Выставки "Вся автобусная рать"


 

 

(Окончание. Начало в «АП» № 12, 2009 г.)

 

Александр КАЛУГИН
Фото автора

 

 

Прошедшая в Бельгии автобусная выставка Busworld стала ярчайшим событием года. Она показала текущее состояние отрасли производства транспортных средств для пассажирских перевозок не только в Европе, но и за ее пределами. Одним моделям вскоре предстоит выйти на линии, другие претерпят модернизацию, а третьим так и суждено остаться выставочными образцами. Тем не менее многие из них заслуживают внимания туроператоров, транспортных компаний и частных перевозчиков. Сегодня в объективе – автобусы турецкого производства.

 

 

Anadolu Isuzu


В активе турецкой компании, основанной в 1965 г., сразу три европейских премьеры. Все они были показаны автобусному сообществу под лозунгом All new. All stars, и это говорит не только об амбициях производителя. Модель Turquoise получила 175-сильный двигатель Евро-4 и претерпела фэйслифт еще в 2007 г., но теперь она целенаправленно подготовлена для европейского рынка. Citimark с мотором Eвро-5-EEV в 2008 г. стал первым девятиметровым автобусом фирмы и также вышел на рынок ЕС только в 2009-м. Наконец, самая свежая разработка – Novo, позиционируемая специально для турецких перевозчиков. Ее привезли в Кортрейк в надежде, что она приглянется и транспортникам Старого Света.

 

 

Turquoise


Компактный Turquoise при габаритах 7720х2320х3330 мм обладает маленькой колесной базой 3815 мм и короткими свесами (передний – 1673 мм, задний – 2232 мм). Благодаря такой конструкции радиус разворота довольно скромен и составляет 7200 мм. Зато салон вмещает 31 пассажира, а на заказ – 26, 28 или 30 на местах для сидения. Людям комфортно ехать в нем благодаря задней пневмоподвеске (передняя осталась рессорной). Это удивительно, но факт: при такой вместимости у коротышки есть багажные отсеки суммарным объемом 4,2 м3!
В описании нового продукта производитель делает упор на пассивную безопасность, приводя в качестве примера компьютерную модель теста на опрокидывание. Благодаря жесткому каркасу кузова даже после переворота на крышу в салоне сохраняется жизненное пространство для пассажиров. Акцент сделан и на активную безопасность: в числе прочих компонентов на борту есть серийно устанавливаемая двухконтурная система тормозов с дисковыми механизмами спереди и сзади, встроенными ABS и ASR. Есть также вакуумный усилитель тормозов и ретардер. В целях безопасности максимальная скорость автобуса ограничена электроникой на рубеже 100 км/ч, и это оправдано: неконтролируемый драйв сопряжен с большим риском как для пассажиров, так и для других участников движения.
Кресла установлены по четыре в ряд с проходом посередине. На каждом есть ремень безопасности: на первом ряду – трехточечный, на остальных – двухточечный поясной. В спинке кресла имеется откидной пластмассовый столик с отверстием под емкость с напитком, сетчатый кармашек на эластичной резинке и два коротких вертикальных поручня. Благодаря последним удобнее держаться не только в движении, но также садиться или вставать с места. Со стороны прохода кресла оборудованы жестким подлокотником. Удобство в поездке создают солнцезащитные шторы, а скоротать время в пути позволяет просмотр фильмов на бортовом DVD-проигрывателе. Чтобы всем было удобно, монитор расположен по центру передней части над внутрисалонным зеркалом заднего вида. Под потолком смонтированы элегантные открытые полки с оригинальной бело-лунной подсветкой краев и голубыми светодиодными лампами над пассажирскими местами. Ближе к передней части расположен эвакуационный люк, поскольку заднюю часть крыши отвели под плоский кондиционер. Запасным выходом служит и вторая дверь в заднем свесе, которую при обычной эксплуатации не открывают.


В зависимости от комплектации собственная масса Turquoise составляет от 6400 до 7500 кг, а допустимая полная не превышает 9800 кг. В моторном отсеке установлен четырехцилиндровый турбодизель Isuzu 4Н К1 Е5С уровня Eвро-5 – EEV с отдачей в 190 л. с. при 2600 мин–1 и пиком крутящего момента в 513 Н.м при 1600 - 2000 мин–1. Коробка передач MZZ-6F механическая шестиступенчатая. Топливный бак вмещает 190 л ДТ. Наличие 9 клавиш справа от приборной панели и 12 клавиш слева от водителя говорит о том, что Turquoise может быть напичкан дополнительным оборудованием на усмотрение перевозчика. Все отсеки с наружным доступом имеют сдвижные крышки, что очень практично. Междугородный автобус привлекателен тем, что маленькое колесо размером 235/75 R17,5 даже пожилой водитель сменит без труда. Производитель позиционирует Turquoise как идеальный транспорт для средних дистанций и, знаете, с этим трудно не согласиться. По крайней мере, первое впечатление от турецкого автобуса именно такое.

 

 

Citimark


Впервые представленный Европе городской Citimark хотя формально и является одноклассником Turquoise, но все-таки являет собой уже другой рыночный продукт. При габаритах 9017х2300х3121 мм он обладает более внушительной колесной базой (4150 мм), хотя радиус разворота не так велик: 7150 мм. Citimark способен перевозить максимально 72 пассажира и предоставляет им 1910 мм полезной высоты салона. Компоновка внутреннего пространства может варьироваться в соответствии с желаниями перевозчика. А чтобы ему было из чего выбирать, для начала предлагается вариант на 17 мест для сидения плюс 47 для проезда стоя, либо альтернатива в виде формулы «25 сидя + 27 стоя». Впрочем, есть и другие.

