Обзор рынка "Опции к автобусам: цена удовольствия"




Опции к автобусам: цена удовольствия

 

 

Несмотря на то, что на дворе XXI век, многие из серийных автобусов не отвечают всем запросам перевозчиков. Сами заводы не всегда готовы удовлетворять требования в полном объеме, и за решение проблемы берутся специализированные фирмы. Поскольку есть спрос – есть и предложение.

 

 

Александр КАЛУГИН
Фото Олега ЖАРКО и Александры НОВИЧКОВОЙ

 

 

«Северный» пакет

 

Эту опцию заказывают не только нефтяники, газовики и транспортные предприятия Сибири и Крайнего Севера, как можно было себе представить. Утепленные автобусы востребованы и в средней полосе России, где экстремальные холода не так уж часты. Но у тех, кто впервые сталкивается с так называемой северной комплектацией, порой бытует неверное представление о мерах по защите салона пассажирской машины от холода. Как-то в разговоре водителей я услышал даже такое предположение, будто стенки утепляются... стекловатой. А оппонент возражал, высказывая другую точку зрения: промежуток между стенками заливают... жидкой пеной. И то и другое неверно. К тому же утепление стенок – не панацея. В салоне обязательно должны стоять двойные окна, утепленный пол, дополнительные печки, иначе ни о каком «северном» исполнении не может быть и речи.

У разных фирм, специализирующихся на утеплении салонов автобусов ПАЗ, КАВЗ, «северные» пакеты нередко схожи, хотя встречаются и существенные различия. Некоторые мастера разделяют подобную комплектацию на упрощенную и максимальную. Например, в одной из московских компаний есть «Северный пакет № 1» и «Северный пакет № 2». В первый включена сплошная перегородка водителя, двойное остекление салона, двойной пол, утепление всех потолочных люков (для ПАЗов – 2 шт.), плюс три дополнительных отопителя для автобусов с двигателем ЗМЗ.

 

 

Установка багажных полок под потолком и крепление шторок стали одним из наиболее востребованных видов дооборудования автобусов

Установка багажных полок под потолком и крепление шторок стали одним из наиболее востребованных видов дооборудования автобусов

 

 

Второй набор (дополнительно к первому) включает в себя три форточки на боковых окнах, утепленный пол в пассажирском салоне, причем это не просто второй слой фанеры, а еще один настил пола с хорошо подогнанным влагоотталкивающим материалом. Здесь же производится утепление боковин и крыши влагоотталкивающим материалом, утепление верхней и нижней части пассажирской двери и тщательная герметизация шва соединения пола и боковин специальным составом, не впитывающим влагу. Стоимость таких работ приведена в таблице.

Любопытно, что у фирм, не разделяющих «северный» пакет на первый, второй и т. д., есть такая услуга, как выполнение не полного комплекса работ, а только отдельных операций. Связано это с необходимостью профилактического ремонта, а иногда с ограниченностью средств перевозчика. По справедливости, такие услуги должны стоить не больше, чем при калькуляции всего пакета, но очень часто розница обходится дороже опта. Кстати, работы по переоборудованию обычного автобуса в «северный» можно проводить поэтапно. Допустим, сперва установить утепленный пол, потом – двойное остекление, а спустя какое-то время – перегородки с водительским местом. Подрядчик этого не любит, но оставлять транспортное средство надолго без выхода на линию не у всех есть возможность. Известны примеры, когда перевозчики договаривались с мастерами дооборудовать свои машины в выходные и праздничные дни. В любом случае выход можно найти всегда, было бы только желание.

 

Виды и стоимость работ по утеплению автобусов ПАЗ, КАВЗ (на январь 2010 г.)

 

Виды и стоимость работ по утеплению автобусов ПАЗ, КАВЗ (на январь 2010 г.)

 

 

Доработка салона

 

В перечне услуг, которые оказывают сервисные мастерские, есть практически все, что угодно. Многие из предлагаемых операций занимают очень короткое время (от нескольких часов до одного рабочего дня) и стоят недорого, поэтому фирмы их часто даже не рекламируют. Но это не означает, что на подобную доработку нет спроса. Как раз наоборот. Например, многие автоперевозчики охотно заказывают установку локеров с антикоррозионной обработкой и готовы за это платить от 6 до 7 тыс. рублей. От 4,5 до 5 тыс. рублей требует установка противотуманных фар. Но есть и недорогие виды работ, занимающие много времени. Скажем, установка простого транспортного громкоговорящего устройства с двумя динамиками занимает два рабочих дня, а оценивается всего в 4 тыс. рублей.

