МАФ - Конференция "Автошколы России: кого выпускают на дороги?.."




Автошколы России: кого выпускают на дороги?..

 

 

Ксения ДИТЯТКИНА
Фото автора

 

 

Слово власти

 

На прошлогоднем совещании по безопасности дорожного движения Президент РФ Дмитрий Медведев дал работе российских автошкол неутешительную оценку: «Автошколы сегодня практически не несут ответственности за поведение их выпускников на дорогах, нет ни современной материально-технической базы, ни квалифицированных инструкторов. Экзамены на права сдаются формально. Кругом взятки». И подчеркнул необходимость повысить качество подготовки водителей. В первую очередь для этого необходимо создание современной нормативно-правовой базы. Ведь невозможно в современной России жить по правилам 25-летней давности. Автошколы не относятся ни к одному из видов образовательных учреждений, установленных законом РФ «Об образовании», и в тоже время не имеют типового положения, регулирующего вид их деятельности.

Эта проблема нашла отражение в поручении о создании типовых положений об образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку, переподготовку водителей транспортных средств и порядке проведения профессиональной подготовки водителей транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов на регулярной основе, которые поступили в Минтранс России в 2009 г.

Федерация объединения автомобильных школ России как никто другой заинтересована в сотрудничестве в указанной сфере и готова предложить  проекты нормативных актов для последующей совместной доработки, отмечалось на традиционно проводимом в рамках V МАФ круглом столе «Совершенствование системы подготовки и допуска водителей к участию в дорожном движении автотранспортных средств» (в нем приняли участие специалисты, представляющие федеральные органы государственной власти, научно-исследовательские институты, транспортные организации, автошколы и ассоциации, а также разработчики учебного оборудования и учебных транспортных средств). Это должны быть инновационные документы,  ведь основной объем подготовки водителей сегодня в стране осуществляют в негосударственном секторе, поэтому многие положения закона «Об образовании» к автошколам не применяются.

Между представителями различных ведомств на круглом столе развернулась дискуссия, связанная с введенными в июле 2009 г. «Требованиями к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами».

 

 

Статистика и требования

 

 

Представитель Министерства образования и науки РФ Ольга Богданская

 Представитель Министерства образования и науки РФ Ольга Богданская

 

 

- С 2004 по 2008 гг. количество погибших детей-пешеходов и детей-велосипедистов уменьшилось примерно в 1,8 раза, - сообщила представитель Министерства образования и науки РФ Ольга Богданская, анализируя ход реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах». -  В то же время количество погибших детей-пассажиров сохранилось на уровне 2004 г. По итогам 2008 г. вырос ряд показателей детского дорожно-транспортного травматизма. Несмотря на  общее снижение  в 2008 г. по сравнению с 2007 г., количество погибших детей-пешеходов увеличилось на 13 %, наездов на детей на пешеходных переходах - на  5 %, а число погибших в них детей - на 5,3 %. Большое количество ДТП с участием детей вызвано не их неправильным поведением на дорогах, а преступными действиями взрослых участников дорожного движения. Среди пострадавших детей значительную часть составляют дети дошкольного и младшего школьного возраста.

В июне 2008 г. правительство поручило федеральным органам исполнительной власти разработать требования к образовательным учреждениям - автошколам по их оснащению техническими средствами для обучения теории и практике управления транспортными средствами. Требования к техническому оснащению автошкол – это  неотъемлемая часть программы подготовки водителей. В настоящее время они используются ГИБДД для оценки материальной базы автошкол и выдачи им лицензий. Лицензия, выданная до 1 июля 2009 г., будет действовать в течение пяти лет. Лицензированию подлежат автошколы, которые впервые получают лицензию или у которых срок ее действия истек.

 

 

Новые водители - новые жертвы

 

С 2001 г. в России увеличилось количество аварий, а также число раненых и погибших в них людей, большая часть которых относится к категории людей трудоспособного возраста. На сентябрь ушедшего года ситуация в целом по стране выглядела так: за январь - август 2009 г. произошло 109016 ДТП  (-5,7 % по аналогичному показателю 2008 г.), погибло 13706 человек (-11,8 %), ранено 145031 (-4,2 %). Несмотря на снижение, цифры остаются страшными. Если учесть, что в течение предыдущих лет они только увеличивались, то данное уменьшение  незначительно.