 

 

 

 

Обращает на себя внимание оригинальный дизайн автобуса: за счет установленной в передней части климатической установки «лоб» на 284 мм выше «затылка». Это позволило разместить спереди сверху электронный маршрутоуказатель, причем не в ущерб обзорности и аэродинамике. Двустворчатая дверь в базе призвана увеличить скорость посадки и высадки, равно как и большая площадь центральной накопительной площадки. Кроме того, ширина проема обусловлена и наличием откидной рампы для людей с ограниченной подвижностью.
Пространство моторного отсека в заднем свесе занимает четырехцилиндровый рядный турбодизель Isuzu 4Н К1 Е5S стандарта Eвро-5 – EEV рабочим объемом 5193 см3 и мощностью 204 л. с. при 2600 мин–1. Его внушительный потенциал просматривается не только в «лошадиных силах», но и в максимальном крутящем моменте, который составляет 637 Н.м при 1600 - 2600 мин–1. Силовую линию дополняет шестиступенчатая механическая коробка передач MZW с функцией Overdrive и ассистентом Powershift Assist. Передаточное число главной пары – 5.83.


Подвеска автобуса пневматическая, но в виде опции вместо пневмобаллонов спереди можно заказать параболические рессоры. Тормоза дисковые по кругу, а вот размер колес больше, чем у Turquoise: 265/70 R19,5. С целью оптимального использования пространства под днищем и в целях безопасности топливных баков два (каждый по 98 л). Суммарного объема в 196 л хватает надолго даже в сутолоке городов, а при использовании в пригородном сообщении – и того больше.

 

 



Городской Isuzu Citimark оснащают 5,2-литровым 204-сильным турбодизелем стандарта Eвро-5

Рабочее место в японском автобусе красивое, но без претензии на дизайнерские изыски

Электрически выдвигаемая и убирающаяся рампа для обслуживания инвалидов-колясочников

 

 

Novo & NovoUltra

Самая новая модель вкатилась на европейские просторы в двух базовых версиях: Novo и NovoUltra. Их габаритные размеры одинаковые длина 7270 мм, ширина 2270 мм, высота с кондиционером 3350 мм, колесная база 3385 мм. Передний свес (1640 мм) и задний свес (2245 мм) абсолютно идентичны, и даже колеи ничем не отличается: 1914 мм для передних колес и 1650 мм для задних. Естественно, и внутренняя высота в обеих моделях – как по шаблону: максимально 1940 мм.


У турецких близнецов и весовые параметры как две капли воды: снаряженная масса 5700 - 6500 кг, допустимая полная – 8800 кг. Распределение нагрузки по осям соответственно 3200 кг на переднюю ось и 5600 кг на заднюю. У них одинаковое число посадочных мест (27+1+1), и даже объем багажных отсеков (по 4 м3). Внешне пассажирские машины никак не отличить, если только не прочесть логотип на «щеках» по левому или правому борту, равно как и с правой стороны кормы. В чем же тогда разница? А она – в оснащении.
Модель Novo комплектуют самым скромным четырехцилиндровым турбодизелем Isuzu 4Н К1 Е5N рабочим объемом 5193 см3 уровня Eвро-5 – EEV максимальной мощностью в 155 л.с. при 2600 мин–1. Пик крутящего момента тоже скромнее – 419 Н.м при 1600-2000 мин–1. Система питания, как и на остальных моделях, Common Rail. Как и у аналогичных силовых агрегатов, есть Intercooler. А вот на NovoUltra движок хотя и такого же рабочего объема, но мощнее: Isuzu 4Н К1 Е5С, выдающий на-гора 190 л. с. при 2600 мин–1. Это тот самый оборотистый трудяга, что и на описанной выше модели Turquoise. Со 155-сильным мотором автобус способен брать подъемы в 33,2 %, тогда как со 190-сильным – уже в 45,4 %.
Разница между близнецами также прослеживается по агрегатной базе, хотя она не принципиальная. На модель Novo ставят шестиступенчатую трансмиссию MYY, а на NovoUltra – шестиступенчатую коробку передач MZZ-6F. Обе они механические, с шестью передачами переднего и одной передачей заднего хода, обе с режимом «овердрайв» и с передаточным числом главной пары 4.777. Чем одна лучше другой? Скорее всего, ничем. Откровенно говоря, ответ на этот вопрос я не знаю, скорее всего, разница в нюансах. Спросите об этом самих турков.


Еще одно существенное отличие – в подвеске и тормозах. У Novo и передняя ось, и задний ведущий мост снабжены стальными параболическими рессорами, что придает машине определенную жесткость. В то же время такая подвеска годится для плохих дорог и не так болезненно реагирует на сильные морозы, как пневматическая с резиновыми баллонами (а именно такая сзади установлена на NovoUltra). Модель Novo оснащают барабанными тормозными механизмами, тогда как более дорогую версию с приставкой Ultra – дисковыми. Для обеих версий стандартной комплектацией предусмотрены системы ABS и ASR, а вот ретардер устанавливают лишь на NovoUltra, да и то в виде опции.


Бортовое электрооборудование для двух моделей выпускают одно и то же. Аккумуляторные батареи, генераторы, стартеры ничем друг от друга не отличаются. Топливный бак стандартный – 130 л, размер колес тоже – 215/75 R17,5. Даже отделка салона и рабочая зона водителя – как под копирку. Разница лишь в обивке сидений и в полках для головных уборов и мелких предметов: в Novo они решетчатые, а в NovoUltra сплошные, хотя и в том, и в другом случае – открытые, с низким бортиком. Нюансы есть в предлагаемом оборудовании, но они не так существенны, а перечислять их довольно нудно.


