Актуально "Инновационный путь развития – он трудный самый"


 

Генеральный директор ГУП «Мосавтотранс» Мераби Чочуа и руководитель департамента транспорта и связи правительства Москвы Василий Кичеджи на заседании хозяйственно-экономического актива грузовой автотранспортной отрасли Москвы

Генеральный директор ГУП «Мосавтотранс» Мераби Чочуа и руководитель департамента транспорта и связи правительства Москвы Василий Кичеджи на заседании хозяйственно-экономического актива грузовой автотранспортной отрасли Москвы

 

 

Роман МУРАШОВ
Фото автора

 

 

В феврале текущего года в ГУП «Мосавтотранс» состоялось заседание хозяйственно-экономического актива грузовой автотранспортной отрасли Москвы. В нем приняли участие представители Департамента транспорта и связи Москвы, Комиссии городской думы по городскому хозяйству, отраслевых департаментов города, Московского транспортного союза, Горкома профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства  Москвы, ГУП «Мосавтохолод», руководители автотранспортных предприятий. С докладами выступили генеральный директор ГУП «Мосавтотранс» Мераби Чочуа, а также директора и другие специалисты ведущих предприятий грузового автомобильного транспорта российской столицы. В сообщениях был приведен анализ хозяйственно-экономической деятельности предприятий системы «Мосавтотранс» в 2009 году, а также перспективный план на 2010 год.

Нынешний год для предприятий Мосавтотранса юбилейный – холдингу автоперевозчиков исполняется 55 лет. Собравшиеся специалисты автотранспортной отрасли подвели итог и проанализировали хозяйственно-экономическую деятельность предприятий системы ГУП «Мосавтотранс» в 2009 г., а также обсудили перспективы развития предприятий грузового автомобильного транспорта города на 2010-й и ближайшие годы.


В 2009 г. предприятия грузового автотранспорта системы «Мосавтотранс», осуществляя транспортное обеспечение объектов комплекса городского хозяйства, строительной индустрии и промышленности, оптового и потребительского рынков, социальной сферы, в общей сложности перевезли около 9 млн т различных грузов. Суммарный объем оказанных этими автотранспортными предприятиями транспортных услуг в стоимостном выражении составил более 7,5 млрд рублей. В бюджеты Российской Федерации, Москвы и внебюджетные фонды перечислено более 1,1 млрд рублей.

 

 

Генеральный директор ГУП «Мосавтотранс» Мераби Чочуа

Генеральный директор ГУП «Мосавтотранс» Мераби Чочуа

 

 

По сравнению с 2008 г. объем перевозок на предприятиях Мосавтотранса в 2009 г. снизился на почти на 14,5 %, что стало следствием сокращения объемов промышленного производства в Москве на 15 % в условиях продолжающегося экономического кризиса. Но тем не менее задачи по транспортному обслуживанию городского хозяйства, поставленные перевозчикам правительством Москвы, в целом были исполнены. Более того, несмотря на кризис, предприятиям грузового автотранспорта российской столицы удалось сохранить производственный и кадровый потенциал, что теперь позволяет им успешно конкурировать на рынке транспортных услуг.

Теперь о предполагаемых достижениях на текущий год. Доходность перевозок предполагается увеличить на 5 % в сравнении с 2009 г., соответственно – в сопоставимых ценах. В ближайшей перспективе предполагается ежегодное обновление и увеличение парка подвижного состава на 10 % за счет приобретения современных транспортных средств. В оперативных планах руководства предприятий системы «Мосавтотранс» диверсифицировать перечень услуг и выйти на региональные рынки.
Добиться осуществления столь радужных планов, как отметили участники актива, будет возможно только с переходом на инновационный путь развития. Внедрение инноваций в автотранспортной отрасли сегодня более чем объективная необходимость: в настоящий момент до половины всех затрат на логистику – это транспортные издержки, при этом их доля в себестоимости российских товаров и услуг в два-три раза выше аналогичного показателя в развитых европейских странах.


