Отдел кадров "Дальнобойщики за партой"




 

 

Александр Николаев

 

 

С 10 сентября 2009 года вступила в силу директива Евросоюза, предписывающая владельцам транспортных компаний один раз в пять лет проводить комплексную подготовку водителей коммерческих машин. Курс продолжительностью 35 часов включает обучение правилам экономичной и безопасной езды, оказанию первой доврачебной помощи на дорогах, грамотному креплению грузов и знанию законодательных актов в области перевозки грузов автомобильным транспортом. Тематика наполнения программы и сроки ее проведения будут установлены отдельно в каждой стране. Мне довелось пройти ускоренный курс программы, которую подготовила Volvo Trucks в том числе и для России.

 

 

Пять шагов

 

Новые требования ЕС появились не случайно. Проблема повышения квалификации водителей грузовиков стала наболевшей настолько, что дальше закрывать глаза на нее было уже невозможно. Этот вопрос встал на повестке дня и в России.
Кадровый голод привел к тому, что с недавних пор автовозы начали доверять тем, кто никогда кроме «Газели» ничего более тяжелого и крупногабаритного не водил. Свежеиспеченные дальнобойщики сели за руль 40-тонных автопоездов, не зная толком ни конструкции автомобиля, ни транспортного законодательства, а иногда и Правил дорожного движения. В итоге резко упал престиж профессии дальнобойщика (сравните его с советским периодом, когда водитель Совтрансавто котировался выше представителей многих других престижных специальностей). В последние годы выросло число опозданий при доставке грузов. Есть факты недоставки грузов и совершения нелепых ДТП.


Помочь в борьбе с таким негативом и призвана комплексная программа Volvo Trucks. Она дополнена в соответствии с новыми требованиями ЕС и способствует повышению профессиональных навыков водителей грузовиков, а также повышает качество и безопасность перевозок. Обучение водителей проводят по пяти основным курсам:
- «Эффективное вождение»;
- «Безопасное вождение»;
- «Здоровье и первая помощь на дороге»;
- «Транспортные перевозки и законодательство»;
- «Безопасность грузоперевозок».


Первые три курса обязательны во всех странах. И некоторые государства пока ими и ограничиваются, например Польша. Но это не означает, что другие проблемы, оставшиеся за рамками программы повышения квалификации, их не волнуют. Просто дополнительную подготовку водители в этих странах проходят во время обучения на категорию «Е» в организациях вроде советского ДОСААФ или российского ОСТО. Но есть и те, кого такой компромисс не устраивает. В Голландии, Германии, Швеции обязательными являются все пять курсов. Важно то, что курсы не привязаны к какой-то определенной марке грузового автомобиля, поскольку у многих клиентов Volvo в автопарке присутствуют машины разных брендов. Курсы можно пройти как после покупки нового автомобиля, так и в процессе эксплуатации.

 

 

Эффективное вождение

 

Раньше этот курс назывался «Экономичное вождение» и был нацелен только на экономию топлива. Сейчас он называется «Эффективное вождение», и это не просто игра слов. Смысл теперь сводится еще и к сокращению расходов на ТО и ремонт, экономии смазочных материалов и продлению ресурса техники. Такие инвестиции напрямую влияют на уменьшение эксплуатационных издержек перевозчика, и это доказано на практике как у дальнобойщиков, так и у городских дистрибуторов.


Например, российское представительство Danon констатировало такой результат: после трехмесячных курсов разница в расходе топлива составила 2 - 4 л на 100 км в сторону уменьшения, а у лучших водителей – до 6 л/100 км. После обучения инструкторов Coca-Cola по подготовке водительского состава расход топлива на машинах компании снизился в среднем на 6 %. А вообще курсы позволяют оптимизировать расход горючего на 5 – 10 %. Расчеты показывают: снижение потребления топлива на 10 % для транспортной компании с парком из 20 грузовых машин при пробеге 120 тыс. км у каждой означает уменьшение выбросов вредных веществ в атмосферу на 200 т в год и до 2 млн рублей, сэкономленных на заправке топливом.
Для сравнения: стоимость теоретического курса продолжительностью 7 часов составляет 3 тыс. рублей за одного слушателя. Практический курс «Эффективное вождение» стоит 5 тыс. рублей. Таким образом, полный комплекс обучения из пяти курсов обходится компании в 17 тыс. рублей. При этом курс не является универсальным, его адаптируют под каждого клиента  с учетом типа подвижного состава, вида перевозок, характера груза, маршрутов следования и т. д.


Курс начинается с контрольного вождения. Обучаемый ведет автопоезд по маршруту, близкому по рельефу местности, типу дорожного полотна и протяженности к условиям реальных перевозок его транспортной компании. В частности, в Подмосковье для этого используется Пятницкое шоссе. Инструктор учебного центра Volvo Trucks составляет маршрут, в котором присутствуют крутые горки и затяжные подъемы, опасные спуски и «слепые» повороты. После прохождения дистанции следует разбор допущенных ошибок: когда водитель несвоевременно переключал передачи, где неоправданно применял торможение и разгон, насколько оптимально проезжал регулируемые и нерегулируемые перекрестки. После анализа полученной информации обучаемый вновь садится за руль и проезжает тот же маршрут. Еще ни разу не было такого, чтобы не наступило улучшения. Правда, коэффициент у всех разный: кто-то едет практически в прежнем стиле, экономя сущие крохи, а кто-то добивается очень заметных результатов: до 20 % экономии ГСМ и на 15 – 20 % увеличения ресурса резины. По словам инструктора Александра Малышева, показатели топливной экономичности при сохранении той же средней скорости на маршруте улучшаются как минимум на 10 %.