Стремление Anadolu Isuzu прорваться на европейский рынок заметно даже в таких мелочах, как подсветка и выделение желтым кантом краев ступенек, «кричащий» цвет поручней у основного и запасного выхода, приличная площадь остекления и использование вклеиваемых стеклопакетов с заводской тонировкой. Правда, рабочее место водителя могло быть более современным. Да и с точки зрения эргономики оно не идеально: важные клавиши находятся на расстоянии вытянутой правой руки, а сгруженные слева – под локтем сидящего за рулем. Блок управления системой вентиляции и отопления смонтировали на вертикальной консоли, которой нужно кланяться. А настраивать на ходу магнитолу я бы вообще не рискнул: к ее рукояткам приходится «нырять», поскольку никаких кнопок дистанционного управления на руль не вынесли. Впрочем, сейчас кризис, и не время придираться по пустякам…

 


Некоторые модели, и в частности Novo и Turquoise, фирма Anadolu Isuzu демонстрировала под открытым небом

 

 

ВМС


У этого производителя минувший год был юбилейным: исполнилось 45 лет со дня основания, и потому пропустить главную профильную выставку он никак не мог. Никаких особых торжеств по этому поводу замечено не было. Даже в пресс-релизе было скромно отмечено, что в настоящее время компания ежегодно выпускает 22 тыс. единиц техники. В эту цифру включены городские, междугородные, туристские автобусы, а также грузовики и легкие коммерческие автомобили. В Бельгию ВМС привезла практически весь модельный ряд пассажирских машин, за исключением разве что Belde 250 SB.

 

 

Alyos

Открывал парад 12-метровый (11908 мм) лайнер для междугороднего сообщения, который был представлен одновременно и как школьный автобус. Он выполнен без особых дизайнерских изысков, но не чопорен и не старомоден. Практичность – вот его конек. Ширина автобуса 2455 мм позволяет комфортабельно расположить пассажирские сиденья, а «ростовой» габарит в 3115 мм (3200 мм с кондиционером) обеспечил высоту салона спереди в 2100 мм и 1900 мм сзади. Это позволяет путешествующим стоять и перемещаться по проходу не сгибаясь.


Машину снаряженной массой 11 320 кг и полной массой 17500 кг приводит в движение шестицилиндровый турбодизель Cummins ISBe5 285B Eвро-5 рабочим объемом 6,7 л с системой впрыска Bosch. Он развивает максимальную мощность 285 л. с. при 2300 мин–1 и возносит крутящий момент на пиковую отметку 1020 Н.м при 1200 - 1800 мин–1. В паре с ним работает шестиступенчатая механическая коробка передач ZF S6 120 BO. Как опция возможна установка шестиступенчатого «автомата» ZF 6НР 504С. В трансмиссии используется однодисковое сцепление диаметром 430 мм.
Объем багажных отсеков составляет 4,2 м3, возимый запас топлива – 250 л. Преодолеваемый подъем – 31 % с механической и 44 % с автоматической трансмиссией. Максимальная скорость: 110 км/ч на «ручке» и 115 км/ч на «автомате». В базовое оснащение включены: автоматическая система смазки, радио, CD-плеер, микрофон, вклеенные стекла. Дополнительное оборудование: кондиционер и электрический лифт для погрузки инвалидов-колясочников. Вариантов обустройства салона два: на 51 и 59 человек, не считая водителя. На выставке был показан 59-местный Alyos.

 

 


BMC Alyos оборудован окнами с форточками, поскольку кондиционер не входит в стандартную заводскую комплектацию

 


Кокпит водителя Alyos без глухой перегородки позволяет лучше контролировать обстановку в салоне

 


В дверном проеме, находящемся в пределах колесной базы Alyos, может быть установлена рампа для подъема инвалидов

 

В самой Турции BMC Alyos с двигателем стандарта Евро-4 часто используют в качестве школьного автобуса

 

 

Hawk

Полунизкопольный городской Hawk снаряженной массой 8640 кг (2640 кг на переднюю ось и 6000 кг на заднюю ось) полной массой 13500 кг (5000/ 8500 кг) выделяется среди собратьев по бренду оригинальным «ломаным» остеклением от средней части к корме. И это при том, что длина автобуса не 12 м, а всего 9,8 м. Такое решение приятно не только с эстетической, но и с практической точки зрения: больше площадь металлической поверхности – больше места для нанесения возможной рекламы.
Колесная база автобуса 4400 мм и внушительные свесы кузова (2625 мм передний и 2825 мм задний) обусловлены конструктивными особенностями. Радиус разворота составляет всего 9500 мм, что чрезвычайно важно для успешного маневрирования в городах. Для него используется та же агрегатная база, что и для Alyos, с той лишь разницей, что механическая КП для него не предусмотрена. С этим арсеналом автобус способен развивать максимальную скорость 110 км/ч и одолевать подъем в 30 %. Объем топливного бака считается оптимальным и равен 170 л.


«Рост» автобуса без кондиционера составляет 2980 мм, а с кондиционером – 3080 мм. Низкий уровень пола и маленькие шины позволили прилично поднять потолок: высота салона в передней части достигает 2410 мм, а в хвостовой – 1915 мм. При габаритной ширине 2500 мм внутренняя ширина равна 2352 мм, что также позволяет оптимально использовать пространство интерьера. Высота нижней ступени – 340 мм. Стандартная компоновка салона предусматривает перевозку 70 пассажиров: 33 на местах для сидения (30 стационарных плюс 3 откидных) и 37 на местах для проезда стоя. Стандартное оснащение предусматривает наличие ручного маршрутоуказателя спереди, сзади и сбоку, радио, CD-проигрывателя, микрофона и механической рампы для инвалидов-колясочников. В списке опций – кондиционер, встроенный обогреватель, цифровое табло с указанием маршрута следования.

