Логистика "Инвестору открыта дверь в логистику"




Первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Николай Верховец

 

 

 

Александр ЛУЦЕВИЧ
Фото автора

 

 

Беларусь задействует лишь пятую часть имеющегося транзитного потенциала. По оценке экспертов, при условии реализации намеченных планов транспортно-логистического развития республика сможет переключить на себя логистическую обработку около 30 % грузов, следующих в/из России, сократив при этом ныне существующие сроки переработки грузов почти в два раза. Но это – в теории… О сегодняшнем дне и перспективах развития транспортной логистики в стране рассказывает первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Николай Верховец.

 

 

 

– Программой развития логистической системы в Беларуси до 2015 г. определено создание 18 транспортно-логистических центров, которые предположительно освоят экспортно-импортные грузы в суммарном объеме около 30 млн т в год. Но это в будущем, а каково реальное положение дел сегодня?

 


– В целом в Беларуси определены 50 участков для строительства логистических центров, в том числе 18 – для транспортно-логистических центров. На республику приходится две трети перемещаемых в направлении Западная Европа – Россия автомобильных транзитных грузов, и мы намерены максимально использовать имеющийся потенциал.
В соответствии с правительственной программой развития логистики создание многофункциональных терминалов предусматривается в первую очередь на главных перекрестках и маршрутах транспортных коридоров страны, где сосредоточены основные транзитные потоки. Из 18 транспортно-логистических центров 12 расположены на пути двух международных транспортных коридоров, проходящих по территории страны, – втором (от Бреста до границы с Россией) и девятом, который соединяет Финляндию, Литву, Россию, Беларусь, Украину с ответвлением к средиземноморским портам.
Для формирования транспортно-логистических центров особое внимание уделяется трем основным аспектам: поиску потенциальных инвесторов и привлечению инвестиций в строительство и эксплуатацию логистических центров в ходе проведения международных выставок, конгрессов, форумов, семинаров транспортно-логистической тематики и встреч с инвесторами; участию в разработке нормативных технических актов по транспортно-логистическому обслуживанию и техническому оснащению логистических центров; созданию транспортно-логистических центров на базе инфраструктуры действующих организаций.
Озвучить абсолютную цифру, судьба скольких из 50 участков решена, не берусь, потому что процесс в постоянном развитии: ведутся переговоры, проходит предварительное рассмотрение заявок и пр. Например, можно обозначить, что на территории Брестской области уже приняты решения по двум объектам, в Гомельской – по трем, в Минской – по двум участкам.
На прошлогоднем Белорусском инвестиционном форуме подписан договор с бельгийской компанией AOI NV (Antwerpse Ontwikkelings en Investeringsmaatschappij NV), который предусматривает в течение 2010 - 2021 гг. реализацию инвестиционного проекта создания в Беларуси логистического парка в Национальном аэропорту Минск на основе универсальной инфраструктуры, позволяющей обрабатывать грузы, доставляемые воздушным, железнодорожным и автомобильным транспортом. Разместится он на территории около 100 га.
У иранского инвестора проекта транспортно-логистического центра «Прилесье» под Минском в связи со сложившейся мировой экономической обстановкой наблюдалась некоторая финансовая заминка, но теперь ведутся проектирование, подготовительные строительные работы. Расположение этого комплекса обеспечит непосредственный доступ к Минской кольцевой автомобильной дороге, второму европейскому транспортному коридору Берлин – Варшава – Минск – Москва и Национальному аэропорту «Минск». Здесь будут расположены торгово-выставочные залы, станция технического обслуживания, заправка, здания для таможенных служб, парковка, отель и другие объекты. Срок реализации проекта – до 2014 г.
В феврале текущего года в Министерстве транспорта и коммуникаций состоялась встреча с представителями казахстанских компаний DAMU Logistikcs, STL и HighTechLogistic, которые проявили заинтересованность к проекту строительства терминала СООО «БелВингесЛогистик» в Минской области.
С учетом договоренностей, достигнутых в ходе переговоров на Белорусском инвестиционном форуме в 2008 г. в Лондоне, проводится работа с чешской компанией Doprava. В коммунальную собственность переданы железнодорожные пути на станции Брест-Северный, заинтересованность в которых имел инвестор для строительства логистического центра.
Латвийская компания Logistic Partneri LTD готова проинвестировать строительство международного мультимодального логистического центра «Орша» близ Оршанского авиаремонтного завода в Витебской области. Это одна из наиболее перспективных для развития транспортной логистики территорий, поскольку является своеобразным перекрестком путей различных видов транспорта. На Оршанском авиаремонтном заводе в хорошем состоянии сохранилась взлетно-посадочная полоса, вблизи расположена железнодорожная магистраль, а также пересечение второго и девятого автомобильных транспортных коридоров (Запад – Восток, Север – Юг). Международный мультимодальный логистический центр «Орша» возьмет на себя часть грузов международных транспортных потоков по направлениям Китай – Европа и Индия – Европа, которые в настоящее время идут в основном через Подмосковье и обрабатываются рядом с аэропортом Домодедово. Чтобы продемонстрировать свою конкурентоспособность, запланирована пробная посадка грузовых самолетов с последующей обработкой доставленных ими грузов.
Помимо формирования новых расширяем инфраструктуру имеющихся транспортно-логистических объектов. К примеру, на базе государственного предприятия «Белинтертранс» Белорусской железной дороги функционирует комплекс по приему, переработке, таможенному оформлению грузов, которые тяготеют к контейнерным перевозкам. Для его развития планируется модернизация двух железнодорожных станций.
Также перспективен с точки зрения министерства комплекс на базе ОАО «Белмагистральавтотранс» в Минске, где проводится прием и перераспределение грузов, доставляемых автомобильным транспортом. Здесь уже имеются складские мощности, таможенные и банковские структуры, которые способствуют транспортно-логистической деятельности.

