Пассажирские перевозки " В режиме дистанционной диспетчеризации"




В режиме дистанционной диспетчеризации

 

 

Александра НОВИЧКОВА
Фото автора и Андрея МАХОТИНА

 

 

Всего лишь несколько лет назад информационные технологии на пассажирском транспорте в российской столице воспринимались как что-то невероятное. Однако с появлением первых турникетов в московских автобусах процесс автоматизации работы общественного транспорта в городе стал неотвратимым. Уже почти десять лет жители Москвы и Московской области при посадке в автобус, троллейбус или трамвай вынуждены проходить через турникеты, размещенные в ближайшем от водителя проходе. И хотя внедрение автоматизированных процессов на общественном автотранспорте поначалу вызвало бурю негодования со стороны пассажиров, этот процесс стал развиваться быстрыми темпами. Кроме того, по словам московских чиновников, после появления бесконтактных смарт-карт нареканий со стороны пассажиров стало значительно меньше (сегодня количество жалоб, поступающих к властям, сократилось до уровня 15 – 17 % от прежнего количества). И связано это с тем, что время на обработку информации с карточки при проходе в салон значительно сократилось. Как же сегодня происходит совершенствование работы пассажирского автотранспорта Москвы и Московской области?

 

 

Москва в системе автоматизации

 

В Москве внедрение автоматизированных систем контроля оплаты проезда пассажиров (АСКП) началось значительно раньше, чем в Московской области. Одним из первопроходцев в этой сфере стало ГУП «Мосгортранс», которое является основным оператором системы наземного пассажирского транспорта российской столицы. Ежедневно на маршруты выходят более 4 тыс. автобусов, 1400 троллейбусов и 750 трамваев, принадлежавших этому предприятию. Они работают на транспортной сети, которая насчитывает 685 маршрутов (41 трамвайных, 80 троллейбусных и 557 автобусных). Общий парк Мосгортранса включает в себя более 5300 автобусов, 1600 троллейбусов и 900 трамваев. В среднем за один будний день автотранспорт предприятия перевозит более 6,5 млн пассажиров.


Для того чтобы увеличить сбор проездной платы на маршрутах ГУП «Мосгортранс», а также для повышения качества перевозок пассажиров в 2006 г. на предприятии был завершен процесс внедрения АСКП. По словам заместителя генерального директора ГУП «Мосгортранс» Виктора Бакланова, особое внимание при этом было уделено вопросам технической совместимости новой технологии с автоматизированными системами оплаты проезда в московском метрополитене и на железной дороге. На АСКП реализована технология оплаты закрытого типа, при которой доступ в салон транспортного средства возможен только при предъявлении соответствующего билета. Ее особенность заключается в том, что у льготной категории пассажиров должны быть билеты, пригодные для автоматизированного контроля. Контроль оплаты проезда осуществляется при посадке пассажира в салон автобуса, троллейбуса или трамвая.


Одной из новых технологий, применяемых на московском общественном транспорте, стали бесконтактные смарт-карты, которые используются не только для оплаты проезда и учета предоставления льгот, но и для учета работы водителей и управления оборудованием. В качестве одного из носителей электронного билета АСКП используется пластиковые бесконтактные смарт-карты. Они относятся к наиболее распространенному в мире стандарту бесконтактных карт оплаты проезда (БСК). БСК используется в качестве долгосрочных проездных билетов без ограничений количества поездок на месяц, квартал и год. В 2009 г. была добавлена возможность приобретения на транспортную карту билетов с лимитом поездок 1, 2, 5, 10, 20 и 60. С 2007 г. обеспечивается прием временных социальных билетов, реализованных на бесконтактных смарт-картах Mifare Ultralight фирмы Philips, которые были разработаны специально для применения в сфере транспортных услуг в качестве бесконтактных билетов.

В настоящее время по бесконтактным смарт-картам совершается 69 % поездок на наземном транспорте Москвы. Совместимость оплаты проезда на наземном транспорте и метрополитене позволила реализовать единый порядок предоставления льгот для бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования в Москве, который был закреплен специальным соглашением Правительства Москвы и Московской области.