 

 

ФОТО:
BMC Hawk представляет собой семейство десятиметровых городских автобусов. Его радиус разворота составляет всего 9500 мм

 

 

Probus 850, 880, 215 SCB


Определенный интерес бизнесменов на выставке вызвал Probus 880. Его вместимость – как у модели Probus 850 (35 пассажиров + 1 гид + 1 водитель), тот же двигатель и трансмиссия, но оснащение богаче. В базовую комплектацию включены кондиционер, холодильник, TV-тюнер, автомагнитола с CD-плеером, DVD-проигрыватель, усилитель, LCD-монитор, система громкоговорящей связи, лифтовое устройство для подъема и спуска инвалидных колясок.
При габаритных размерах 8800х2390х3280 мм снаряженная масса лайнера составляет 9700 кг, а допустимая полная – 12900 кг. Колесная база в 4160 мм обеспечивает машине радиус разворота в 8735 мм. Расстояние от уровня дороги до нижней ступеньки составляет всего 340 мм. Внутренняя ширина салона – 2240 мм, высота в передней части – 2200 мм, в тыльной зоне – 1980 мм. Объем багажных отсеков равен 4,5 м3. На автобусе используется 200-литровый топливный бак. Максимальная скорость – 101 км/ч, максимальный преодолеваемый подъем – 54 %. В общем, достойная машина для межрегиональных путешествий. Для «дальнего боя», конечно, не хватает туалетной кабины, бортовой кухни и более комфортабельных кресел. Но, как говорится, чем богаты – тому и рады.

Определенный интерес бизнесменов на выставке вызвал Probus 880. Его вместимость – как у модели Probus 850 (35 пассажиров + 1 гид + 1 водитель), тот же двигатель и трансмиссия, но оснащение богаче. В базовую комплектацию включены кондиционер, холодильник, TV-тюнер, автомагнитола с CD-плеером, DVD-проигрыватель, усилитель, LCD-монитор, система громкоговорящей связи, лифтовое устройство для подъема и спуска инвалидных колясок.При габаритных размерах 8800х2390х3280 мм снаряженная масса лайнера составляет 9700 кг, а допустимая полная – 12900 кг. Колесная база в 4160 мм обеспечивает машине радиус разворота в 8735 мм. Расстояние от уровня дороги до нижней ступеньки составляет всего 340 мм. Внутренняя ширина салона – 2240 мм, высота в передней части – 2200 мм, в тыльной зоне – 1980 мм. Объем багажных отсеков равен 4,5 м3. На автобусе используется 200-литровый топливный бак. Максимальная скорость – 101 км/ч, максимальный преодолеваемый подъем – 54 %. В общем, достойная машина для межрегиональных путешествий. Для «дальнего боя», конечно, не хватает туалетной кабины, бортовой кухни и более комфортабельных кресел. Но, как говорится, чем богаты – тому и рады.


Второй дебютант выставки – пригородный Probus 215 SCB на 27 посадочных мест. Для сравнения: городская версия этой машины вмещает 26 пассажиров на местах для сидения и 39 человек стоя. Габариты автобуса: 9105х2390х3050 мм, колесная база – 4455 мм. Двигатель мощностью 285 л. с. и автоматическая КП позволяют машине одолевать подъемы крутизной 40 %. Уровень пола у переднего входа составляет 340 мм, а у средней двери – всего 220 мм. Высота салона спереди – 2160 мм, сзади – 1960 мм; внутренняя ширина – 2260 мм.
Двери автобуса открываются наружу, смещаясь вдоль корпуса. Фронтальная и средняя часть салона низкопольная, а «камчатка» поднята, поскольку под ней находится моторный отсек и вспомогательное оборудование. Примечательная особенность конструкции – сетчатые полки под потолком. Тяжелые и крупногабаритные вещи туда не положишь, но убрать объемные сумки с прохода – в самый раз.

 

 


За счет пневматической подвески (спереди – с двумя, а сзади – с четырьмя пневмобаллонами) BMC Probus обладает мягким ходом

 

 

Midilux


Очень интересная машина: 7330 мм длины, 2390 мм ширины и 3300 мм высоты. Колесная база 3700 мм, радиус разворота 7800 мм. При относительно небольшом переднем свесе в 1565 мм там разместилась сдвижная дверь. Вторая дверь предусмотрена в заднем свесе, вытянутом на 2065 мм. Колея передних колес составляет 1910 мм, задних – 1800 мм. Снаряженная масса автобуса – 6810 кг, а допустимая полная – 10 000 кг. Конструкторы смогли обеспечить салону внутреннюю высоту на уровне 1910 мм и ширину в 2270 мм. Расстояние от уровня дороги до нижней ступеньки составляет 375 мм. Стандартная вместимость Midilux – это 27+1+1 пассажиров.
На выставке была презентована удлиненная версия с приставкой L.
Габаритная длина Midilux L достигает 7400 мм. Благодаря небольшой растяжке кузова вместимость автобуса удалось увеличить на 4 места. В итоге лайнер стал способен перевозить 31 пассажира, не считая водителя и гида. Люксовый «турист» получил четырехцилиндровый турбодизельный двигатель Cummins ISBe5 185В мощностью 185 л. с. при 2300 мин–1. Мотор развивает максимальный крутящий момент 700 Н.м при 1200 - 1500 мин–1. С двигателем агрегатируют шестиступенчатую механическую КП ZF 6S 710-BO на Midilux и аналогичную «ручную» ZF 6S 890 на Midilux L.


