Пассажирские перевозки "Транспорт для инвалидов: доступ ограничен"




 

 

 

 

Ксения ДИТЯТКИНА
Фото Олега ЖАРКО

 

 

 

Актуальной проблемой для людей с ограниченными возможностями в России всегда была и остается доступность общественного транспорта. По данным социологического опроса, проведенного в 2009 году по проекту «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в РФ» в рамках программы сотрудничества Евросоюза и России, более трети инвалидов, принимавших в нем участие, ответили, что испытывают унижение и обиду при пользовании услугами общественного транспорта…

 

 


 
Равные возможности


Нередко для человека с ограниченными возможностями порог родного дома становится непреодолимым барьером. Поэтому при разработке Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010 - 2015 гг.» были поставлены такие задачи, как повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения и обеспечение высоких потребительских свойств автомобильных дорог. Однако механизма их решения до сих пор нет.
Обычно трудности в устранении подобных проблем связаны с пробелами в законодательстве. Но это не тот случай. С 1992 г. все нормативные документы в области строительства содержат требования по обеспечению доступности для инвалидов и малоподвижных групп населения (МГН). Конституция РФ гарантирует заботу об инвалидах, а федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. В 2008 г. Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Тем не менее транспортная инфраструктура в РФ до сих пор остается малодоступной для них. Люди с ограниченными возможностями не могут свободно передвигаться, отдыхать, лечиться и трудиться. 10 % населения России - инвалиды, при этом доля детей-инвалидов в возрасте до четырех лет составляет 5 %, лиц старше 60 лет – 17 %. Нормативы доступности общественного транспорта в какой-то степени учитываются лишь в крупных российских городах. Это объясняется тем, что существующие методические рекомендации носят поверхностный характер, поскольку составлены на основе зарубежных источников и зачастую не соответствуют российским стандартам, типам подвижного состава, средствам реабилитации. Кроме того, несмотря на задачи, поставленные в Транспортной стратегии России по обеспечению доступности пассажирского транспорта к 2030 г. для МГН на 90 %, в ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010 - 2015 гг.» нет раздела и плана мероприятий по доступности. При этом расчеты, сделанные инженерными институтами, показали, что соблюдение специальных требований приведет к удорожанию строительства не более чем на 1 %. Повышение доступности транспортной инфраструктуры в свою очередь будет способствовать интеграции инвалидов и МГН в общество, что создаст условия для экономического развития страны.

 

 

 

 

Российские автопроизводители уже давнго предлагают потребителям автобусы, оснащенные пандусом, для въезда инвалидов-колясочников. Но редкий перевозчик считает необходимым такую комплектацию

 

 

 

Современные требования


Задача государства в сфере транспорта - создание условий для повышения качества жизни и удовлетворения потребностей человека через доступ к безопасным, экономичным и качественным транспортным услугам. Для этого нужна современная инфраструктура и транспортные средства. Учитывая масштабы и географические особенности России, решить эту задачу невозможно без внедрения современных технологий. Уже предусмотрена разработка социальных стандартов доступности транспортных услуг для всех слоев населения, при этом особое внимание будет сосредоточено на людях с ограниченными возможностями.
В настоящий момент уровень доступности общественного транспорта оценили как неудовлетворительный или крайне неудовлетворительный около 60 % инвалидов с нарушениями опорно-двигательных функций, 30 % инвалидов по зрению и около 15 % инвалидов по слуху. Более 60 % инвалидов-опорников сталкиваются в общественном транспорте с труднопреодолимыми и непреодолимыми препятствиями. Четверть всех инвалидов видят транспортные барьеры в качестве основной причины препятствия трудоустройству. Доля занятости среди инвалидов трудоспособного возраста в РФ в среднем в три-пять раз ниже, чем в развитых странах Европы, США, Японии, Австралии. А между тем инвалиды зачастую добиваются самых впечатляющих результатов в общественной жизни и работе. И когда человек с ограниченными возможностями не может попасть в магазин, спортивный зал, музей, кинотеатр, получить нормальное образование, это следует характеризовать не как равнодушие или невнимательность, а как прямое нарушение Конституции РФ.


Лишь 2 % российского автотранспорта общего пользования оборудовано приспособлениями для инвалидов. Сложившуюся проблему можно было бы решить в рамках госзаказа (его доля в кризисный период возросла) на российскую технику, средства на которую предусмотрены правительством РФ. При этом количество приспособленных для инвалидов автобусов должно составлять не менее 5 % от общего числа. Сейчас же их значительно меньше.

