Безопасность "Четыре соломинки для перевозчика"



 

 


Бортовые регистраторы и аппаратура спутниковой навигации

 

 

Александра НОВИЧКОВА
Фото Андрея МАХОТИНА и Александра КАЛУГИНА

 

 

Сколько бы ни говорилось о необходимости хотя бы частичного решения проблемы высокого уровня аварийности в России, с мертвой точки дело почти не сдвинулось. В то время как за рубежом давно отводят этому вопросу колоссальную роль, в России продолжают подсчитывать экономический ущерб от многочисленных ДТП и прикрываться сложностью проблемы, делая вид, будто в других государствах высокой аварийности никогда и не было.
Между тем за последние пять лет Россия понесла убытки из-за ДТП на сумму в 5,5 трлн рублей. За девять месяцев 2009 года было зарегистрировано более 3 тыс. ДТП, совершенных только по вине водителей автобусов. В них погибли 224 человека и получили ранения почти 5 тыс. человек. Основными причинами высокой смертности на дорогах остаются нарушения Правил дорожного движения. И хотя за девять месяцев 2009 г. количество ДТП в стране сократилось на 6,6 % (число погибших и раненых в них уменьшилось на 12,6 и 5,1 % соответственно), неумолимая статистика констатирует, что уровень аварийности на российских дорогах остается очень высоким. С начала текущего года в ДТП погибло около 18,5 тыс. человек и более 186 тыс. получили различные ранения. Погиб 661 ребенок, более 16 тыс. детей ранены. Именно такие данные заставляют обратиться к западному опыту решения этой проблемы.

 

В борьбе за обеспечение безопасности на дорогах во многих зарубежных странах десятилетиями используются технические средства контроля на транспортных средствах. В России же только начинают предпринимать первые шаги к началу их применения. В группе технических средств, применяемых для контроля водителей на транспорте, четыре участника: бортовые регистраторы (они же – тахографы), аппаратура спутниковой навигации, видеорегистраторы и так называемые алкозамки. Все они в определенной степени воздействуют на главные звенья, из которых состоит единая транспортная система, т. е. на водителя, автомобиль и дорогу.

 

 

МНЕНИЕ

 

 


Владимир Швецов, генерал-лейтенант милиции, первый заместитель начальника ДОБДД МВД РФ:


- В области использования технических средств контроля на транспортных средствах, осуществляющих социально важные перевозки в субъектах РФ, наша страна далеко не впереди планеты всей. А ведь применение таких приборов на общественном транспорте и грузовиках, машинах технической и скорой помощи, автомобилях, участвующих в ликвидации ДТП), во многом помогло бы сократить время, затраченное на решение вопросов ликвидации последствий ДТП, контролировать скорость перевозки, соблюдение режима труда и отдыха водителей. Системы, функционирующие в других странах давно, у нас только начинают появляться. И я считаю, что нам не нужно торопиться изобретать велосипед. Мы должны пройти те же этапы внедрения транспортных систем, что и передовые страны. 

 

 

 

 

 

МНЕНИЕ

 

 


Андрей Новиков, руководитель объединенной группы исследований безопасности дорожного движения Фонда «Центр стратегических разработок – Регион»:


- Наш центр уже несколько лет занимается изучением проблем обеспечения безопасности дорожного движения (в том числе и зарубежного опыта) и его адаптации в России. Всем известно, что проблема обеспечения безопасности на дорогах универсальна, и во многих странах уже давно выработаны методы для снижения количества аварий. Россия в этом вопросе находится далеко не на передовых позициях. Поэтому для нас очень интересен опыт зарубежных стран, особенно тех, которые столкнулись с этой проблемой давно, поскольку количество автомобилей на душу населения у них уже давно превышает наши нынешние показатели.
Приборы контроля, устанавливаемые на транспортные средства, очень эффективны, поскольку заставляют водителей пристальнее подходить к соблюдению Правил дорожного движения. Кроме того, благодаря таким системам обеспечивается соблюдение режимов труда и отдыха водителей.
На российских дорогах каждый день гибнет около 100 человек. Но, к сожалению, это уже давно стало обыденностью, поэтому внимание общественности к этой проблеме не приковано. Зато когда случаются ДТП с очень тяжелыми последствиями, незамедлительно возникает широкий резонанс. А ведь практически все серьезные аварии с большим количеством погибших происходят с участием транспорта, осуществляющего социально важные перевозки. Поэтому установка таких средств на общественный транспорт очень важна. 

