Практика хозяйствования "Экономия топлива: системный подход"




Экономия топлива: системный подход

 

 

Комплексная система мониторинга и управления расходом топлива для автотранспортных предприятий

 

Анатолий ПОСТОЛИТ,
д. т. н., профессор МАДИ

 

Для автотранспортных предприятий в условиях экономического кризиса на первый план выходят задачи сокращения всех видов расходов. Основную долю затрат в себестоимости перевозок приходится на топливо. Для эффективного управления расходом топлива необходимо иметь достоверную информацию о выполненной транспортной работе, автоматизировать все процессы, связанные с нормированием, отпуском и учетом топлива.

 

 

При решении задачи управления расходом топлива инженерный персонал автотранспортных предприятий сталкивается с целым рядом трудностей. Это в первую очередь несовершенная система нормирования и планирования потребностей в топливе, отсутствие технических средств, которые дают возможность получать достоверную первичную информацию и исключают субъективный человеческий фактор при учете топлива и обработке первичной транспортной документации; комплексных информационных систем, обеспечивающих оперативную обработку больших массивов первичной информации. Все это способствует легализации завышенных нормативов расхода топлива, припискам транспортной работы и как следствие - к повышению себестоимости перевозок и возможности хищения топлива.
Особенно эта проблема актуальна в зимний период времени, когда нормы расхода топлива формально увеличиваются на 5 – 10 %, а погодные условия (температура воздуха, высота снежного покрова и пр.) в условиях смягчения климата не сильно отличаются от осенних месяцев. На пассажирском транспорте в зимние месяцы для обогрева салона автобусов вводятся специальные надбавки. Поскольку время работы обогревателей салона инструментально не контролируется, появляется возможность формально списания топлива без его фактического расхода. В больших городах резко повысилась загруженность дорожной сети, появляются пробки, которые в корне меняют скоростной режим работы на линии, и как следствие фактический расход топлива может увеличиваться в два и более раза. Пробки чаще возникают хаотически, но могут быть и регулярными в определенные часы суток. Их продолжительность заранее нельзя спрогнозировать. Эти случайные факторы не дают возможности обосновано планировать и нормировать расход топлива, и нормативы расхода топлива на городских автобусных маршрутах, как правило, насколько завышены. В условиях постоянно растущих цен на топлива и финансового кризиса актуальность создания инструментального контроля и системы управления расходом топлива выходит на первый план.
Обобщенная технология управления расходом топлива приведена на рис. 1. Она предусматривает полный цикл управления – от нормирования расхода топлива до принятия управленческих решений.

 

 

 


Данная технология будет работать эффективно при условии автоматизации всей технологической цепочки и исключения влияния на конечный результат человеческого фактора. Эта задача может быть решена только при использовании специализированных технических средств и современных компьютерных технологий. Принципиальная схема автоматизированной системы учета и управления расходом топлива для автотранспортного предприятия приведена на рис. 2. Ядром системы является база данных и соответствующее программное обеспечение. В качестве поставщика данных для системы выступает периферийное оборудование, устанавливаемое на АЗС и транспортные средства.

 

 

 

 


В основу программного обеспечения автоматизированной системы положен балансовый метод управления расходом топлива. Вся нормативно-справочная и первичная информация хранится в единой базе данных. Если в транспортном предприятии имеется собственный заправочный комплекс (АЗС), то первичные данные о приходе и расходе топлива в емкости АЗС поступают в систему в автоматическом режиме с соответствующих технических средств. Все первичные данные о заправках автомобилях, о выполненной транспортной работе, о фактическом расходе топлива поступают в систему в автоматическом режиме (минуя персонал) с установленного на транспортное средство специализированного оборудования. Периферийное оборудование системы может быть любого типа, производителя, иметь различные характеристики. Важно, чтобы оно обеспечивало регистрацию и хранение необходимого набора информации, которую всегда можно преобразовать в нужном для системы формате.
Разработка автоматизированной системы управления расходом топлива выполнена автором, а ее апробация проводилась в ГУП Московской области «Мострансавто» и на ряде автотранспортных предприятий в различных регионах России. В соответствии с балансовым методом управления расходом топлива учет и анализ движения топлива в транспортном предприятии осуществляется на уровне емкостей АЗС и на уровне топливных баков транспортных средств.  


Для решения первой задачи – учета движения топлива на уровне емкостей АЗС – в ГУП МО «Мострансавто» проведена модернизация заправочного комплекса, включающего порядка 50 АЗС, на которых автоматизирован учет топлива в емкостях с использованием оборудования фирмы Veeder-Root. Организована автоматизированная заправка топлива в транспортные средства на базе программно-технического комплекса FuelOmap фирмы ORPAK.
Для решения второй задачи – учет движения топлива на уровне топливных баков транспортных средств - может использоваться оборудование разных производителей, представленное сегодня на рынке. В данном случае проведено испытание мобильной навигационной системы с применением топливных датчиков «Эталон». Эта работа проводилась в филиалах ГУП МО «Мострансавто» и в ряде других предприятий (Сочи, Санкт-Петербург и др.).


Структура разработанной системы управления расходом топлива с выделением базовых модулей и указанием перечня периферийного оборудования приведена на рис. 3.
Система построена на основе централизованной базы данных и удаленных рабочих мест, работающих через интернет по Net-технологиям. В этом случае автотранспортным филиалам нет необходимости создавать собственные серверные мощности, нести затраты по их обслуживанию и эксплуатации, достаточно иметь любой компьютер с выходом в Интернет. Однако система легко масштабируется и может работать в рамках локальной сети любого автотранспортного предприятия.
В соответствии с технологией управления расходом топлива (рис.1) управление начинается с формирования справочно-нормативной базы. Для пассажирских автотранспортных предприятий нормирование сводится к формированию справочников маршрутных норм расхода топлива, расхода на нулевой пробег, на обогрев салона подвижного состава в разрезе марок применительно к различным климатическим условиям эксплуатации (зима, лето). Структура справочников информационной системы по нормированию расхода топлива для пассажирских автотранспортных предприятий приведена на рис. 4.

