Компоненты "DAF: опция – не роскошь"




 

 

 

Большинство грузовых автомобилей, приобретаемых на вторичном рынке, имеют определенную комплектацию. Изменить ее бывает проблематично, дорого, а подчас и невозможно. Иное дело – новая техника, такая как DAF CF85 или флагман модельного ряда – обладатель титула «Грузовик года» DAF XF105. Тут заказчику как говорится, и карты в руки. О том, какие опции полезны российскому перевозчику, а без каких можно обойтись, поговорим на примере импортируемых грузовиков DAF серий CF и XF, поставляемых на рынок с 2009 года.

 

 

 

Александр КАЛУГИН
Фото DAF

 

 

 

Новые – значит лучшие


Модели DAF CF85 и XF105 образца 2009 г. вобрали в себя все лучшее от своих предшественников и получили оптимизированную трансмиссию. Конечно, все это слова, но они подтверждены практикой эксплуатации. Благодаря измененным передаточным числам заднего моста и новым двигателям рачительные водители грузовиков смогли добиться определенной экономии топлива. Но главное достоинство голландских машин – доступность опций для дополнительного комфорта и повышения уровня активной безопасности.
Наглядным примером оснащения тяжелого грузовика современными устройствами является модель DAF XF105 Safety Demo. В презентационных целях ее нафаршировали опциями по максимуму, хотя встретить такую машину в жизни практически невозможно. Тем не менее доукомплектованный до высочайшего уровня флагман можно было видеть в Москве в конце 2009 г., а в мае 2010-го он будет экспонироваться на традиционной выставке транспортных средств во время очередного годового собрания членов Ассоциации международных автоперевозчиков. Место проведения встречи дальнобойщиков прежнее – Академия государственной службы при президенте Российской Федерации.
Кабины грузовиков DAF надежно защищены с точки зрения пассивной безопасности и дополнительного усиления не требуют. Так называемые кенгурины устанавливают из эстетических соображений, да и к тому же ездить с ними в Европу нельзя. Конструктивные элементы из объемного металлического профиля обеспечивают высокую степень жесткости кабин на изгиб и кручение. В дополнение к основной задаче они увеличивают конструктивную прочность боковых стенок и эффективно защищают водителя и пассажира при боковых столкновениях, кософронтальных ударах, повреждениях тыльной стенки и опрокидывании.


Но для предотвращения критической ситуации в арсенале европейских машин находится обширная гамма систем активной безопасности. Часть из них уже включена в базовое оснащение, а часть устанавливается как опции.
Многие из них, вроде ABS, хорошо знакомы российским перевозчикам, и подробно останавливаться на них нет смысла. Известно, что антиблокировочная система не сокращает тормозной путь, а позволяет совершать управляемый объезд внезапно возникшего препятствия без потери управляемости транспортным средством. Сама ABS давно стала штатной на современных грузовиках, а вот о некоторых дополнительных системах для грузовиков DAF хочется рассказать отдельно.

 

 

 

Европа нам не указ?


По словам члена совета директоров DAF Trucks Рона Борсбума, ответственного за развитие и усовершенствование техники, в последние годы компания представила на рынке впечатляющее количество новых технологий в области комфорта и безопасности коммерческого транспорта. Увы, как показывает практика, многие перевозчики неохотно соглашаются вкладывать деньги в установку таких систем, если того не требует европейское законодательство. Между тем в некоторых странах ЕС работают страховые компании, предоставляющие скидки на страхование техники, оснащенной новейшими устройствами безопасности. По мнению Р. Борсбума, эта практика достойна дальнейшего развития, за такими решениями будущее.


Несколько лет назад в Евросоюзе были разработаны программы наподобие Safety on Tour, т. е. специальный курс для клиентов, в котором все упражнения на управляемость транспортных средств максимально приближены к реальным ситуациям на дороге. В него включили три курса: «Физика движения», «Безопасность груза для профессионалов» и «Системы безопасности». На данный момент в Германии, Франции, Швеции и Нидерландах действуют несколько разных курсов безопасного вождения, в которых ежегодно принимают участие десятки тысяч дальнобойщиков. В России и других странах СНГ подобная практика только приживается, да и то с подачи иностранных компаний. По крайней мере лично я даже краем уха не слышал о курсах безопасного вождения или контраварийной подготовки для водителей КАМАЗов, «Уралов» и ЗИЛов, а вот для водителей иномарок – пожалуйста.


