Автобизнес "В Россию прорубив окно…"




В начале 2010 г. на заводе Volvo в Калуге были подведены итоги работы компании в России в 2008 - 2009 гг

 

 

 

Александра НОВИЧКОВА
Фото автора

 

 

 

Семь лет назад первым европейским производителем грузовиков, прорубившим окно в Россию и построившим здесь свой сборочный завод, стал Volvo Trucks: в 2003 году в Зеленограде распахнуло двери новое предприятие, которое стало быстро набирать обороты. Уже спустя три года руководство компании осознало, что производственных мощностей на этом заводе просто не хватит для того, чтобы удовлетворить рыночные потребности. В те уже ставшие далекими времена российский рынок коммерческого транспорта развивался семимильными шагами. После открытия в 2006 году первого собственного сервисного центра Volvo Trucks в Санкт-Петербурге, начались инвестиции в полномасштабный завод в Калуге. А главным событием прошлого года для компании стал запуск работы предприятия Volvo в Калуге.

 

 

 

Российская прописка


Вряд ли во время церемонии закладки первого камня в строительство предприятия в Калуге руководство Volvo Trucks задумывалось о том, что спустя всего два года - в 2009-м – для российских автоперевозчиков главным будет не вопрос покупки грузовиков, а вопрос выживания. Тем не менее 19 января минувшего года распахнул двери калужский завод Volvo. Компания смогла соблюсти и временные, и денежные планы. Поддержку в этом ей оказала Администрация Калужской области. В мае 2009 г. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации приказом № 380 подтвердило российский статус калужской продукции Volvo и внесло производителя в список поставщиков для участия в региональных тендерах и государственных программах по закупкам автомобильной и коммунальной техники с привлечением субсидий. Так шведский производитель получил российскую прописку. А летом прошлого года рядом с заводом в Калуге открылся очередной сервисный центр компании.
По словам директора калужского предприятия Мариты Финдеруп, несмотря на кризис, работников на предприятии не сокращали. Сегодня на заводе в общей сложности трудятся 2500 человек. Однако уже к маю текущего года их станет на 350 человек больше. Это связано с тем, что в 2010 г. на заводе планируется увеличение объемов и темпов производства. Что касается прошлогодних результатов, то за прошедшие 12 месяцев на предприятии выпустили 259 грузовых автомобилей, в том числе 204 тягача и 55 шасси. Среди них 163 машины модели FM, 94 – FH, и по одной – FL и FE. Кстати, спустя три месяца после открытия завода предприятие перешло на полномасштабное производство (до этого сборка осуществлялась по принципу SCD, т. е. отверточным, или крупноузловым методом). На протяжении года заводской конвейер останавливался только один раз, и то на время летних каникул. В отпуск сотрудники всех заводов Volvo уходят в одно и то же время.
Калужское предприятие занимает внушительную площадь – 15 тыс. м². Этот завод стал самым современным и наиболее высокотехнологичным по сравнению с любым другим предприятием компании в Европе. Это объясняется тем, что он построен в соответствии с принципами производственной системы Volvo. Другие заводы в скором времени планируется реструктуризировать. Все новейшие технологии воплощены именно на российском предприятии.


Как и большинство производственных автомобильных систем в мире, калужская модель произрастает из Toyota Production Systems, что означает технологию бережливого производства.
На заводе пять конвейерных линий. Основная сборочная линия, длина которой составляет 500 м, выглядит не как длинная цепочка, а расположена в У-образной форме. Благодаря этому оптимизированы процессы внутренней логистики.

 

 

 

На основной линии сборки происходит установка рамы на оси

На основной линии сборки происходит установка рамы на оси

 

 

 

«Сердца» любых грузовиков – двигатели – собирают на линии сборки моторов. Силовые агрегаты здесь выпускаются на конвейере. Калужские мастера производят двигатели моделей D7E, D11 и D13. В зависимости от спецификации производятся любые модификации коробок передач.

