Подвижной состав "МЗСА: спецавтомобили и спецприцепы из Москвы"




 

 

 

 

Московский завод специализированных автомобилей (МЗСА) известен как государственным и коммерческим структурам, так и частным лицам не только в России и других странах СНГ. За шесть десятилетий истории предприятия его инженеры разработали сотни видов прицепной техники и надстроек, из которых в настоящее время с учетом эксклюзивных заказов производится более 200 моделей различного назначения. Потребители ценят изделия МЗСА за высокое качество, сопоставимое с уровнем исполнения европейских аналогов. В период кризиса бренд МЗСА по-прежнему на высоте: он ассоциируется с надежностью, практичностью и престижем.

 

 

Александр КАЛУГИН
Фото автора и МЗСА

 

 

 

Мощный потенциал

 


В свое время ООО «МЗСА» было известно как одно из ведущих предприятий нашей страны по разработке и экспериментальному производству надстроек на шасси отечественных автомобилей. Специализация завода нашла отражение в его названии. В какое-то время здесь выпускали кузова-фургоны для Министерства обороны. Ни о каком эксклюзиве тогда не шло и речи: производство было нацелено на массовый выпуск товарной продукции. Но СССР не стало, и в течение двух последних десятилетий завод делает ставку на разработку и производство всевозможной сложной техники и большой гаммы прицепов к легковым автомобилям, в том числе и по индивидуальным заказам. Об их востребованности на рынке говорит тот факт, что география заказчиков ООО «МЗСА» охватывает не только просторы России, но и страны ближнего зарубежья.


Территорию завода большой не назовешь, но его производственные мощности впечатляют: они позволяют выпускать до 30 тыс. изделий в год. И хотя текущие рыночные потребности существенно ниже, в настоящее время ООО «МЗСА» – по-прежнему многопрофильное предприятие. Оно изготавливает специализированную технику для пожарных, аварийных, коммунальных, дорожных, спасательных, медицинских и других государственных служб. Важное место занимает выпуск специальных автомобилей различного назначения, автофургонов и противопожарного оборудования. В последнее время коллектив МЗСА разрабатывает собственную конструкцию фургона, который предназначен для установки на различные шасси с применением широкой комплектации. Кстати, фургоны, платформы, другие конструкции могут монтироваться как на шасси коммерческих автомобилей, так и на прицепы. Вдобавок ко всему производственные мощности завода позволяют быстро и качественно изготавливать широкий спектр противопожарного оборудования, спрос на которое стабилен даже в кризис.


В 1999 г. на заводе была разработана, введена в действие и сертифицирована система качества на основе стандарта ISO-9001, а также правил ЕЭК ООН в части безопасности изделий. Это говорит о многом, но еще красноречивее факт лояльности клиентов, которые сохраняют верность своему выбору, обращаясь за новой продукцией МЗСА из года в год. И дело не только в приемлемой цене товара, но и в его потребительских свойствах.
Не все знают, что МЗСА отлично справляется и с выпуском противопожарных одно- и двухстворчатых дверей с пределом огнестойкости 60 и 90 минут. Их отличительной особенностью является наибольшая герметичность по сравнению с аналогами других изготовителей. Производственное оборудование МЗСА позволяет выпускать как цельнометаллические, так и остекленные полотна дверей, а также производить откатные и распашные ворота с калиткой или без нее. Основные потребители этой продукции – государственные структуры, коммерческие фирмы и владельцы коттеджей.
Кроме того, МЗСА изготавливает очистные сооружения, модульные строительные металлоконструкции и наружную рекламу. Не всегда это ширпотреб в классическом понимании, ведь очень часто заказчик предъявляет весьма специфические требования. Но, как говорит директор предприятия, все выполнимо: спектр продукции ограничен только фантазией заказчика и техническими возможностями предприятия, а они впечатляют даже искушенных клиентов.

 

 


Все для клиента!


