Безопасность "Джентльменское соглашение по цифровым тахографам"




 

 

В июне 2006 года вступила в силу пятая поправка к Европейскому соглашению, касающемуся работы экипажей транспортных средств, выполняющих международные автомобильные перевозки (ЕСТР). Странам – участницам соглашения, не являющимся членами ЕС, был предоставлен четырехлетний переходный период, по окончании которого все впервые вводимые в эксплуатацию транспортные средства должны оснащаться цифровыми тахографами.

 

 

 

Александр ЛУЦЕВИЧ

 

 

Эксперты России и Беларуси не раз выражали серьезные сомнения реальности выполнения обязательств по внедрению цифровых тахографов к июню нынешнего года. На что получали ответ, суть которого сводилась к следующему: отсутствие на новом тягаче цифрового тахографа при пересечении границы Евросоюза станет законным основанием для недопуска транспортного средства на территорию государств ЕС.


На недавно прошедшей 72-й сессии Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН его представители и Европейский союз вновь заявили о сохранении ранее установленного срока, поскольку юридически не представляется возможным изменить его в оставшееся время. В свою очередь делегации России, Беларуси, Украины и еще семи стран обратили внимание, что не готовы с 16 июня 2010 г. выполнять обязательства по внедрению цифровых тахографов.
В ходе заседания специальная группа экспертов разработала элементы плана действий в непредвиденных обстоятельствах и на период допустимых послаблений. Суть в следующем. После 16 июня 2010 г. транспортные средства, используемые в рамках правил ЕСТР, должны быть оснащены цифровыми тахографами. Однако водители таких автомобилей из стран, где не обеспечена выдача водительских карт или их калибровка, или нет специальных техцентров для этих целей, получат возможность (послабление в правилах) выходить на линию как прежде при следующих условиях:


– в первом же рейсе после введения правил ЕСТР и в первой же стране транзита, где есть возможность, будет осуществлена калибровка приборов в лицензированном техцентре (водитель обязан иметь при себе соответствующее доказательство, т.е. письмо или электронное сообщение о работе, назначенной в техцентре);


– в целях контроля водитель обязан делать распечатку показаний тахографа по каждому дню (начиная с контролируемого дня и за предыдущие 28 дней) причем распечатка должна быть подписана водителем и включать данные (реквизиты) о нем;


– в случае если автомашину приобретает покупатель из страны-участницы ЕСТР, не входящей в ЕС, которая не может выдать карту или осуществить калибровку, фирмы-изготовители должны при любой возможности активировать цифровой тахограф по месту установки;


– период послаблений будет предоставлен водителям из стран, не готовых к введению тахографа, до того момента, когда правительства этих стран будут готовы выдавать карты, но не позднее 31 декабря 2010 г.

 


Данные предложения будут действовать как неформальное джентльменское соглашение и иметь обязательный характер для всех участников ЕСТР после их утверждения на чрезвычайной сессии Рабочей группы по автомобильному транспорту ЕЭК ООН (SC.1), которая пройдет 22 - 23 апреля текущего года.
Также на очередной сессии Рабочей группы по автомобильному транспорту предполагается пересмотр редакции статьи 22-bis ЕСТР с тем, чтобы члены Евросоюза принимали решения только с учетом мнений всех других договаривающихся сторон. Таким образом, страны, не являющиеся членами ЕС, смогут участвовать в разрешении спорных моментов или принятии решений на принципе суверенного равенства.