Практика эксплуатации "Три года на «Фотоне»"




 

Три года на «Фотоне»
 

 

Роман МУРАШОВ
Фото автора

 

 

Упоминание о китайских автомобилях у большинства сограждан по-прежнему вызывает лишь усмешку, но это совсем не мешает «китайцам» шаг за шагом завоевывать себе место в автопарках российских компаний. Наибольшее распространение в России из мало- и среднетоннажных коммерческих автомобилей китайских производителей получили машины под маркой Foton.

 

Особенно прижилось семейство автомобилей Foton Ollin, представленное на российском рынке тремя моделями различной грузоподъемности: Foton Ollin BJ1039 (1,5 т), Foton Ollin BJ1049 (3 т) и Foton Ollin BJ1069 (5 т). Все автомобили имеют внешнее сходство, поскольку комплектуются похожей кабиной. Различаются они по величине колесной базы (2600, 3360 и 3800 мм соответственно) и по тому, каким двигателем автомобиль укомплектован. Foton Ollin BJ1039 оснащается только двигателем Isuzu мощностью 92,3 л. с., BJ1049 могут комплектоваться силовыми агрегатами Isuzu или Perkins мощностью 110 л. с., на Foton Ollin BJ1069 устанавливаются только дизели Perkins мощностью 137 л. с.

 

 

Завод Foton Motors

Foton Motors, а точнее Beiqi Foton Motor Co Ltd., была создана 28 августа 1996 г. Быстрая интеграция Foton Motors в активно развивающийся рынок китайского грузового автомобилестроения позволила ей уже через восемь лет выпустить свой первый миллион грузовиков. За эти годы был пройден этап, на который другие компании тратят десятилетия. Специалисты отрасли назвали этот рекорд "скоростью фотона”. Сегодня Beiqi Foton Motor Co Ltd. – одна из самых динамично развивающихся среди 50 крупнейших компаний Китая.
В 1998 г. Foton Motors ввела на своих заводах систему контроля качества согласно мировым стандартам качества ISO 9001 и VDA 6.0. Компания привлекает специалистов из Японии, Европы, Америки. На заводе, где производятся грузовики, разработкой и внедрением новых видов технологического оборудования заняты несколько тысяч китайских научных сотрудников.

 

Приборный щиток с белыми шкалами хорошо воспринимаются водителем

Приборный щиток с белыми шкалами хорошо воспринимаются водителем

 

 

Ollin – знакомство

Итак, Foton Ollin BJ – наиболее продаваемый китайский среднетоннажный развозной грузовик если не во всей России, то в Московском регионе. Машины продавались до кризиса, продаются и сейчас. Это ближайшие конкуренты отечественных зиловских «Бычков» и корейских Hyundai HD. Более всего нас заинтересовало, как ведут себя в режиме штатной эксплуатации самые высокогрузоподъемные автомобили в этой серии - Foton Ollin BJ1069, принимающие на борт до 5 т полезного груза. Поделиться с нами сокровенной информацией о прожитом любезно согласились в автотранспортной компании «Верста» (ООО «Контакт-сервис»).
«Верста» эксплуатирует около десятка автомобилей Foton Ollin BJ грузоподъемностью 3 и 5 т (модификации «1049» и «1069», соответственно) в течение почти двух лет. При этом машины приобретались не единовременно – первые пробные экземпляры отъездили более года (в среднем по 60 тыс. км), после чего несколько месяцев назад были приобретены еще несколько автомобилей. Значит ли это, что Foton Ollin BJ получает признание в нашей стране? В определенной мере, думаю, да. Ведь решение расширить долю Foton в автопарке компании принималось исходя из имеющегося опыта эксплуатации пробной партии машин. Итак, что показала эксплуатация Foton Ollin BJ1069.
В компании собственная ремонтная зона и штат профессиональных мастеров – механиков, слесарей, электриков и пр. Техническое обслуживание осуществляется здесь же и своими силами. Как и многие автотранспортные компании, в которых мы постигали опыт эксплуатации различных машин, в «Версте» используют полусинтетическое моторное масло Mobil для дизельных турбированных двигателей. Интервал замены масла и фильтров – 15 +/- 2-3 тыс. км.

 

 

 

 

Машины в «Версте» эксплуатируются скорее с недогрузом, во всяком случае, перегрузов в практике перевозок практически не испытывают. Шины, которыми машины укомплектованы на конвейере, в обязательном порядке подлежат замене, поскольку крайне плохо держат автомобиль даже на слегка увлажненном дорожном покрытии. Зато этот недостаток неплохо компенсируется удачным радиусом колес – на рынке всегда в наличии немало шин размерности R 16, в том числе и российских производителей по доступным ценам.

 

 

Старый конь борозды не испортит


Дизельные двигатели Perkins, производимые в Китае по английской лицензии, которыми укомплектованы автомобили, нареканий практически не имеют. Наоборот, водители и автослесари, обслуживающие эти автомобили, с похвалой отзываются о китайских Perkins. Разве что на некоторых машинах требовалось заменить некоторые патрубки системы охлаждения.