 

 

 

Бортовые регистраторы

Бортовые регистраторы, или тахографы – приборы, устанавливаемые на автотранспортные средства для того, чтобы фиксировать данные о движении этих машин или об определенных периодах работы их водителей. Применение таких устройств позволяет обеспечить реальное повышение безопасности дорожного движения; соблюдение предписанных режимов движения, благодаря чему повышается ресурс двигателя, шин, тормозных систем и автомобиля в целом, а также снижается потребление топлива и расходов на ТО и, следовательно, расход на эксплуатацию; исключить несанкционированные перевозки и приписки невыполненных работ; обеспечить социальную и правовую защиту водителей. Эти приборы чаще других используют в качестве средств контроля водителей.
Тахографы применяются в европейских странах вот уже 40 лет. Их влияние на безопасность дорожного движения можно разбить на две составляющие: фиксацию параметров движения автомобиля для восстановления картины ДТП и повышение дисциплины и ответственности водительского состава. Объединенная группа исследований безопасности дорожного движения Фонда «Центр стратегических разработок - Регион» провела около 20 исследований, которые показали, что использование бортовых регистраторов очень эффективно в плане снижения количества ДТП. Благодаря их применению количество ДТП с участием транспортных средств, оснащенных тахографами, снижается на 20 – 30 %. Кроме того, их установка эффективно сказывается и на экономике предприятий (расходы на техническое обслуживание машин снижаются в среднем на 40 %).
К функциям бортовых регистраторов относится фиксация параметров движения автомобиля, восстановление картины ДТП; использование материалов тахографов в судах, вынесение справедливых решений; формирование базы ДТП, возможности анализа этой базы с последующим развитием технологий, повышающих безопасность ТС; повышение ответственности и дисциплины водителей.

 

 

 

Результаты некоторых европейских исследований эффективности использования бортовых регистраторов

 

 

 

Исследование

 

 

Уменьшение количества ДТП, %

 

 

Сокращение расходов на техническое обслуживание, %

 

 

Проект Samovar (Великобритания, Нидерланды, Бельгия)

 

-28

 

-40

 

WKD Security GmbH (частная транспортная компания, Германия)

 

-30

 

-60

 

Полиция Вены (Австрия)

 

-18

 

-40

 

Suedbaden Bus Co. (частная автобусная компания, Германия)

 

-18

 

-59

 

Taxi Hatscher (частная компания, Германия)

 

-66

 

Н. д.

 

Полиция Берлина (Германия)

 

-20

 

-25

 

Пограничная служба (Германия)

 

-9

 

-34

 

Полиция Лондона (Великобритания)

 

-25

 

Н. д.

 

 

 

Экономическая эффективность от использования бортовых регистраторов

 

 

 

 

 

 

Экономический эффект за год, млн евро

 

Экономия средств в результате предотвращения ДТП, в том числе:

 

38,472

 

- сохранение человеческих жизней

 

26,996

 

- тяжкие увечья

 

42,936

 

- легкие увечья

 

68,540

 

Расходы на установку бортовых регистраторов

 

-19,429

 

Чистая экономия

 

119,43

 

Коэффициент экономической эффективности

 

7:1

 

 

 

Несмотря на то, что эффект от использования тахографов достаточно внушителен, по мнению заместителя начальника отдела технической политики Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ Владимира Котова, сам по себе бортовой регистратор не решает проблему высокой аварийности. Это лишь техническое устройство контроля, которое сегодня активно применяется, но не приносит должного результата.
Эффективность принимаемых мер во многом определяется их системностью и наличием следующих пока неразрешимых составляющих: требований к режиму труда и отдыха, скорости движения; методов контроля, предусматривающих использование технических средств контроля, которые еще не имеют должного нормативного регулирования; порядка контроля; системы ответственности за нарушение режима труда и отдыха, а также скоростного режима.