Тем не менее в последние годы российские транспортники научились вести дела цивилизованно и не гнаться за сиюминутной выгодой, а вести бизнес с прицелом на завтра. Оттого и оснащение грузовых машин для «дальнего боя» и региональных перевозок стало богаче. Даже кризис не отучил перевозчиков вдумчиво подходить к комплектации своего подвижного состава и дал понять: не время сейчас гоняться за дешевизной. Пусть ты сэкономишь на первичном приобретении европейского грузовика несколько тысяч евро, но потом неизбежно проиграешь при его продаже. Клиенты скорее возьмут хорошо «упакованный» тягач из Европы, чем бедно оснащенный из России. И чем выше уровень комплектации, тем больше шансов в дальнейшем быстрее продать технику или дороже зачесть ее по системе trade-in. Это устоявшееся правило, и никто его пока не отменял. Оно действует и в Европе, и у нас.
Анализируя стоимость опций, следует учесть, что чем больше их заказывает перевозчик, тем дешевле они обходятся. Цена электронных устройств и дополнительного оборудования не просто суммируется, а еще и уменьшается по мере увеличения стоимости заказа. Конечно, ни о каких подарках со стороны производителя или официального дилера речь не идет, просто так принято. И, говоря о денежном эквиваленте конкретной детали, узла или устройства, следует иметь в виду: в данной статье приведены справочные цифры для понимания порядка цен, а не выверенный до копейки прайс-лист. К тому же ценам свойственно меняться (особенно в рублевом эквиваленте) с учетом плавающего курса европейской валюты.

 

 

 

Диски на 22.5 дюйма из полированного алюминия стоят от 2 до 2,5 тыс. евро за комплект

 

 

 

Искусственный интеллект


Автомобили DAF полюбились многим перевозчикам за умеренное количество электроники, которую время от времени начинает «глючить». Но прогресс неумолим, и представить современный тягач без искусственного интеллекта просто невозможно. Например, на всех колесах DAF XF105 в стандарте присутствуют дисковые тормоза, управляемые системой электронного распределения тормозных усилий. С ее помощью водитель может осуществлять торможение с большей точностью и эффективностью, что обусловлено необходимым дозированием тормозных усилий в зависимости от износа тормозных накладок. Главное для дальнобойщика – содержать систему исправной, а для этого не рекомендуется ездить по глубоким лужам и грязи, а также игнорировать профилактику в виде поддержания чистоты и своевременной диагностики. В результате накладки служат дольше, а эксплуатационные затраты становятся меньше.


Как опцию на тягачах DAF с колесной формулой 4х2 предлагают задние барабанные тормоза. Их поставляют в комплекте с ведущим мостом со встроенными бортовыми редукторами. Они немного уменьшают дорожный просвет, и обычно их используют на строительной технике: самосвалах, бетономиксерах, шасси под установку спецнадстроек. Цена удовольствия – примерно 2000 евро. Кстати, при покупке грузовика DAF на заводе можно заказать передний и задний мост с увеличенным просветом без доплаты! За счет того, что передняя балка прямая, а не гнутая, водитель получает выигрыш примерно в 80 мм спереди, а в районе задних колес – 100 мм. Для магистральных тягачей такое решение не характерно, а, например, для панелевозов – вполне.


Очень ценный помощник в плане активной безопасности – EBS (Electronic Braking System), тормозная система с электронным управлением. Она обладает функцией ассистента торможения Brake Assist, или экстренного усиления замедления в критической ситуации. Система является стандартной для тягачей, работающих с полуприцепами, а для остальных видов грузовой техники представляет собой опцию. При экстренном торможении EBS обеспечивает дополнительное давление в гидравлической системе тормозов без вмешательства сидящего за рулем человека. Благодаря ей время срабатывания и нарастания тормозного усилия резко уменьшилось, что привело к сокращению тормозного пути. А это и есть фактор безопасности, ведь иногда для предотвращения беды на дороге как раз не хватает нескольких секунд или долей секунды и нескольких метров, а подчас и нескольких сантиметров.


Система EBS с функцией Brake Assist особенно эффективна при торможении «в пол», в чем не раз убеждались профессиональные дальнобойщики. Степень замедления у грузовика такая, что ремень безопасности буквально вдавливается в грудную клетку. Не у каждого идущего следом автомобиля такой же уровень эффективности тормозной системы, поэтому без надобности прибегать к экстренному торможению не рекомендуется. А объясняется молниеносность срабатывания EBS очень просто: как только электроника распознает необходимость экстренного торможения, усилие за доли секунды наращивается до максимума за счет повышения давления в тормозной магистрали. При этом не имеет значения, утопил ли водитель педаль до отказа (как говорят водители, встал на нее) или не успел полностью выжать – эффект замедления будет максимальным. В ряде случаев EBS реально позволяет предотвращать аварию, а при ее неизбежности уменьшает негативные последствия.
На грузовики DAF XXI в. устанавливается и VSC (Vechicle Stability Control), электронная система динамической стабилизации движения. Доплата за нее составляет около 2500 евро. И хотя сидящий за рулем не видит VSC, ощутить незримое присутствие верного надежного защитника и помощника он в состоянии. Целенаправленно воздействуя на двигатель и тормозную систему, электроника улучшает стабильность движения не только грузовика, но и целого автопоезда. При прохождении поворотов и перестроении в другой ряд на высокой скорости она обеспечивает курсовую устойчивость сцепки, предотвращая опасные крены и заносы. Конечно, ее возможности не беспредельны (сдуру, как известно, можно и хрящ сломать), зато в сложной дорожной ситуации система позволяет водителю оставаться хозяином положения и не утрачивать контроль над автомобилем.


