Презентация "Новый ПАЗ 3204 с двигателем ЯМЗ 534 – made in GAZ"


 

Новый ПАЗ 3204 с двигателем ЯМЗ 534 – made in GAZ

 

 

Роман МУРАШОВ
Фото автора

 

 

В самый канун нового, 2010 года компания «Русские автобусы» - подразделение «Группы ГАЗ» на дмитровском автополигоне ФГУП НАМИ для представителей СМИ провела ознакомительный тест-драйв новой модификации автобуса ПАЗ 3204 с новейшим российским двигателем ЯМЗ 534, сертифицированным на соответствие экологическому стандарту Евро-4. Уникальность представленной машины еще и в том, что это первый автобус на рессорной подвеске, полностью собранный на агрегатах собственного производства «Группы ГАЗ».

 

 

Производство новых силовых агрегатов, особенности конструкции которых позволяют без существенных затрат достичь экологических показателей Евро-5 и -6, «Группа ГАЗ» планировала начать на Ярославском моторном заводе (ОАО «Автодизель») в наступившем 2010 г. Однако перед самыми новогодними праздниками инновационный проект «Автодизеля» по созданию производства мирового уровня был поставлен под угрозу срыва одним из акционеров предприятия – государственной корпорацией «Ростехнологии» – миноритарным собственником завода, который заблокировал решение о получении кредита для финансирования этого проекта. Такое решение было вынесено несмотря на то, что осенью 2009 г. наблюдательный совет государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк) под председательством премьер-министра России Владимира Путина одобрил предоставление «Автодизелю» кредита объемом 5,8 млрд рублей на десять лет. Формальная причина неодобрения сделки – отсутствие механизмов оформления кредита в госкорпорации.

 

 

ПАЗ 320412 – удлиненная на 960 мм модификация автобуса малого гласа ПАЗ 3204

ПАЗ 320412 – удлиненная на 960 мм модификация автобуса малого гласа ПАЗ 3204

 


Директор дивизиона «Силовые агрегаты» Игорь Кульган сообщил, что «Группа ГАЗ» не отказывается от дальнейшей реализации проекта, поэтому продолжает испытание двигателей в составе различной техники и считает, что этот факт не должен ставить под угрозу конкретный проект и остановить развитие дизелестроения в России в целом.
Новое предприятие по выпуску двигателей ЯМЗ 530 может стать первой высокотехнологичной двигателестроительной площадкой, построенной в России за три с половиной десятка лет. По уровню оснащенности и автоматизации производства новый завод не уступит лидерам мировой автомобильной промышленности. Выпуск опытной партии двигателей предварительно намечен на вторую половину текущего года, старт серийного производства – на начало 2011 г. Уровень локализации производства компонентов нового двигателя в РФ составит около 35 % на начальном этапе освоения производства и достигнет 60 – 70 % при выходе на проектные мощности, что позволит обеспечить заказами производителей-смежников. На новом предприятии планируется организовать порядка полутора тысяч рабочих мест. Проектная мощность первой очереди производства – 80 тыс. двигателей в год.

 

 

ПАЗ 3204 с двигателем ЯМЗ 534 прошел обкатку на маршруте длиной в несколько тысяч километров

ПАЗ 3204 с двигателем ЯМЗ 534 прошел обкатку на маршруте длиной в несколько тысяч километров

 

 

Считается, что двигатели семейства ЯМЗ 530 найдут себе широкое применение в продукции, выпускаемой предприятиями «Группы ГАЗ» (грузовые автомобили ГАЗ и «Урал», автобусы ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ и дорожно-строительная техника) и в иностранной продукции – на белорусских автомобилях МАЗ, тракторах, стационарных энергетических установках и специальных шасси.
Семейство двигателей ЯМЗ 530 – собственная разработка конструкторов ОАО «Автодизель». На начальной стадии разработок в проект привлекалась австрийская инжиниринговая компания AVL List GmbH. ЯМЗ 530 спроектированы таким образом, что позволяют создавать модификации двигателей для широкого диапазона автотехники, включая транспортные средства для оборонных нужд России. По основным техническим и эксплуатационным характеристикам двигатели семейства соответствуют лучшим мировым коммерческим аналогам. Двигатели такой современной конструкции имеют сравнительно невысокую стоимость, что делает их в высшей степени конкурентоспособными в России и за ее пределами.