 

 

За счет чего это достигается?

 

Инструкторы учебного центра рассказывают водителям о работе силового привода и подробно объясняют оптимальный алгоритм переключения передач. Они также растолковывают влияние физических факторов: сопротивление качению благодаря правильной накачке шин, уменьшение аэродинамического сопротивления за счет правильной установки верхнего спойлера и боковых дефлекторов и т. д. Иногда важно обратить внимание на особенности перевозок. Скажем, машина должна ездить со скоростью не более 60 км/ч, а клиент гоняет на ней 90 км/ч и, естественно, жалуется на высокий расход топлива.


Особое внимание преподаватели обращают на погодные факторы: температуру воздуха, осадки, скорость и направление ветра. Говорят они и о том, как режим работы двигателя влияет на расход дизтоплива. При этом учитывается каждая мелочь: разгружается автомобиль с работающим или выключенным двигателем, насколько интенсивно разгоняется и как часто тормозит, не дергается ли в пробках. На эффективность вождения оказывает влияние даже такой фактор, как скрупулезность ежедневного ТО. Данные опроса свидетельствуют, что 70 % водителей не утруждают себя осмотром автомобиля перед выходом в рейс. В лучшем случае они проверяют крепление пломб на полуприцепе и визуально определяют накачку шин. Более добросовестные водители заглядывают под днище на предмет обнаружения протечек технических жидкостей, но этого недостаточно.


Важный нюанс – определение алгоритма переключения передач. В отличие от грузовиков Mercedes-Benz, DAF, MAN на Volvo применяется иная система обозначения передач – отсчет ведется с буквы «С». Но, как и на других машинах тяжелого класса, трогаться с места нужно только с 1-й передачи. Начало движения со 2-й передачи влечет повышенный износ диска сцепления. И если у аккуратного водителя он ходит до 1 млн км, то у небрежного – вдвое меньше. А бывают примеры и вовсе бездумного отношения к матчасти, когда сцепление «убивают» за 40 - 50 тыс. км пробега.

 

 

Сегодня престиж профессии дальнобойщика упал. программа подготовки водителей направлена на его повышение

Сегодня престиж профессии дальнобойщика упал. программа подготовки водителей направлена на его повышение

 

 

Примерно треть каждого кругорейса автомобиль совершает пробег в порожнем состоянии. При этом инструктор рекомендует такую последовательность переключения передач: 1-я понижающая – 3-я повышающая – 5-я понижающая (до скорости примерно 50 км/ч), далее – по ситуации. Пятая передача является контрольной или базовой, от которой и принято плясать как от печки. Например, на прямом участке можно продолжить разгон и включить 6-ю повышающую, а вот на спуске, напротив, перейти на 6-ю понижающую. Если водитель осуществляет переход через одну ступень, мотор надо крутить до 1700 об/мин (на 3-й передаче – до 1900 об/мин). При последовательном «подтыкании» передач оптимальный режим работы двигателя – 1600 об/мин. Специалисты рекомендуют набирать при этом чуть более высокие обороты, чтобы автопоезд не потерял инерцию наката. Считается, что кратковременный выход из зеленой зоны лучше, чем более частое переключение. Не нужно паниковать и при падении оборотов до 700 - 800 об/мин. Неопытный водитель, скорее всего, переключится на пониженную передачу, а опытный плавно прибавит газ: если автомобиль не движется в гору, двигатель обязательно вытянет. Но это справедливо в отношении магистрального тягача. А для самосвального автопоезда алгоритм может быть другим.


Доказано, что основной перерасход ДТ совершается при разгонах, поэтому их число желательно свести к минимуму. Это касается и автоматической трансмиссии. Например, у вольвовской коробки I-Shift есть свои нюансы. Наивно полагать, что «автомат» делает все лучше человека. Дело в том, что «автомат» дороги не видит и его надо контролировать. Важно знать и то, что моторный тормоз VEB (Volvo Engine Brake) работает не так, как ретардер: он эффективен в черной зоне тахометра и только при повышенных оборотах.

 

 

Темперамент и ДТП

 

Частота переключения передач, число разгонов и торможений (а значит – расходы на компоненты и ТО) зависят и от темперамента сидящего за рулем. Казалось бы, какое отношение он имеет к дальнобойщикам? Оказывается, самое прямое, к тому же он влияет на безопасное вождение, а именно так называется второй курс программы обучения водителей грузовиков согласно новой директиве ЕС.


Безопасность является ключевым фактором перевозки грузов, поскольку статистика ДТП в России просто удручающая. Ежегодный экономический ущерб от аварий и катастроф на дорогах страны составляет 476 млрд рублей или 2,6 % ВВП. За последние пять лет потери составили 5,5 трлн рублей. Между тем в девяти случаях из десять причиной ДТП является пресловутый человеческий фактор. Примерно 60 % эксперты относят на вину водителя в виде неправильных действий и нарушений ПДД, 30 % приходится на дорожные условия и неправильный выбор скорости и только 10 % относят на неисправность техники.


Специалисты сравнивают ответственность водителя с ответственностью пилота авиалайнера. Опасность есть даже в случае соблюдения Правил, например когда взрывается покрышка. Автомобиль может стать неуправляемым и до полной остановки повредить несколько машин. Но и в безобидной ситуации до аварии – рукой подать. Для наглядности инструкторы приводят три примера реальных происшествий в Швеции.