 

 

 

Согласно Конвенции


Несмотря на то, что в России создано немало важных законов, их исполнение оставляет желать лучшего. Например, ФЗ № 181 от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ст. 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры». Под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система городского или сельского устройства. Это объекты, принадлежащие к различным отраслям сферы социального обслуживания: пассажирский транспорт, коммунально-бытовые объекты, учреждения образования, здравоохранения, досуга и т. д.

 

 

 

 

Низкопольные троллейбусы, трамваи и автобусы с раскладными пандусами удобны для перевозки колясочников

 

 


Согласно ст. 9 Конвенции ООН о правах инвалидов, меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, создающие преграды людям с ограниченными возможностями, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места». Доступность инвалидов к объектам социальной инфраструктуры означает их свободное посещение жилых, общественных и производственных зданий, а также спортивных учреждений, мест отдыха, культурно-зрелищных и других мероприятий, пользование железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.
В соответствии с международными стандартами при бронировании билетов для пассажиров-инвалидов степень инвалидности и способность к передвижению должна обговариваться заранее. Для инвалида, который летит с инвалидной коляской, предоставляется одно место, а коляска сдается в багаж с особой маркировкой Special assistance («Специальная помощь»).
Железнодорожный транспорт России недостаточно оборудован для перевозки инвалидов. Например, посадка в вагон инвалидов на коляске должна производиться мобильными подъемниками с электромоторным оборудованием. Кроме того, в России не существует нормативной базы, обязывающей перевозчика оснащать посадочные перроны такими спецсредствами. Следовательно российским законодателям стоит обратить внимание на зарубежное законодательство. Так, к примеру, закон Великобритании 1995 г. «О недискриминации инвалидов» требует, чтобы все вводимые в эксплуатацию железнодорожные поезда были полностью обустроены для перевозки инвалидов, включая удобный въезд инвалидных колясок. С конца 2000 г. эти правила распространяются на новые городские и автобусы дальнего следования в Англии.

 

 

 

 

Площадки для инвалидных кресел есть и в пассажирских машинах производства стран СНГ

 

 


Проблема обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры рассматривается как проблема «индивидуальной мобильности» (ст. 20 Конвенции). Понятия, содержащиеся в Конвенции о правах инвалидов, вполне возможно было бы внедрить в российское законодательство.
Индивидуальная мобильность людей с ограниченными возможностями должна осуществляться благодаря «содействию индивидуальной мобильности инвалидов избираемым ими способом, в выбираемое ими время и по доступной цене; облегчению доступа инвалидов к качественным средствам, облегчающим мобильность, устройствам, технологиям и услугам помощников и посредников, в том числе за счет их предоставления по доступной цене».
При этом на местном уровне органы местного самоуправления согласуют конкретный перечень объектов социального назначения, которые должны быть снабжены пандусами и иными специальными приспособлениями и оборудованием для инвалидов. При принятии решений учитывают обращения граждан-инвалидов и предложения общественных организаций инвалидов.

Европейское решение
В Европе решением проблемы транспортировки людей с ограниченными возможностями занимаются давно. Так, в Германии 70 % всей транспортной сети специально приспособлено для удобного передвижения инвалидов в колясках. Перевозку людей, потерявших зрение, облегчают устные объявления на вокзалах и в поездах, а также специально оборудованные бордюры на станциях. Инвалиды, желающие поехать в церковь на службу, могут отправиться туда как самостоятельно (большинство инвалидов имеют собственные автомобили), так и с помощью сопровождающего или при помощи специальных транспортных служб для инвалидов. В 1999 г. в стране был создан центр мобильности, позвонив в который по горячей линии человек может заказать помощь при посадке, высадке и пересадке.
Немецкий городской транспорт хорошо приспособлен под нужды людей с ограниченными возможностями: за счет низкой платформы и отсутствия ступенек, за счет того, что автобус «приседает». Если водитель видит человека в коляске, то из первой двери выезжает пандус, и инвалид спокойно заезжает в автобус. Свободное пространство без сидений в салоне предназначено для удобной парковки. Водитель не тронется с места, пока не убедится, что человек на месте. Для того чтобы инвалиду попасть в салон, нужно просто встать на платформе в месте, обозначенном специальным значком. В электричках есть специальный вагон для колясочников и велосипедистов. Кроме того, на всех железнодорожных вокзалах работают специально обученные люди, которые посадят и встретят человека с ограниченными возможностями.