Несколько лет назад мне довелось побывать на автополигоне DAF Trucks близ Эйндховена во время тест-драйва всей модельной гаммы голландского производителя, и тогда действие VSC произвело на меня впечатление. Шел дождь, и отдельные участки испытательного трека стали опасными при прохождении на высокой скорости. Тем не менее под присмотром инструктора я рискнул несколько раз слишком быстро войти в поворот. Оценив ситуацию как опасную, электроника убавила подачу топлива и притормозила колеса так, чтобы автопоезд остался на траектории. При этом мне вспомнился опыт езды на шаланде в зимних условиях на другом полигоне в Швеции. Тогда ездить довелось по голому льду, и у сцепки без VSC удержаться в отмеченном коридоре, имитирующем проезжую часть, шансов не было. Грузовик же с такой системой хотя и не двигался, как трамвай по рельсам, с критической ситуацией справился без вмешательства водителя. Учитывая характер дорог и погодные условия России, можно твердо уверять: VSC нужна нашим дальнобойщикам даже больше, чем их коллегам-европейцам.


На голландских грузовиках пока нет такого устройства, как постоянный ограничитель скорости при длительном торможении, который чаще устанавливают на туристические автобусы. Но есть другие устройства, позволяющие сохранять контроль над техникой в сложных дорожных условиях, и придуманы они не для того, чтобы выжать из заказчиков деньги, а в угоду Ее Величества Безопасности. И поскольку у нас нередко встречаются водители без царя в голове, полезные устройства можно и обязательно нужно заказывать.
Возьмем для примера противобуксовочную систему ASR (Anti Sleep Control) ценой около 800 евро. Она управляет тягой двигателя и не дает ему развивать без надобности высокие обороты. Нужно это для того, чтобы уверенно трогаться на подъем на скользкой дороге, не гробить сцепление и не стирать покрышки. Опять же в случае застревания автомобиля можно выбраться из грязевого или снежного плена без самозакапывания, применив метод раскачки.
В активе производителя – и автоматический ручной тормоз HAH (Handbrake with Automatic Hold). На коробке передач ZF AS-Tronic есть функция HSA (Hill Start Aid), активируемая при нажатии на соответствующую клавишу на приборной панели. Она удерживает автомобиль на склоне без скатывания назад в течение нескольких секунд (примерно 5), которых достаточно для того, чтобы безопасно возобновить движение. Вещь это чрезвычайно полезная, ведь известно, что некоторые автомобилисты любят вставать «в затылок» на расстоянии нескольких сантиметров. А что, если автопоезд откатится?! Чтобы этого не случилось, и был придуман НSА. Если же водителю немедленно нужно чуть-чуть подать назад автопоезд, достаточно выключить клавишу – и колеса разблокируются.

 

 

 

КПП, МХ, интардер


Раньше в базовом оснащении грузовиков DAF была 16-ступенчатая механическая коробка передач, а теперь как опция – 12-ступенчатая AS-Tronic. Альтернативой ей служит 16-скоростная трансмиссия, устанавливаемая за доплату. Цена «двенадцатиступки» составляет около 3800 евро, «шестнадцатиступки» – 4500 евро. Для тех, кто не имел дела с этой коробкой, уточню: AS-Tronic представляет собой обычную механическую КПП, у которой отсутствует механическая связь между рычагом переключения и непосредственно агрегатом. Есть рабочий цилиндр сцепления, т. е. ПГУ (пневмогидроусилитель), и передачи переключаются без вмешательства водителя. Происходит это на основе данных от датчиков скорости вращения колес и т. д. Тем самым КПП позволяет существенно продлить жизнь сцеплению, а не секрет, что неопытный или безалаберный водитель способен угробить узел за короткий срок. Российские перевозчики часто любят трогаться с повышенной передачи, скажем с пятой, а это здорово вредит трансмиссии. Между тем AS-Tronic не позволяет совершать таких вольностей. Стоимость же сцепления вместе с работой по замене составляет около 70 % от цены AS-Tronic. Вот и считайте.


