Страхование "Автострахование по-новому: с калькулятором в руках"


Автострахование по-новому: с калькулятором в руках

 

 

Юрий АНДРИАНОВ,
директор научного центра Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ), к.т. н.,
Виталий КОМАРОВ, заместитель генерального директора НИИАТ, к.т. н.,
Владимир КРАВЧИНСКИЙ, научный сотрудник НИИАТ

 

 

Первого февраля текущего года в России вступил в силу Федеральный закон № 3-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В соответствии с этим документом размер расходов на материалы и запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и  агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К основным методическим проблемам расчета износа поврежденных и подлежащих замене конструктивных компонентов ТС относятся закономерности изменения надежности и безопасности ТС на всех стадиях жизненного цикла.

 

 

Этой проблематике посвящено одно из направлений научных исследований, выполненных с участием авторов данного материала в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 гг.», которая была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100. В соответствии с теорией безопасности мониторинг является инструментом оценки соответствия систем установленным требованиям. Это систематический, независимый и документированный процесс получения информации и ее объективной оценки, позволяющий установить степень, в которой система или ее часть является адекватной и эффективной. Разработан организационный проект системы мониторинга свойств автомобильной техники в эксплуатации, а также комплекс нормативных и методических документов, регламентирующих организационные, инвестиционные, информационные и аналитические аспекты проведения исследований (см. «Автоперевозчик» № 7, 2008, с. 46 - 50).

 

На основе собранной в системе мониторинга информации о надежности транспортных средств и их конструктивных компонентов в эксплуатации разработаны методические положения по расчету износа поврежденных и подлежащих замене конструктивных компонентов транспортного средства. При этом указанные методические положения были определены в первую очередь в отношении следующих конструктивных компонентов, на которые приходится основная доля повреждений транспортного средства в результате дорожно-транспортных происшествий:
– кузов и его конструктивные компоненты;
– конструктивные компоненты из стекла (стекла ветровых и задних окон, стекла дверей и боковин, стекла фар, зеркала и т. д.);
– конструктивные компоненты из пластика (бамперы, накладки, корпуса наружных зеркал, решетки, ручки и т. д.);
– шины и аккумуляторы.

 

В соответствии с «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» автобусы и легковые автомобили подлежат капитальному ремонту (списываются) при необходимости капитального ремонта или замены кузова. На основе обработки статистических данных о выводе из эксплуатации легковых автомобилей, полученных в системе мониторинга, рассчитаны математические модели зависимости износа кузова ТС и его конструктивных компонентов, изготовленных из металлов и (или) их сплавов, от возраста. При построении математических моделей учтено, что на износ кузовов и их конструктивных компонентов влияют две основные группы факторов. В первую группу входит коррозия, вторую составляют такие факторы, как усталость и старение металлов в процессе эксплуатации, а также проведение регулярных технических обслуживаний. Описание коррозионной стойкости кузовов разных моделей ТС производится по косвенному параметру – сроку гарантии от сквозной коррозии ТС, установленному заводом-изготовителем. Вторая группа факторов учтена коэффициентом показателя степени экспоненциальной функции (указанные математические модели представлены в табл. 1).

 

 

Таблица 1. Зависимости для расчета износа кузова транспортного средства и его конструктивных компонентов, изготовленных из металлов и (или) их сплавов
Срок гарантии от сквозной коррозии кузова, лет Аналитическая зависимость для расчета износа кузова транспортного средства и его конструктивных компонентов от возраста

 

 

Таблица 1. Зависимости для расчета износа кузова транспортного средства и его конструктивных компонентов, изготовленных из металлов и (или) их сплавов

 

В табл. 2 представлены данные о величине износа кузова ТС и его конструктивных компонентов, изготовленных из металлов и (или) их сплавов, рассчитанные в соответствии с зависимостями, представленными в табл. 1.
Информация о сроках гарантии от сквозной коррозии кузова, обобщенная по данным гарантийных обязательств и технической документации изготовителей ТС, представлена в табл. 3.

 

 

Таблица 2. Износ кузова транспортного средства (его конструктивного компонентов), изготовленных из металлов и (или) их сплавов, %

 

 

Таблица 2. Износ кузова транспортного средства (его конструктивного компонентов), изготовленных из металлов и (или) их сплавов, %

 

 

Таблица 3. Данные о сроках гарантии от сквозной коррозии кузова, необходимые для расчета износа кузова транспортного средства и его конструктивных компонентов от возраста

 

Таблица 3. Данные о сроках гарантии от сквозной коррозии кузова, необходимые для расчета износа кузова транспортного средства и его конструктивных компонентов от возраста

 

В табл. 4 приведены математические модели, позволяющие рассчитать износ отдельных конструктивных компонентов транспортного средства от их возраста. Указанные математические модели также построены на основе информации, полученной в системе мониторинга надежности и безопасности транспортных средств в эксплуатации.

 

 

Таблица 4. Зависимости для расчета износа отдельных конструктивных компонентов транспортного средства

 

Таблица 4. Зависимости для расчета износа отдельных конструктивных компонентов транспортного средства

 

Износ шины транспортного средства рассчитывается по формуле:

 

 

Износ шины дополнительно увеличивается:
– при наличии выкрашивания, сколов, трещин на протекторе или трещин боковины без обнажения корда – на 10 %, при местном износе (пятнистости) протектора – на 15 %;
– для шин с возрастом от трех до пяти лет - на 15 %, свыше пяти лет – на 25 %.

Износ аккумуляторной батареи транспортного средства рассчитывается по формуле:

 

     

 

Нормативный срок службы аккумуляторной батареи до замены (списания) принимается равным:
– 4 года – при среднегодовом пробеге транспортного средства до 40 тыс. км включительно;
– 3 года – при среднегодовом пробеге транспортного средства более 40 тыс. км.

Износ остальных комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) принимается равным износу транспортного средства, который рассчитывается по формуле:

 

 

В табл. 5 приведены значения коэффициентов kT и kL для различных видов ТС, страна происхождения которых устанавливается в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

 

Если по результатам независимой технической экспертизы ТС установлено или имеется документальное подтверждение (запись в паспорте транспортного средства, оплаченный заказ-наряд авторемонтного предприятия, маркировка предприятия-изготовителя даты выпуска изделия и т. п.) того, что комплектующее изделие (деталь, узел и агрегат), подлежащее замене, уже заменялось до страхового случая, то при расчете износа возраст Т принимается равным разности между датой, на которую производится расчет ущерба, и датой предыдущей замены, а пробег L – разности между пробегом транспортного средства на дату, на которую производится расчет ущерба, и пробегом на дату предыдущей замены. Пробег транспортного средства определяется по одометру. Если спидометровое оборудование неисправно или его состояние не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, пробег с начала эксплуатации   определяется расчетным путем в соответствии со справочными данными.

 

 

Таблица 5. Значения коэффициентов kT и kL для различных видов транспортных средств
Вид транспортного средства Коэффициенты
 kT kL

 

Таблица 5. Значения коэффициентов kT и kL для различных видов транспортных средств