В целом по России ДТП по вине начинающих водителей (со стажем до трех лет), за январь - август 2009 г. 17843 (-2,2 %) человек погибло, 2826 человек (-13,5 %) ранено 25331 (-0,3 %). Так по итогам 2008 г. по вине водителей со стажем до трех лет произошло  29881 ДТП, погибло 3469, ранено 41535 человек.

Всего в 2008 г. 2,8 млн человек получили водительское удостоверения. Из них 2 млн 610 тыс. - после подготовки в учебных организациях (по отношению к 2007 г. +8,3 %, или 93 % от общего числа водителей, получивших водительское удостоверение), 7 % от этого объема – самоподготовка, выдано 197 тыс. водительских удостоверений (+10,5 %). Средний процент сдачи за 2008 г. – 55,6 %. Общее количество учебных организаций, у которых была лицензия на ведение деятельности в 2009 г., – 8101 (+3,1 %). Ежегодно количество образовательных учреждений растет на 2 - 3 %, при этом  Министерству образования и  науки принадлежит всего 3463 организации в стране, Минобороне - 150, Минтрансу – 312, РОСТО - 1475 и 371 организация - другим государственным структурам, остальные – негосударственные учреждения. Если всего их число увеличилось на 3,5 %, то негосударственных – на 14 %. Количество специалистов, подготовленных по категории В, выросло на 31,5 %, С уменьшилось на 0,5 % , по D снижение составило 13,6 %, категории Е +20,5 %. Объем рынка автошкол в денежном эквиваленте на 2009 г. составил 3 млрд долларов США. Кроме того, в прошлом году принято в эксплуатацию семь автодромов новой комплектации, в 2008 г. - всего один. 

В Москве рост впервые получивших права составил 50,4 % в сравнении с 2008 г., количество ДТП с участием водителей, стаж которых не превышает трех лет, увеличилось на 75,2 %. В сравнении с 2004 г. число вновь выданных водительских удостоверений в Москве увеличилось на 62,2 %,  получено 80263 удостоверения (для сравнения: в 2004 г. – 49900), при этом количество ДТП выросло на 76,9 %. Сухая статистика красноречиво свидетельствует: основной прирост аварийности приходится на долю молодых водителей.

Всего в Москве 285 образовательных учреждений, имеющих лицензию по подготовке водителей, из них 190 - негосударственные образовательные учреждения. Только 7 из них арендуют земли сроком до пяти лет, остальные - максимум год. Собственные площадки имеют 37 автошкол.

Самоподготовка в 2008 г. составила 22 % от общего числа сдающих квалификационный экзамен на получение водительских удостоверений, доля ДТП по вине таких водителей – 40 %.

Самообразование водителей запретить пока невозможно, в соответствии с правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (утв. постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. № 1396) с самоподготовкой можно сдавать только на категории А и В. К сдаче экзаменов на категорию А допускаются лица, достигшие шестнадцати лет, для категории В - восемнадцати лет. Хотя проект по вопросу запрета самоподготовки давно разработан, но не утвержден, и когда он будет принят - неизвестно.

Представители автошкол считают, что Госавтоинспекция рассматривает школы как большой карман, в котором много денег. Но такого рода учреждения не могут взять кредит ни в одном банке: некоммерческие организации этого права не имеют и льготы малого и среднего бизнеса на них не распространяются. Поэтому сегодня на этот рынок приходят коммерсанты. Однако мнение руководителей автошкол заключается в том, что вводимые частным бизнесом современные автодромы больше пригодны для экзаменационной, а не учебной деятельности. На площадке должен быть тоннель, железнодорожный переезд, перекрестки со светофорами.
Кроме того, руководители школ не понимают, в чем суть поставленных  перед ними  задач? Если это  сокращение ДТП, уменьшение количества погибших на дорогах, то,  учитывая статистику, можно сделать вывод, что водителей транспортных средств стали готовить лучше.
- Многие руководители автошкол считают, что требования к оснащению учебного центра должны быть, однако критерии для их выполнения должны быть выработаны. Кроме того, следует обратить внимание на работу органов, проводящих лицензирование. Почему «нормальная» автошкола не может получить лицензию, а учебное заведение с «одной партой» проводит обучение только потому, что у него не закончилась лицензия? Если бы эти требования ввели единовременно для всех и тут же обязали проходить лицензирование, то ни одной автошколы не осталось бы, потому что соблюдение их маловероятно.