Раньше для управления коробкой на DAF был джойстик, теперь – селектор наподобие рукоятки газовой плиты. В положении D (Drive) он обеспечивает переключение передач без вмешательства водителя, а если понадобится принудительное изменение режима движения, можно воспользоваться правым подрулевым переключателем. 16 ступеней незаменимы при оптимальном подборе передаточных чисел и позволяют свести к минимуму рывки и клевки, обеспечив автопоезду высокую плавность хода. Нужна 16-ступенчатая КПП для тяжелых условий работы, например для перевозки жидких грузов в автоцистернах.
Полезная опция на грузовиках DAF – моторный тормоз MX, встроенный в группу управления клапанами. По сути, это гидравлический привод в системе газораспределения, работающий в паре с заслонкой на выхлопе. Весит он всего около 4 кг и выполняет чрезвычайно важную работу. МХ перекрывает клапаны, благодаря чему двигатель играет роль компрессионного тормоза, т. е. бережет тормозные механизмы от износа. Моторный тормоз может быть задействован постоянно, и управлять им просто – с помощью кнопки слева на руле. Пока нажата педаль газа – он отключен, убрал водитель ногу с акселератора – МХ начал работать. Создаваемый тормозной момент зависит от выбранной передачи: чем она ниже, тем момент выше. Специалисты рекомендуют включать моторный тормоз при магистральном движении. Они же уверяют: он эффективен на всех двигателях DAF в режиме не ниже 2000 об/мин. Мощность МХ составляет 285 л. с. при 1500 об/мин и 435 л. с. при 2100 об/мин. Цена моторного тормоза – около 1500 евро, которые легко отбить за счет реальной экономии ресурса тормозных колодок.


Очень дорогая (около 4000 евро), но чрезвычайно полезная опция – интардер. Весит он около 60 кг и работает на выходном валу КПП независимо от сцепления. Агрегат мощностью 680 л. с. необходим для того, чтобы повысить эффективность тормозной системы под интенсивной нагрузкой. При движении под крутой или затяжной уклон обычные тормоза перегреваются и горят. Чтобы предотвратить отказ и уменьшить износ рабочих механизмов, ставят трансмиссионный тормоз или интардер ZF с охладителем из нержавеющей стали. По сравнению с предшественником он компактнее, у него больше мощность, меньше время отклика, дольше срок службы. Он хорош тем, что замедление фактически осуществляет КПП, а диски остаются незадействованными. Но есть и недостаток: при непрерывном использовании через некоторое время интардер нагревается и под воздействием слишком высокой нагрузки автоматически отключается. Управление им выведено на правый подрулевой переключатель.

 

 

 

Эволюция адаптивности


Абсолютно новым устройством для дополнительного оснащения DAF CF и XF105 является так называемый адаптивный круиз-контроль ACC (Adaptive Cruise Control) с функцией предупреждения об опасности лобового столкновения FCW (Forward Collision Warning). Цена удовольствия – около 4000 евро, а доступно оно при наличии МХ-тормоза, интардера на КПП или обоих устройств сразу.
В учебных классах различных курсов тренинга по безопасному вождению показывают фотографии и компьютерные схемы, объясняющие механизм попутного или встречного столкновения и его последствия на реальных примерах. Невнимательность сидящего за рулем, переутомление, слабость, сон или потеря сознания в силу плохого самочувствия нередко приводят к катастрофическим последствиям. Между тем достаточно иметь на борту транспортного средства АСС, чтобы предотвратить беду или в случае ДТП минимизировать травматизм людей, повреждения техники, порчу или утерю груза.
Адаптивный круиз-контроль активируется нажатием на клавишу на приборной панели. Сначала включают обычный круиз-контроль (базовое оснащение), потом клавишей задают расстояние до впередиидущего транспорта. АСС начинает работать при небольшой скорости движения собственного транспортного средства (около 40 км/ч) и расстоянии до впередиидущего автомобиля не более 150 м. Принцип действия у него тот же, что у аналогичной системы Distronic или ART на легковых автомобилях и некоторых европейских автобусах. С помощью радара, встроенного в облицовку радиатора, система автоматически распознает другой движущийся в попутном направлении объект. Как только расстояние до него становится небезопасным, электроника срабатывает в течение 50 миллисекунд и притормаживает грузовик, используя менее четверти от максимально возможного тормозного замедления. Иными словами, удара по тормозам не происходит: система снижает скорость машины, включая рабочий тормоз. Тем не менее этого достаточно для того, чтобы зазевавшийся водитель успел взять ситуацию под контроль и при необходимости дожать педаль до полной остановки автопоезда. Чтобы грузовик в сцепке с фурой, движущийся со скоростью 100 км/ч, замедлился до едущего впереди автомобиля со скоростью 50 км/ч, потребуется минимальная дистанция между ними в 60 м, а на замедление уйдет около 30 м пути. Вот и представьте себе эффективность системы. Разработчики утверждают, что АСС незаменим на дорогах, где трафик или внезапное замедление транспортного потока из-за аварии или ремонтных работ – явление не такое уж редкое.