 

 


 

 

 

Планирование потребности в топливе для пассажирских автотранспортных предприятий должно осуществляться на основе маршрутных норм, норм расхода на нулевой пробег, на обогрев салона подвижного состава, планируемых пробегов подвижного состава (с учетом сезона работы автомобилей на линии). Укрупненная схема планирования потребности в топливе приведена на рис. 5.

 

 

 


Планирование расхода топлива делается в разрезе месяцев с разбивкой по выходам маршрутам и рейсам. На основе этой информации можно осуществлять закупки топлива, а также выполнять сопоставление планового расхода топлива с фактическим.

Система управления расходом топлива будет работать эффективно тогда, когда в комплексе автоматизированы процессы сбора и обработки всей первичной информации о приходе-расходе топлива, в частности:


- учета поступления топлива в емкости АЗС (при наличии в предприятии собственной заправки);


- адресного отпуска топлива из емкостей АЗС на зарегистрированные в системе и допущенные к заправке автомобили (при наличии собственной АЗС), или получения данных о заправленном в автомобили топливе (при заправках на сторонних АЗС);


- учета пробега подвижного состава и выполненной транспортной работы;


- индивидуального нормирования расхода топлива в разрезе каждого автомобиля на основе мониторинга состояния топливного бака в реальном режиме времени;


- фиксации фактов несанкционированного залива и забора топлива из емкостей АЗС и топливных баков автомобилей.


Важной частью системы является бортовое оборудование автомобилей, которое обеспечивает учет выполненной транспортной работы и израсходованного на нее топлива. В данном случае применялось оборудование, которое состоит из двух основных элементов: бортового навигационного блока и дополнительного датчика уровня топлива (рис. 6). Навигационный блок может работать и со штатным датчиком уровня топлива автомобиля.

 

 

Рисунок 6. Элементы бортового оборудования  системы управления расхода топлива

 


Система дает возможность инструментального контроля и фиксации основных параметров использования транспортного средства на линии, реальную информацию о фактическом расходе топлива автомобилем и пройденном пути. В отличие от системы FuelOmat фирмы ORPAK (табл. 1), где факт сверхнормативного расхода топлива может быть установлен только косвенно (расчетным путем), здесь персонал предприятия получает полную картину о расходе топлива из бака автомобиля (заправка, слив, расход на 1 км пробега, расход на 1 час работы на холостом ходу), а также ряд других параметров о работе транспортного средства на линии: продолжительность смены, время в движении, время работы на холостом ходу, скоростной режим движения и пр. (табл. 2).
 
 
В соответствии с действующими в Российской Федерации стандартами установка на транспортное средство дополнительного бортового оборудования является изменением конструкции автомобиля, а эта процедура требует обязательной сертификации.

Для регистрации изменения конструкции автомобилей, участвующих в эксперименте, были получены следующие разрешительные документы:


- сертификат соответствия системы сертификации ГОСТ-Р Госстандарта России на бортовое оборудование;


- заключение НАМИ о возможности изменения конструкции автомобиля;


- сертификат соответствия системы сертификации ГОСТ-Р Госстандарта России на право выполнения работ по переоборудованию автомобилей (для фирмы, производящей монтаж оборудования на транспортные средства);


- получены отметки в паспорте транспортного средства о внесении изменений в конструкцию автомобиля, которые проставляются органами ГИБДД.


В целях расширения функциональных возможностей системы планируется реализовать учет расход топлива не только на автомобиль, но и на водителя, а также относить расход топлива к маршруту, на котором работало транспортное средство. Последнее особенно актуально для автобусов, поскольку расход топлива на разных маршрутах (городские, пригородные, междугородние) имеет существенные различия. На первом этапе достаточно доработки программного обеспечения с реализацией ручного ввода в систему нескольких дополнительных параметров. В дальнейшем планируется модернизировать бортовое оборудование. В качестве такого устройства может использоваться ридер для чтения данных с пластиковых карт или GPRS-модем для приема SMS-сообщений с сотового телефона.
Испытания системы управления расходом топлива показали, что на маршрутных автобусах за счет индивидуального нормирования (на маршрут и транспортное средство) фактический расход топлива снижается в среднем на 13%. Выявлены транспортные средства, которые не укладываются в существующие нормативы и требуют соответствующего технического воздействия. Система позволяет выявить факты несанкционированной работы на линии, что обеспечивает собираемость доходов, особенно при работе транспорта на коммерческих маршрутах. Она дает возможность оценить квалификацию водителя и степень влияния стиля его работы (скоростной режим, замедления, ускорения) на расход топлива. При эксплуатации автомобилей в зимний период обеспечивается учет расхода топлива на обогрев салона автобусов. Для ряда маршрутов показана необходимость учета при нормировании расхода топлива и загруженности дорожной сети, когда в определенные дни (из-за пробок) расход топлива может возрастать более чем в два раза.


Эффективность работы системы управления расходом топлива в значительной степени будет зависеть от заинтересованности персонала предприятия в экономии топливно-энергетических ресурсов. При внедрении подобных систем должны быть четко проработаны вопросы материального стимулирования работников предприятия. Весь персонал – от водителя до директора – должен быть заинтересован в конечном результате.