 

 

После появления турникетов в московских автобусах пассажирам пришлось тратить гораздо больше времени по посадку в салон

После появления турникетов в московских автобусах пассажирам пришлось тратить гораздо больше времени по посадку в салон

 

 

Бесконтактные смарт-карты позволили организовать управление работы оборудования на подвижном составе. При выходе на линию водитель тоже получает бесконтактную карту, в которой содержится информация о маршруте, на котором он будет работать. Специальные смарт-карты используются для организации выборочного контроля билетов на маршруте, в режиме которого валидатор выдает звуковой сигнал при использовании билета контролируемого типа. Это позволяет, в частности, контролировать правомерность использования льготных билетов пассажирами.


Одним из основных направлений совершенствования работы АСКП в Мосгортрансе является увеличение количества бесконтактных смарт-карт, используемых при оплате проезда. Ежемесячно предприятие выпускает более 16 млн магнитных билетов. Замена билета на бесконтактную карту проезда позволит сократить время посадки в транспорт и уменьшить затраты на техническое обслуживание и ремонт оборудования АСКП.


В ближайшее время планируется увеличить объем продаж транспортных карт на наземном транспорте. Раньше этот процесс сдерживало отсутствие достаточного количества автоматизированных касс. Сейчас же реализована возможность пополнения транспортных карт на терминалах самообслуживания. Этой функцией оснащено более 1 тыс. терминалов в Москве. Проводится эксперимент с использованием карт школьника и студента для оплаты проезда на общественном транспорте. Планируется, что эта технология будет принята в промышленную эксплуатацию в ближайшее время. Кроме того, в Москве намерены внедрить безналичную оплату проезда с использованием банковской карты со встроенным бесконтактным чипом.


Сегодня ГУП «Мосгортранс» участвует в проекте «Единая транспортная карта Московского региона», где БСК используется в качестве единого носителя нескольких транспортных операторов Московского региона, таких как ГУП «Московский метрополитен», ГУП «Мосгортранс», ОАО «РЖД» и ГУП «Мострансавто».


Использование АСКП существенно изменило работу общественного транспорта в Москве. Так, вырос сбор проездной платы, налажен учет предоставления льгот, определен порядок самооплаты, ведется учет объемов перевозки пассажиров на маршрутах, что позволяет оптимизировать маршрутную сеть и грамотно использовать подвижной состав.
– Мы уделяем большое внимание вопросу внедрения современных информационных технологий. Сегодня с помощью компьютерной техники и специализированных программных комплексов решаются практически все основные задачи пассажирского транспортного комплекса, – говорит В. Бакланов. – В системе эксплуатируется ряд пилотных проектов – автоматизированная система мониторинга пассажиропотоков, геоинформационная аналитическая система, автоматизированная система расчета расписаний, система автоматизированного диспетчерского управления АСУ «Навигация», автоматизированная система контроля оплаты проезда. Для создания единого информационного пространства применяется оперативная сеть ГУП «Мосгортранс». И хотя почти все эти системы эксплуатируются в опытном режиме и не охватывают все области деятельности предприятия, уже сегодня мы получаем реальные результаты от их использования.


Эксплуатация навигационного оборудования в Мосгортрансе поддерживает возможность работы только с системой ГЛОНАСС. Но сейчас предполагается проведение работ, включающих в себя установку и использование навигационных систем городского пассажирского транспорта на основе систем ГЛОНАСС/GPS, в том числе и оснащение 6 тыс. 655 единиц подвижного состава спутниковыми системами навигации, внедрение современных технических средств видеонаблюдения на всем подвижном составе. Однако пока это сделать непросто, ведь для выполнения подобных мероприятий нужны коммерческие приемники этой системы, обеспечение системы непрерывной навигации на всей территории России. Выпуск совместимых ГЛОНАСС/GPS электронных компонентов, ведение оптимизированной ценовой политики на эти элементы позволит эффективно выполнить работы, предусмотренные решением правительства Москвы по развитию этих систем.