С помощью радиолокационной системы АСС контролирует участок дороги перед автомобилем и благодаря командам бортового компьютера позволяет машине выдерживать требуемую скорость движения и заданную дистанцию. Электроника определяет, когда расстояние между машиной и идущим впереди транспортом сокращается меньше установленной, и автоматически корректирует скорость движения грузовика. Водителю остается лишь держать руки на руле и следить за ситуацией, без надобности не вмешиваясь в процесс. «Умная» АСС вызывает дозированное торможение автомобиля, управляя нужным замедлением. При этом основные тормоза вступают в действие в последнюю очередь. Изначально уменьшается подача топлива, затем происходит торможение двигателем, задействуется трансмиссионный тормоз и только потом – рабочие тормоза.


Бывает так, что этого недостаточно: мало ли у нас лихачей, норовящих подрезать грузовик на трассе после обгона. В этом случае активируется функция FCW. На основании текущих данных о скорости и безопасной дистанции электроника непрерывно ведет расчет, достаточно ли свободного участка дороги во избежание аварийной ситуации и предотвращения столкновения с впереди идущим транспортом. При нарушении критической нормы система предупреждает водителя посредством зрительного и звукового сигналов о необходимости его вмешательства, т. е. дополнительного торможения. На щитке приборов загорается восклицательный знак, обрамленный красным треугольником, а пространство кабины наполняет неприятный зуммер, который и мертвого разбудит. Тут, что называется, не лови зевалом мух и применяй традиционное торможение переходом на низшую передачу, а если ситуация требует – и давлением на педаль тормоза.


Если водитель не вмешивался в работу адаптивной системы, то по мере увеличения дистанции до впередиидущего транспорта АСС позволяет грузовику снова ускоряться до ранее заданной скорости. Важно лишь не терять бдительность и помнить: система задействована, когда на передней панели горит желтый огонек сигнальной лампы с контуром грузовика, перед которым расходятся линии зоны действия радарной системы. И как бы ни была совершенна техника, она лишь помогает водителю, а не замещает его.

 

 

 

Что есть, что нет…


При всей продвинутости современных устройств безопасности есть и такие, что для российских условий пока не годятся, по крайней мере для внутренних перевозок. Лично мне представляется преждевременным использование в России системы предупреждения о пересечении линий дорожной разметки или системы информирования о покидании заданной полосы движения – кому как больше нравится. У каждого производителя она обозначается по-своему, а у DAF маркируется аббревиатурой LDWS (Lane Departure Warning System) и стоит около 1800 евро.


Это всевидящее око устанавливается на передней панели и зорко следит за движением между белыми полосами на асфальте. Именно белыми, поскольку желтые, красные и оранжевые линии временной разметки (характерные для изменения потоков на ремонтируемых участках) он «не читает». А поскольку разметка российских дорог далека от совершенства, ожидать максимальной отдачи от системы пока не приходится. К тому же в Европе я сам не раз наблюдал, как дальнобойщики отключают эту систему, чтобы не докучала им при движении на узких загородных дорогах, где то и дело приходится без включения поворотника пересекать осевую или линию границы обочины.


Активируется LDWS на скорости свыше 70 км/ч и принцип ее работы предельно прост: если водитель пересекает дорожную разметку, не включив соответствующий направлению указатель поворота, раздается неприятный звуковой сигнал. Сделано это для того, чтобы предотвратить засыпание водителя за рулем и как следствие – избежать аварии. Но, как уже говорилось, в России не на каждое дорожное полотно нанесена четкая разметка. В общем, при всей полезности за рубежом в нашей стране эта чудо-техника реального спроса пока не найдет. Препятствием тому – и высокая цена устройства: около 5000 евро. Для российских транспортных операторов, экономящих на мелочах, сумма очень внушительная, чтобы тратить ее на опцию, реальной отдачи от которой может и не быть.

 

 

 

Кашу маслом…


Как театр начинается с вешалки, так и магистральный грузовик – с внешнего вида. В целях экономии большинство российских перевозчиков заказывают с завода в Эйндховене кабины белого цвета, тогда как их европейские коллеги – ярко-желтые и красные, наиболее приметные на дороге. Транспортные операторы выбирают и эксклюзивные краски, стремясь обозначить тем самым корпоративную принадлежность транспортного средства к той или иной компании. Но есть и бизнесмены, считающие, что с лица воду не пить. А раз так, то можно не раскошеливаться на подбор колера и сосредоточиться на повышении уровня безопасности за счет установки опционного оборудования.