На сегодняшний день российская нормативно-правовая база в части применения технических средств контроля за режимом труда и отдыха водителей, мягко говоря, оставляет желать лучшего и требует дополнений.
Для внутрироссийских перевозок применяется Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 922 «О повышении безопасности международных и междугородних перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом», Правила использования тахографов на автомобильном транспорте в РФ, утвержденные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 7 июля 1998 г. № 86, зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ 25 ноября 1998 г., а также Технические требования к цифровым тахографам, используемым на территории России.


В международном сообщении действуют: Европейское соглашение, касающееся работы экипажей ТС, производящих международные автоперевозки (ЕСТР), Постановление Правительства РФ № 922, Правила использования тахографов на автомобильном транспорте в РФ, Положение ЕС № 561/2006 по гармонизации определенного социального законодательства, Постановление Совета ЕС № 3821/85 от 20 декабря 1985 г. о контрольном устройстве на автомобильном транспорте, а также другие директивы и постановления ЕС.
В соответствии с соглашением ЕСТР в России действует Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».

 

В содержащейся в нем есть ст. 8 предусматривается, что на территории РФ должны выполняться требования по установке на транспортные средства и использованию тахографов для регистрации режима труда и отдыха водителей ТС, принадлежащих:


- российским перевозчикам при осуществлении международных автоперевозок;

- иностранным перевозчикам:
а) перевозчикам государств-участников Европейского соглашения о работе экипажей ТС, осуществляющих международные автоперевозки;


б) перевозчикам государств, с которыми имеются международные договоры, предусматривающие соблюдение вышеупомянутых требований ст. 11.23, определяет наказание за нарушение водителем транспортного средства, осуществляющим международную автоперевозку, режима труда и отдыха. В соответствии с этим документом управление грузовиком и автобусом при осуществлении международной автоперевозки без контрольного устройства (тахографа) или с выключенным тахографом, а также с незаполненными тахограммами либо без ведения регистрационных листков, отражающих режим труда и отдыха водителей, - влечет наложение административного штрафа в размере до 2500 рублей. Нарушение установленного режима труда и отдыха водителем грузовика или автобуса, осуществляющим международную автоперевозку, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей. Суммы, как видим, «впечатляющие»… Между тем, к примеру, в Эстонии существует закон «О дорожном движении», в котором предусмотрено, что за допуск к управлению транспортным средством без тахографа или с неисправным или неопломбированным тахографом налагается штраф в размере 6 тыс. крон (около 15600 рублей), а за склонение водителя к нарушению требований, касающихся продолжительности рабочего времени и времени отдыха, – 12 тыс. крон (около 31200 рублей). Как говорится, почувствуйте разницу.

 

 

 

 

МНЕНИЕ

 

 

 


Николай Малышев, директор по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения Российского союза автостраховщиков:


- Серьезное отставание России в сфере применения приборов контроля на транспорте неоспоримо. Использование этих технических средств и разработка законодательных актов для их более активного внедрения в целях обеспечения безопасности крайне важны. 

 

 

 