 

 

 

Происходит установка готового мотора на шасси

Происходит установка готового мотора на шасси

 

 


В сборочном процессе работники чаще всего применяют откалиброванные электронные и пневматические инструменты, в частности при выпуске особенно важных деталей, к которым относится и рулевой механизм. В этом случае используются электронные ключи с функцией фиксации момента затяжки. При необходимости можно распечатать всю историю изготовления этих деталей.
Данные линии сборки, равно как и линии сборки шасси и кабин, приведенные, т. е. движущиеся. А вот комбинированная линия сборки осей неподвижна. Она разделена на две части: в первой находится собственно линия, во второй – разного рода стенды, предназначенные для тормозных систем. Затяжка соединений осуществляется электронным оборудованием, защищенным от несанкционированных действий. Любая деталь, не соответствующая техническим показателям, сразу же бракуется и ни в коем случае не ремонтируется.
Существенным отличием работы калужского предприятия от зеленоградского завода является то, что здесь собираются и кабины (в Зеленоград кабины приходили готовыми из Европы, в Калуге же их собирают местные мастера).

 

 

 

В отличие от зеленоградского завода в Калуге кабины собираются самостоятельно

В отличие от зеленоградского завода в Калуге кабины собираются самостоятельно

 

 

 

Несмотря на получение статуса отечественного производителя, перед калужским предприятием не стоит законодательное требование по локализации.
- Мы не подписывали документов по промышленной сборке, потому что государственные требования не адаптированы под производство коммерческих автомобилей. Но мы четко ставим перед собой цель – локализовывать 30 % продукции, – говорит генеральный директор Volvo Trucks в России Ларс Корнелиуссон.

 

 

 

Баланс на чаше кризисных весов


Недавно корпорация Volvo Vostok в лице своих основных подразделений, в том числе грузового и финансового, традиционно подвела итоги прошлого года.
По оценке Л. Корнелиуссона, 2009 г. для компании можно сравнить с двумя сторонами одной медали. Безусловно, кризис внес существенные коррективы в планы всех без исключения автопроизводителей. Отсутствие у компаний финансовых и кредитных возможностей, многочисленные банкротства и прочие негативные факторы привели к падению рынка на 80 %.
Сегодня Volvo Trucks работает более чем в 140 странах. Мировые продажи машин шведского производителя по итогам прошлого года снизились на 30 % - с 32 до 22 млрд евро. При этом компания понесла убытки в размере 1,7 млрд евро.
С другой стороны, в прошлом году компания не только открыла завод в Калуге, получила статус российского производителя, отладила логистику поставок комплектующих на предприятие, но и построила 13 новых офисов продаж в России, а также сервисные станции в Самаре, Архангельске, Новокузнецке, Перми, Тольятти и Нижнем Новгороде.
Важным достижением прошлого года для Volvo Trucks стала победа в номинации «Грузовик года»  в конкурсе «PROдвижение» в рамках V Международного автотранспортного форума (МАФ-2009).


По мнению директора Volvo Trucks, заказчик покупает не грузовик, а транспортное решение. Поэтому компания концентрируется не только на самом продукте, но и на развитии послепродажных предложений. Так, в прошлом году на рынок были выведены новые продукты – Volvo Action Service, Dynafleet, а также программа по обучению водителей стандартам Евросоюза.
В июне прошлого года в России была запущена бесплатная телефонная горячая линия Volvo Action Service, которая работает ежедневно и круглосуточо. А информационно-транспортная система Dynafleet позволяет компаниям контролировать свой автопарк в режиме реального времени, включая расход топлива, место нахождения машины и т. д. На сегодняшний день в России уже эксплуатируется 262 грузовых автомобиля Volvo, оснащенных этой системой.
По итогам прошлого года общее количество реализованных сервисных контрактов Volvo Trucks снизилось на 82 %. Так, в 2009 г. было продано 257 сервисных контрактов Volvo, тогда как в 2008-м – 1410, из них 35 золотых сервисных контрактов (в 2008-м – 343, -90 %); 222 синих сервисных контракта (в 2008-м – 1067, -79 %). При этом около 22 % проданных в 2009 г. грузовиков Volvo обслуживаются по сервисным контрактам. Также в 2009 г. было продано или продлено 156 (79 золотых и 77 синих) сервисных контрактов Volvo.

 

 

 

Поставки грузовых автомобилей Volvo в 2009 г.

 

 

 

Всего Европа

 

 

2008 г., ед.

 

 

2009 г., ед.