Объем топливного бака составляет 115 л, что для турбодизеля рабочим объемом 4,5 л вполне оптимально. Багажные отсеки предоставляют место для 4,5 м3 или 873 кг вещей туристов. Заполненный до отказа пассажирами и багажом автобус развивает максимальную скорость 95 км/ч и потому ограничителя на нем нет за ненадобностью. Стандартное оснащение включает кондиционер, DVD-плеер и охлаждаемый бокс для продуктов питания и напитков. На выставочном образце были также МР3-плеер, CD-проигрыватель и TV-тюнер.

 

 


Универсальный 7,4-метровый BMC Midilux L располагает багажными отсеками объемом 4,5 м3, в которых можно перевозить до 873 кг груза

 

 

Procity


Еще один турецкий «извозчик» представлял собой 12-метровый полностью низкопольный автобус с габаритами 11880х2535х3050 мм и высотой пола над уровнем дороги 340 мм. Его собственная масса «извозчика» составляет 10850 кг (3560 кг на переднюю ось и 7290 кг на заднюю), а допустимая полная масса равна 18000 кг (7100/11500 кг). У Procity довольно большие свесы (передний – 2815 мм, задний – 3215 мм) и внушительный радиус разворота – 11000 мм.


Достойно выглядит силовая линия: 320-сильный (при 2100 мин–1) турбодизель Cummins ISLe5 320B Евро-5 ZF с максимальным крутящим моментом 1300 Н•м при 1100 - 1600 мин–1 агрегатируют с автоматической трансмиссией ZF 6HP 604C. В конструкции используется электронная система впрыска топлива Bosch и рулевое управление HEMA (ZF) 8098. У Procity 250-литровый топливный бак, ABS, ASR, Intarder. Его максимальная скорость – 104 км/ч. В базовом оснащении – радио и CD-плеер, микрофон, вручную откидываемая рампа для обслуживания инвалидов-колясочников. На заказ устанавливают кондиционер, электрическую рампу и цифровой дисплей.

 

 


Городской автобус BMC Procity длиной 11,88 м способен перевезти до сотни пассажиров: 30 на местах для сидения и 66 стоя

 

 

Otokar


Компания год от года набирает обороты и в настоящее время имеет собственных торговых представителей на трех континентах в 25 странах мира. Активное продвижение на европейский рынок Otokar начала в 2004 г. и неплохо преуспела: за пять лет в разные государства было поставлено около 1000 единиц техники моделей Vectio и Navigo.
Основной упор фирма делает на пассажирские машины среднего класса, и потому в ее производственной палитре доминируют 12-метровые образцы. Но для праздника под названием Busworld она приготовила полный модельный ряд: уж если представлять товар лицом, то весь и сразу! Да и как же ехать в гости без подарков?! Неспроста рядом с автобусами, анонсированными надписью «Мировая премьера», были припаркованы пассажирские машины, которыми Европу, по большому счету, уже никак не удивишь. Первый показ коснулся моделей Kent и Centro, а повторный – моделей Vectio и Navigo, правда, уже с новыми моторами экологического уровня Eвро-5.

 

 

Безупречный стиль оформления стенда компании Otokar: серебристое на белом

 


Несколько пассажирских машин фирма выставила на улице. Желающие могли провести тест-драйв

 

 

Kent H и Kent LF


Двенадцатиметровый Kent – универсальный «извозчик». Максимальная вместимость модификации 290 Н находится на уровне 98 пассажиров, а 290 LF – на уровне 88 пассажиров. При этом число мест для сидения в салоне может составлять от 26 до 37 для 290 H или от 26 до 33 для 290 LF. Примечательная особенность новой серии – средний дверной проем, который уже переднего и заднего. Это довольно неожиданное решение, но оно имеет под собой практическое обоснование. На этом оригинальность автобуса не заканчивается. В салоне бросается в глаза освещение, создающее эффект вытянутых до линии горизонта люминесцентных ламп. Вертикальные стойки имеют плавный изгиб в верхней части. Овал доминирует и в поручнях над спинками кресел. Это решение удобно тем, что за один «бумеранг», не мешая друг другу, одновременно могут держаться несколько человек.
Водительское место отгорожено от общего прохода «калиткой» по пояс. Это позволяет не мешать сидящему за рулем человеку даже при большой наполняемости в час пик.

А позади водительского кресла установлена вертикальная прозрачная перегородка с глянцевой поверхностью. В базовой комплектации – матерчатые сиденья, наружные зеркала и окно водителя с подогревом, отопитель водительской зоны и три «печки» в салоне под сиденьями пассажиров, ветровое стекло из двух частей, противотуманные фары и освещение ниши маршрутоуказателя. В качестве опций предлагаются радио, CD, MP3, два динамика, антивандальные кресла, открываемые наружу сдвижные двери, лифт для инвалидов, вспомогательный отопитель салона. Есть камера заднего вида и внутренние камеры с монитором на передней панели для контроля входа и выхода через среднюю и заднюю дверь.
При колесной базе 5900 мм передний свес составляет 2700 мм, а задний – 3400 мм. Высота у модификаций разная: 3225 мм у H и 3165 мм у LF. Тормозные механизмы всех колес дисковые, подвеска – пневматическая. Снаряженная масса практически одинаковая: 18000 у Н и 17990 кг у LF. Двигатель для обеих версий один и тот же: шестицилиндровый турбодизель Deutz TCD 2013 L06 4V рабочим объемом 7150 см3. Он развивает мощность 290 л. с. при 2100 мин–1 и создает максимальный крутящий момент 1200 Н.м при 1050 - 1650 2100 мин–1. В серийном оснащении – четырехступенчатая автоматическая КП Voith Diwa 864,5 со встроенным ретардером. Объем топливного бака равен 300 л. Максимальная скорость – 100 км/ч.