К тому же стареет преподавательский состав, который надо пополнять. Сегодня любой водитель может стать инструктором и работать в этой сфере без аккредитации и лицензирования. В Москве удостоверение инструктора  можно купить за 3 тыс. рублей. Когда в эту сферу придут коммерсанты, которые будут строить автодромы, оснащать их современной аппаратурой, то к учебному процессу станут относиться, как к зарабатыванию денег.
Большинство руководителей автошкол считают, что обвинять их учебные учреждения в недобросовестной подготовке водителей не совсем корректно, поскольку многое зависит от воспитания водителя (ведь не учат же в автошколах пить за рулем или нарушать ПДД).
Эффективность требований, которые предъявляются с 1 июля 2009 г., пока оценивать рано. Будут ли они работать на уменьшение количества ДТП и смертность на дорогах – покажет время.

 

 

Степень безответственности

 

 

Советник генерального директора дирекции ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 гг.» Николай Чуклинов

Советник генерального директора дирекции ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 гг.» Николай Чуклинов

 

 

- Не только автошколы виноваты в некачественном обучении водителей, – заметил советник генерального директора дирекции ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 гг.» Николай Чуклинов. - Многоотраслевая система обеспечения качества дорожного движения неточно определяет объект контроля. Трудно выделить степень ответственности того или иного звена системы ОБДД. Проблема не только в организационно-правовых структурах, но и в отсутствии системы повышения квалификации и формирования сознания участника дорожного движения с детских лет.

Надо своевременно изменять в нормативную базу, разрабатывать организационно-технические и правовые требования, которые определяют этот процесс. Сегодня развивается частное партнерство, необходимо привлечение бизнеса, но не в той искаженной форме, в какой оно существует сейчас, а в регламентированном государством порядке, дающем возможность подготовить квалифицированного участника дорожного движения. Необходимо устранять те пробелы, имеющиеся в действующем законодательстве с точки зрения формирования нормативной базы к построению и организации учебного процесса.

В 1996 г. были разработаны «Образовательные стандарты начального профессионального образования». В 96 % случаев подготовка водителей осуществляется как профессиональная. Значит, эти стандарты не распространяются на учебные центры без государственной аккредитации. Кроме того, они подлежат пересмотру раз в десять лет, но в 2006 г. они пересмотрены не были. Необходимо разработать государственные требования к подготовке водителей и указать все квалификационные параметры, которыми должен обладать будущий водитель, и на их основании строить программы по подготовке водителей.

Остается открытым вопрос психофизиологического тестирования обучающихся. В России нет методики проведения психодиагностики учащихся автошкол. Человек на законных основаниях может от нее отказаться, и школа должна будет его обучать только потому, что он ей платит.

 

 

Качество одно для всех

 

 

 

 Старший инспектор по особым поручениям Департамента обеспечения безопасности дорожного движения при МВД РФ Александр Лыткин

Старший инспектор по особым поручениям Департамента обеспечения безопасности дорожного движения при МВД РФ Александр Лыткин

 

 

Старший инспектор по особым поручениям Департамента обеспечения безопасности дорожного движения при МВД РФ Александр Лыткин резюмировал:
- Реализация «Требований к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами» в РФ пока не проводится. В России немало таких населенных пунктов, в которых нет ни светофоров, ни знаков, ни даже асфальтированных дорог, а получаемое в любом регионе водительское удостоверение позволяет ездить по всей территории России. Случается, что российский водитель, которому выдают удостоверение, в Европе у него изымается: нередко российские водители совершают там слишком серьезные ДТП, в результате которых европейские страховые компании «попадают» на миллионы евро. И европейцы задаются вопросом: «Не закрыть ли нам границы для российских перевозчиков?». Испания уже отказывалась выдавать машины напрокат водителям с российскими правами.

В России есть ФЗ «О безопасности дорожного движения», в котором  написано, что допуск к экзамену может получить только тот, кто прошел программу в полном объеме. Однако проверить это крайне сложно. Вопрос не в том, что человек может учиться где угодно, а в том, что нужно повышать  качество обучения, которое должно быть единым всюду - во Владивостоке, Москве, Сызрани…