Инновационное развитие транспортного комплекса российской столицы предполагает использование навигационных систем, создание интеллектуальных транспортных систем, применение современных информационных технологий в управлении перевозками, внедрение современных электронных технологий на транспорте, реконструкция транспортной инфраструктуры, производство современных транспортных средств и создание условий их эффективного использования. При разработке и применении инновационных решений перевозчики Мосавтотранса в помощи извне не нуждаются, но вместе с тем собрание все-таки обозначило несколько специфических вопросов к московским властям в лице участвующего в работе актива руководителя департамента транспорта и связи правительства Москвы Василия Кичеджи.

В частности автомобилисты подчеркнули, что в ближайшем обозримом будущем должно быть завершено формирование законодательной и нормативной базы, регламентирующей деятельность автотранспортной отрасли. Для автоперевозчиков, осуществляющих одни те же виды перевозок, должны быть установлены равные условия налогообложения. Требуется помощь властей и в создании вокруг Москвы системы грузовых автотранспортных терминалов и транспортно-логистических центров, в том числе и в составе мультимодальных комплексов, транспортных узлов. В управлении автоперевозками в современных условиях требуется внедрить новейшие информационно-аналитические системы комплексного мониторинга, анализа статистики и баз данных грузового автотранспорта. От власти также зависит, будет ли совершенствоваться система нормативных требований в сфере дорожного движения, связанных с пересмотром установленных норм допустимых нагрузок на дорожное полотно, максимальной массы и габаритов транспортных средств.
Несмотря на непрекращающийся финансово-экономический кризис, в целом работа системы грузового автомобильного транспорта Москвы была признана удовлетворительной.

По завершении совещания мы обратились к первому заместителю генерального директора ГУП «Мосавтотранс» Вячеславу Коробовцеву с просьбой прокомментировать, что уже сделано на предприятиях городских перевозчиков для перехода на рельсы инновационного развития. Вот что он рассказал:
- Инновационное развитие грузового автомобильного транспорта в Москве осуществляется в соответствии с «Городской целевой программой реализации транспортной политики в сфере грузовых автомобильных перевозок на 2007 - 2009 годы», утвержденной правительством Москвы. Среди основных направлений развития инноваций на предприятиях системы «Мосавтотранс» можно выделить следующие:
- создание современной материально-технической базы грузового автотранспорта, повышение эффективности, качества и безопасности перевозок. Характерными примерами в этом направлении являются такие предприятия системы, как Первый автокомбинат им. Геннадия Краузе, Транспортно – производственный комплекс № 1, АТП «Компания «Трансхолод», Автокомбинат № 10;
- обеспечение роста объемов транспортно - логистического обслуживания предприятий оптовой торговли, потребительского рынка, в том числе социально ориентированных магазинов и магазинов шаговой доступности. В этом направлении уже многие годы работают Автокомбинат № 41, предприятия «Мосхлебтранса»;
- снижение нерациональных транспортных взаимосвязей, грузопотоков, затрат, ущербов, а также нагрузки на улично-дорожную сеть и экологию города. Здесь можно отметить ГУП «Мосавтохолод», как предприятие последовательно занимающееся развитием материальной базы, внедрением современного подвижного состава на альтернативных видах топлива;
оптимизация размещения грузового автотранспорта на территории города Москвы - эту важную работу выполняет Институт проблем автомобильного транспорта «Мосавтотранс» и НИИ Генплана города Москвы.

 

 

Первый заместитель генерального директора ГУП «Мосавтотранс» Вячеславу Коробовцеву

Первый заместитель генерального директора ГУП «Мосавтотранс» Вячеславу Коробовцеву

 

 

Основным методом решения указанных задач является формирование транспортно-логистических центров, создание которых планируется на базе автотранспортных предприятий системы «Мосавтотранс».
Структура транспортно-логистического центра предполагает наличие стоянки автомобилей, центра технического обслуживания, автозаправочного комплекса, центра сертифицированных запасных частей, средств связи, информационного центра складских и офисных помещений, расчетных центров, гостиничного обслуживания. Разработку отраслевой схемы развития городской системы транспортно-логистических центров предполагается завершить в первом полугодии 2011 г.