 

 

 

 

Такие автомобили чаще можно встретить за рубежом, чем в России. Впрочем, бывают исключения…

 

 


В Финляндии инвалиды в основном передвигаются на такси. Неработающие инвалиды могут бесплатно ездить 18 - 20 раз в месяц, работающие - 40. Финский общественный транспорт, равно как и немецкий, полностью приспособлен для перевозки этой группы населения. Во всех местах массового пользования (магазинах, почтах, банках) есть пандусы или лифты. Для незрячих людей повсюду установлены маячки и рельефные полы.
Англия тоже заботится о своем населении с ограниченными возможностями: городской транспорт здесь приспособлен к передвижению инвалидов. Для того чтобы выйти из автобуса на нужной остановке, предусмотрена специальная кнопка, которую надо нажать в случае необходимости. Обычно она находится на уровне стоящего человека, но для инвалида, сидящего в коляске, сделана отдельная.
Если инвалид или просто пожилой человек не может сам добраться до поликлиники, ему заранее необходимо позвонить туда и заказать транспорт на определенный день. Машина скорой помощи, оснащенная автоматическим пандусом, доставит больного к врачу, а после – домой. Большинство лондонских такси оборудовано специальными сиденьями для инвалидов.
В Испании транспорт, улицы, музеи, магазины оборудованы всем необходимым для колясочников. Колясочники могут без помощи посторонних заходить в рейсовые автобусы, курсирующие по побережью.

Российская реальность
Немногие российские города учитывают нормативы доступности для людей с ограниченными возможностями при закупке подвижного состава городского общественного транспорта и при строительстве объектов общего пользования. В соответствии с постановлением правительства Москвы «О комплексной программе реконструкции и переоснащения городской среды Москвы в целях ее приспособления для различных категорий инвалидов и престарелых граждан» ГУП «Мосгортранс» с 1994 г. осуществляет коллективные перевозки маломобильных категорий граждан по заказам департамента социальной защиты населения, департамента образования Москвы и Московского городского отделения Всероссийского общества инвалидов. Для обеспечения этого вида перевозок используется специализированный подвижной состав на базе автобусов ПАЗ, ЛИАЗ, а также микроавтобусов Ford и Volkswagen, оборудованных электромеханическими подъемниками.
В целях реализации постановления правительства Москвы от 29.06.2004 г. «О выполнении комплексной целевой программы реабилитации инвалидов в городе Москве на 2001 - 2003 гг. и комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов города Москвы на 2004 - 2006 гг.» создана «Служба перевозок инвалидов «Удобный транспорт», являющаяся элементом городской системы транспортного обслуживания инвалидов.
Департамент транспорта и связи Москвы и департамент социальной защиты населения российской столицы совместно с ГУП «Мосгортранс» сформировали технические требования к подвижному составу в части, касающейся обеспечения возможности пользования им всеми категориями инвалидов. Предусмотрена закупка низкопольного подвижного состава, максимально удобного для пользования им маломобильных категорий граждан, для обслуживания которых на сегодняшний день на автобусных и троллейбусных маршрутах закреплено не менее одной единицы транспортных средств данной категории. За десять месяцев 2009 г. поставлено 198 автобусов, оборудованных аппарелью, местами для крепления инвалидных колясок и электронным информационным комплексом. В ноябре 2009 г. общая численность линейных автобусов ГУП «Мосгортранс» составила 5509 единиц, в том числе 1582 низкопольных автобуса и 306 троллейбусов. Кроме того, подвижной состав, адаптированный для маломобильных категорий граждан, оборудован местами крепления инвалидных колясок, аппарелями, маршрутными указателями с увеличенным шрифтом, имеет бегущую строку с указанием остановочных пунктов в салонах.
Остановочные комплексы также строят, учитывая то, что ими будут пользоваться пассажиры с ограниченными физическими возможностями. Все это, безусловно, вносит вклад в адаптацию инфраструктуры наземного городского пассажирского транспорта и линейного подвижного состава ГУП «Мосгортранс» для инвалидов и способствует повышению мобильности данной категории граждан, но, к сожалению, подобные меры принимаются не во всех российских городах.

 

 

Уровень обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения Москвы в соответствии с социальными стандартами

 

Наименование             

 

2007 г.

 

2010 г.

 

2015 г.

 

2020 г.

 

2030 г.

 

Доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных граждан, %

 

 

5

 

 

8

 

 

25

 

 

55

 

 

90