 

 


Трехдверный городской 12-метровик Otokar Kent 290 LF

 

 

Centro


На протяжении 30 лет Otokar считается признанным лидером турецкого рынка по автобусам малого класса. Это было подчеркнуто на презентации шустрого карапуза с двустворчатой дверью в колесной базе. Разместить даже одностворчатую дверь в переднем или заднем свесе не представлялось возможным из-за маленьких размеров – соответственно 1175 и 1615 мм. Ну а что вы хотите от автобуса длиной 5890 мм и колесной базой 3100 мм! Ширина тоже не барская – всего 2130 мм против 2550 мм у пассажирских машин большого класса. Зато при габаритной высоте 2785 мм высота салона варьируется в пределах 1920 - 2200 мм.
У этого автобуса многие параметры маленькие: дорожный просвет – всего 220 мм, топливный бак объемом 105 л, шины размером 205/75 R16, маленькие подушки пневмоподвески. Снаряженная масса автобуса как у легкого грузовика – от 3752 до 3905 кг, в зависимости от исполнения, а полная одинакова для всех модификаций – 5800 кг. Зато и радиус разворота – только лишь 5500 мм, как у легкового автомобиля бизнес-класса. На усмотрение заказчика число мест для сидения и проезда стоя может быть скомпоновано по формуле 14+8, 16+6, 11+11 или 11+10+1. Даже в списке дополнительного оборудования только одна позиция – LCD-монитор. А в стандарте – ABS, «противотуманки», кондиционер водительской зоны и пассажирского салона. Высота пола над уровнем дороги зафиксирована на отметке 375 мм, но автобус способен «приседать», и тогда она понижается до 340 мм.
Турецкого гнома комплектуют четырехцилиндровым двигателем рабочим объемом 2998 см3 с потенциалом мощности в 146 л. с. при 3500 мин–1 и максимальным крутящим моментом 350 Н.м при 1400 - 2800 мин–1. С ним автобус может двигаться со скоростью 124 км/ч и одолевать подъемы крутизной до 35 %. С двигателем стыкуется пятиступенчатая «механика», и другой альтернативы по агрегатной базе Centro пока нет.

 

 


Компактный однодверный Otokar Centro оснащен механической рампой

 

 

Vectio: S, U, T, LE


В семействе девятиметровых автобусов фирмы самое большое количество модификаций. Каждый буквенный индекс имеет собственную расшифровку: S означает Service или Shuttle и служит шаттлом для междугороднего сообщения; U – Urban, т. е. «город»; T – Tourism, он нацелен на комфортабельное покрытие больших расстояний; LE – Low Entry, низкопольник, способный работать и в населенных пунктах, и в ближнем пригороде. Цифровой индекс «250» перед буквенной идентификацией соответствует мощности мотора в «лошадиных силах». На всех рассматриваемых вариантах автобусов используется шестицилиндровый дизель MAN D 0836 LOH65 Eвро-5 рабочим объемом 6871 см3. Основные характеристики силового агрегата – 250 л. с. при мин–1 и 1000 Н.м при 1100 - 1750 мин–1. Коробка передач у всех шестиступенчатая механическая, а у LE – четырехступенчатый «автомат».
Несмотря на одно товарное имя, габаритная длина у всех разная: 9174 мм у модификаций S и U, 10 000 мм у модификации T и 9165 мм у LE. Ширина тоже стандартная: 2410 мм (у LE – 2350 мм). Есть незначительное расхождение данных по «росту»: S и U = 3155 мм, T = 3255 мм, LE = 3146 мм. Высота салона у всех составляет 1986 мм (в передней части U – 2100 мм), а у LE – 1974 мм сзади и 2480 мм спереди. Подвеска всех модификаций пневматическая, ABS и ASR в стандарте, шины размером 265/70 R19,5. Объем топливных баков равен 210 л, а у LE – 200 л. Низкопольник не располагает багажными отсеками, тогда как у остальных они есть: объемом 2 м3 на версии U, 3,5 м3 на версии S и 5,5 м3 на версии T. Полная масса каждой модификации равна 13500 кг, и только у Т она больше – 14000 кг.
Свои особенности есть и в главном параметре турецких машин – пассажировместимости. Модель Vectio с индексом 250 S обеспечена формулой 35+1+1 человек. У Vectio 250 U таких вариантов сразу три: 29+12+1+1, 29+14+1 и 33+8+1. По одной схеме комплектации салона у модификации 250 T и 250 LE: 39+1+1 и 25+32+1+1 соответственно. В качестве опции предлагается устанавливаемый на крышу кондиционер Sütrak мощностью 18 кВт или Konvekta мощностью 28 кВт.

 

 


Otokar Vectio 250 T получил специальный приз выставки – Grand Award MidiCoach

 

 