ДТП № 1. Автопоезд, груженый бумагой в рулонах, съезжает с главной дороги на второстепенную, и хотя его скорость не превышает 45 км/ч из разрешенных на данном участке 60 км/ч, происходит опрокидывание на бок. Причина – слишком большая скорость для машины с высоким центром тяжести. Водитель должен был учесть специфику загрузки и ехать медленнее. Конечно, будь на борту ESP, происшествия могло бы и не быть. Но все-таки водитель должен быть более внимательным.


ДТП № 2. Во время движения, перед тем как открыть пачку печенья, водитель решил прочесть инструкцию на упаковке. Хватило нескольких секунд, чтобы его автопоезд догнал вереницу машин, едущих за медленно двигавшимся краном. Потеря видимости дорожной обстановки обернулась попутным столкновением. При наличии адаптивного круиз-контроля аварию можно было бы предотвратить.

ДТП № 3. Еще одно происшествие связано с ошибками при перестроениях. Особенно это характерно для населенных пунктов во время смены полосы движения. Очень часто в мертвой зоне справа оказывается легковой автомобиль, и дело кончается столкновением. Помочь в такой ситуации могла бы камера контроля мертвой зоны, которую в качестве опции предлагает Volvo Trucks. Да, опции стоят недешево, но это тот самый случай, когда экономить – себе дороже: электронное устройство может быть бесполезным в течение нескольких лет, а потом один раз окажется эффективным и позволит избежать худшего.

Не стоит сбрасывать со счетов тяжелые условия вождения: гололед, туман, снегопад, дождь. В такой обстановке нужно снижать скорость, не считаясь со временем. Риск совсем не оправдан, ведь снижение скорости даже на 10 км/ч для доставки груза не критично, поскольку ведет к потере нескольких минут, зато это может предотвратить ДТП. Не нужно забывать, что при скорости 80 км/ч за одну секунду автомобиль проходит 21 метр дистанции. И если на технике нет системы против складывания автопоезда, лучше не рисковать. Не будем забывать, что Правила предписывают водителю выбирать скорость в соответствии с дорожными условиями, вплоть до полной остановки транспортного средства.


Неплохо бы возить с собой и цепи противоскольжения. Во время декабрьских заносов на федеральной трассе «Дон» большегрузы стояли из-за того, что многие были «обуты» в летнюю резину и не имели при себе тех же цепей. Российские перевозчики не жалуют их из-за хлопот с одеванием/снятием, да и допустимая скорость движения в 30 км/ч не всех устраивает. А что, стоять лучше?!


Кроме роли водителя, оценки риска, систем безопасности, типов аварий и сложных дорожных условий курс «Безопасное вождение» предусматривает и действия дальнобойщика при аварии. Инструкторы рекомендуют вначале думать о собственной безопасности. Скажем, если случилось ДТП, не нужно бросаться на дорогу и смотреть, чем помочь пострадавшим. Такой «маневр» может быть опасным для самого водителя и лучше не рисковать.

Первым делом дальнобойщик должен предупредить других участников дорожного движения об опасности. И торопиться со звонком в службу спасения «112» не стоит. Сначала нужно выяснить следующую информацию: число пострадавших, кто заблокирован, точное месторасположение на трассе, автомобили со сработавшими подушками безопасности, что разлито на проезжей части, включая опасные жидкости. После этого можно звонить спасателям и внятно передать вышеперечисленные сведения, а также подсказать, как добраться до места аварии.

В конечном итоге курс «Безопасное вождение» дает знания о безопасной эксплуатации транспортных средств, уменьшает простои техники из-за аварий, снижает риск получения ранений и травм, а также уменьшает вероятность наступления страховых случаев.

 

 

Первым делом – здоровье

 

Один из самых объемных курсов – «Здоровье и первая помощь на дороге». Поначалу перевозчики скептически относятся к нему и часто пренебрегают. Но, ознакомившись с программой, охотно соглашаются его пройти, ведь речь идет не просто о трудоспособности и самочувствии в рейсе, а о здоровье в целом.
В процессе обучения слушателям рассказывают о факторах, влияющих на здоровье водителя. В прицеле занимающихся оказывается правильное и здоровое питание, рассматривается влияние алкоголя и наркотических препаратов, анализируется стресс и переутомление. Как ни странно, это вызывает даже больший интерес, чем вторая часть курса. В то же время, она охватывает первую помощь при ожогах и обморожении, меры при химическом отравлении, действия при аварии и оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП.


Взрослые люди воспринимают доводимую до них информацию с неподдельным интересом и конспектируют данные как старательные первоклашки. Самим дальнобойщикам искать информацию в библиотеках и Интернете некогда, а вот на курсах ее преподносят как на блюдечке. И все начинается с азов. Например, возьмем прием пищи. Как питается дальнобойщик? Правильно: как придется. А ведь от выбранных продуктов, их качества, сочетания, калорийности и усвояемости организмом зависит чувство сытости и настроение. В связи с этим в процессе обучения приводятся рекомендации врачей-диетологов, скажем, в области здорового питания.

 

 

 

 Правила питания водителя:
- Кушайте не спеша и вовремя;
- Ешьте регулярно небольшими порциями;
- Делайте не менее 22 жевательных движений;
- Не пейте воду во время еды: пейте ее за 30 минут до еды или через 30 минут после приема пищи;
- Употребляйте волокнистую пищу;
- Ешьте на десерт ананасы, киви, плоды папайи;
- Выпивайте 1,5 - 2 л воды в день.