Одной из главных задач, стоящих перед Мосгортрансом, является обеспечение качественного обслуживания пассажиров с ограниченными возможностями. Сегодня на маршрутной сети наземного общественного транспорта установлено более 6 тыс. павильонов, состоящих на балансе предприятия. И сейчас, по словам В. Бакланова, в этом направлении предстоит серьезная работа по их обустройству в соответствии с требованиями Департамента соцзащиты населения Москвы. Программа социальной адаптации инвалидов предусматривает ежегодное обновление остановочных павильонов. Вновь устанавливаемые павильоны будут оснащаться двумя дополнительными информационными щитами с укрупненным расписанием движения, информационным табло, отображающим номера маршрутов начального и конечного пункта следования общественного транспорта и время прибытия транспорта к данному остановочному пункту, а также другую оперативную информацию для пассажиров.

 Здесь должен быть переговорно-разводной блок с возможностью предоставления диспетчеру информации от пассажиров в том случае, если на остановке произошло ЧП. Кроме того, на остановочных пунктах будут работать видеокамеры, позволяющие получить изображение с остановочного пункта в режиме реального времени. В 2009 г. было установлено около 600 таких остановочных павильонов.

 

 

От билета – к транспортной карте

 

Тем временем развитие информационных технологий на пассажирском транспорте полным ходом идет и в Московской области. Причины их внедрения практически те же, что и на московском общественном транспорте, а именно: автоматизированный учет перевозок льготников, внедрение безналичных расчетов, повышение качества услуг по перевозке пассажиров, учет и контроль расхода топлива, повышение безопасности пассажирских перевозок.

На данный момент выделяется несколько основных направлений развития информационных технологий на пассажирском транспорте Московской области. Одним из них является развитие АСКП. Сегодня из 1204 маршрутов общего пользования, существующих в Московской области, перевозки пассажиров осуществляются 16 транспортными организациями на основании государственных и муниципальных контрактов, заключенных по результатам проводимых конкурсов. Ежемесячно в Московской области совершается около 20 млн поездок по социальным картам Московской области и около 2 млн поездок по социальным картам москвича. Количество социальных карт жителя Московской области, используемых для бесплатного проезда на общественном транспорте, составляет 1,3 млн. В Московской области АСКП функционирует в промышленном режиме с 2008 г. По ее данным производятся расчеты с перевозчиками.

Количество транспортных карт, используемых для платного проезда, составляет около 200 тыс. По транспортным картам ежемесячно совершается около 10 % платных поездок, однако 90 % поездок «платных» пассажиров по-прежнему совершается с использованием бумажной билетной продукции.
Одним из эффективных способов повышения сбора и доходов пассажирских перевозчиков Московской области является внедрение турникетов. По состоянию на сентябрь 2009 г. около 600 автобусов Московской области оснащены турникетами. Такие машины работают примерно на 200 маршрутах. Внедрение данной технологии предполагает полный переход на безналичную форму оплаты за проезд путем использования «электронного кошелька» на всех маршрутах транспорта общего пользования, расширения сети точек пополнения «электронных кошельков» и введения транспортных карт на несколько поездок, создание единой службы сбора доходов и расчетов с транспортными организациями за выполненные перевозки.

Другим немаловажным направлением развития информационных технологий на пассажирском транспорте Московской области является развитие спутниковой навигации. Главной организацией Министерства транспорта РФ по вопросам научно-технического сопровождения подпрограммы «Внедрение и использование спутниковых навигационных систем в интересах транспорта» на наземном автомобильном и городском электрическом транспорте в рамках федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» является АСУ «Навигация». Она решает задачи диспетчеризации и контроля движения транспорта общего пользования. К ее основным задачам относится контроль выпуска автобусов на линию, работа автобусов на маршрутах, соблюдение скоростного режима, а также определение места и времени ДТП, отображение движения автобусов на карте и управление по отклонениям от расписания.

 

 

При входе в автобусы, работающие на маршрутах г. Коломна, пассажиры используют транспортные карты «Маршрут» с функцией «электронного кошелька»

При входе в автобусы, работающие на маршрутах г. Коломна, пассажиры используют транспортные карты «Маршрут» с функцией «электронного кошелька»

 

 

Сегодня около 5 тыс. транспортных средств оснащено терминалом водителя с GPS-навигатором и средствами сотовой связи. Использование этой системы позволило перейти на дистанционную диспетчеризацию и ужесточить контроль за фактически объемом и качеством оказываемых услуг. Всю информацию о перемещении транспорта, включая отклонения от маршрута, нарушения расписания и скоростного режима, диспетчерские службы получают в режиме реального времени. Одновременно данная информация становится доступной и заказчику, и административно-транспортной инспекции. В течение 2008 г. число нарушений расписания и отклонения от маршрутов, совершаемых водителями автобусов, уменьшилось на 15 %. В настоящее время в режиме дистанционной диспетчеризации работает около 80 % общественного транспорта.