 

 

Силовая установка Perkins – один из самых надежных узлов автомобиля

Силовая установка Perkins – один из самых надежных узлов автомобиля

 

 

Агрегатированные с двигателями коробки переключения передач (полностью китайского производства), как и сами двигатели, претензий с эксплуатирующей стороны тоже не вызывают. Справляется со своей задачей и выполнена на достойном уровне головная оптика автомобиля.

Зацепы на пути сцепления

 


А вот работа механизмов привода сцепления на многих машинах модификации «1069» просто не выдерживает критики: сцепление жесткое, педаль иногда даже невозможно продавить двумя ногами. Специалисты ремонтной службы пришли к выводу, что либо умышленно, либо случайно, но почти во всех парах трения механизма привода сцепления (вилка сцепления, выжимной подшипник) полностью отсутствует смазка. Возникающие при этом чрезмерные нагрузки на другие исполнительные механизмы, видимо, служат одной из основных причин вывода их из строя. В частности, на одном из автомобилей заменили девять рабочих цилиндров сцепления! Это абсолютный максимум в компании, на других автомобилях негативные результаты эксплуатации гораздо скромнее.

 

 

Педальный узел не хуже и не лучше, чем у конкурентов

Педальный узел не хуже и не лучше, чем у конкурентов

 

 

Выход из ситуации был найден – установили самобытную систему смазки механизмов привода сцепления. Работает.
Примечателен другой факт: на автомобилях модификации «1049» подобные проблемы со смазкой механизмов привода сцепления отсутствуют. Это значит, что в конструкции система смазки предусмотрена, а ее отсутствие на машинах «1069», приобретенных компанией, можно считать заводским браком. Но рекламаций производителю никто не предъявлял, все машины с момента покупки были сняты с гарантии и постоянно обслуживаются в собственной ремонтной зоне.

 

 

Коробка переключения передач и сцепление практически не вызывают нареканий во время эксплуатации, разве что механизм привода самого сцепления иногда…

Коробка переключения передач и сцепление практически не вызывают нареканий во время эксплуатации, разве что механизм привода самого сцепления иногда…

 

 

Наука о контактах


Общее слабое место в автомобилях Foton Ollin BJ – это электропроводка. Внешне посмотришь – провода обычного принятого на других автомобилях сечения, но то ли сказывается ее неудачное размещение на раме и особенно в задней ее части, то ли плохая гидроизоляция проводов – они мокнут, окисляются и отгнивают. Мастера, как могут, защищают контактные группы, наращивают и паяют провода.

 

 

Внутри коробки с предохранителями есть все шансы на образование конденсата

Внутри коробки с предохранителями есть все шансы на образование конденсата

 


Не очень удачно расположена коробка с силовыми предохранителями – на раме рядом с аккумуляторами. Из-за слабого уплотнения крышки внутри нее постоянно скапливается влага - конденсат, контакты намокают и замыкаются. Пока не высохнут, – машина не заведется.
Слабым местом автомобиля является стартер – сгорает примерно на 10 - 20 тыс. км пробега. В данном случае виноват, скорее, их поставщик на конвейер, но производитель далеко, а аналоги на замену есть в магазинах запчастей: немецкие, из Словении. Все, кто заменили, проблем со стартером более не испытывают.

 

 

При таком тотальном загрязнении и увлажнении проводка к задним фонарям автомобиля долго не живет

При таком тотальном загрязнении и увлажнении проводка к задним фонарям автомобиля долго не живет

 

Бывает, что перестает «дуть» печка. В таком случае после снятия торпедо надо всего-то отвернуть бачок омывателя, вынуть из корпуса печки фильтр-сетку и продуть, а затем собрать в обратном порядке.

 

 

В корпус воздушного фильтра из-за неплотной крышки проникают вода и грязь, поднимаемые с дороги передним правым колесом

В корпус воздушного фильтра из-за неплотной крышки проникают вода и грязь, поднимаемые с дороги передним правым колесом

 

 

Общие впечатления


Водители Foton Ollin BJ1069 отмечают очень хороший обзор из кабины и отсутствие «мертвых зон» в зеркалах. Машина имеет отменную управляемость, в салоне – в отличие от «Валдая» и «Бычка» - тишина, как дома. Тормозная пневмосистема держит отлично, двигатель установлен с большим запасом - 5 т в кузове почти не чувствует, приемистость с малых оборотов отличная даже не вжимая педаль в пол. По трассе идет уверенно, 100 км/ч - крейсерская скорость, запас для обгона есть - 120 км/час идет, проверено на нескольких машинах. Автомобиль реально прост в обслуживании. Не нравится только, что задние колодки нужно подводить вручную, но это не единственный случай: на многих моделях более дорогих одноклассников этого автомобиля приходится делать то же самое.
Проблема, правда, не самая главная, с которой пока никому не удалось справиться: дует холодный воздух из ручек дверей и из подручника. Так построены вентиляционные каналы. Зато стекла не потеют. Правда, этот эффект наблюдается только при приоткрытых стеклах дверей.