 

– Николай Петрович, а можно ли назвать конкретные цифры объемов инвестиций в развитие белорусской транспортной логистики?

 


– Назову данные по тем объектам, которые находятся в реализации. Бельгийская компания AOI NV намерена направить на создание логистического парка в Национальном аэропорту Минск 288 млн евро. Общий объем инвестиций в проект транспортно-логистического центра «Прилесье» со стороны иранского партнера составит 150 млн долларов США. Предполагаемый объем инвестиций, необходимых для создания мультимодального логистического центра «Орша», – не менее 200 млн долларов США.
Хочу сделать некоторое пояснение. Мы не ставили задачу, чтобы к 2015 г. был обеспечен фиксированный объем реализации или освоения денежных средств. Цель несколько иная – создать интересные условия для иностранного инвестора, привлечь иностранный капитал и тем самым обеспечить дополнительные рабочие места, дополнительное производство на территории Беларуси. Инвестор развивает транспортно-логистическую инфраструктуру, а мы со своей стороны обеспечиваем преференции и объемы грузопотока, развиваем возможности, которые предоставлены созданием единого таможенного пространства, с тем чтобы от Бреста до Астаны груз мог свободно перемещаться без таможенных формальностей и каких-либо проволочек.

 


– Какие инвестиции удалось привлечь с российской стороны в формирование транспортно-логистической системы в Беларуси?

 


– Пока российские партнеры выбирают для себя наиболее приемлемые варианты, поэтому заявлять о конкретных суммах прямых российских инвестиций преждевременно. Беларусь открыта для диалога по взаимовыгодному сотрудничеству, и в рамках совместных мероприятий мы презентуем те объекты, те территории, которые нам необходимо осваивать и развивать, а российской стороне они будут интересны с точки зрения вложения капитала.
Помимо того, мы заинтересованы, чтобы российские партнеры включились в том числе и в развитие других видов деятельности. Республика располагает привлекательной базой товарной продукции в общем объеме 150 - 200 млн т, которая тяготеет к экспорту. Это минеральное сырье, продукты нефтепереработки, продукция машиностроения, легкой промышленности, сельского хозяйства. Все это нуждается в транспортно-логистическом сопровождении. Словом, мы не закрыты для коллег из ближнего и дальнего зарубежья. В свою очередь также имеем большое намерение присутствовать на рынках этих стран, в том числе с услугами по перевозке и транзитному перемещению грузов автомобильным, воздушным и железнодорожным транспортом.

 


– В реализации программы развития логистики в Беларуси помимо транспортного ведомства участвуют министерства торговли и промышленности. Существует мнение, мол, развитие программы сдерживается тем, что отсутствует координирующий центр между работой этих ведомств.

 


– Не совсем верно проводить какое-то разграничение и деление. На уровне правительства координатором программы определено Министерство торговли. Другие ведомства несут ответственность за секторы свойственной им специфики. Наше направление – все, что касается транспортной логистики. Вместе же мы решаем общую задачу – максимальное использование транзитных возможностей Беларуси и того потенциала, который заложен в создании Таможенного союза трех стран, привлечение инвесторов и зарубежного капитала. С начала текущего года уже проведены встречи с представителями деловых кругов Италии, Греции, Чехии, Казахстана. В настоящее время проводится работа по участию транспортных и других организаций республики с национальной экспозицией транспортно-логистической тематики в международных специализированных выставках и мероприятиях.