Внедрение АСУ «Навигация» в Московской области началось во втором-третьем квартале 2007 г. Тогда необходимое оборудование было установлено в Автоколонне № 1375 г. Мытищи. В третьем-четвертом квартале 2007 г. его внедрили в МАП-2 Автоколонны № 1417 г. Коломна. В 2008 г. началась опытная эксплуатация АСУ «Навигация» во всех филиалах Мострансавто, а с января 2009 г. – его промышленная эксплуатация.

АСУ «Навигация» делает доступной для анализа полную информацию по фактически выполненной транспортной работе. Это позволяет оптимизировать маршрутную сеть, подвижной состав на маршруте, расписания движения автобусов.
Основными направлениями развития спутниковой навигации на общественном транспорте Московской области являются внедрение системы спутниковой навигации на автобусах Московской области; предоставление информации населению о движении пассажирского транспорта через интернет-портал, электронные цифровые табло, мобильные устройства; перевод АСУ «Навигация» на работу с профессиональным телематическим оператором (т. е. необходимо формирование регионального оператора); использование треков движения пассажирского транспорта для решения задач анализа транспортных потоков и принятия решений по управлению дорожным движением и развитию дорожной сети.

Следующим направлением внедрения информационных технологий на пассажирском транспорте Московской области является развитие системы контроля заправки топливом. Сейчас оборудование технического комплекса фирмы Orion Systems эксплуатируется на 45 АЗС ГУП «Мострансавто», завершается процесс внедрения этой системы на всех АЗС. Программно-технический комплекс первоначально был спроектирован для автоматического управления заправкой топливом без участия оператора АЗС, т. е. посредством автоматической передачи транзакции с АЗС непосредственно в центральный офис. Это позволяет оператору производить текущий анализ и принимать оперативное решение.

Основными направлениями развития системы контроля заправки топливом в Московской области на данный момент являются установка дополнительного программного обеспечения многофункциональной системой управления (в том числе и АЗС) «Нефтосервер» в филиалах ГУП «Мострансавто». Это позволяет оператору АЗС анализировать текущую обстановку для принятия оперативных решений и повышающего функциональность системы контроля заправки топливом; организация профессионального обслуживания системы контроля заправки топливом сервисными центрами, созданными в структуре Мострансавто приказом генерального директора от 29 января 2009 г.; интеграция автоматизированной системы учета топлива с системами бюджетирования, такими как «1-С» и «Автопредприятие».

Развитие электронных цифровых подписей (ЭЦП) и электронного документооборота – очередное направление внедрения информационных технологий на пассажирском транспорте Московской области. В настоящее время электронный документооборот организован между 16 транспортными предприятиями и Объединенным процессинговым центром. Основными путями развития ЭЦП и электронного документооборота стали организация электронного документооборота между перевозчиками и Министерством транспорта для представления отчетности, а также при проведении аукционов.

И, наконец, последним направлением развития информационных технологий на общественном транспорте Московской области является интеграция пассажирского транспорта в интеллектуальные транспортные системы (ИТС) и в федеральную систему экстренного реагирования в транспортном комплексе РФ («Эра ГЛОНАСС»). Муниципальный пассажирский транспорт Московской области уже сегодня участвует в пилотном проекте города Дубна «Интеллектуальная транспортная система», предназначенном для мониторинга и оперативного управления пассажирским транспортом, транспортом предприятий ЖКХ, дистанционной диспетчеризации экипажей скорой медицинской помощи и экипажей дорожной патрульной службы.

Установленная на пассажирском транспорте Московской области система спутниковой навигации уже сегодня может реализовать функцию тревожной кнопки и экстренной связи. Одновременное подключение 5 тыс. транспортных средств позволяет качественно реализовать в Московской области пилотный проект федеральной системы «Эра ГЛОНАСС».
Начиная с 2007 г. установка средств навигационных систем на базе ГЛОНАСС/GPS проводилась в Центре медицинских катастроф (оборудовано 20 экипажей), затем в ГИБДД ГУВД Московской области (590 машин), после чего прошло массовое внедрение спутниковой навигации на пассажирском транспорте.

