Гомеля, Бреста, Орши, Борисова и Кличева.
В течение 2009 - 2010 гг. на основе централизованной системы планируется продолжить объединение в корпоративную сеть всех пассажирских терминалов республики с участием как собственных средств предприятий, так и бюджетного финансирования.
В 2009 г. разработан проект новой редакции ГОСТ по использованию СКС (специальных компьютерных систем) при продаже билетов на автобусы, который дополнен возможностью продажи международных билетов и использования валюты при оплате билета.

Новая версия 5.1 системы продажи и резервирования автобусных билетов обеспечивает:

- продажу через инфокиоски «Беларусбанка»;

- автоматическую синхронизацию нормативно-справочной информации и расписаний;

- продажу международных билетов;

- оформление маршрут-билета, который включает в себя фактически несколько билетов на различные рейсы, стыкующиеся по месту и времени отправления;

- стыковку с мобильными кассовыми аппаратами;

- продажу сопутствующих товаров и прием оплаты услуг;

- гибкую систему резервирования мест в автобусе;

- возвраты билетов в любом пункте продаж, независимо от того, где они были куплены;

- квотирование продаж по остановочным пунктам маршрута;

- проведение взаиморасчетов между автовокзалами при любой схеме взаимодействия.

Совместно с РУП «Белпочта» ведутся работы по созданию системы продажи билетов с использованием информационно-платежных терминалов. В настоящее время через информационно-платежные терминалы «Беларусбанка» продаются билеты автовокзалов Минска. Билет печатается самим инфокиоском.


- Как новая система задействует возможности, которые создаются все большим распространением Интернета и мобильной связи?


- Использование этих возможностей предложено включить в план развития системы на следующие годы. Продажа билетов через Интернет потребует введения электронного билета или вообще безбилетной технологии, когда данные о пассажире вносятся в посадочную ведомость и посадка контролируется по документу, удостоверяющему личность. Фактически использование технологии продажи электронного билета на всех видах транспорта приведет к реализации принципа «одного окна».


- Использование подобной системы означает поступление достаточно большого объема информации. В связи с этим возникают вопросы: как и кем она будет анализироваться и какие шаги будут предприниматься на основе такого анализа?


- Действительно, объем получаемой информации достаточно велик и он может быть использован для глубокого анализа и последующего эффективного управления всеми аспектами пассажирских перевозок. Кроме того, эта информация может стать основой прогнозирования и планирования перевозочного процесса.