По большому счету история МЗСА – это история заказов его клиентов. Завод проектирует, испытывает, сертифицирует и выпускает сложную технику. В настоящее время она занимает не менее важное место, чем производство автоприцепов. Разработку одного изделия КБ предприятия ведет от шести месяцев до года. Одно только техническое задание порой составляется четыре месяца: как известно, качественно быстро не бывает.
В широкой гамме разнообразной продукции ООО «МЗСА» значительное место занимает выпуск специализированных автомобилей и фургонов. Так, в 2007 г. здесь был разработан первый в России автомобиль-эвакуатор на базе одноосного шасси. Его особенностью стало отсутствие необходимости использовать гидроподъемник – модель сконструирована таким образом, что автомобиль может легко заезжать на платформу своим ходом. А в случае если он не способен передвигаться самостоятельно, его затаскивают с помощью электрической лебедки. Еще раньше завод освоил массовое производство автомобилей-эвакуаторов на шасси ЗИЛ 5301 «Бычок», которые исправно несут службу на улицах российской столицы и городов Подмосковья.


На базе туристического автобуса НЕФАЗ 5299 конструкторы МЗСА изготовили передвижной пункт заготовки крови (ППЗК). Он предназначен для размещения в нем персонала, стационарного оборудования, медицинских приборов для мобильного пункта заготовки крови. На борту имеется и дополнительное оборудование: холодильник на 180 доз донорской крови, экспресс-охладитель, перевязочные столы, сейфы и др. Замораживатели донорской крови сперва охлаждают ее до +4 ˚С, а потом до –22 ˚С. Уникальное транспортное средство полностью оправдало себя в использовании, и заказы на подобную технику продолжают поступать.


Недавно по заказу МВД РФ был создан кинологический автобус на шасси ПАЗ для перевозки специалистов-кинологов и собак, и это не единственный пример переоборудования общественного транспорта для использования в узко профессиональной сфере. Так, для Комитета ветеринарии г. Москвы была выпущена лаборатория ветеринарной службы. В списке выполненных заказов – штурмовое оборудование для спецназа МВД, модули для обеззараживания и переработки медицинских отходов для Минздрава, металлическая медицинская мебель и медтехника для больниц и поликлиник, передвижные мастерские со сварочным постом и дизель-генератором для Мосгаза. Есть и оборудование, не имеющее аналогов в отечественном машиностроении, например оборудование для транспортировки взрывчатых веществ, созданное по заказу ФСБ РФ.


В последние годы на предприятии вырос спрос на спецавтомобили и оборудование для Почты России. Увидеть их можно в московском регионе на шасси различных грузовиков, в том числе иностранного производства. Маркировку «Сделано на МЗСА» имеют фургоны с гидробортом на платформе Mercedes-Benz Vario и Sprinter. Специально для Почты России было изготовлено 10 тыс. контейнеров для перевозки почтовой документации. Есть в списке заказов контейнеры для водолазной службы МЧС РФ. По заказу Тверской епархии Русской православной церкви была сделана мобильная церковь для совершения службы в отдаленных труднодоступных районах. Для одного из отечественных цирков МЗСА изготовил уникальный отапливаемый прицеп для перевозки тигров и обезьян. Есть в портфеле заказов фургоны для перевозки лошадей, мобильные госпитали для Министерства обороны, передвижные аттракционы, прицепы под самолеты и вертолеты малой авиации частных фирм и клубов.
Частные предприниматели охотно заказывают автолавки и передвижные магазины для продажи цветов и продуктов питания, душевые установки, стенды для стрельбы. Представители малого и среднего бизнеса с удовольствием покупают конвейеры для ускорения погрузочно-разгрузочных работ и другие средства малой механизации. И никто не знает точное количество покупателей автомобильных запчастей, в числе которых выпускаемые здесь тормозные колодки для барабанных механизмов всех марок и моделей коммерческих автомобилей российского производства. И, несмотря на кризис, армия клиентов МЗСА постоянно растет.

