Буква закона "Минтранс России: законы для отрасли"




Заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского автомобильного пассажирского транспорта Ширухан Гаджимурадов

 

 

 

Олег ДОЛИЧ

 

 

 

Говорят, проще построить дом с нулевого цикла, чем его перестраивать. У автотранспортной отрасли России такой счастливой возможности не было: сначала, после распада СССР, она разваливалась, потом ее начали собирать заново, уже на новых принципах организации. Не с нулевого цикла, а по сути – на руинах.
В последние годы российский Минтранс занимается уже не административным управлением отраслью, а созданием условий для ее эффективной деятельности в условиях рынка.
Но из вопросов, которые российские перевозчики задают работникам министерства на конференциях в рамках «МАФ-Регион», становится очевидно, что о законотворческой деятельности штаба отрасли практически ничего не известно.
Поэтому журнал «Автоперевозчик» обратился к заместителю директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского автомобильного пассажирского транспорта Ширухану Гаджимурадову с просьбой рассказать о законопроектной и нормотворческой деятельности Минтранса России в 2009 - 2010 годах и на ближайшую перспективу.

 

 


 
- Из наиболее значимых для автотранспортной отрасли нормативных правовых актов, работа над которыми была завершена в 2009 г. и в начале 2010-го, отмечу Федеральный закон «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», который   направлен на сокращение видов опасных грузов (низкой и средней степени опасности), международные автомобильные перевозки которых осуществляются в соответствии со специальными разрешениями, и усиление государственного контроля за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок грузов повышенной опасности по территории Российской Федерации грузовыми транспортными средствами.
Этот Федеральный закон принят Государственной Думой 11 марта 2009 г., одобрен Советом Федерации 25 марта 2009 г. и подписан Президентом Российской Федерации 5 апреля 2009 г. за № 47-ФЗ.


Не менее значим для автотранспортной отрасли Федеральный закон «О ратификации Конвенции о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа». Ратификация этой Конвенции, подписанной 9 октября 1997 г. в Бишкеке, была обусловлена необходимостью развития международных автомобильных перевозок пассажиров и багажа между государствами – участниками Содружества Независимых Государств.
На момент подписания Конвенции между Россией и другими государствами СНГ действовало только 30 регулярных международных автобусных маршрутов. Однако, к 2006 - 2007 гг. регулярное автобусное сообщение между государствами-участниками СНГ приобрело массовый характер, количество маршрутов возросло в несколько раз и составило более трехсот. По указанным маршрутам было перевезено около 4 млн пассажиров. Все это послужило основанием для начала Минтрансом России работы по ратификации Конвенции. В итоге, соответствующий Федеральный закон был принят Государственной Думой 22 января 2010 г., одобрен Советом Федерации 27 января 2010 г. и подписан Президентом Российской Федерации 1 февраля 2010 г. за № 2-ФЗ.


Также в связи с необходимостью создания на территории государств-участников Организации Черноморского экономического сотрудничества высокопропускной автомагистрали протяженностью более 7 тыс. км и обеспечения безопасного пропуска транспортных средств с учетом перспективы роста интенсивности движения, увеличения габаритных и весовых параметров транспортных средств, а также обеспечения необходимого уровня безопасности дорожного движения и обустройства объектами придорожного сервиса в соответствии с потребностями участников дорожного движения, Минтрансом России был разработан проект федерального закона «О ратификации Меморандума о взаимопонимании в области скоординированного развития кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря». Данный законопроект был внесен в Государственную Думу постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2009 г. № 660.


Кроме того, в начале 2009 г. завершена работа над Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 112, которая проводилась в целях реализации Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». С принятием Правил также были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», что позволило расширить перечень случаев, когда бланки билетов могут заполняться без оформления копии и не содержать отрывной части.


Для установления требований к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и эксплуатации независимо от места изготовления машин в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, Минтранс России разработал проект технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств в эксплуатации». Одновременно Минпромторг России разрабатывал проект технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». В дальнейшем Правительство Российской Федерации приняло решение об объединении положений обоих проектов. В итоге постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720 был утвержден технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств», включивший в себя положения, разработанные Минтрансом России.
Минтранс России разработал и издал приказ «Об утверждении типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в автомобильных пунктах пропуска». Типовая схема определяет последовательность основных контрольных действий при осуществлении в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации пограничного и таможенного контроля лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля. Данный приказ подписан Министром транспорта Российской Федерации 9 октября 2009 г. за № 177 и зарегистрирован Минюстом России 1 декабря 2009 г. за № 15342.