И еще одна очень важная проблема, в значительной степени вызванная отсутствием системы информационно-аналитического обеспечения перевозочного процесса, статистической базы, учета и контроля автотранспортной деятельности, которую придется решать в самое ближайшее время - снижение эффективности работы автомобильного транспорта, падение уровня правовой и налоговой дисциплины хозяйствующих субъектов из числа новых участников транспортного рынка. На 2010 год намечено проведение опытной эксплуатации информационной системы комплексного мониторинга, анализа и статистики грузового автомобильного транспорта, разработанной в ходе выполнения городской целевой программы реализации транспортной политики в сфере грузовых автомобильных перевозок.

 

 

Директор центра безопасности дорожного движения ГУП «Мосавтотранс» Наталия Назина

Директор центра безопасности дорожного движения ГУП «Мосавтотранс» Наталия Назина

 

 

 Полномасштабное использование информационной системы намечено на 2011 г.
Кстати, одним из флагманов Мосавтотранса в переходе на инновационный путь развития является успешно развивающаяся компания АТП «Компания Трансхолод», специализирующаяся на рефрижераторных перевозках медикаментов, продуктов питания и других скоропортящихся грузов. Являясь действительным членом Ассоциации международных автомобильных перевозок, АТП осуществляет перевозки по территории Российской Федерации, СНГ и европейским странам Шенгенского соглашения. Компания обладает высокопрофессиональным коллективом специалистов, который в течение многих лет успешно решает важнейшие вопросы по доставке и экспедированию грузов.

АТП «Компания Трансхолод» на сегодняшний день эксплуатирует парк в количестве 150 автопоездов-рефрижераторов грузоподъемностью 20 тонн (86 м3) в составе седельных тягачей марки DAF и MAN, а также полуприцепов марки Schmitz и Turbos-Hot с холодильно-обогревательными установками Termo-King и Carrier 2006 - 2008 гг. выпуска.
Имея значительный опыт и знания в производстве ремонта и сервисного обслуживания различных видов автомобильной техники, компания сегодня обладает статусом клиентской мастерской по таким фирмам-производителям, как DAF, MAN, Schmitz Cargobull, Haldex и Wabco.

Нельзя было обойти вниманием и вопрос безопасности дорожного движения при осуществлении автомобильных грузовых перевозок. О том, какие главные меры могут быть приняты в ближайшее время для совершенствования системы управления и контроля в сфере безопасности дорожного движения, мы попросили рассказать директора центра безопасности дорожного движения ГУП «Мосавтотранс» Наталию Назину. Вот что она нам сообщила:
- Дело в том, что такие меры принимаются нашим центром постоянно, практически ежедневно, и поэтому нам удалось добиться высоких результатов. За последние несколько лет у нас нет погибших и пострадавших в ДТП по вине водителей системы предприятий ГУП «Мосавтотранс».
Внешне деятельность центра выглядит банально - ежедневный медицинский контроль водителей перед выездом на линию, технический контроль состояния подвижного состава, проверки линейно-транспортной дисциплины.
Практически на всем транспорте ГУП «Мосавтотранс» установлены системы мониторинга, что позволяет в режиме онлайн не только видеть местонахождение автомобиля, но также определять скорость движения автомобиля, контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителя. А это несомненно способствует соблюдению правил дорожного движения на маршруте движения.


Ежегодно во всех предприятиях системы Мосавтотранса совместно с УГИБДД ГУВД по г. Москве и Горкомом профсоюзов работников автомобильного транспорта проводится конкурс «За безопасность движения», где по итогам года определяется лучшее предприятие и лучший водитель, отработавшие год без ДТП.
ГУП «Мосавтотранс» проводит конкурс профессионального мастерства водителей грузовых автомобилей «Московский мастер», где также определяется лучший водитель по итогам сдачи теоретического экзамена по Правилам дорожного движения РФ и практическому вождению.
Все эти мероприятия только способствуют укреплению линейно-транспортной дисциплины и снижению тяжести последствий ДТП.