 

 

 

Прицепной рай


Нынешняя специализация МЗСА охватывает в основном производство прицепной техники, а в современной продуктовой линейке находятся бортовые прицепы общего назначения для перевозки различных грузов и мототехники, прицепы для транспортировки водной техники, а также спецприцепы для доставки строительных, дорожных машин, компрессоров, дизель-генераторов, мини-погрузчиков и другой спецтехники. Сотрудниками завода разработаны сотни моделей прицепов к отечественным и зарубежным автомобилям с тяговым усилием от 500 кг до 30 т, среди которых серийные образцы и изделия, выпускаемые по индивидуальным заказам. Например, нашли спрос прицепы с поворотным кругом грузоподъемностью 24 т с низкой погрузочной высотой (менее 100 см), оснащенные ABS и осями BPW.
Абсолютно все прицепы, выпускаемые под брендом МЗСА, покрыты горячим цинком. Тем самым они надежно защищены от коррозии и обладают увеличенным сроком службы. Автомобильные прицепы строят как на рессорной, так и на резино-жгутовой подвеске, а в их конструкции применяют импортные комплектующие: тормоза Wabco, оси и сцепные головки AL-KO Kober, Avtoflex и других марок. Есть и отечественные комплектующие, что при текущей конъюнктуре оправдано балансом разумной рыночной цены и высокого качества как самих компонентов, так и сборки.

 

 

 

Полтонны на борту

Одна из самых внушительных групп изделий МЗСА – автомобильные прицепы общего назначения, т. е. прицепы для перевозки грузов и мототехники разрешенной максимальной массой до 750 кг. Под заказ все они могут быть оснащены тормозной системой инерционного типа.
Один из самых простых в этом ряду – прицеп модели 817710.001-05 для перевозки различных – в том числе и сыпучих – грузов. Он имеет прочные рифленые металлические борта, V-образное дышло и низкую погрузочную высоту. Прицеп может комплектоваться (как низкими, так и высокими) каркасами для укрытия тентом. Для удобства эксплуатации кузов выполнен опрокидываемым, с функцией самосвала. Передний и задний борта открываются, а боковые выполнены из двух секций. Удобно это тем, что в ряде случаев при повреждении необязательно менять борт по всей длине, достаточно установить один фрагмент. Это экономит время ремонта и снижает его стоимость. Горячим цинком полностью покрыты не только борта, но также рама, дышло и ось прицепа, что для российских условий совсем не лишнее.


Прицеп МЗСА-817701.001-05 аналогичен вышеописанному, но его оптимальное применение связано с перевозкой строительных листовых материалов: орголита, шифера, пенопласта и т. д. Основное отличие – грузовая платформа увеличенной длины. Модель выпускают в открытом исполнении, с низким мягким тентом и высоким жестким колпаком из пластика.
Среди владельцев квадроциклов и дачников очень популярен прицеп МЗСА-817714.003-05 с откидными передним и задним бортом. Последний имеет усиленное исполнение, откидывается на тросиках и выполняет роль трапа при погрузке и разгрузке. Для уверенного движения по плохим дорогам подвеска выполнена рессорной. При этом в конструкцию включена рессора с прогрессирующей характеристикой, разработанная и – что особенно важно – изготовленная в Германии. Грузовая платформа может быть укрыта тентом со шнуровкой по всему периметру.


Следующие две популярные на рынке модели прицепов – МЗСА-817711.001, (001-05) и МЗСА-817715.001 (001-05). Первый предназначен для перевозки спортивных, утилитарных снегоходов, мотоциклов, квадроциклов и другой мототехники; второй – для перевозки крупной мототехники, включая квадроциклы и снегоходы. Оба прицепа выпускаются как с рессорной подвеской с прогрессирующей характеристикой, так и с независисмой резино-жгутовой подвеской. Оба могут использоваться для доставки других видов грузов. Если диаметр колес прицепа отличается от диаметра колес автомобиля, на V-образном дышле может быть установлена запаска. Вообще заводом предусмотрено пять различных вариантов размещения запасного колеса, включая крепление под прицепом и в кузове. Как альтернатива открытой грузовой платформе есть высокий мягкий тент синего цвета или стеклопластиковый колпак со скошенной передней стенкой для уменьшения аэродинамического сопротивления, а соответственно – и расхода топлива.