 

 

Вентиляционные окна внизу двери, через которые иногда довольно сильно поддувает

Вентиляционные окна внизу двери, через которые иногда довольно сильно поддувает

 


С приходом морозов замерзает кран распределителя вакуумной системы тормозов. Чтобы воздух не замерзал, рекомендуется чаще сливать конденсат из ресивера. Проблемы обычно появляются, если «закисают» (зеленеют) контакты на проводах, идущих к осушителю. Их надо периодически проверять и зачищать. В итоге, если работает осушитель и система периодически продувается, конденсата в ресиверах быть не должно.

 

 

Центральная консоль достаточно функциональна и без изысков

Центральная консоль достаточно функциональна и без изысков

 


В мороз бывают и такие ситуации: машина завелась легко, а приборы показали отсутствие давления воздуха в тормозной системе. После прогрева двигателя ничего не изменилось. На Foton Ollin BJ1069 три ресивера, в центральном был воздух и срабатывал клапан избыточного давления, два ресивера по краям - пустые, их соединяют пластиковые трубки. Выход был и прост, и сложен: пришлось греть тройник, который соединяет ресиверы между собой. Отогрелся он быстро, и воздух пошел в другие ресиверы.

 

 

Мнение «старейшин»


Мы подготовили мнения индивидуальных владельцев Foton Ollin BJ1069 более старшего возраста и с большим пробегом.
Первый владелец приобрел свой автомобиль в 2006 г., перед новым годом. Пробег автомобиля около 120 тыс. км. В том году не было сильных морозов, и автомобиль достаточно уверенно заводился по утрам. Прошло два месяца эксплуатации, и машина при возвращении из рейса заглохла на ходу. Первая мысль была, что это проблемы с топливом, но на самом деле оказалось, что насос, который подает топливо в топливный насос высокого давления, внутри весь осыпался и подача топлива прекратилась. Заказанную деталь пришлось ждать около двух недель.


Сцепление требует замены каждые 40 тыс. км. Других весомых проблем владелец с автомобилем не испытывал.
Второй владелец приобрел автомобиль модели 1069 в начале 2007 г. Сегодня пробег машины составляет 200 тыс. км. Фургон производства «Транстехмаш» варили раз пять, все равно течет. Краска с крыши сошла вместе с первым снегом.
Непосредственно о шасси: замена крестовин каждые 30 – 40 тыс. км, причем подходят крестовины от «Бычка». Охлаждающая жидкость начинает течь через 50 тыс. км, потом каждые 30 тыс. км. «Лечится» это заменой резинотехнических деталей на общую сумму примерно 8 тыс. рублей. Родные фильтры и прочее довольно дороги, и для того, чтобы поставить аналоги, пришлось переделать крепление фильтров.


Проводка сгнила через четыре месяца, половина приборной панели не работает, машина ездит и так. Штатная печка практически не греет, ее размер вдвое меньше, чем в «Жигулях». Пытались утеплить кабину - не помогло. Поставили еще печку от «Газели»: жить можно, но не в городе, а только по трассе.
Стартер заменяли два раза, машина ходит в дальние рейсы – по 1000 км в один конец, поэтому коробка «живет» до 70 тыс. км, двигатель 150 - 200 тыс. км. В данном случае после пробега 200 тыс. км двигатель застучал. Запчасти к нему есть, кроме ремонтных вкладышей, которых не существует в природе в природе! Ремонт двигателя на СТО обойдется в 100 тыс. рублей, новый в сборе стоит около 150 тыс. рублей. Большой плюс: на двигателе нет номера, всего лишь приклеена табличка, поэтому вопрос замены агрегата особых проблем не доставляет.
Шкворни меняли через 80 тыс. км, задний мост заменили на 150 тыс. км, проблемы с генератором - каждые 20 тыс. км.

 

 

Эпилог

Всем, кто эксплуатирует Foton Ollin BJ, мы задавали вопрос о том, насколько ликвидна будет машина в дальнейшем, по истечении нескольких лет эксплуатации? Все наши собеседники затруднились ответить на этот вопрос. В какой-то мере ликвидность у этого автомобиля присутствует, но только вот в какой – пока неясно. По всеобщему убеждению, автомобиль сначала надо избавить от перечисленных основных недостатков, а потом уже рассуждать о его вторичном рынке. Хотя и на данном этапе своего развития машина имеет устойчивый спрос, причем со всеми своими минусами: автомобиль выгоден в эксплуатации благодаря простоте и даже незатейливости конструкции, дешевизне и вместе с тем надежности основных агрегатов и узлов.