Безопасность "Эра цифровых тахографов"




Эра цифровых тахографов

 

 

Федор КИРИЧУК

 

 

Как известно, тахограф является обязательным устройством для автотранспортных средств (АТС), которые осуществляют пассажирские и грузовые международные перевозки. С 16 июня 2010 года цифровой тахограф станет неотъемлемым элементом для новых транспортных средств договорных сторон Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), которые не являются членами ЕС и выходят в рейсы впервые.

 

 

 

 Внедрение этих приборов потребует значительных усилий от всех стран, не входящих в ЕС, в том числе, России, Украины и Беларуси. При этом многое в решении задач, возникших по этому поводу, зависит от административной организации на национальном уровне.
На территории Украины к 16 июня 2009 г. не был проведен ряд обязательных мероприятий, предусмотренных ЕСТР, так что всем изготовленным после этой даты украинским АТС, не имеющим цифровых тахографов, будет запрещен въезд на территорию стран ЕС. И причиной тому станет неготовность Украины к выпуску карточек для цифрового тахографа, отсутствие подготовленных специалистов, необходимого технического оснащения, соответствующего программного обеспечения и т. п.
До часа икс осталось всего ничего, а в стране, к сожалению, не было ни малейших потуг в этом направлении. Все ответственные структуры попросту самоустранились. До сих пор остался неутвержденным проект приказа Министерства транспорта и связи Украины от 09.10.2007 г. «На выполнение пункта 2 постановления Кабмина Украины от 11.07.2007 № 914 «О выполнении Европейского соглашения относительно работы экипажей транспортных средств, которые выполняют международные автомобильные перевозки» и «Об утверждении Правил использования тахографов на автомобильном транспорте». Такое отношение приведет к тому, что к Украине будут применены штрафные санкции относительно невыполнения Европейского соглашения, которое вступит в силу в полном объеме с 16 июня 2010 г.


Именно этим фактом объясняется актуальность организованного предприятием «ЭЛТРАН» научно-методического семинара «Аспекты подготовки специалистов по цифровым тахографам» во Львове. Цели семинара: выработать требования к программам подготовки специалистов по цифровым тахографам, которые должны включать основные шаги процесса внедрения цифровых тахографов; определить нормативно-правовую базу, на которой будет основано использование этих устройств; очертить и озвучить технические требования к цифровым тахографам; описать базовые цифровые тахографические системы; описать процесс использования цифровых тахографов и элементов цифровой тахографической системы.
Научно-методический семинар предназначался для специалистов, от которых зависит внедрение цифровых тахографических систем в Украине, а именно: представителей конструкторских служб, Главной автомобильной технической инспекции (ГАТИ), Государственной автоинспекции (ГАИ), Госстандарта, владельцев АТС и сервисных служб. Из-за внедрения цифровых тахографов в Украине уже в 2010 г. семинар и предложенная тематика вызвали значительный интерес во всех ее регионах. На мероприятие приехали 34 делегата из 23 государственных и частных организаций.


Поскольку перевозчики ЕС уже три с половиной года используют цифровые тахографы, организаторов семинара интересовали в первую очередь проблемы контроля транспорта с цифровыми тахографами. Если Украина со 2 августа 2006 г. стала полноправным членом ЕСТР, то ее касаются и требования относительно контроля (как на автобазах, так и на дорогах) в объемах, предусмотренных АЕТР. Интересно, как же это будет происходить? По поводу аналоговых тахографов - еще можно смириться с возможностью дешифровки тахокарты ручным способом. А вот относительно дешифровки тахокарты участника ДТП, то это возможно лишь соответствующими специалистами и с помощью соответствующего оборудования.
Ну а как относительно диалога с цифровыми тахографами? Ведь у контрольных служб нет ни считывающих устройств, ни технологий их эксплуатации и ремонта, ни программного обеспечения. Образцы необходимого оборудования и программное обеспечение было продемонстрировано на семинаре. Кроме того, во Львове поднималась проблема контроля тахографических систем на АТС. Поскольку основное назначение тахографа – это непрерывная регистрация данных с целью контроля пробега и времени работы водителей, то логичным станет наличие системы контроля, которой смогут пользоваться специалисты ГАТИ Минтранса.