При кажущемся многообразии законодательных актов по применению тахографов, действующих на территории РФ, выясняется, что многие из них попросту дублируют друг друга. Так, приказ Минтранса России от 8 января 1997 г. № 2 по сути повторяет положения Постановления Правительства РФ № 922 в части, касающейся автобусов, осуществляющих междугородние перевозки. Судите сами. П. 1 Постановления Правительства РФ № 922 гласит: «Осуществить с 1 января 1998 г. оснащение вновь изготавливаемых автобусов с числом мест более 20, … предназначенных для междугородних и международных перевозок, тахографами». А вот содержание п. 5.4 приказа Минтранса № 2: «Автобусы с числом мест более 20, изготовленные после 1 января 1998 г. и используемые на междугородних автобусных маршрутах, должны быть оборудованы тахографами».
Таким образом, в российском законодательстве до сих пор не предусмотрена юридическая ответственность за невыполнение положений постановления Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 922. Кроме того, до сих пор не установлена ответственность и за управление транспортным средством, не оснащенным тахографом. В связи с этим генеральный прокурор РФ Юрий Чайка предложил премьер-министру России Владимиру Путину поручить Министерству транспорта РФ подготовить дополнения в ФЗ «О безопасности дорожного движения» в части обязательного оснащения всех автобусов, осуществляющих международные, междугородние, пригородные и внутригородские перевозки пассажиров, тахографами, а также дополнения в КоАП РФ в части установления административной ответственности за нарушения режима труда и отдыха водителей при осуществлении указанных перевозок. Кроме того, Минтрансу России предстоит разработать порядок установки и использования тахографов на всех автобусах с числом сидячих мест более девяти (включая водителя), осуществляющих все виды перевозок.

 

 

 

 

Пока в России готовятся начать использовать тахографы, в Европе аналоговые бортовые регистраторы – уже прошлый век

 

 


Летом прошлого года на заседании правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения Министерству внутренних дел РФ, Минтрансу России и Минпромторгу России было поручено подготовить и внести в установленном порядке в Правительство РФ законопроект о внесении изменений в законодательство РФ. Он должен предусматривать обязанность оборудования всех транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров, тахографами. В свою очередь Минтранс России проинформировал о необходимости внесения изменений в законодательство в части обязательного оснащения тахографами всех автобусов, осуществляющих международные, междугородные, а также регулярные пригородные и внутригородские перевозки пассажиров. Также предполагается внести дополнения в КоАП РФ, установив административную ответственность водителей и их работодателей за несоблюдение режимов труда и отдыха, а указанные нарушения отнести к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.


Кроме того, президент РФ Дмитрий Медведев утвердил перечень поручений по итогам совещания по вопросам безопасности дорожного движения. Правительству РФ было поручено принять необходимые меры, обеспечивающие введение с 1 января 2010 г. обязательного требования об оборудовании транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки, техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха; представить предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты РФ, устанавливающие порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автотранспортом, имея в виду усиление контроля за соблюдением лицензионных требований, прежде всего о наличии в транспортных средствах технических средств контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха.
По поручению Правительства РФ МВД совместно с Минтрансом РФ разработали проект внесения изменений в закон «О безопасности дорожного движения» и в КоАП РФ. Эти документы предусматривают:
- обязательность установки устройств контроля за режимами труда и отдыха водителей;
- усиление ответственности перевозчиков за нарушения режимов труда и отдыха и неприменение контрольных устройств.

 

 

 

 

Цифровой тахограф уже давно вошел в обиход европейских международных перевозчиков

 

 


Эти законодательные акты внесены в Правительство РФ. Кроме того, предполагается разработать постановление Правительства РФ, дополняющее закон «О безопасности дорожного движения». Его концепция проработана в МВД и Минтрансе и предусматривает последовательное оснащение транспортных средств контрольными устройствами. Речь идет о перспективном оборудовании бортовыми регистраторами всех грузовых автомобилей свыше 3,5 т и автобусов свыше 8 мест для сидения пассажиров. Для международных перевозок это относится не к установке контрольных устройств, а к замене на тахографы более современной конструкции.
С 16 июля 2010 г. все автотранспортные средства, используемые для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которых (включая вес прицепов или полуприцепов) составляет более 3,5 т, и машин, эксплуатируемых для перевозки пассажиров, которые в силу своей конструкции и оборудования могут перевозить более девяти человек (включая водителя), подпадающие под сферу действия ЕСТР, впервые вводимые в эксплуатацию, должны оборудоваться цифровым контрольным устройством. Оборудование может производиться как заводом-изготовителем, так и уполномоченными мастерскими при вводе в эксплуатацию. Помимо этого с 16 июня 2010 г. Россия должна обеспечить возможность контроля режимов труда и отдыха водителей на своей территории с использованием цифровых тахографов. А это значит, что необходимо срочно проводить специальную подготовку надзорных служб (а именно – ГИБДД), создавать системы технической эксплуатации цифровых тахографов на территории РФ. До 1 апреля 2010 г. водители и предприятия, участвующие в международных перевозках, уполномоченные мастерские и контролеры должны быть обеспечены карточками с памятью, отвечающими требованиям ЕСТР.