В соответствии с п. 8 Правил выдачи российских разрешений иностранным перевозчикам, а также иностранных и многосторонних разрешений российским перевозчикам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 89, Минтранс России разработал и издал приказ «Об утверждении условий распределения иностранных и многосторонних разрешений российским перевозчикам». Условия распределения иностранных разрешений российским перевозчикам применяются в случае, если количество полученных Минтрансом России от компетентных органов иностранных государств иностранных разрешений меньше общей годовой потребности российских перевозчиков. Условия распределения многосторонних разрешений российским перевозчикам применяются в случае, если количество многосторонних разрешений, полученных в секретариате Международного транспортного форума Министерством транспорта Российской Федерации, меньше общей годовой потребности российских перевозчиков. Этот приказ подписан Министром транспорта Российской Федерации 17 декабря 2009 г. за № 240 и зарегистрирован Минюстом России 29 января 2010 г. за № 16155.


Как известно, с 16 июня 2010 г. для Российской Федерации вступает в силу обязательство по оснащению цифровыми тахографами всех вновь выпускаемых транспортных средств, попадающих под требования Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР). В целях обеспечения реализации обязательств Российской Федерации, связанных с участием в ЕСТР, Минтрансом России был разработан и издан приказ «О реализации Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки», подписанный Министром транспорта Российской Федерации 2 июля 2009 г. за № 106, и приказ «О картах, используемых в цифровом контрольном устройстве для контроля за режимами труда и отдыха водителей при осуществлении международных автомобильных перевозок в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки», подписанный Министром транспорта Российской Федерации за № 180 от 20 октября 2009 г. и зарегистрированный Минюстом России 2 февраля 2010 г. за № 16210.


На завершающей стадии подготовки находятся проекты приказов Минтранса России «Об утверждении Порядка выдачи, замены, приостановления и аннулирования действия карт, используемых в   устройствах   контроля режимов труда и отдыха водителей при реализации требований Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки» и «Об утверждении Порядка допуска сервисных центров (мастерских) к деятельности по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств (тахографов) в рамках реализации требований Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки на территории Российской Федерации». Также в настоящее время по данной проблематике готовится проект приказа Минтранса России, которым будет утвержден Порядок контроля за режимами труда и отдыха водителей, осуществляющих международные автомобильные перевозки. Задача расширения сферы применения современных технических средств контроля за скоростными режимами движения транспортных средств, а также режимами труда и отдыха водителей (в том числе тахографов) содержится в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г.


Минтранс России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти принял участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, направленных на повышение безопасности дорожного движения. Данная подготовка проводились во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 28 августа 2009 г. № Пр-2288 и поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № ВП-П9-5177.
Для реализации поручения Президента Российской Федерации об оборудовании транспортных средств, осуществляющих внутрироссийские пассажирские и грузовые перевозки, техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, Минтранс России принял участие в разработке законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения», предусматривающего внесение изменений в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В   развитие указанного законопроекта Минтрансом России планируется разработка проекта постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего перечень транспортных средств, на которых должны устанавливаться контрольные устройства (тахографы). Сейчас разрабатывается проект постановления Правительства Российской Федерации «О требованиях к контрольному устройству, предназначенному для использования в процедурах государственного контроля (надзора) за соблюдением водителями транспортных средств установленных требований по режимам труда и отдыха водителей и скоростному режиму движения транспортных средств».


Минтрансом России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Данные Правила определяют задачи и основные требования по обеспечению безопасности перевозок и дорожного движения субъектами транспортной деятельности при организации и осуществлении перевозок пассажиров.


В соответствии с поручением, данным на заседании Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения от 17 июля 2009 г., Минтрансом России разработан проект федерального закона «Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на установление правовых основ единого рынка транспортных услуг и приведение системы управления пассажирским транспортом в соответствие с условиями рыночной экономики.
Предметом законопроекта являются отношения, связанные с организацией регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам, проходящим по территории нескольких субъектов Российской Федерации.
В настоящее время в России действует около 7 тыс. межрегиональных автобусных маршрутов, по которым на регулярной основе ежегодно перевозится более 200 млн пассажиров. Необходимо особо подчеркнуть, что во всех развитых странах мира организация регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам подпадает под особый порядок государственного регулирования, поскольку затрагивает интересы сразу нескольких территорий, по которым проходят такие маршруты, что учтено при разработке указанного законопроекта. Сейчас этот законопроект находится на завершающем этапе межведомственного согласования.


