Таможня "Таможенный треугольник"




Таможенный треугольник

 

 

Светлана АЛЕКСЕЕВА
Фото Олега ЖАРКО

 

Не будем загадывать, чем завершится очередной этап многолетней истории объединения России и Беларуси. Во всяком случае, он начался. В конце прошлого года президенты России, Беларуси и Казахстана на удивление быстро подписали договор о создании единого таможенного пространства, в составе которого и решили вступать в ВТО. И если Казахстан взял себе «отсрочку исполнения» сроком на год – до 1 января 2011 года – то Россия и Беларусь не стали откладывать объединительные действия в долгий ящик.

 

 

Граница уходит на запад…

По неофициальной информации, белорусская таможня получила указание сверху до 1 июля расформировать свои подразделения на границе с восточным соседом.
А по официальной информации Федеральной таможенной службы (ФТС) России, в соответствии с решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества и решением Комиссии таможенного союза с 1 января 2010 г. вступает в силу единая товарная номенклатура ВЭД Таможенного союза (ТН ВЭД ТС), единый таможенный тариф (ЕТТ) и единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками (единый перечень). Странам-членам таможенного союза необходимо до 31 декабря 2009 г. обеспечить внесение соответствующих изменений в национальные нормативные акты и обеспечить функционирование системы таможенных органов в новых условиях с 1 января 2010 года. ГНИВЦ ФТС России подготовил и разослал в таможенные органы обновленную версию нормативно-справочной информации единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов.
Подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в некоторые нормативные акты (более 80 актов) и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации (более 130 актов). Подготовлен проект указа президента Российской Федерации о внесении изменений в один указ президента Российской Федерации.


Необходимо актуализировать 111 ведомственных приказов и 11 ведомственных распоряжений, а также 6 совместных приказов и 1 совместного распоряжения, требующие согласования с другими ведомствами. Проведены проверки официальных текстов, в том числе текста ЕТТ на наличие ошибок в ТН ВЭД ТС и ставках Таможенных пошлин. Обобщенная информация об ошибках направлена в Комиссию таможенного союза. Проведен анализ базы действующих предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России на предмет соответствия кодам ТН ВЭД ТС. По результатам данного анализа отозвано 18 предварительных решений. Помимо этого ведутся работы по обеспечению соответствия нормативной базы Таможенного союза ранее принятым Россией международным обязательствам.


Переходный период для обкатки нового таможенного пространства продлится до 1 июля 2010 г. Тогда вступит в силу единый Таможенный кодекс. Сейчас идет доработка этого документа. Но с 1 января производители трех стран СНГ уже получили возможность без ограничений перемещать свои товары в этом таможенном треугольнике - одежду, обувь, молоко, мясо, сахар, машины, газ, энергию, автомобили.


– Образовался новый гигантский рынок, который насчитывает 160 миллионов потребителей. А если рынок шире, то и цены ниже, убежден заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Александр Коган. - Таможенная очистка товаров, сдвигаемая к границам Таможенного союза, приведет к уменьшению бумажной волокиты, вымогательств и коррупционных поборов, – прогнозирует А. Коган.

– Такое понятие, как отечественный товар, уступит место союзному товару, то есть произведенному в Таможенном союзе. Соответственно, постепенно мы будем привыкать к тому, что отечественными производителями в России будут считаться казахские и белорусские товаропроизводители и наоборот. Импортеры из других государств, по словам депутата, в результате сэкономят миллионы долларов, что в конечном итоге должно привести к снижению цен на их товары.
- Есть опасение, что импортеры будут в документах декларировать страну, где значится «льготная пошлина», а по факту ввозить его на территорию государства, где пошлина высокая. И хорошо экономить на этом,
- поясняет А. Коган.


Поэтому пока что иностранные товары, подступая к границам Таможенного союза и направляясь затем к месту доставки по трем государствам, попадут под так называемую специальную систему слежения, какой нет ни в Евросоюзе, ни в любом другом государстве. «Это новшество ввели для того, – говорит А. Коган, – чтобы у импортеров не возникло искушения заниматься махинациями, используя льготные ставки таможенных пошлин». Дело в том, что на первое время члены таможенного союза союзники составили список из 400 импортных товаров, которые особо чувствительны для стран. Сопровождение же к месту таможенной очистки товаров, по словам депутата, подразумевает не только присутствие таможенников, но и спецпломбировку грузов, череду отметок в пунктах пропуска.