 

Водителям очень важно включать в рацион здоровую пищу, делая упор на свежие овощи и фрукты. Им как никому другому при долгой сидячей работе важно исключить из списка употребляемых продуктов все достижения человечества в области быстрого питания. Речь, конечно же, о фастфуде: чизбургерах, мак-нагетсах, картофеле фри, хот-догах и т. п. Уместно вспомнить, что недавно Всемирная организация здравоохранения признала картофельные чипсы самым вредным продуктом. Никакой пользы нет и от сладких газированных напитков, и от приторных восстановленных соков, и от разведенных водой порошковых концентратов. Высококалорийная пища способствует ожирению и повышению уровня сахара в крови, а это оказывает негативное воздействие на здоровье.
Чтобы избежать чрезмерных нагрузок на организм и насытить его необходимыми микроэлементами и витаминами, специалисты рекомендуют хотя бы примерно знать состав продуктов и их калорийность. Это не значит, что нужно возвести идею в культ и направить ее в русло абсурда – возить с собой таблицы, вести записи в тетради и т. п. Достаточно на первых порах проанализировать свой привычный рацион, а впоследствии составить меню с учетом полученных знаний. В конце концов дело это добровольное, и результат усилий обращен в вашу пользу.

 

 

Суточная норма питания человека

 

 

 Продукты   Вес, г
 Свежие фрукты и овощи  660
 Молоко и кефир  450
 Хлебобулочные изделия  330
 Картофель  265
 Мясо и мясные продукты  205
 Рыба и рыбные продукты (вместо мяса)  (50)
 Сахар и кондитерские изделия  100
 Яйцо куриное  40
 Сыр твердых сортов  18
 Творог (вместо сыра)  (20)
 Масло сливочное  15

 

 

Из-за работающей «печки» в дороге очень часто хочется пить. А сколько можно употребить жидкости без вреда для здоровья? Мнений на этот счет много, но большинство специалистов придерживается такой точки зрения: массу тела нужно умножить на коэффициент 30, и вы получите оптимальный объем воды в граммах. Например, человек массой 70 кг должен потреблять в сутки около 2100 граммов, или 2,1 литра жидкости. При весе в 80 кг этот показатель равен 2,4 л, 90 кг – 2,7 л, 100 кг – 3 л и т. д. Но важно помнить, что речь не идет о воде, соках и других напитках в чистом виде. Считается и жидкость, получаемая в виде первого блюда, а также содержащаяся в овощах и фруктах. Но для взрослого человека норма – не менее 1,5 - 2 л в день.
Правильное питание оказывает влияние и на состояние кровеносной системы, и на артериальное давление: оно понижается до нормальных пределов и позитивно сказывается на уровне сахара в крови. Известно, что 35 % крови в организме человека приходится на внутренние органы, 20 % на почки, по 15 % на головной мозг и мышцы, 10 % на кожу и скелет, 5 % на сосуды сердца. Состав крови зависит и от наследственности, и от питания в том числе.
Немаловажное значение имеет и вес человека. При избыточном весе возрастает нагрузка на позвоночник и риск получения травм в безобидной, казалось бы, ситуации. Простой пример. Водителя останавливают на посту ГИБДД за то, что у его грузовика не горит одна фара или лампочка габаритных огней. После нескольких часов за рулем водитель выпрыгивает из кабины (это любят делать водители Renault Magnum), неудачно приземляется и бац – вывих, растяжение, а то и перелом ноги. Долгая неподвижность за рулем приводит к застою крови, ослаблению мышц, увеличивает нагрузку на позвоночный столб и опорно-двигательный аппарат. Поэтому врачи рекомендуют не спрыгивать на дорогу, а спускаться по ступенькам, держась за поручни. А перед этим важно размяться, потянуться, повращать головой, сделать движения туловищем. Разминку следует обязательно проводить и перед физической работой – подъемом кабины, снятием и установкой колеса, подтяжкой ремня. Это не значит, что нужно полчаса заниматься физкультурой, но хотя бы несколько наклонов, вращений корпуса и приседаний точно не повредят.
На курсах Volvo Trucks преподают технику правильного дыхания и обращают внимание на корректную посадку за рулем: положение туловища, рук и ног. Кстати, грамотно поставленное дыхание помогает легко уснуть после трудового дня. В сочетании со здоровым питанием результат такого подхода налицо: скорость реакции водителя вырастает на 16 %.

 

 

Нормальное кровяное давление, мм ртутного столба

 

Нормальное кровяное давление, мм ртутного столба

 

 

Оптимальный вес взрослого мужчины, кг

 

Оптимальный вес взрослого мужчины, кг

 

 

Холестерину – заслон!

 

Существует широко распространенное заблуждение относительно того, что дальнобойщик может есть все, дескать, работа у него нервная, калории и так сгорят. Ничего подобного! В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения потребление холестерина здоровыми людьми должно быть менее 300 мг в сутки, а у лиц с гиперхолестеринемией и сердечно-сосудистыми заболеваниями – менее 200 мг в сутки. Правильное питание нужно не столько для поддержания хорошей физической формы в плане строения тела (отсутствие живота, второго подбородка, лишних жировых отложений), сколько для сбалансированного биологического состояния.
Уже доказано, что правильное питание помогает снизить уровень холестерина в крови и задерживает развитие атеросклероза. И если эти формулировки непосвященным кажутся пустыми звуками, то формулировка «уменьшение вероятности инфарктов и инсультов» наполнена более понятным смыслом. При правильном питании сосуды человека остаются чистыми и здоровыми, что продлевает ему молодость и жизнь без лекарств и докторов.