Но одним из наиболее востребованных видов дооборудования и переоборудования автобусов (и в первую очередь российского производства) является замена кресел, пошив чехлов, установка подиума, перегородки между пассажирским салоном и рабочей зоной водителя. Конечно, есть умельцы, готовые все взять в свои руки и делать работу не торопясь. Но иногда и они вынуждены обращаться в мастерские, поскольку нет места и условий для такого «тюнинга».

Чаще всего новые владельцы автобусов (неважно, купленных с рук или с завода) стремятся сделать салон максимально отвечающим виду перевозок. И если речь идет о доставке пассажиров, на повестку дня встает вопрос установки мягких сидений или перетяжка уже существующих. Кстати, нередко процедура перетяжки обходится в сумму, сопоставимую с расходами на закупку новых изделий. А сами кресла могут быть как нерегулируемыми, так и с наклоняемой спинкой, высокими или низкими. Любопытно, что под видом новых на рынке нередко предлагают старые, восстановленные до товарного вида. Распознать реинкарнированный «самопал» просто: обычно окраска металлического каркаса неоднородная из-за плохо смытой старой краски, а материал обивки отличается от заводского. Иногда продавцы не скрывают факта восстановления кресел, мотивируя тем, что все равно новый хозяин наверняка захочет накрыть их чехлами или накидками.

 

 

Европейские модели лайнеров довольно часто оборудованы туалетами

Европейские модели лайнеров довольно часто оборудованы туалетами

 

 

Сомнительно выглядят и кресла, дооборудованные в кустарных условиях жесткими пластмассовыми подлокотниками и ремнями безопасности. Подчас продавцы предлагают брать кресла, оборудованные ремнями с безынерционными катушками. Делать этого не следует: разница между ними и ремнями с катушками копеечная (на весть салон из 21 - 23 мест – около 1 тыс. рублей), а проблем потом не оберешься. Во-первых, такие ремни недостаточно просто застегнуть замком, их нужно еще и подогнать под каждого пассажира. А в силу того, что большинство пассажиров автобусов у нас беспечны, пользоваться таким устройством они не будут. Во-вторых, ремни без катушек часто болтаются по полу, пачкаются и мешают убирать салон. Да и движущиеся по проходу люди рискуют запутаться в ослабленном «стремени» и, не ровен час, упасть.

Для российских автобусов марок ПАЗ и КАВЗ, задействованных на городских или пригородных маршрутах, владельцы часто выбирают сиденья с короткой спинкой российского производства. При этом для населенных пунктов предпочтение отдается нерегулируемым сиденьям. Это наглядно можно видеть, например, на ПАЗах, работающих в качестве маршрутных такси в Калуге. А вот на рейсах, связывающих областной центр с другими городами и поселками 40-го региона, можно встретить и машины, в салоне которых установлены кресла с высокой спинкой, хотя и не так часто, как хотелось бы. Экономить на удобстве пассажиров нынче не принято, поскольку конкуренция заставляет чесаться даже отъявленных скупердяев.

 

 

 По запросу клиента так называемый взрослый автобус дорабатывается до состояния школьного

 По запросу клиента так называемый взрослый автобус дорабатывается до состояния школьного

 

 

Те, кто регулярно совершает поездки в междугородном сообщении по одному и тому же маршруту, уже знают, какие автобусы отправляются в какое время и насколько они комфортны. Я сам был свидетелем того, как несколько пассажиров отказались ехать из Теплого Стана в Москве в г. Алексин Калужской области только из-за того, что у «Икаруса» неплотно закрывалась передняя дверь. А сидеть на сквозняке пассажиры не захотели. Видел я и командированных, не решившихся сесть на корейский автобус близ Ярославского вокзала, который направлялся в Рязань. Оказывается, путешественникам не понравились зачуханные сиденья с жестко зафиксированными спинками едва ли не в вертикальном положении. А мой друг, живущий около Павелецкого вокзала, поведал, как несколько человек стали ждать другой автобус до Элисты только из-за того, что им достались не лучшие места. А сколько таких эпизодов, что называется, остается за кадром! Так что в пассажирских перевозках оборудование салона действительно играет важную роль. 

 

 

Виды и стоимость отдельных операций по доработке салона автобусов ПАЗ, КАВЗ, ЛИАЗ, ГОЛАЗ (на январь 2010 г.)

 

 

 

Виды и стоимость отдельных операций по доработке салона автобусов ПАЗ, КАВЗ, ЛИАЗ, ГОЛАЗ (на январь 2010 г.)

Примечание. Срок выполнения доработок, связанных с закупкой запчастей и материалов на выбор клиента, составляет не менее 20 рабочих дней.

 

 

Любой каприз!