На семинаре были подняты вопросы об информационно-регистрационных возможностях цифрового тахографа в сравнении с системой UDS. Ведь есть способ улучшения системы и повышения безопасности движения с помощью диаграмм движения, т. е. с помощью регистрационных возможностей цифрового тахографа. Проанализировав методику так называемых черных ящиков системы UDS, а это запись нескольких параметров (без скорости) автомобиля (15 секунд до и после ДТП), можно констатировать, что получить от них полную информацию относительно причины ДТП невозможно. Совсем по-другому надо взглянуть на регистрационные возможности тахографа, который регистрирует изменения параметров движения каждую минуту (в аналоговом) и каждую секунду (в цифровом). Таким образом, с помощью компьютерных программ есть реальная возможность с большой достоверностью определить причины ДТП. Особенно это касается цифровых тахографов. При этом следует помнить, что скоростной режим движения цифровой тахограф сохраняет только за последние 24 часа. Поэтому работники ГАИ должны иметь возможность оперативно снять данные с тахографа сразу после ДТП.


Вывод один: уже сегодня контрольные органы ГАТИ и ГАИ обязаны знать и уметь пользоваться техническими средствами, необходимыми для контроля автомобилей, оснащенных цифровыми тахографами. На семинаре было сказано, что пока эту процедуру (грамотно и без ошибок) умеют делать только специалисты «Элтрана», которые могут научить инспекторов ГАИ и оснастить их необходимыми техническими и воспроизводящими средствами.
Для правильной работы с цифровыми тахографами нужно проводить подготовку работников разных уровней: водителей, менеджеров компаний, инспекторов, работников сервисных служб, инженеров-разработчиков транспортных средств. Каждый уровень работников, которые имеют дело с цифровым тахографом, должен иметь свою программу подготовки для обеспечения минимально необходимых и достаточных знаний для квалифицированного использования возможностей цифрового тахографа с учетом особенностей каждого уровня.
В процессе проведения семинара были детально рассмотрены такие вопросы: законодательство о цифровом тахографе, цифровая тахографическая система и цифровой тахограф, функции автомобильного блока, работа с автомобильным блоком и его взаимодействие с программатором МКП (программирование, считывание, видоизменения), смарт-карты для цифрового тахографа, сервисные службы и цифровые тахографы, инспекционные службы и цифровой тахограф, сервисная программа CITO фирмы SRE (интерфейс, загрузка, отчеты, опции и т. п.). Участники семинара имели возможность на учебном тренажере приобрести практические навыки. Также рассматривались вопросы по обеспечению перевозчиков всеми видами карточек для цифрового тахографа, порядка утверждения мастерских, сети Tachonet, шине CAN.
Особую заинтересованность вызвали практические занятия по тематике семинара. В результате работы собрания его участники получили комплексные знания, которые необходимы для внедрения цифрового тахографа в Украине. Практически на семинаре проходили апробацию методы и средства подготовки специалистов и работников разных уровней.


К сожалению, конструкторские службы производителей АТС проигнорировали этот семинар, хотя все новые АТЗ с 16.06.2010 г. должны отвечать требованиям Европейского соглашения относительно работы экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки (ЕУТР). Не в полной мере ответственно к этому мероприятию отнеслись в ГАТИ, ГАИ и Госстандарте.
Все участники семинара поддержали организаторов, которые способны помочь активно подготовиться ко внедрению цифровых тахографов в Украине. Поэтому уже сейчас необходимо начинать обучение и специализированную подготовку специалистов разных уровней, а также потребителей на предмет использования и применения цифровых тахографов. Как показал научно-технический семинар, предприятие «ЭЛТРАН» имеет все необходимое для проведения такой учебы. Кроме того, оно является официальным представителем EFKON mobility Gmb в Украине, а эта фирма предоставляет услуги в области создания и установки электронных устройств и систем для транспорта и телематики. Одним из таких устройств – цифровой тахограф EFAS.


По результатам семинара была создана комплексная система тренингов по цифровым тахографам для работников разных уровней транспортной области с использованием действующих стендов и всех необходимых атрибутов цифровой тахографической системы. Предприятие «Элтран» может организовывать обучение не только во Львове, но и на выездных учебных курсах в регионах.
И очень жаль, что кое-кто из приглашенных на семинар почему-то решил, что это была рекламная акция, и несерьезно отнесся к мероприятию. Потому что из сегодняшней ситуации напрашиваются два совершенно очевидных вывода.


Первый. Если ситуация в Украине не изменится или изменится не кардинально, украинские перевозчики на неопределенный период покидают рынок. Это неплохо для перевозчиков других стран, поскольку увеличится объем работы и подрастут ставки фрахта. Но это, мягко говоря, плохо для украинских перевозчиков, которые остаются без работы…
Второй. Контрольные органы ГАТИ и ГАИ Украины не готовы к использованию технических средств, необходимых для контроля на дорогах автомобилей, оснащенных цифровыми тахографами. То есть: на территории Украины некому квалифицированно контролировать режим труда и отдыха водителей. А что может сделать неподготовленный гаишник с тахографом, за который отвечает не он, а водитель…