Для грузовиков DAF XF105 в фирменной гамме завода-изготовителя предусмотрено свыше 390 простых красок и 45 с эффектом «металлик». За любой обычный цвет, кроме белого, доплата составляет 700 евро, за «металлик» вдвое дороже – 1500 евро. Эксклюзивный цвет, отсутствующий в предложенном перечне, равно как и комбинированный вариант (скажем, белый верх и синий низ), оплачивается по особому тарифу, согласованному в индивидуальном порядке. Указанные цены касаются исключительно окраски кабины. Но если к этому добавляется окраска спойлера, обтекателей зеркал, аэродинамического обвеса шасси, то цена может быть в полтора раза выше. Например, за полную окраску кабины и шасси с обвесом даже простой краской придется выложить уже не 700, а свыше 1000 евро.
Фирменным знаком DAF XF105 стали секционные фонари Skylights – встроенные в верхние углы кабины блок-фары в корпусе серебряного цвета. Под общим прозрачным рассеивателем у каждой из них – габаритный фонарь и прожектор. Обычно их включают одновременно с противотуманными фарами при потушенных основных (законодательство ЕС запрещает одновременное использование более четырех фронтальных фар). Стоят Skylights около 700 евро и являются опцией только для спальной кабины Super Space Cab.

 

 

 

Под би-рефлектором рядом с галогенными лампами появились линзы ксенона ближнего света

 

 

 

Хорошим дополнением к обеспечению благоприятной видимости на дороге служат ксеноновые лампы ближнего света с би-рефлектором и омывателем фар высокого давления. Не верьте тому, кто скажет, что у новейшего поколения голландских грузовиков стоит би-ксенон: по законодательству ЕС ксенон для дальнего света запрещен. Под би-рефлектором одна фара осталась галогенной, а вторая стала ксеноновой. При заказе с завода ксенон обходится в 1100 - 1200 евро, и он того стоит. И уж, конечно, незаменимы в России встроенные в бампер противотуманки – так называемые кошачьи глазки, без которых не было заказано ни одного автомобиля за всю историю поставок DAF. А если и этого кому-то покажется мало, милости просим: ставьте на крышу матовую алюминиевую дугу стоимостью 700 евро и монтируйте на нее четыре мощных прожектора Hella Blue по цене от 40 евро за штуку – на свой страх и риск. С одной стороны, с таким арсеналом можно и непроглядную ночь превратить в день, а с другой – пользоваться на всю катушку опасно: можно и на штраф нарваться, и нагрузка на генератор – будь здоров…

 

 

 

Алюминиевый «бумеранг» под гирлянду дополнительных фар на крыше стоит 700 евро, «светильники» Hella Blue – от 40 евро за штуку

 

 

 

У мультяшных автомобильчиков фильма «Тачки» был обычный клаксон, с помощью которого озорники пугали спящий в поле трактор. А для побудки невнимательных участников дорожного движения, приведения в чувство зевак и прочих экстренных случаев существуют комплекты из двух горнов на крыше (по одному слева и справа) или четырех сдвоенных (по два справа и слева) с приводом от корда в кабине. Размер этих аксессуаров для DAF – один из трех на выбор: 26, 29 и 37 дюймов. Дунет водитель в такие чудо-трубы, и даже у переутомленного человека сон как рукой снимет. Глядишь – и аварии удастся избежать. Розничная цена комплекта из четырех 29-дюймовых горнов – 600 евро; стоимость моделей «дудок» с другими размерами отличается незначительно.

 

 

 


Пневмосигнал в виде горна и блок верхних угловых фар – тоже опция

 

 

 

Полезная опция – спойлеры по бокам шасси. Их имеет смысл брать только при заказе машины на заводе, и обойдется это чуть меньше, чем в 2000 евро. Дело не столько в эстетике, сколько в реальной экономии топлива. Даже такая мелочь, как окрашенные в цвет кабины обтекатели зеркал, и та имеет практическое преимущество: с них легче удалять следы насекомых.
На заказ флагманские тягачи DAF с колесной формулой 4х2 комплектуют 100-литровым баком AdBlue. По сравнению с базовой емкостью для реагента он дороже на 200 евро. И если заводской резервуар AdBlue может устанавливаться в сочетании с двойными топливными баками суммарной вместимостью 1320 л, то этот – с баком для ДТ максимальным объемом 750 л. Возимый резерв дизтоплива и мочевины позволяет без дозаправки в странах или регионах с дорогим горючим и реагентом покрывать большие расстояния. Становится возможным совершать рейсы на опломбированном баке без дозаправки и без риска продажи солярки налево.