Navigo: LX, S, SE, SH


В линейке семиметровых автобусов Otokar разнобоя меньше, чем в линейке девятиметровых, хотя модификаций тоже четыре. Варианты LX и S имеют габаритную длину 7100 мм, а SE и SH – 7721 мм. Ширина и высота одинаковые – 2265 и 3275 мм соответственно. Расстояние от пола до потолка в салоне для всех одна и та же – 1920 мм. Передний свес у всех пассажирских машин серии Navigo отмечен значением 1465 мм, задний – 2215 мм.
Един для всех и двигатель: четырехцилиндровый дизельный Cummins ISBe 4.5 Евро-5 рабочим объемом 4500 см3. Его номинальная мощность зафиксирована на уровне 185 л. с. при 2300 мин–1, а максимальный крутящий момент составляет 700 Н.м при 1200 - 1800 мин–1. В качестве трансмиссии предлагается шестиступенчатая механическая КП Eaton FSO 4106 B. Нужный запас хода автобусу обеспечивает топливный бак вместимостью 187 л.
У 16-местного Navigo 185 LX хорошая развесовка массы по осям: 3600 кг на переднюю и 5600 кг на заднюю. Модель имеет богатое серийное оснащение, включающее 15-дюймовый LCD-монитор, камеру заднего вида, мини-кухню, холодильник, подсветку входа, цифровой тахограф. В базе с завода поставляют кресла с подлокотниками и подставками для ног, двойные тонированные стекла, кнопки вызова бортпроводника, дополнительный обогреватель. Штатными являются дисковые тормоза с ABS, ASR и ретардер.
Модель Navigo 185 S на 27 или 29 мест имеет два уровня отделки: Basic Line и High Line. В первом устанавливают холодильник на 40 л, радиоприемник и CD-плеер. Для второго приготовлены 55-литровый холодильник, LCD, TV, DVD, VCD и МР3. Размер колес – как и у Navigo 185 LX: 225/75 R17,5. А вот удлиненные Navigo 185 SE и Navigo 185 SH ставят на более внушительные колеса с протектором шириной 235 мм. Модификация SE рассчитана на перевозку 31 пассажира, а вот SH может быть и 31- и 33-местным. Более того, для нее предусмотрена планировка на 7 инвалидных мест.
На стенде турецкого производителя был и такой неожиданный экспонат, как FAST-Otokar Navigo F185 SE Comfort Version. Установленный на нем мотор Cummins выполняет нормы Евро-5 с реагентом AdBlue по технологии SCR. Объем багажных отсеков составляет 3,52 м3, но главная изюминка – в оснащении и, в частности, в лифте для погрузки людей с ограниченными возможностями. Что ни говори, а социальные аспекты приобретают все большее значение.

 

 


FAST-Otokar Navigo F185 SE Comfort Version

 

 

Temsa Global


Стремительно развивающаяся компания TemSA Global в настоящее время выпускает до 3 тыс. автобусов в год, из которых половина лайнеров уходит на экспорт. По пассажирским машинам большого класса доля поставок за границы Турции достигает 80 %. Поставки осуществляются в 46 стран мира. В компании работает 2,5 тыс. человек, и кризис пока не уменьшил эту цифру: завод в Адане загружен заказами, особенно на городские машины. Кстати, несмотря на большой отдельный павильон, в рамках выставки Busworld-2009 в Кортрейк привезли не всю гамму автобусов. Например, в экспозиции не оказалось моделей малого и среднего класса Prestij и Metropol. Причина в том, что эти машины не предназначены для Европы, но и без них палитра транспортных средств очень богатая.

 

 


Для демонстрации своих автобусов компания TemSA выкупила площади целого павильона

 

 

Opalin


Из 100 автобусов TemSA, эксплуатируемых в России, львиную долю как раз и составляют модели с названием Opalin. Правда, большинство из них носят цифровой индекс 8, тогда как сейчас ставка сделана на усовершенствованную модель с индексом 9. У нее два основных исполнения: «турист» и «межгород». Длина автобуса 8400 мм, высота с кондиционером – 3282 мм. Багажные отсеки вмещают 5 м3. Число мест: 35+1+1. В моторном отсеке установлен двигатель MAN D 0836 LOH 65 мощностью 250 л. с. при 2400 мин–1. В паре с ним работает механическая КП ZF 6S 1000 или автоматическая Allison T 280 R. В оснащении туристского лайнера – встроенная кухня, туалет, GPS-навигация, VIP-комплектация салона (кожаные кресла с откидными столиками и подставками для ног), аудио/видео, ковровое покрытие пола.

 

Обновленный TemSA Opalin 9

 

 


Safari

 


Этот лайнер имеет две основные разновидности: RD для пригородного сообщения и дальних путешествий, а также HD – «турист» в чистом виде. Пригородный RD12 габаритной длиной 12200 мм и RD13 длиной 13 тыс. мм имеют одинаковую высоту – 3430 мм. Багажные отсеки предлагают 7,8 и 8,8 м3 полезного пространства соответственно для 53 и 57 пассажиров. На выбор устанавливают один из двух моторов одинаковой мощности: DAF PR 265 U1 Евро-5 (как опция – EEV) или MAN D 0266 LOH 27 EEV мощностью 360 л. с. при 1900 мин–1. А вот выбор трансмиссий шире, и все они – со встроенным ретардером. Для RD12 ассортимент выглядит так: механические ZF 6S 1900 и ZF 6S 1901 в виде стандартного оснащения плюс опционный «автомат» Voith 884.5 с интардером MAN. Для RD13 палитра трансмиссий выглядит иначе: базовая «механика» ZF 6S 1700 и ZF 6S 1701, а также автоматическая КП ZF 6HP 604 C с интардером. Более длинная версия автобуса оснащена лифтом для инвалидов-колясочников.
У туристских версий «эрдэшек» оснащение и пассажировместимость точно такие же, но объем багажных отделений чуть меньше: 8,5 м3 у RD12 и 10 м3 у RD13. Для моделей HD12 и HD13 этот показатель равен 10 и 11 м3 соответственно. Есть отличия и по габаритной высоте: «туристы» с индексом HD являются более «рослыми» и верхняя точка их кузова возвышается над землей на 3620 мм. Двигатель для них только один – DAF MX 300 U1 мощностью 408 л. с. при 1900 мин–1. Стандартно мотор имеет экологический сертификат Евро-5, но по желанию заказчика он может обладать и паспортом EEV. Механические коробки передач те же самые ZF 6S 1900 и ZF 6S 1901, а вот «автомат» только один: ZF AsTronic 12 AS 2001. Число пассажиров – 53 для HD12 и 59 для HD13.