 

На страницах нашего журнала мы уже рассказывали о дополнительном оборудовании, предназначенном для установки на различные версии пассажирских машин. Но тогда речь шла об опциях преимущественно для китайских и южнокорейских автобусов. Относительно лайнеров европейских марок все гораздо проще: обычно покупатели заказывают нужное оборудование (телевизор, холодильник, кофе-машину) прямо с завода. Иногда нужными предметами автобус с пробегом комплектуют во время предпродажной подготовки, поэтому потребность в установке опций отпадает. Но сегодня повестка дня другая. На дворе кризис, и мы поговорим о том, какие работы позволяют подтянуть салон российского автобуса до планки, заданной его владельцем.

 

 

Появление автобусов, оснащенных оборудованием для инвалидов – отнюдь не дань моде, а жизненная необходимость

Появление автобусов, оснащенных оборудованием для инвалидов – отнюдь не дань моде, а жизненная необходимость

 

 

Сегодня практически в каждом регионе есть мастерские, готовые выполнить любое пожелание клиента. Плюс расчета в рублях заключается в том, что данный вид услуг в меньшей степени пострадал от экономических неурядиц. Почти все комплектующие (за исключением кондиционеров, магнитол и сигнализаций) российского производства, а это значит, что взлеты и падения американского доллара и европейской валюты не коснулись их никоим образом. Ценник на работы по переоборудованию практически «устаканился», и в некоторых компаниях он не менялся не то что с 2009-го, а даже с 2008 г.! Потребителю кризис явно пошел на пользу: в прайс-листах некоторых фирм наконец-то появились конкретные цифры, а не туманные фразы вроде «по справке», «цена договорная» и т. д.

Стабильными остались и сроки выполнения заказа, а строка «надбавка за срочность» за ненадобностью исчезла практически из всех прейскурантов. В условиях падения спроса на товары и услуги это разумное решение. Нет изменений и в перечне работ. В активе фирм — все то же изготовление и установка подиумов, обработка пола автолином, замена кресел и все, что предусматривает переделка стандартной пассажирской машины в люксовую. Народные умельцы по-прежнему готовы превращать обычный вариант в грузопассажирский, доводить «взрослый» автобус до состояния «Школьника» и по запросу клиента переделывать рейсовый лайнер в транспортное средство для оказания ритуальных услуг.

Комплексное переоборудование автобуса может стать еще дешевле, если вы заранее узнаете у подрядчика стоимость деталей, которые собираетесь установить. Например, кресла можно найти дешевле, хотя и не всегда: те, кто давно работает на рынке услуг, уже имеют надежных поставщиков, способных гарантировать конкурентоспособные «вкусные» цены. У некоторых фирм есть собственный запас тех же сидений или договоры, заключенные напрямую с изготовителями. Это тоже способствует формированию адекватной, а не оторванной от жизненных реалий стоимости. Наконец, никто не отменял такого понятия, как скидка. Если вы уже обращались в данную компанию или переоборудуете несколько единиц техники, то вы вправе рассчитывать на соответствующий подход. И если мастера жмутся, можно поискать другого делового партнера, ведь не сошелся свет клином на одной фирме...

 

 

Виды и стоимость работ по комплексной доработке автобусов ПАЗ, КАВЗ, ЛИАЗ, ГОЛАЗ (на январь 2010 г.)

 

Виды и стоимость работ по комплексной доработке автобусов ПАЗ, КАВЗ, ЛИАЗ, ГОЛАЗ (на январь 2010 г.)

 

 

...И ремонт по кругу

 

Редко, но бывает так, что купленный автобус нуждается не только в переоборудовании салона, установке сигнализации, «музыки» и в прочих полезных вещах, но также требует восстановительного ремонта. Делать его разумнее в комплексе, так получается дешевле.
«Подшаманить» старенький пассажирский ПАЗ или КАВЗ до приличного вида стоит недешево – около 200 тыс. рублей. За эту сумму клиенту гарантируют замену панелей по кругу (не только поврежденных в результате мелких ДТП или сгнивших от воздействия химреагентов и влаги), а абсолютно всех. Слесари вырезают и устанавливают новый «задок» в сборе. На замену идут двери, подножки, ящики, кожухи, пол, колесные арки, брызговики. Рокировка старых деталей на новые касается резиновых уплотнителей стекол, плит ДВП в обшивке боковин, панелей крыши. Все, что подвержено атаке ржавчины, обязательно идет в металлолом. При комплексной реанимации автобуса меняется наружная светотехника за исключением фар, если они в приличном рабочем состоянии. Параллельно проводится восстановительный ремонт усилительных консолей и поясов. Все железные детали и прежде всего кузовные панели подвергаются тщательной антикоррозийной обработке. И когда черновая работа позади, обновленные участки окрашивают акриловыми красками. В итоге внешне автобус выглядит почти как новенький.

Как и в случае с дополнительным оборудованием, ремонт автобуса можно выполнять не комплексно, а частично. Впрочем, детальнее об этом мы обязательно поговорим, но как-нибудь в другой раз.