Стандартный 850-литровый бак можно заказать с подогревом топливозаборника Hot Fox (+1500 евро), а в дополнение к основному установить вспомогательную алюминиевую емкость, например на 430 л (+850 евро). Есть и другое сочетание: 995-литровый бак вместо 850-литрового плюс 500-литровый дополнительный. Цена удовольствия – 1580 евро. Правда, как и в предыдущем случае, автомобиль поставляется без запасного колеса. Запаску размещают в кронштейне полуприцепа. Обычно у опытных дальнобойщиков на фуре две корзины: одна для запаски тягача, другая – для запаски полуприцепа.
Для суровых условий эксплуатации (а Россия попадает под это определение на 100 %) рекомендуется использовать генератор повышенной мощности на 110 А и автономный отопитель мокрого типа вроде Eberspächer Hydronic 10 с тепловой мощностью от 1,5 до 9,5 кВт. Доплата за генератор копеечная, а за отопитель – в пределах 550 евро. При этом следует иметь в виду, что на DAF XF со спальной кабиной сухой фен D4S идет в базовой комплектации, а мокрый отопитель – это опция. Иногда перевозчик хочет иметь оба отопителя, сухой и мокрый, и резон в этом есть. Тогда заказчику техники нужно быть готовым раскошелиться не менее чем на 2000 европейских у. е.


Новое поколение голландских большегрузов получило опцию в виде ALM – индикатора нагрузки на ось стоимостью около 600 евро. В случае превышения допустимой нагрузки он посылает предупреждающий сигнал на щиток приборов, где загорается соответствующая пиктограмма. Для ведущих мостов были созданы механизмы с новыми передаточными числами, из которых 2.69 – база, остальные – опция. Они дают возможность работать двигателям МХ с наиболее эффективной частотой оборотов и улучшают ходовые характеристики. Для обеспечения оптимальных настроек шасси с одиночной задней осью специалисты рекомендуют применять шины серии 80 для передаточного числа 2.80, шины 70-й серии для 2.69, шины 60-й серии для 2.53. А в принципе чем мощнее мотор, тем меньше должно быть передаточное отношение. Выполнение этой рекомендации позволит поддерживать частоту оборотов двигателя в диапазоне 1150 - 1300 об/мин при скорости движения 80 - 85 км/ч. Самое приятное заключается в том, что данная опция при заказе новой машины с завода бесплатная: с каким бы передаточным числом ведущий мост вы ни заказали, дополнительных денег за это не возьмут.


Очень «вкусная» опция DAF XF105 – встроенная система обмена данными DAF Telematics. Она позволяет передавать и получать сообщения и поддерживать связь между грузовым автомобилем и офисом. В случае необходимости водитель получит совет или указание из автопарка, как ему поступить в той или иной ситуации. Но говорить о стоимости этой опции для российских автоперевозчиков пока не приходится: в ближайшее время она доступна только для транспортников Евросоюза. А на территории России покрытие пока обеспечено только до Урала, да и система работает исключительно в тестовом режиме. В общем, желающим установить DAF Telematics придется подождать. В качестве альтернативы можно рассматривать различные варианты GPS-навигации стоимостью от 400 евро плюс ежемесячная небольшая арендная плата. На заказ можно добавить датчики – чтобы владелец техники знал, сливал ли водитель солярку, как пользовался педалью газа и тормоза и т. д.
Есть у нового флагмана и так называемый ночной замок стоимостью 220 евро. Это довольно простой в обращении механический врезной блокиратор двери, по сути – две стальные щеколды с подпружиненным фиксатором и молоточком для разбивания стекла в экстренных случаях. Его назначение – защита кабины водителя от взлома и несанкционированного проникновения. В качестве дополнительной меры предосторожности возможна установка видеокамер снаружи по левому и правому борту грузовика с выводом изображения на дисплей приборной панели. Можно заказать переднюю камеру вместо бордюрного зеркала и в дальнейшем наращивать оснащение за счет монтажа видеокамеры «мертвой зоны» на полуприцепе и т. д. Цена видеообеспечения – около 2000 евро. Вещь, действительно, изначально затратная, но цена оправдана. Опыта использования полного комплекта по российским дорогам пока никто не обобщал, но известно, что на полуприцепе глазки видеокамер нужно регулярно очищать от грязи, они быстро «забрасываются». А вот передние и боковые камеры подолгу передают картинку без дополнительного ухода за ними.
Актуальные опции – седельно-сцепные устройства для тягачей. В базовом оснащении их высота составляет 1130 или 1150 мм при резине размером 315/70 R22.5 или 315/80 R22.5. Стандартными для DAF являются седла фирмы Jost, опционными – GF (Georg Fischer) и Fontaine. В принципе большой разницы в их стоимости нет: прайс-лист на изделия GF сопоставим с уровнем цен на изделия Jost, а продукция Fontaine примерно на 120 евро дешевле. Потребность в разных марках седел вызвана тем, что у автоперевозчиков есть свои деловые контакты с поставщиками комплектующих, которые порой предоставляют специальные условия и скидки.