Сегодня на российских транспортных средствах используются два вида технических устройств контроля за режимами труда и отдыха водителей и скоростными режимами движения автотранспортных средств:
- электронно-механический (аналоговый) тахограф, который представляет собой бортовое устройство, использующее для фиксации режима труда и отдыха регистрационные листы;
- электронный (цифровой) тахограф (для фиксации – карты памяти).
В соответствии с требованиями ЕСТР в международном движении проводится переход на цифровые бортовые регистраторы для использования специальных смарт-карт. На сегодняшний день одобрение типа на соответствие требованиям ЕСТР имеют четыре модели цифровых тахографов, ратифицированных в России: Stoneridge Electronics SE5000, Actia SMATACH STDII, SiemensVDO DTCO 1381 и EFKON AG EFAS-3 V01.01. Минтранс России разрабатывает технические требования к контрольным многофункциональным устройствам, методам их испытания и оценки соответствия с учетом практики работы по реализации требований ЕСТР, разработок, ведущихся в РФ, в том числе в области систем навигации.

 

Одобрение типа выдается после получения нескольких сертификатов, а именно:

- сертификата безопасности (выдается организацией информационной технологической безопасности (официальные лаборатории которой расположены во Франции, Германии, Соединенном Королевстве и Нидерландах);


- сертификата эксплуатационной (технической) совместимости (испытания на эксплуатационную совместимость и выдача сертификата проводятся лабораторией Главного сертификационного органа Европейской комиссии, базирующейся в городе Испра (Италия);

- сертификата функциональности (выдается компетентным органом договаривающейся стороны ЕСТР. В нем помимо названия его пользователя и идентификации модели указывается подробный перечень проведенных испытаний и полученных результатов). В целях обеспечения работоспособности контрольных устройств предусматривается выполнение комплекса регламентированных процедур, выполнение которых должно осуществляться специальными уполномоченными сервисными службами – мастерскими. Они включают установку, активацию, настройку (калибрацию), периодические проверки, ремонт и техническое обслуживание тахографов, в том числе загрузку памяти, выведение из эксплуатации, разгрузку памяти. Кроме того, проводятся периодические проверки бортового регистратора, установленного на транспортное средство для подтверждения правильности его функционирования и точности его показаний. Проверяется и соблюдение требований о максимально допустимых отклонениях визуальных и регистрирующих приборов в ходе эксплуатации. Должна проводиться замена таблички с данными об установке.
Сегодня в России пока не производятся цифровые тахографы, имеющие одобрение типа на соответствие требованиям ЕСТР. Однако это не препятствует реализации РФ своих обязательств в части ЕСТР. Между тем в России ведутся работы по созданию цифровых контрольных устройств и их оценке соответствия на международном уровне. Это в том числе конструкции, использующие технические решения, которые основаны на применении навигации при определении местоположения транспортного средства. В Минтранс России поданы заявки на выдачу одобрения типа такого цифрового тахографа, использующего навигационный блок для позиционирования транспортных средств. Этот прибор готовится к испытанию. Его стоимость значительно ниже зарубежных аналогов.