По информации пресс-службы белорусского Минтранса белорусские и российские эксперты в ходе заседания рабочей группы органов транспортного контроля и ассоциации БАМАП по вопросам переноса отдельных действий транспортного контроля на внешнюю границу Союзного государства согласован в окончательной редакции перечень отдельных действий по транспортному контролю. Эти действия начнет выполнять белорусская транспортная инспекция с 1 июля 2010 г. на внешней границе Союзного государства в отношении транспортных средств, следующих в/ через территорию России. При этом на внешней границе предполагается определять весовые и габаритные параметры грузового автотранспортного средства, проверять соответствие весовых параметров и габаритов грузового автотранспорта установленным законодательством России нормам, а также данным, указанным в спецразрешении на перевозку крупногабаритного и тяжеловесного груза, выданном компетентным органом РФ.


Кроме того, планируется проверять наличие у перевозчика разрешения на проезд по территории России, если оно обязательно, его соответствие виду выполняемой перевозки и соответствие характеристик автотранспортного средства экологическим требованиям и требованиям безопасности, предусмотренным разрешением.

 

 

Есть нюансы…


Впрочем, с транспортным контролем на внешней границе не все просто. На очередном заседании Координационной комиссии по формированию и обеспечению функционирования объединенной транспортной системы Союзного государства в Москве обсуждался ход реализации планов по переносу транспортного контроля на внешнюю границу Союзного государства и Таможенного союза. И российские, и белорусский перевозчики считают целесообразным рассмотрение вопроса о введении единых требований к весогабаритным параметрам автотранспортных средств, въезжающих на территорию Союзного государства, а также ставок сбора за проезд автотранспортных средств по его автомобильным дорогам. Но как это сделать? Ведь баталии вокруг пресловутого техрегламента о безопасности колесных транспортных средств – в самом разгаре. Причем ни для кого не секрет, что механизм принятия подобного рода решений в России куда более витиеват и непредсказуем, чем в Беларуси.


Между тем одновременно с формированием единого таможенного пространства трех стран продолжается и работа по объединению транспортных систем России и Беларуси. Впрочем, тут дело пока продвигается сложнее. На очередном заседании Координационной комиссии по формированию и обеспечению функционирования объединенной транспортной системы Союзного государства в Москве, в частности, обсуждался вопрос о ходе реализации пункта 7 Приложения к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества от 23 марта 2007 г. в части обеспечения беспрепятственного и недискриминационного проезда автотранспортных средств между Российской Федерацией и Республикой Беларусь и транзитом по их территориям.


Белорусская делегация подчеркнула, что не завершено выполнение решений десятого заседания Координационной комиссии в сфере международных автомобильных перевозок по вопросам:


– отмены требования о предъявлении белорусскими перевозчиками копии второго экземпляра Свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита при выезде с территории Российской Федерации (вопрос будет решен после вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза);


– получения специальных разрешений на проезд тяжеловесных транспортных средств при незначительном превышении допустимых общей массы и (или) осевых нагрузок в автодорожных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;


– введения единой нагрузки в 22,5 т для трехосных прицепов или полуприцепов с односкатными колесами при расстоянии между осями от 1,3 до 1,8 м для транспортных средств с пневматической подвеской.


Белорусские и российские перевозчики договорились ускорить доработку техзадания, касающегося усовершенствования механизма мониторинга грузовых автомобильных перевозок, осуществляемых белорусскими и российскими перевозчиками на территории Союзного государства, для определения возможности обратной попутной загрузки транспортных средств одной из сторон по территории другой стороны и последующего формирования общего рынка транспортных услуг. Стороны признали целесообразным определить принципы формирования общего рынка транспортных услуг, предусмотрев сравнительный анализ нормативной правовой базы Беларуси и России с учетом опыта Еврооюза, определив источники и объемы финансирования.


Белорусская сторона обратила внимание, что таможенные органы Российской Федерации при перевозках товаров по процедуре МДП на территории Российской Федерации, когда сумма таможенных платежей превышает сумму международной гарантии по книжке МДП, необоснованно понуждают к закрытию книжки МДП и оформлению поручительства. При этом представители ФТС России заявили, что перевозчики добровольно обращаются с заявлениями о закрытии процедуры МДП и оформлении поручительства.


По мнению белорусской стороны, в связи с реорганизацией таможен Московского региона на ряде пунктов таможенного оформления отсутствуют свободные площади для размещения на них автотранспортных средств. Поэтому зачастую нарушаются сроки доставки, а это, как известно, является основанием для применения штрафных санкций к перевозчикам.
Белорусская сторона предложила считать необходимым условием формирования единого экономического пространства безразрешительный принцип проезда транспортных средств государств Таможенного союза по территориям этих государств. Впрочем, это предложение звучит уже не в первый раз, но… И на этот раз договорились лишь до того, что решили продолжить работу по согласованию мер по обеспечению беспрепятственного и недискриминационного проезда автотранспортных средств между Российской Федерацией и Республикой Беларусь и транзитом по их территориям в ходе реализации плана совместных мероприятий по формированию и функционированию объединенной транспортной системы Союзного государства.