 

 

Силовая установка ЗМЗ автобуса ПАЗ 3204-08

Силовая установка ЗМЗ автобуса ПАЗ 3204-08

 

 


Работы по адаптации двигателей ЯМЗ 534 к модельному ряду Павловского автобусного завода начались в середине 2008 г. Через год, к августу 2009 г., была разработана эскизная документация на установку двигателя ЯМЗ 534 на ПАЗ 3204. Опытный образец автобуса был собран уже в октябре 2009. ПАЗ 3204 с двигателем ЯМЗ 534 прошел обкатку на маршруте протяженностью более 6 тыс. км, общий пробег всех автобусов ПАЗ, оснащенных новыми двигателями, превысил 70 тыс. км.


По результатам тестовых испытаний двигателя в составе автобусов ПАЗ 3204 подтвердились основные преимущества двигателя ЯМЗ 534: низкий уровень внешнего шума (около 92 дБ), что позволяет отказаться от дополнительного дорогостоящего капотирования моторного отсека, повысить комфорт в кабине и салоне автобуса. Новый мотор экономичен: применение топливной системы Common Rail позволяет поддерживать удельный расход топлива на уровне 142 - 143 г/л. с.ч, что в среднем на автобусе ПАЗ 3204 составляет порядка 19 л на 100 км. Двигатель имеет увеличенный межсервисный интервал и повышенный ресурс, а это в совокупности позволяет существенно снизить эксплуатационные расходы. Трудностей в привязке нового двигателя к автобусу не возникло, проведения дополнительных конструкторских работ не потребовалось.

 

 

Газовые заправочные баллоны ПАЗ 3204-08 расположены под полом автобуса: один в заднем левом свесе и второй в базе по правой боковине

Газовые заправочные баллоны ПАЗ 3204-08 расположены под полом автобуса: один в заднем левом свесе и второй в базе по правой боковине

Газовые заправочные баллоны ПАЗ 3204-08 расположены под полом автобуса: один в заднем левом свесе и второй в базе по правой боковине

 

 


По результатам испытаний автобуса ПАЗ с двигателем ЯМЗ 534 (в чем смогли убедиться приглашенные на тест журналисты) новый двигатель обеспечивает машине хорошие тягово-динамические характеристики. ПАЗ 3204 на рессорной подвеске комплектуется механической КПП ZF, мостами производства ООО «КААЗ».


Новый двигатель будет устанавливаться на городскую и пригородную версии автобуса, экономичный мотор в совокупности с увеличенными межсервисными интервалами позволит существенно снизить эксплуатационные расходы на новую машину.
На тест-драйве был также представлен ПАЗ 3204 газовый (пропан - бутан) и удлиненная версия этого же автобуса – ПАЗ 320412. ПАЗ 3204 газовый дополнит семейство автобусов малого класса ПАЗ 3204 с рессорной подвеской в линейке "дизель - бензин - газ". Автобусы ПАЗ 3204 с газобалонным оборудованием комплектуются двигателями типа "газ - бензин", работающими на сжатом (метан) и сжиженном (пропан - бутан) газе.

 

 

Преимущества двигателя ЯМЗ 634: низкий уровень шума, экономичность, надежность

Преимущества двигателя ЯМЗ 634: низкий уровень шума, экономичность, надежность

 

 


Автобус ПАЗ 3204-08 газовый укорочен на 500 мм по сравнению с базовой моделью, укомплектован двигателем ЗМЗ мощностью 130 л. с. и двумя баллонами объемом по 95 л каждый с продольным расположением под полом автобуса: один в заднем левом свесе и один в базе по правой боковине и механической коробкой передач ГАЗ. Общая пассажировместимость - 39 человек. Габариты автобуса: 7100х2410х2880 мм.
Автобус ПАЗ 320412 - это удлиненная модификация автобуса малого класса ПАЗ 3204, его база увеличена на 960 мм. Автобус может использоваться муниципальными и коммерческими перевозчиками для работы на городских и пригородных маршрутах. Автобус ПАЗ 3204-12 комплектуется двигателем Cummins (185 л. с.) и пятиступенчатой механической коробкой передач ZF. Автобус имеет два варианта планировки салона: городская (21 или 26 посадочных мест в зависимости от комплектации) и пригородная (30 посадочных мест). Габариты автобуса: 8800х2410х2880 мм. В прошлом году завод выпустил около 100 автобусов этой модификации.