 

 

Разница, %

 

 

58187

 

 

19624

 

 

-66

 

 

Из которых

 

 

 

 

 

 

 

 

Западная Европа

 

 

41025

 

 

16430

 

 

-60

 

 

Восточная Европа

 

 

17162

 

 

3194

 

 

-81

 

 

Северная Америка

 

 

15887

 

 

8028

 

 

-49

 

 

Южная Америка

 

 

12890

 

 

10349

 

 

-20

 

 

Азия

 

 

13440

 

 

5574

 

 

-59

 

 

Из которых

 

 

 

 

 

 

 

 

Ближний Восток

 

 

8923

 

 

2616

 

 

-71

 

 

Азия

 

 

4517

 

 

2958

 

 

-35

 

 

Другие рынки

 

 

5548

 

 

3712

 

 

-33

 

 

Всего

 

 

105952

 

 

47287

 

 

-55

 

 

 

 

Крупнейшие рынки сбыта Volvo Trucks. Поставки в 2009 г.

 

 

 

Западная Европа

 

 

16430

 

 

Франция

 

 

3020

 

 

Великобритания

 

 

2484

 

 

Швеция

 

 

1803

 

 

Нидерланды

 

 

1722

 

 

Германия

 

 

1473

 

 

Бельгия

 

 

1303

 

 

Италия

 

 

1111

 

 

Норвегия

 

 

686

 

 

Финляндия

 

 

620

 

 

Испания

 

 

520

 

 

Дания

 

 

486

 

 

Восточная Европа

 

 

3194

 

 

Россия

 

 

1182

 

 

Польша

 

 

707

 

 

Чехия

 

 

277

 

 

Румыния

 

 

179

 

 

Венгрия

 

 

144

 

 

Словакия

 

 

124

 

 

Украина

 

 

92

 

 

Болгария

 

 

69

 

 

Сербия и Черногория

 

 

67

 

 

Латвия

 

 

60

 

 

Литва

 

 

54

 

 

Словения

 

 

53

 

 

Северная Америка

 

 

8028

 

 

США

 

 

6622

 

 

Канада

 

 

968

 

 

Мексика

 

 

435

 

 

Южная Америка

 

 

10349

 

 

Бразилия

 

 

8851

 

 

Перу

 

 

663

 

 

Чили

 

 

450

 

 

Аргентина

 

 

177

 

 

Африка

 

 

2871

 

 

Южная Америка

 

 

592

 

 

Алжир

 

 

552

 

 

Ангола

 

 

538

 

 

Марокко

 

 

508

 

 

Тунис

 

 

233

 

 

Египет

 

 

145

 

 

Ближний Восток

 

 

2616

 

 

Иран

 

 

752

 

 

Израиль

 

 

572

 

 

Саудовская Аравия

 

 

461

 

 

Турция

 

 

313

 

 

Сирия

 

 

237

 

 

Оман

 

 

96

 

 

Йемен

 

 

43

 

 

Бахрейн

 

 

42

 

 

Катар

 

 

35

 

 

Дальний Восток

 

 

2958

 

 

Индия

 

 

833

 

 

Южная Корея

 

 

758

 

 

Китай

 

 

535

 

 

Таиланд

 

 

234

 

 

Индонезия

 

 

204

 

 

Малайзия

 

 

165

 

 

Япония

 

 

82

 

 

Тайвань

 

 

80

 

 

Океания

 

 

841

 

 

Австралия

 

 

752

 

 

Новая Зеландия

 

 

89

 

 

Итого

 

 

47287

 

 

 

 