Оснащенность/планируемая оснащенность автомобильного транспорта в Московской области средствами навигационных систем на базе ГЛОНАСС/GPS

В 2009 г. отрабатывался системный проект территориальной интеллектуальной транспортной системы в городском округе Дубна для последующего тиражирования в муниципальных образованиях Московской области.
В реализации проекта «Интеллектуальная транспортная система города Дубны» активное участие принимает компания «М2М Телематика». По словам ее генерального директора Александра Гурко, создание ИТС г. Дубны является первым в России пилотным проектом полнофункциональной интеллектуальной транспортной системы. ИТС Дубны стали совокупностью информационных, автоматизированных и технологических систем, работающих в едином информационном пространстве и обеспечивающих предоставление в полном объеме услуг по обеспечению информацией для принятия управленческих решений руководителей и сотрудников администрации и предприятий города, работающих в сфере транспортного обслуживания населения, по автоматизированному управлению различными видами транспорта, а также по информированию участников движения о транспортной ситуации.

Подсистемы ИТС города состоят из:
- мониторинга и диспетчеризации транспортных средств;
- информационно-аналитического центра;
- информационно-диспетчерского центра;
- инженерных комплексов мониторинга транспортных потоков;
- инженерных комплексов видеонаблюдения;
- инженерных комплексов коллективных средств информирования;
- информирования населения и участников движения;
- управления дорожным движением;
- системы электронных платежей;
- «Эры ГЛОНАСС».

Этот проект реализуется для того, чтобы повысить эффективность пассажирских, грузовых и специальных перевозок на территории города; оптимизировать работу городских служб, повысить эффективность реагирования на ДТП и другие нештатные ситуации на УДС; увеличить пропускную способность дорожной сети; повысить уровень безопасности дорожного движения; увеличить степень инвестиционной привлекательности городской экономики за счет оптимизации инфраструктуры транспортных перевозок.
В 2009 г. ИТС оснащено 19 автоматизированных рабочих мест на 12 объектах г. Дубны. Оборудованием ГЛОНАСС/GPS оснащено 106 единиц транспорта, среди них муниципальный пассажирский транспорт (ОАО «Рата»), комплекс ЖКХ (ООО «Эль энд Ти Подмосковье»), МУП «Электросеть», МУП «ПТО городского хозяйства», МУП ЖКУ, МУП ЖКУ-2, транспорт правоохранительных органов (Отдел внутренних дел, ГАИ), медицинский транспорт (Станция скорой медицинской помощи № 1, Станция скорой медицинской помощи № 2).

 

 

Москва и область – на единой технологической платформе

 

Сегодня в системе АСКП Московской области зарегистрировано 5 млн социальных карт (2 млн относится к Московской области, 3 млн – к Москве). Они работают в едином пространстве Московского региона. На территории Москвы и области используется около 2,5 млн транспортных карт, 3,8 тыс. единиц оборудования транспортных операторов, 300 точек продаж и пополнения транспортных карт, 21 транспортный оператор. Ежемесячно с использованием таких карт совершается 40 млн поездок. По словам генерального директора Объединенного процессингового центра развития, бизнеса и расчетов на транспорте общего пользования Олега Бегмы, сегодня отработаны процессы межрегионального информационного взаимодействия и межбюджетных расчетов по операциям, совершенным с использованием социальных карт.

Регулятором этого направления является Министерство транспорта Московской области. Оперативными вопросами занимаются совет АСКП, в состав которого входят: транспортные операторы, поставщики оборудования; Объединенный процессинговый центр (который по контракту с Министерством транспорта и Министерством социальной защиты населения осуществляет выпуск социальных карт, учет операций, произведенных на транспорте общего пользования с использованием социальных и транспортных карт, готовит информацию для осуществления расчетов между участниками данной системы, в том числе и межбюджетные расчеты с Москвой); представители Министерства социальной защиты населения.