 

 

Содержание холестерина в основных продуктах питания

 

Содержание холестерина в основных продуктах питания

 

 

10 основных правил для лиц с повышенным уровнем холестерина:


1. Старайтесь использовать в течение дня не менее 20 видов продуктов. Тем самым вы обеспечите организм всеми необходимыми пищевыми веществами. При этом ограничьте кондитерские изделия, сливочное мороженое, пломбир.
2. Готовьте пищу на пару, отваривайте и запекайте. Не увлекайтесь жареными и копчеными продуктами. Уменьшите добавление масел, соли, сахара, перца. При приготовлении пищи используйте растительные масла: кукурузное, подсолнечное, оливковое, соевое до двух столовых ложек в день и мягкий маргарин.
3. Ешьте каши и хлеб грубого помола, но без сливочного масла. Полезны (в том числе в виде добавок в каши) грецкий орех, миндаль, каштан, сухофрукты. Исключите из рациона высококалорийные орехи в сахарной глазури и шоколаде, ешьте по нескольку плодов кураги и чернослива в сушеном виде.
4. Замените мясо на рыбу, птицу, бобовые (фасоль, чечевицу, горох). Отдавайте предпочтение нежирным сортам мяса, удаляйте с мяса видимый жир, а с курицы – кожу. Порции мяса, рыбы или птицы должны быть небольшими (до 100 г в готовом виде), а красное мясо (говядину, баранину, свинину) лучше готовить менее двух раз в неделю.
5. Полностью исключите из рациона колбасы, сосиски, копчености. Поставьте крест на фаст-фуде: гамбургерах, хот-догах, чипсах. Сало, паштеты, воблу разумнее также на время забыть, даже если порой очень хочется.
6. Рекомендуется потреблять не более двух-трех яичных желтков в неделю с учетом яиц, используемых при приготовлении пищи. Ограничьте до минимума употребление субпродуктов: печени, почек, мозгов. Включайте в рацион морепродукты: мидии, морские гребешки, моллюски (но не креветки), морскую капусту.
7. Ешьте больше овощей и фруктов, не менее 400 г в день, не учитывая картофель: в них содержатся витамины группы В, С, минералы (магний, калий, кальций) и клетчатка, которая выводит холестерин. Готовьте овощные салаты с растительными маслами, без майонеза и сметаны.
8. Отдавайте предпочтение молочным продуктам с самым низким содержанием жира: йогуртам, однопроцентному кефиру, молоку жирностью 0,5 – 1 %, творогу 0 – 4 % жирности, белому сыру.
9. Из напитков отдайте предпочтение зеленому чаю. Алкоголь – не более 20 мл в сутки в пересчете на чистый спирт (40 мл водки, 150 мл вина или 330 мл пива) для мужчин, вдвое меньше для женщин. При наличии сердечно-сосудистого заболевания (аритмия, высокое артериальное давление, стенокардия) потребление алкоголя должно быть ограничено или полностью исключено.
10. Контролируйте свой вес с помощью напольных весов. Желательно это делать через равные промежутки времени, например раз в неделю (и без верхней одежды).

 

 

Переутомление и стресс

 

Это не отдельный курс комплексной программы подготовки водителей, а всего лишь маленький раздел блока «Здоровье и безопасность», но он воспринимается на одном дыхании. Всем известно, что такое стресс, но не все знают, как он возникает и уж тем более – как с ним бороться. Официальная статистика говорит о том, что в большинстве случаев стресс порождается нарушением режима сна и отдыха. Между тем 20 % ДТП вызвано переутомлением – водители засыпают за рулем движущегося автомобиля. В Европе каждый второй водитель хотя бы однажды засыпал за рулем. В ночное время вероятность аварии увеличивается в шесть раз. А 20-часовое бодрствование за рулем равносильно наличию алкоголя в крови на уровне 0,8 промилле. Для сравнения: в Швеции максимально допустимый предел – 0,3 промилле, далее следует большой штраф, лишение прав на 12 месяцев и пересдача в полиции.


Чтобы не уснуть за рулем, специалисты рекомендуют спать только ночью: днем организм не вырабатывает нужных веществ и в том числе так называемый гормон радости. Кто работает ночью, тот ослабляет иммунную систему и подвергает себя повышенному риску заболевания раком. Природа не зря придумала фазы сна. И для того чтобы не переутомиться в дороге, перед рейсом нужно хорошенько отдохнуть. У авиаторов, например, существует правило: перед полетом члены экипажа должны спать. Если кого-то заметят идущим в магазин, ремонтирующим машину, бодрствующим при другом занятии, его немедленно отстранят от полетов невзирая на чины и звания. У дальнобойщиков такой практики нет, а жаль…


У специалистов есть различные рекомендации относительно мер противодействия сну, но заменить его ничто не может. Уже доказано, что для восстановления нормальной работы головного мозга требуется 30 минут: 10 минут на засыпание и 20 минут для процесса полезной реабилитации. Больше врачи спать в дороге не рекомендуют: становится трудно выходить из сонного состояния. Но и такой перерыв – не панацея от неконтролируемого погружения в сон. Максимум через два часа после короткого отдыха нужно вновь остановиться и вздремнуть.
Кстати, мнение относительно внезапного провала в сон преимущественно в темное время суток ошибочно. Заблуждением является и постулат относительно коварности сумерек и рассвета. Да, в такое время риск «отрубиться» повышается в несколько раз, но это не значит, что опасность не подстерегает утомленного водителя днем. В прошлом году, например, двое моих коллег – болгарский и российский – разбились насмерть, уснув за рулем: один выехал на встречную полосу и совершил столкновение с грузовиком, другой протаранил стоящую на обочине фуру…