По поручению Президента России от 6 августа 2009 г. № Пр-2288 Минтранс России рассмотрел вопрос о целесообразности принятия проекта федерального закона «Об основах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в Российской Федерации», в том числе с учетом дополнительных расходных обязательств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, возникающих с принятием данного закона.


В ходе доработки в текст законопроекта ко второму чтению были внесены изменения, повлекшие значительные отступления от его первоначальной концепции. Поэтому Минтранс России прорабатывает вопрос о разработке законопроекта «Об основах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам», учитывающего соответствующие замечания и предложения.


В 2009 г. подготовлен проект концепции федерального закона «О метрополитенах и других видах скоростного внеуличного транспорта». Его цель - создание правовых основ функционирования, развития и строительства метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта для выполнения государственных гарантий по обеспечению нормативов транспортной подвижности населения крупных городов.
Минтранс России также разрабатывает проект федерального закона «Об автомобильном транспорте и автотранспортной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на решение ряда актуальных проблем, имеющихся в настоящее время в автотранспортной отрасли, которые могут негативно сказаться на безопасности и эффективном функционировании автомобильного транспорта. К числу таких проблем относятся, в частности, неотрегулированность или недостаточная отрегулированность вопросов государственного контроля и надзора за осуществлением автомобильных перевозок, вопросы саморегулирования в автотранспортной отрасли, вопросы требований к водителям автотранспортных средств, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере перевозок пассажиров и багажа, грузов, а также полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации.


В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 г. разработка и принятие технических регламентов отнесены к одному из приоритетных направлений совершенствования нормативно-правового регулирования на автомобильном транспорте. В 2010 г. будет продолжена работа по подготовке и сопровождению проектов технических регламентов. Так, на межведомственном согласовании находится проект технического регламента «О безопасности автотранспортных средств, предназначенных для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов».
Продолжается работа над проектами постановлений Правительства Российской Федерации об утверждении нормативных правовых актов, издаваемых в развитие принятых федеральных законов. Так, в настоящее время идет доработка проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, разработанного в соответствии со статьей 3 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и имеющего своей целью регулирование порядка организации перевозок различных видов грузов, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств, контейнеров, а также условий перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок.


В январе 2010 г. в Правительство Российской Федерации внесен проект постановления «Об утверждении Порядка установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств». Данный проект подготовлен в развитие Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и устанавливает процедуру расчета размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств. Соответствующий расчет производится в целях определения страховой выплаты при причинении вреда транспортному средству потерпевшего, осуществляемой по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.


Также в целях реализации положений Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» продолжается работа по подготовке приказов Минтранса России «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов» и «Об утверждении порядка установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов».


В соответствии с положениями Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г., устанавливающими важность совершенствования перевозочных технологий на основе оснащения автотранспортных средств навигационными устройствами при использовании спутниковых систем (ГЛОНАСС/GPS), подготовлен приказ Минтранса России «Об утверждении Перечня видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS».


В области международного сотрудничества по вопросам автотранспортной деятельности необходимо сообщить о следующих планируемых мероприятиях. Так, в 2010 г. планируется завершение работы по подготовке к подписанию новых межправительственных соглашений о международном автомобильном сообщении с Грецией, Сербией, Швейцарией, Абхазией и Черногорией.
Продолжается работа по внесению изменений в межправительственные соглашения о международном автомобильном сообщении с Финляндией, Польшей и Латвией.
Кроме того, в соответствии с планами по переносу согласованных видов государственного контроля с российско-белорусской и российско-казахстанской границ на внешнюю границу Таможенного союза Минтрансом России совместно с компетентными органами Беларуси и Казахстана разрабатывается проект трехстороннего межправительственного соглашения об осуществлении транспортного контроля на внешней границе Таможенного союза.

 

Продолжается разработка ряда административных регламентов Ространснадзора:

- Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции осуществления контроля и надзора за соблюдением юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) законодательства в сфере автомобильного транспорта;


- Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по допуску российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок;


- Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации о порядке осуществления международных автомобильных перевозок (транспортный контроль).

 


Всего же в 2009 г. Департамент государственной политики в области автомобильного и городского автомобильного пассажирского транспорта подготовил 35 проектов нормативных правовых актов, в том числе 5 проектов федеральных законов, 12 проектов постановлений Правительства Российской Федерации, 17 проектов приказов Минтранса России. Кроме того, Департамент подготовил замечания и предложения по поступившим на согласование от федеральных органов исполнительной власти в Минтранс России 178 проектам нормативных правовых актов, в том числе по 77 проектам федеральных законов, 91 проекту постановлений Правительства Российской Федерации, 10 проектам приказов федеральных органов исполнительной власти.