 

 


TemSA Safari HD стандартно оборудуют системами EBS, ESC, ASR

 

 

Tourmalin


Данная модель представлена пригородной и междугородной версиями. Они так и обозначаются: Tourmalin 12 и Tourmalin 13. Но у «пригорода» кроме цифрового индекса есть приставка IC, что означает InterCity. Длина Tourmalin 12 составляет 12 тыс. мм, а Tourmalin 13 – 12800 мм. Высота обеих модификаций без кондиционера — 3090 мм, тогда как у IC12 и IC13 она достигает уже 3300 мм. «Пригород» предлагает пассажирам 3 м3 багажных отсеков в 12-метровом исполнении и 4 м3 в 13-метровом, «межгород» – соответственно 4 и 4,2 м3.
Пригородные лайнеры комплектуют 310-сильным дизелем DAF PR 228 U1 или 360-сильным DAF PR 265 U1. Максимальную мощность оба силовых агрегата развивают уже при 1900 мин–1. Стандартная коробка передач для пригородной версии только одна – механическая ZF 6S 1700, равно как и одна опционная автоматическая ZF 6HP 594C. Комфортабельный салон  Tourmalin 12 IC сделан по формуле 53+1+1 (включая четыре места для перевозки инвалидов), а салон Tourmalin 13 IC – по формуле 57+1+1. Отличительной чертой длиннобазной версии является лифт для перемещения лиц с ограниченной подвижностью в инвалидных колясках.
У «межгорода» более богатый выбор агрегатной базы и оснащения салона. Двигателей всего два: DAF PR 228 U1 максимальной мощностью 310 л. с. (при 1900 мин–1) и Cummins ISBe5 6.7 с отдачей в 300 л. с. при тех же оборотах. Доступные трансмиссии — механические ZF 6S 1700 или Eaton FSBO 8406 AE, а также автоматические Allison T325R или ZF 6HP 594C. У 12-метрового лайнера вторая дверь одностворчатая, в то время как у 13-метрового – двойная. Tourmalin 12 комплектуют по формуле 73+1+1 (3+2) или 59+1+1 (2+2), а салон Tourmalin 13 – по схеме 78+1+1 (3+2) или 63+1+1 (2+2).

 

 

Avenue


В силу большой востребованности транспортниками классический представитель 12-метровых городских автобусов выведен на рынок в виде нескольких модификаций, среди которых есть дизельные LE и LF высотой 3000 и 3200 мм, газовая CNG LF высотой 3540 мм и даже гибридная Hybrid LF высотой 3000 мм. Буквенные индексы привычные и расшифровать их несложно: LE – LowEntry, LF – LowFloor.
В дизельные Avenue LE и LF монтируют двигатели рабочим объемом 6,7 или 9,2 л. Например, обе модификации получают в качестве “приданого” Cummins мощностью 250 л. с. при 2300 мин–1. С ним устанавливают только автоматическую коробку: либо четырехступенчатую Voith D 0854-5 с ретардером, либо шестиступенчатую ZF 6HP 504C. Салон LE предоставляет пассажирам 38 мест для сидения при максимальной вместимости 98 человек, а салон LF – 32 кресла при вместимости 97 человек. Внутри есть также место кондуктора. Исполнение кузова может быть двух- или трехдверным.
Еще один вариант дизельного Avenue LF – автобус с 310-сильным (при 2200 мин–1) мотором DAF PR 228 U1. Он работает вместе с автоматической трансмиссией ZF 6HP 594C, оснащенной ретардером. Число посадочных мест достигает 30, максимальная пассажировместимость – 97 человек. В список стандартного оборудования входит система ASR.
Работающий на природном газе Avenue оснащен двигателем Cummins ISL Gas EEV мощностью 320 л.с.при 2000 мин–1. Для передачи крутящего момента на колеса служит базовый “автомат” Allison T375R или устанавливаемый за дополнительную плату “автомат” Voith D864.5 с ретардером. Планировка салона позволяет перевезти 85 пассажиров, в том числе 30 – на местах для сидения.
Конструкция гибридного Avenue Hybrid предусматривает комбинированный привод. Он включает в себя дизельный мотор Cummins ISBe5 6.7 OBD2 мощностью 250 л. с. при 2500 мин–1, гибридную установку Siemens ELFA System мощностью 2х85 кВт и генератор на 145 кВт. Максимальная вместимость автобуса – 86 человек, включая 30 на местах для сидения.

 

TemSA Avenue LF оснащен дизельным двигателем DAF EEV PR228 мощностью 310 л. с.

 

 

Diamond

Вершина производственной программы фирмы – люксовый лайнер для дальних перевозок Diamond 14 с колесной формулой 6х2. Благодаря уникальному дизайну спутать его с каким-нибудь другим автобусом невозможно при всем желании. Создан он творческим гением Боба Ли – бывшего шеф-дизайнера Neoplan. И хотя сам по себе “турист” не является новинкой, интерес к нему по-прежнему есть, хотя и не такой высокий, которого он заслуживает.
При габаритной длине 13975 мм и высоте с кондиционером 3815 мм он располагает багажными нишами объемом 15 м3. В моторном отсеке установлен дизельный двигатель MAN D2676 LOH 27 EEV мощностью 480 л. с. при 1900 мин–1. Коробка передач, разумеется, автоматическая – ZF 12 AsTronic 2301 BO с интардером. Люксовый интерьер оформлен по схеме 63+1+1. В базовом оснащении – спальная кабина водителя, системы ASR и EBS.
С таким арсеналом TemSA Global способна завоевать не только европейский, но и другие рынки. Впрочем, именно такую картину мы в данный момент и наблюдаем. Возможно, недалек тот день, когда на российских дорогах турецких автобусов будет так же много, как корейских и китайских. По крайней мере, предпосылки для этого есть.