Прицеп МЗСА-817716.001 комплектуют только прямоугольным каркасом для мягкого тента и независимой резино-жгутовой подвеской. А спектр перевозимых грузов – крупногабаритные стройматериалы и мототехника: два спортивных снегохода, квадроцикл, некоторые модели вездеходов «Арго», тяжелые мотоциклы.
Гамму прицепов полной массой 750 кг завершает двухосный усиленный прицеп МЗСА-817730.001, предназначенный для частого использования. Его полюбили фермеры и дачники, охотники и частные предприниматели, занятые ремонтом квартир, домов и офисов.
Ценовой диапазон автомобильных прицепов общего назначения в прошлом году находился в границах 29,5 - 50 тыс. рублей, но с учетом инфляции, подорожания материалов и других рыночных реалий стоимость может корректироваться в сторону увеличения. Прицепы для транспортировки снегоходов во втором полугодии 2009 г. МЗСА отпускал по 36 - 50 тыс. рублей, а для перевозки вездехода – по 93 тыс. рублей. Но сейчас эти значения можно рассматривать лишь как справочные, поскольку цена может измениться в любой момент.

 

 

 

Бортовая модель МЗСА-817701.001-05 на рессорной подвеске относится к автомобильным прицепам общего назначения. При полной массе 750 кг она способна перевозить 530 кг груза

 

 

 

 


Масса – до 3500 кг


Большим спросом на рынке в настоящее время пользуются автомобильные прицепы с инерционной тормозной системой, предназначенные для повседневного использования в коммерческих целях. Они также приспособлены для перевозки различной мототехники: скутеров, мотороллеров, вездеходов, двух снегоходов, квадроциклов, мотоциклов и т. п. А в качестве тягача нередко выступают внедорожники, пикапы, микроавтобусы и фургоны.
Для удобства использования кузова таких прицепов делают опрокидываемыми в сторону кормы. Задний борт в обязательном порядке усиленный, открывается на тросиках и выполняет функцию трапа. Так называемая функция самосвала позволяет существенно облегчить погрузку и разгрузку техники, причем на внутренней стороне заднего откидного борта и в начале грузовой площадки закреплены алюминиевые листы с просечкой и крупным рифлением для повышения сцепных свойств во время заезда и съезда объекта транспортировки. Для одноосного прицепа МЗСА-832310 (034) полной массой 1300 кг предусмотрен серебристый тент на высоком металлическом каркасе, а вот для двухосных моделей, как говорится, возможны варианты. Например, быстросъемный мягкий тент синего цвета средней высоты. В частности, его устанавливают на модели 831432.004 и 81431.009 полной массой 2500 и 1800 кг соответственно.
Одноосный прицеп способен брать на борт 900 кг груза, оснащается запасным колесом и независимой резино-жгутовой подвеской. Для двухосных характерно то же самое, но они комплектуются также опорными стойками и могут оснащаться трапами. Кроме того, их грузоподъемность выше – в зависимости от модели от 1050 до 1700 кг.
Примечательная особенность данной категории прицепов – регулируемое по высоте дышло. Это позволяет приспособить сцепное устройство прицепа к ССУ любого транспортного средства. Выигрыш владельца техники налицо: даже при разных типах грузовиков и разных марках фургонов и внедорожников никаких проблем с транспортировкой не возникает.

 

 


Бортовой прицеп МЗСА-831431 (006, 005) обладает рессорной подвеской с прогрессирующей характеристикой. За доплату его комплектуют второй опорной стойкой и третьим трапом грузоподъемностью 215 кг

 

 

 