 

 

 

 

Приборы спутниковой навигации используются во всем мире. Однако их функций может быть намного больше, чем применяется сейчас

 

 


К особенностям эксплуатации цифровых тахографов относится применение специальных цифровых карт. Предусматривается использование четырех типов карт: карты водителя, карты предприятия, карты мастерской, осуществляющей деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту цифровых контрольных устройств, карты контролера, осуществляющего надзор за режимом труда и отдыха водителей на соответствие требованиям ЕСТР. Карты водителя и контролера именные, поэтому на них должны быть изображены фотографии их владельцев. У российских производителей, предприятий и механиков, а также сотрудников надзорных органов должны быть такие карты. Условием их получения является специальная подготовка персонала, в том числе сотрудников надзорных органов, которые должны быть не только знакомы с устройством тахографа и правилами их применения, но и владеть вопросами выявления различных манипуляций контрольными устройствами. Федеральные службы по надзору транспорта уже готовят проведение такой подготовки для своих сотрудников. Аналогичная подготовка должна быть проведена для сотрудников ГИБДД МВД РФ.


При том, что в России в ближайшее время планируется массовое внедрение цифровых тахографов, вопрос о том, какой российский производитель будет выпускать такие приборы, остается открытым. Точно так же неясно, кто займется выпуском карт. Ведь пока в стране не производят даже регистрационные листы для аналоговых тахографов.
Между тем изготавливать карты может любой производитель, имеющий необходимые производственные мощности при условии наличия одобрения типа.
Карты подлежат строгому учету. Для этого ведется автоматизированная база данных, которая основана на использовании локальных информационных сетей на территории РФ, отвечающих специальным требованиям информационной безопасности. Структура базы данных должна обеспечить учет персональных данных о владельцах карточек, а также информации об утере, краже, замене либо актуализации карт.


При реализации ЕСТР используется единая для всех стран-участниц ЕСТР сеть ТАХОНЕТ, предназначенная для защищенного обмена данными между государствами-членами ЕСТР. В РФ это должна быть единая для всех надзорных органов база данных. Система ТАХОНЕТ существует для того, чтобы любой инспектор имел доступ к базе данных и мог проверить правомерность применения карточки инспектором из Евросоюза, а тот в свою очередь имел доступ к проверке карточки надзорного органа в РФ. Аналогичный обмен информацией происходит и в части нарушений применения тахографов. Благодаря этому будет вестись учет количества нарушений российскими перевозчиками в странах ЕС.
Применение контрольных устройств связано с рядом социальных, экономических и правовых аспектов, определяемых установлением норм и ограничений на осуществление автотранспортной деятельности, а также на использование персональных данных о водителях автотранспортных средств. Эти вопросы решаются за счет применения специальных нормативных документов, в том числе по защите персональных данных. Одним из элементов информационной безопасности является использование криптографических ключей при хранении и передаче информации о водителях. То есть эти карточки будут закрытыми и вскрыть их как банковские будет невозможно. У криптографического ключа несколько уровней защиты и кодирования информации. На уровне ЕС они выпускаются Главным сертификационным центром ЕС. В России все эти вопросы находятся только в стадии проработки.

 


Порядок контроля за режимами труда и отдыха водителей, скоростными режимами движения автотранспортных средств должен быть единым для надзорных органов, осуществляющих контроль с использованием технических средств контроля, и устанавливать:


- виды и состав проверок, осуществляемых при контроле;


- правила проведения работ по контролю;


- распределение полномочий и порядок взаимодействия контрольных (надзорных) органов при осуществлении контроля;


- методы контроля;


- требования к техническому и информационному оснащению процедур контроля;


- требования к персоналу, имеющему право использования контрольных устройств.

 

 

Аппаратура спутниковой навигации


В отличие от тахографов аппараты спутниковой навигации появились в зарубежных странах относительно недавно. По словам руководителя объединенной группы исследований безопасности дорожного движения Фонда «Центр стратегических разработок – Регион» Андрея Новикова, пока существуют лишь разрозненные инициативы, связанные с управлением транспортного потока. Такие приборы особенно эффективны именно с этой точки зрения и по сути являются продолжением функционала тахографа. Преимущество применения аппаратуры спутниковой навигации в том, что благодаря их использованию появляется возможность определить местоположение автомобиля в режиме реального времени. Пока к функциям таких приборов относятся управление параметрами движения (помимо тахографа это еще и скоростной режим и расположение транспортных средств), а также возможность быстро среагировать на ДТП. Однако не исключается добавление дополнительных функций в эти приборы.