Беспрецедентное падение


Несмотря на серьезное падение продаж грузовиков, Volvo Trucks остается лидером в сегменте иностранных производителей коммерческой техники в России на протяжении уже 12 лет. А стратегия компании на российском рынке, которая заключается в развитии калужского предприятия, открытии новых собственных офисов продаж, Трак Центров и независимых СТО, доказала свою силу в условиях кризиса. По словам Л. Корнелиуссона, ни один из дилеров Volvo Trucks не обанкротился. Огромных складов у их дилеров не было, зато внушительные складские запасы наблюдались на калужском заводе. Они образовались по большей части потому, что в конце 2008 г. клиенты отказывались от своих заказов или вовсе банкротились. Однако они уже реализованы.
В структуре продаж новых грузовиков Volvo по типам транспортных средств две трети приходится на тягачи (797 шт.), одна треть – на шасси (385 шт.). Всего было реализовано 1182 машины, что на 80 % меньше показателя 2008 г. (тогда было продано 5802 грузовика). Из них 704 – модель FM, 423 – FH, 38 – FE, 16 – FL, 1 – FH16.
Если в прошлом году Volvo Trucks продала 5802 новых грузовика, то в 2009-м – только 1170 (падение составило 79,8 %). Это особенно ощутимо на фоне четырехлетнего стопроцентного роста российского рынка коммерческого транспорта.
Падение рынка подержанных автомобилей тоже было сокрушительным, но все же не таким сильным, как на рынке новых машин. В прошлом году Volvo Trucks импортировала 1760 грузовиков, в то время как в 2008-м – 5261 (снижение на 66,5 %).
В планах Volvo Trucks на нынешний год переориентация большинства заказов на производство на заводе в Калуге. Для этого набирается персонал, увеличивается темп производства. Компания серьезно занимается внедрением новых процессов и обучением своих сотрудников в Калуге. Корпорация намерена расширять географию сервисных станций и офисов продаж. В этом году компания планирует открыть десять новых станций в России, включая еще один собственный в Москве. Также намечена поддержка клиентов компании с помощью комплексных транспортных решений фирмы, а также выведение на рынок новых продуктов и пакетных бизнес-решений.

 

 

 

Лизинговый портфель «похудел»


Несмотря на то, что на протяжении шести лет (с 2003 по 2008 гг.) финансовое подразделение Volvo Group – Volvo Financial Services Vostok – занималось финансированием клиентов компании только из зарубежных источников, в эти годы объем лизингового портфеля компании на внутреннем российском рынке постоянно рос, и на самом пике (в 2008 г.) он составил 566 млн евро.
В прошлом году компания предоставляла финансирование заказчиков продукции Volvo в трех валютах: рублях, долларах и евро. По словам финансового директора VFS Жан-Эммануэля Афоты, в том случае, если клиенты компании испытывали трудности с возвратом средств, компания предлагала им реструктуризировать задолженности. По этой программе было реструктурировано 25 % долгов.
Поскольку в 2009 г. увеличился объем импорта подержанных грузовиков, компания предложила услугу по финансированию бэушной техники. Кроме того, помимо предоставления кредитов и лизинговых предложений фирма дает комплексные транспортные решения, включая регистрацию транспортных средств в ГИБДД, консультирование по налоговым и прочим вопросам заключения сделки, сервисные контракты, ведение налоговых вопросов, страхование и т. д.
Консолидированный портфель VFS по итогам 2009 г. уменьшился на 30 %. В первую очередь это объясняется тем, что новые финансовые сделки не смогли покрыть амортизацию по прежним сделкам. Кроме того, это объясняется расторжением ранее заключенных контрактов.

 

 

 

Лизинговый портфель Volvo Financial Services Vostok в 2003 – 2009 гг., млн евро

Лизинговый портфель Volvo Financial Services Vostok в 2003 – 2009 гг., млн евро

 

 

Уменьшилось и количество сотрудников компании – с 94 человек в 2008-м до 80 в 2009 г.
По сравнению с 2008 г. география финансирования по российским регионам практически не изменилась. По-прежнему большую часть заказов составляют Москва и Северо-Запад (по 50 и 23 % соответственно), 22 % приходится на Центральный регион, 5 % – на Сибирь и Урал. Такая расстановка сил соответствует структуре продаж других подразделений группы Volvo.
Еще большей, чем годом ранее в 2009 г. стала доля бизнес-подразделения Volvo Trucks. Она составила 91,2 %, тогда как часть Volvo CE – только 8,8 %.
В планах компании на этот год повышение качества предоставления услуг клиентам за счет сокращения времени на приятие решения по финансированию, а также разработка новых услуг и пакетов предложений. Это связано с повышением уровня конкуренции со стороны частных банков, которые вновь разворачивают программы по финансированию. Программа VFS расширится за счет включения в нее контрактной аренды и краткосрочного кредитования. Кроме того, компания намерена расширить сферу своего участия в продажах продуктов компаний, входящих в группу Volvo.