Выход из опасной ситуации – идти «по шайбе», не нарушая режим сна и бодрствования. А коль уж почувствовал усталость, рисковать не следует, надо съезжать на площадку отдыха, останавливаться около поста ДПС, выруливать на второстепенную дорогу и, как говорится, включать тумблер «масса». Выход для транспортных компаний – не только работать индивидуально с каждым водителем, но и устанавливать в автомобиль системы, позволяющие предотвратить худшее. Речь идет об автономных бортовых электронных комплексах активной безопасности, в частности о адаптивном круиз-контроле (АСС), системе предупреждения водителя об ослаблении контроля (DAS), системе поддержания полосы движения (LKS), системе смены занимаемого ряда (LCS).

 

 

Как победить стресс:
- Питайтесь пять-семь раз в день;
- Завтракайте каждый день, желательно в одно и то же время;
- Не объедайтесь на ночь, даже если хочется есть;
- Включите в рацион фрукты, например, два яблока или два апельсина в день;
- Ешьте много овощей (морковь, капуста, огурцы, помидоры, редис, лук);
- Не употребляйте много соленой пищи;
- Ешьте черный хлеб, в том числе подсушенный;
- Ешьте рыбу 2-3 раза в неделю или включите в ежедневный рацион бутерброды с рыбой;
- Занимайтесь физическими упражнениями, по крайней мере 30 минут в день;
- Совершайте прогулки на свежем воздухе.

 

Как сохранить бодрость и не уснуть за рулем
- Обеспечьте приток свежего воздуха;
- Пойте под музыку, не отвлекаясь от дороги;
- Выполняйте физические упражнения за рулем: небольшие растяжки для рук, спины, шеи, челюсти и лица;
- Массируйте лицо и голову, а по возможности и спину (одной рукой);
- Делайте глубокие вдохи;
- Переговаривайтесь с коллегами;
- Пейте чистую воду – минеральную или простую, без газа;
- Соблюдайте чистоту в кабине – это оказывает положительное влияние как на физическом, так и на психическом уровне;
- Переключайте внимание от монотонной картины, переводя взгляд с дороги на панель приборов, смотрите в зеркала заднего вида;
- Чтобы не заснуть за рулем, остановитесь в безопасном месте и вздремните полчаса.

 

 

Помощь пострадавшим

 

Как и в курсе «Безопасное вождение», в программе обучения «Здоровье и первая помощь на дороге» есть практические советы. Рекомендуемые действия водителя при аварии не отличаются оригинальностью, но они позволяют подготовить человека к ответственному поведению в тяжелой психологической обстановке. Важность грамотных действий обусловлена тем, что в России 56 % пострадавших в ДТП умирает на месте аварии из-за несвоевременного оказания медицинской помощи.


До звонка в службу спасения 112 водителю надлежит выяснить точное месторасположение ДТП, обратить внимание на тип дороги и ограждения, уточнить количество пострадавших, узнать, кто находится без сознания. Очень важно разобраться в типах травм и для этого необязательно иметь медицинское образование. Важно выяснить, трудно ли человеку дышать, есть ли боль в грудной клетке, нет ли кровотечений. Надо обратить внимание на смещение рук и ног, возможные травмы спины и позвоночника. Эта информация позволит медикам подготовить необходимое оборудование еще по пути следования к месту происшествия и, возможно, спасет чью-то жизнь и позволит пострадавшему избежать инвалидности.


Членам бригады «скорой» важно знать количество столкнувшихся автомобилей, были ли пристегнуты ремни безопасности, есть ли Airbags и сколько из них сработало. Если подушек безопасности нет, важно определить повреждения людей. При этом водителю не требуется самому браться за спасение пострадавших, если только им не угрожает смерть от пожара или переохлаждения. Ему надлежит обеспечить безопасность пострадавшего, выставив на опасном участке ограждение и при необходимости даже перекрыть полосу проезжей части грузовиком. Чтобы не произошла гипотермия, поврежденную часть человека необходимо укрыть чем-нибудь теплым: одеялом, пледом, свитером, курткой.


Вынимать или нет пострадавшего из машины? Ответ на этот вопрос не так однозначен, как может показаться на первый взгляд. Например, не все знают, что в зажатых ногах скапливается яд, который при освобождении конечностей поступает в сердце и может убить жертву. В таком случае разумнее дождаться бригады медиков, которые сделают нужный укол и спасут пострадавшего. При не сработавшей подушке безопасности очень рискованно лезть между пострадавшим и рулем для извлечения человека: Airbag может выстрелить, со всеми негативными последствиями. Чтобы этого не произошло, рекомендуется резать ремень безопасности снизу или сзади, если вторая дверь не заблокирована.


Обычно при необходимости до прибытия врачей рекомендуется выполнить сердечно-легочную реанимацию. Но дело в том, что без знания правил этой процедуры выполнять ее бессмысленно и опасно. Даже на курсах Volvo Trucks водителей не учат проводить искусственное дыхание: это прерогатива медиков и специалистов вроде работников Центроспаса. Более того, даже жгутом для остановки наружного кровотечения рекомендуется пользоваться очень осторожно. В Европе его вообще законодательно запретили: при неправильном наложении он наносит вред здоровью пострадавшего. А вот совершить в экстренном случае звонок ICE (In Case of Emergency) не только не возбраняется, но и приветствуется. Обычно такой номер забит в памяти мобильного телефона диабетиков, сердечников и страдающих другими заболеваниями людей.