Сегодня в странах Европы активно продвигают проект е-Call. По требованию ЕС с 2009 г. все новые автомобили должны быть оборудованы системой тревожного оповещения. В аварийной ситуации машина как бы самостоятельно будет звать на помощь. Эта система призвана помочь в тех случаях, когда участники ДТП не могут самостоятельно вызвать экстренную помощь. Например, автомобиль попал в аварию на пустынной дороге. Жертвы ДТП не в состоянии позвонить в Службу спасения. В такой ситуации о происшествии сообщит датчик ДТП, установленный в автомобиле. А точное место аварии поможет определить система глобального позиционирования GPS. В качестве основы системы будет использоваться действующий общеевропейский телефонный номер приема аварийных вызовов 112. По оценкам экспертов система е-Call позволит ежегодно спасать до 2,5 тыс. жизней, а также сократить расходы в ЕС на 26 млрд евро. Разработка этой системы проводится под патронатом комиссии ЕС.


На данный момент в мире существует пять систем спутниковой навигации. Среди них GPS (США), ГЛОНАСС (Россия, полноценный запуск запланирован на 2011 г.), Galileo (ЕС, должна начать работать с 2013 г.), Beidou (Китай, разрабатывается, пока планируется охват только китайской территории и прилегающих районов); IRNSS (Индия, в начальной стадии разработки).
Применение аппаратуры спутниковой навигации оказывает большое влияние на безопасность дорожного движения и качество перевозок. В частности, появляются возможности контроля местоположения транспортных средств (как результат – повышается дисциплина водителей), оптимизируются диспетчерские функции. Кроме того, с помощью таких систем есть возможность получать оперативную информацию о пробках и объезжать их (функция включена в продвинутые системы). Благодаря аппаратуре спутниковой навигации фиксируются параметры движения транспортных средств, воссоздается картина ДТП, записываются нарушения Правил дорожного движения и аварийно опасные ситуации.
Пока нормативно-правовая база в области применения аппаратуры спутниковой навигации проработана слабо, а в большинстве стран и вовсе отсутствует. Установка таких приборов осуществляется коммерческими транспортными компаниями и частными лицами только в том случае, если они видят в ней необходимость. Количественные показатели влияния на безопасность дорожного движения и экономическая эффективность аппаратуры спутниковой навигации практически не изучены, а проводимые испытания дают противоречивые результаты. Несмотря на то, что это очень многообещающие технологии, пока они недостаточно надежны, а ошибки в работе такого оборудования встречаются довольно часто.


Что касается российской практики, то на данный момент в нормативно-правовой базе страны имеется Постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS».

 

Согласно этому документу в целях обеспечения национальной безопасности, проведения независимой политики в области спутниковой навигации, повышения эффективности управления движением транспорта, уровня безопасности перевозок пассажиров Правительство РФ постановляет:


«П. 1. Оснащению аппаратурой спутниковой навигации подлежат следующие транспортные и технические средства:
г) автомобильные… транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров…
П. 2. Виды транспортных… средств, указанных в подпунктах «г»… пункта 1 настоящего постановления и подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, определяются федеральными органами исполнительной власти в установленной сфере деятельности.
П. 5. Предписывается федеральным органам исполнительной власти обеспечить с 2010 г. проведение работ по поэтапному оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS находящихся в эксплуатации (вводимых в эксплуатацию) транспортных… средств…, указанных в пункте 1 настоящего постановления».
При этом, по словам директора по правовым вопросам Российского союза автостраховщиков Александра Якимова, пока найти конкретные нормативно-правовые и нормативно-распорядительные акты, которые бы конкретизировали осуществление такой работы, предписанной постановлением правительства, невозможно.
В следующем номере «АП» мы продолжим тему применения технических средств контроля на транспортных средствах в России и в ЕС. При этом особое внимание мы уделим видеорегистраторам и так называемым алкозамкам.

 

(Окончание следует.)