 

 

Доли групп потребителей (поездок в месяц), %

 

Доли групп потребителей (поездок в месяц), %

 

 

Поставщиком разрешения для АСКП является компания «Социальные системы», которая разработала программу обеспечения для транспортных операторов, терминальное оборудование, турникеты, программу обеспечения локальных центров. В систему записан сертифицированный Центр по персонализации социальных карт с занесением ключей в оборудование АСКП и транспортные карты, и, соответственно, транспортные операторы Московской области, которые оптимизируют карты и предоставляют услуги по ним.
В Москве и Московской области проведена унификация социальных карт. При этом использовалась единая технологическая платформа, унифицированные графические элементы и распределение карты памяти.

Выпуском социальных карт занимается Министерство социальной защиты населения Московской области. На основании предоставления информации Объединенный процессинговый центр выпускает социальные карты в обращение и производит их учет.
В процессе развития АСКП возникает немало проблем. Так, только 10 % поездок (а значит – платных операций) на транспорте общего пользования осуществляется с использованием транспортных карт (соответственно в безналичном режиме). Это связано как с отсутствием стимулов развития сети продаж и пополнения транспортных карт (нет удобств для пользователей для использования пластиковых карт для безналичных платежей), так и с продуктовой линейкой транспортных карт, которая настроена на очень узкий сегмент потребителей.

Количество пользователей общественным транспортом меняется в зависимости от того, сколько операций в месяц они совершают. Пик достигается на трех операциях в месяц – это наиболее массовый сегмент пассажиров. Поэтому продуктовая линейка, а именно – проездные документы, рассчитанные на 60 – 100 поездок в месяц, а также карты с неограниченным количеством операций в месяц для льготной категории (школьников и жителей сельских регионов) настроены на очень узкий сегмент.

 

 

Продуктовая линия, предлагаемая Объединенным процессинговым центром (отчеты ведутся по городскому населению)

 

 

Продуктовая линия, предлагаемая Объединенным процессинговым центром (отчеты ведутся по городскому населению)

 

Аудитория у двух типов проездных (на 60 и 100 поездок) составляет около 165 тыс. человек, а у проездных документов на 20, 10 и 5 поездок – порядка 900 тыс. человек. Поэтому Объединенный процессинговый центр предложил внедрить именно такую линейку. Причем, учитывая особенности Московской области (в которой в отличие от Москвы существенную долю занимают пригородные перевозки), данные проездные документы планируется внедрить как срочные «электронные кошельки» с ограниченным сроком действия в один месяц. То есть с использованием данной карты человек может совершать не только городские, но и пригородные поездки, а это расширит сферу применения данных проездных документов.

Помимо этого на общественном транспорте Московской области предполагается:
- повышение темпов внедрения «электронного кошелька» (который сегодня производится в связи с внедрением турникетных систем);
- внедрение срочных (действующих в течение месяца) проездных документов на 5, 10 и 20 поездок с возможностью их использования как в городском, так и в пригородном сообщении (карты представляют собой «электронный кошелек» с фиксированной стоимостью с ограниченным сроком действия);
- введение банковских карт с кредитной схемой оплаты (она «привязывается» к кредитному счету держателя в банке (счету с возможным овердрафтом или счету кредитной карты). Счета за поездки к оплате выставляются в банк держателя карты и оплачиваются банком в адрес перевозчика, предоставившего транспортные услуги);
- внедрение банковских карт как носителей проездных документов предлагаемой продуктовой линейки;
- появление корпоративных проездных с ограниченным временем действия для проезда сотрудников предприятий на работу/с работы (время действия – с 7.00 до 10.00 и с 17.00 до 20.00), причем эти карты могут выдаваться как зарплатные карты с транспортным приложением;
- изменение системы расчетов между участниками (введение комиссионного вознаграждения за пополнение карты, привлечение в систему АСКП организаций, заинтересованных в работе по пополнению транспортных карт, введение гарантированного возмещения за выполнение транспортной работы, периодическое распределение доходов системы между транспортными организациями пропорционально выполненной в отчетный период транспортной работе);
- повышение привлекательности поездок на транспорте общего пользования;
- увеличения оборотных средств транспортных операторов путем привлечения авансовых платежей за предстоящие поездки; создание до 300 новых точек пополнения транспортных карт.