 

 

Закон суров, но он – закон!

 

Четвертый по сету, но не по значимости курс обучения – «Транспортные перевозки и законодательство». Он охватывает организацию перевозки грузов автомобильным транспортом и логистику, показывает взаимосвязь роста ВВП и развития транспортных систем, касается условий для развития дорожной сети и т. д.


Речь идет и о том, что водитель – лицо компании, а значит должен выглядеть соответствующим образом. Образ рубахи-парня в рваном трико с вытянутыми коленками и пляжными шлепанцами на босу ногу владельцев компаний уже не устраивает. Они хотят, чтобы водитель был прилично одет если не в пути, то хотя бы на таможне, в пунктах сбора платы за проезд и особенно на складских терминалах при погрузке и разгрузке товара, а тем более в офисах компаний-партнеров. Поднимается и вопрос поведения перевозчика в различной ситуации – на АЗС, границе, посту ДПС. Составляется психологический портрет человека и даются рекомендации, как поступить в том или ином случае. Смех смехом, а на этот раздел отводится целых три часа занятий!


Дальнобойщиков, подписавшихся на этот курс, учат азам перевозок в плане оформления и предъявления инспекторам ДПС, сотрудникам транспортной инспекции и таможенных органов документов на перевозку груза (CMR, MDP), страховок на перевозимое имущество, автомобиль и саму перевозку. Подробно разъясняется, как оформлять дополнительные разрешения ADR на перевозку опасных грузов, а также на транспортировку негабаритных неделимых грузов. Организация работы подразумевает не только знание необходимых документов «в лицо», но и грамотное их составление, а также область законодательного применения.


Поскольку в профессию дальнобойщика пришло много новичков, слушателям буквально по крупицам разжевывают, что такое аналоговый и цифровой тахограф и как он работает. Перевозчикам показывают на конкретных примерах, как надо соблюдать режим работы и отдыха, а новоиспеченных водителей автопоездов учат чтению информации с бортового регистрирующего устройства. Теорию не преподают в одностороннем порядке: а вдруг водителю в одно ухо влетело, а из другого вылетело? Чтобы этого не произошло, обучаемому предлагают разложить по полочкам опредленный маршрут. Он должен указать число стоянок и продолжительность пребывания на них, АЗС для пополнения запаса топлива, места ночлега и питания. Инструктор оценивает подготовку по таким критериям, как продолжительность сна, оптимальность безостановочных отрезков и т. д.

 

 

Водитель- лицо компании, а значит должен выглядеть соответствующим образом

Водитель- лицо компании, а значит должен выглядеть соответствующим образом

 

 

Понятно, что сейчас есть много ушлых перевозчиков на автомобилях с аналоговым тахографом, способных обмануть кого угодно. Например, «предприимчивые» водители пишут на обратной стороне «шайбы» липовую причину задержки (стоял в пробке и т. п.), что позволяет продлить рабочий день до 12 часов. Но все эти уловки, что называется, до поры до времени. Не за горами введение цифровых тахографов, а там есть электронная карточка, которая исключит переработку даже при пересаживании с одного грузовика на другой. Ездить сколько захочешь при всем желании не получится: отработал, скажем, положенные 36 часов в неделю (сейчас 48) – и будь здоров!


В качестве «десерта» данный курс дает знания в области экономики и экологии перевозок. Речь, в частности, идет об опыте Швеции, активно продвигающей сцепки габаритной длиной 25,25 м. Для нас это пока экзотика. Ограничение на территории России в 20 м, о котором в последнее время много говорили, так и не приняли: слишком много в стране капотных «американцев», не укладывающихся в прокрустово ложе чьей-то «своевременной» законодательной инициативы. Зато перспектива эксплуатации длинномеров на дальних дистанциях а-ля Москва - Владивосток чрезвычайно жизнеспособна. Дело осталось за малым – проложить приличный сухопутный БАМ, и не для вездеходов, а для магистральных машин с обыкновенной шоссейной резиной. Пока же остается констатировать: паровозные сцепки трехосного «седельника» с трехосным полуприцепом длиной 13,6 м и двухосным прицепом длиной 7,82 м (равно как и автопоезд в составе тягача с кузовом 7,82 м и пятиосным прицепом длиной 13,6 м) эффективнее обычных составов 7,82 + 7,82 м или 13,6-метрового традиционного соло-автопоезда. Кто бы спорил!


Выгода от прохождения курса налицо. Во-первых, создаются условия для уверенной работы персонала, уменьшения спорных ситуаций и штрафов при перевозке груза. Во-вторых, это поднимает престиж транспортной компании и увеличивает доходность ее деятельности на рынке. А это уже само по себе немало.

 

 

Груз – всему голова

 

Завершающий курс называется «Безопасность перевозки грузов». Впрочем, понятие «завершающий» чисто условное, никто ведь не заставляет проходить курсы в какой-то определенной последовательности. Можно начать обучение с него, а затем в течение пяти лет пройти остальные.
Первым делом здесь рассматривают факторы, влияющие на сохранность груза при определенном виде перевозки, погодных условиях и во время погрузки и разгрузки транспортного средства. Инструкторы доводят обучаемым особенности верхней, боковой и фронтальной погрузки и разгрузки, учат «читать» идентификационные таблички, определяя по ним тип кузова и важнейшие параметры прицепа, полуприцепа или кузовной надстройки. Маркировка помогает определить грузоподъемность кузова и сообщает другие сведения. Подробно рассматривается крепеж и область его применения. Ремни, стяжки, цепи, крюки, блокираторы – со всем этим перевозчиков учат грамотно обращаться.