 

 

 

При выборе ССУ возможны варианты. На снимке – седло фирмы GF

 

 

 

Дом вдали от дома


Перевозчики обоснованно считают, что кабина магистрального тягача не просто рабочее место, а гораздо больше. По сути – это родной уголок вдали от дома. Особенно справедливо данное утверждение в отношении кабины Super Space Cab для XF105 – самой просторной в своем классе. Базовое оснащение довольно внушительное, но только опции способны поднять комфорт на максимально высокий уровень.
Это касается обтянутого натуральной кожей рулевого колеса, отделки активных зон торпедо под алюминий, напольных ковриков водителя, пассажира и моторного туннеля. Для удобства посадки водителя и пассажира можно заказать кресла Super Air driver seat на пневмоподвеске с регулируемым демпфированием, пневматическим подпором поясницы и боковых зон спины – самых уязвимых точек на теле дальнобойщика. Сиденья нового поколения лучше прежних с точки зрения эргономики. Они снабжены подогревом и подлокотником на внутренней стороне, у них встроенный подголовник и трехточечный ремень безопасности с катушкой преднатяжения. Отделка кресел комбинированная – велюр и кожа. Одно кресло стоит 780 евро.


Очень дорогая опция – микроволновая печь: за нее придется отдать до 1000 евро. Монтируется она в центральной нише под потолком, над ветровым стеклом. На такую сумму хозяин автопарка вряд ли раскошелится, поскольку за эти деньги можно взять обычную микроволновку с адаптером под бортовое напряжение, да еще прилично останется. До 200 евро стоит фирменная кофеварка, которую предлагается монтировать хоть на переднюю панель, хоть на выступающую «бороду», в общем куда угодно. И на ней не экономят: что-что, а кофе дальнобойщику необходим.


Для создания приятного микроклимата можно заказать климат-контроль. Подольше сохранить припасенные продукты позволит установленный за дополнительную плату холодильник объемом 42 л. В списке опций – ограничитель скорости на рубеже 100 км/ч, который не позволит сорви-головам рисковать транспортным средством и грузом. В числе приятных мелочей – предохранительная сетка на верхнем спальном месте. По стоимости все это доступно, а что брать – каждый решает сам.

 

 

 

Под нижней спальной полкой может быть установлен выдвижной холодильник объемом 42 л

 

 


Наконец, есть такая полезная вещь, как комплект Hands Free с кнопочным управлением на рулевом колесе. Он обладает функциями вызова и отклонения приема, набора последнего номера нажатием одной кнопки и телефонной книги. Комплект имеет переходник под трубку и отображает данные с мобильного телефона на центральную часть информационного дисплея. Заводская стоимость Hands Free – от 400 евро плюс 100 евро за адаптер к конкретной модели аппарата. В принципе можно взять адаптер Bluetooth за те же деньги. А желающим сэкономить предлагается самый простой набор стоимостью от 100 до 150 евро. В этом случае кнопок на руле и дисплея не будет, поскольку в комплекте только динамик, микрофон и гарнитура.

 

 

 

Обилие кнопок на руле свидетельствует о наличии дополнительного оборудования

 

 

 

Обширный перечень оригинальных аксессуаров включает также колесные диски из полированного алюминия с защитными хромированными кольцами для передних колес. Комплект серебристых дисков размером 22.5 дюймов на DAF XF стоит порядка 2000 - 2500 евро. И если бы не кризис, можно было бы дразнить перевозчиков целым перечнем «вкусненьких» вещей с логотипом DAF или брендом других фирм, но предназначенных для грузовиков этой престижной марки. Однако эта тема для посткризисных времен.

 

 

 

На себе не экономят


Опытные перевозчики говорят, что при заказе нового тягача на дополнительном оборудовании лучше не экономить. Не всегда речь идет об алюминиевых вставках и прочих «красивостях». Прежде всего в центре внимания системы активной безопасности, элементы комфорта и обеспечения выгодной эксплуатации. Но как бы ни были хороши и совершенны электронные устройства, основной системой обеспечения безопасности и главным гарантом эффективности грузоперевозок остается человек. Если с ним все нормально – не будет проблем на дороге. А если нет у человека мозгов, то никакие суперсовременные блоки управления не уберегут от беды, ведь законы физики пока никто не отменял.
Что же касается опций к грузовикам DAF, то и в России они со временем будут так же востребованы, как в Европе: кто-кто, а транспортные операторы толк в технике знают – престижной, скоростной, комфортабельной, а главное экономичной и безопасной. Задача же дополнительного оборудования DAF Trucks – помочь сделать перевозчикам правильный выбор для решения конкретных транспортных задач и обеспечить максимальную прибыль на каждый пройденный километр.