О важности правильного крепления груза красноречиво говорят иллюстрации ДТП с повреждением прицепного состава. Это картинки с мест реальных событий, произошедших в Европе. Инструктор говорит не только о причинах и последствиях разрушения оболочки полуприцепа, но и рассказывает, что нужно было сделать для того, чтобы предотвратить негативное развитие событий. Отсюда вытекает тема методов крепления груза и специальных приспособлений. Перевозчикам показывают типы креплений, их маркировку и учат определять степень износа. Затем следует практическая часть – упражнения на крепление груза: полого металлического цилиндра, бочки, палет с грузом в прямоугольной упаковке, деревянного ящика с тяжелым оборудованием и т. д. Иногда наши перевозчики проявляют инициативу, подкладывая под дно упаковки картон – с ним трение становится больше и груз уже не так подвержен внешним силам при разгоне, торможении и выполнении поворотов.

 Немногие вспоминают о наличии специальных резиновых ковриков и матов, которые можно приобрести в магазинах запчастей, правда, преимущественно за границей. Кстати, это в Европе за правильность крепления груза отвечает грузоотправитель, а у нас – водитель!
Параллельно дальнобойщикам напоминают о важности не превышать грузоподъемность автомобиля и соблюдать допустимую нагрузку на оси. Не все знают, что правильная загрузка – это 25 % массы груза в первой части полуприцепа, 50 % во второй (средней) и оставшиеся 25 % - в хвостовой. Практика уменьшения нагрузки на седло за счет смещения груза назад порочна и небезопасна, равно как и стремление нагрузить фронтальную часть больше, чем остальные. На современных магистральных тягачах в меню борткомпьютера есть электронный помощник, выводящий на табло допустимые и реальные значения загрузки. А если такого подсказчика нет, нужно уметь самому считать и обязательно присутствовать при загрузке транспортного средства.


Последнее важно и сточки зрения контрабанды: водитель отвечает за перевозимый груз, и если он не проконтролировал, что ставят в кузов, это не избавляет его от ответственности. На курсах подчеркивают: вне зависимости от того, знал водитель о контрабанде или нет, он будет первым человеком, задержанным для допроса. Заостряют они внимание и на том, что опасные грузы (ядовитые и легковоспламеняющиеся вещества) могут быть использованы в качестве оружия.

 

 

Против лома нет приема?

 

В курс «Безопасность перевозки грузов» входит и раздел «Безопасность водителя». Дело в том, что за последние пять лет каждый шестой европейский водитель, работающий в сфере международных перевозок, подвергался нападению. Сколько «международников» из числа белорусов и россиян пережило то же самое – неизвестно, но проблема есть. Об этом говорят и открытые данные: ежегодно в ЕС угоняют 200 тыс. коммерческих автомобилей. Кражи грузов в Евросоюзе за год исчисляются суммой в 8,2 млрд евро.


Как этого избежать? Опытные люди предлагают защищать с помощью электронных устройств и механических блокираторов не только кабину грузовика, но также прицеп или грузовое отделение. Важно соблюдать осторожность при доставке и приемке груза, а также не быть раззявой. Эксперты рекомендуют владельцам бизнеса заботиться о защите на уровне компании, а водителям продумывать свое поведение в экстренной ситуации заранее. Нужно меньше останавливаться, не болтать о характере и количестве перевозимого имущества, планировать остановки и отдых. Не лишне держать заряженным мобильный телефон, иметь тревожную кнопку и условленное время для связи с диспетчером. Не вышел в назначенный час на связь – значит что-то случилось. По крайней мере в офисе будут об этом знать.


Предотвратить кражу может не только мониторинг доставки груза с помощью спутниковой навигации, но и «рабоче-крестьянская» смекалка. Например, можно поставить наиболее ценный груз сразу за кабиной, отделив его крупногабаритным предметом, бетонным блоком или строительной мини-техникой. Скорее всего, преступникам будет некогда возиться со столь сложной задачей разгрузки, и они поищут более легкую добычу: подобные примеры имеют место. Кстати, специфика законодательства в ЕС такова, что за ограбление автомобиля преступник получает меньший срок, чем, скажем, за ограбление магазина. Так что делайте выводы.


Напоследок инструкторы говорят о том, что делать, если водитель все-таки подвергся нападению. Первое и главное – не волноваться и сохранять спокойствие, паника будет действовать против вас. Второе – позвонить и позвать на помощь или воспользоваться функцией сообщения об опасности (на грузовиках Volvo это услуга Dynafleet Security). В-третьих, попробовать привлечь внимание других водителей или прохожих. Постарайтесь запомнить все о нападении и нападающих. И в то же время не прибегайте к любимому аргументу дальнобойщиков в виде бейсбольной биты, монтировки и прочих «приспособлений». Даже в самой опасной ситуации помните о том, что превышение пределов допустимой самообороны чревато уголовным преследованием.


Разработчики новой директивы ЕС уверены, что документ повысит престиж профессии дальнобойщика, обезопасит перевозки и поднимет их на более цивилизованный уровень. Что ж, дело хорошее. Главное – чтобы со временем энтузиазм не угас, а то ведь знаете, как бывает…