Катер, лодка, гидроцикл


На сегодняшний день предприятие выпускает более 20 моделей рамных прицепов для перевозки водной техники: катеров, лодок, гидроциклов и т. п. Возможная длина прицепа – от 3,5 до 9 м, полная масса – от 0,75 до 8 т. Допустимая габаритная длина транспортируемого плавсредства – до 8,5 м и массой до 3,7 т. Среди них есть прицепы для решения как простых, так и сложных задач по перевозке.
Одноосные модели имеют снаряженную массу 750, 1300, 1500 и 1800 кг и обладают грузоподъемностью от 530 до 1310 кг. При полной массе до 750 кг прицепы бестормозные, длиной от 3,3 до 5,3 м, оснащаются носовым упором, парой ложементов и лебедкой. Подвеска может быть независимой резино-жгутовой или рессорно-амортизаторной. Шестигранная резино-жгутовая ось запатентована фирмой AL-KO и обеспечивает оптимальную амортизацию при номинальной нагрузке. По сравнению с четырехгранными резино-жгутовыми осями шестиграннные обеспечивают увеличенный ход и при минимуме деталей обладают высокой надежностью. За счет оптимального развала и схождения шестигранники гантируют большую стабильность хода, не допускают проворачивания и что особенно важно – не требуют обслуживания. Основной груз одноосных прицепов – гидроциклы, лодки и катера габаритной длиной от 3 до 6 м.


Тормозные прицепы полной массой свыше 750 кг и длиной от 6 м могут обладать от одной до трех осей. Они оснащаются тормозом наката, лебедкой грузоподъемностью от 1150 кг и выдвигающимися задними штангами с габаритными фонарями. На данных моделях используется передвижной колесный ход и резино-жгутовая подвеска. Передвижной колесный ход позволяет правильно расположить ось относительно центра тяжести прицепа, что обеспечивает безопасность в дороге и значительно увеличивает срок службы автоприцепа.
Двухосные модели изделий МЗСА снаряженной массой 1800, 2500, 3000 и 3500 кг способны доставлять водную технику длиной 6,5 - 8,5 м и весом 1300 - 2600 кг. Основной перевозимый груз таких прицепов – катера и яхты. А трехосному МЗСА-821710.002 по плечу катера длиной 8,5 м и массой до 3700 кг с мотором. На прицепах МЗСА данного сегмента перевозят водные мотоциклы, моторные лодки, катера, глиссеры и яхты.
Ценовой диапазон стандартных (т. е. уже освоенных в производстве) моделей прицепов для перевозки водной техники очень широк. По состоянию на 1 января 2010 г. одноосные прицепы предлагались клиентам по цене от 25,9 до 99 тыс. рублей, двухосные – от 114 до 166 тыс. рублей, трехосный – по 206 тыс. рублей.

 

 

 

 


Рамный прицеп для двух гидроциклов МЗСА-81771В.001 габаритами 4050х2300х780 мм на заводе можно приобрести за 49000 рублей. Предельно допустимая длина перевозимого объекта – 3600 мм, масса – 2х300 кг

 

 

Автовозы и не только

Пожалуй, самое свежее направление в специализации завода – автовозные прицепы и платформы для транспортировки спецтехники. Впрочем, оно уже вошло в пору зрелости – ему исполнилось 18 лет (такие изделия МЗСА собирает с 1992 г.). Все это время конструкцию разных моделей улучшали и совершенствовали. Специалисты смогли добиться снижения веса прицепов и устранить многие технические недочеты и проблемы.
Рамные прицепы для перевозки автомобилей (модели МЗСА-821700.001 и МЗСА-821700.002) имеют по две оси с колесами размером 195/70 R14C, запасное и опорное колесо, тормоза наката, трапы для заезда автомобилей и лебедку на 2000 кг. Их грузоподъемность составляет 1750 и 2650 кг, а снаряженная масса – 2500 и 3500 кг соответственно. Первая модель стоит 150 тыс., вторая – 170 тыс. рублей.
Огромный спектр изделий МЗСА предназначен для перевозки ДГУ, компрессоров, модулей, электростанций и другого специального оборудования импортного и отечественного производства. Цена таких прицепов зависит от исполнения конкретной модели и колеблется в пределах от 30 до 220 тыс. рублей. Основные заказчики подобных товаров – строительные организации, дорожно-ремонтные бригады и службы теплосетей и т. д.
Есть в спектре продукции МЗСА транспортно-технологические тележки грузоподъемностью от 4 до 13 т стоимостью от 175 до 260 тыс. рублей. Особое место в программе завода заняли специализированные автоприцепы грузоподъемностью до 12 т. Они пригодны для транспортировки строительно-монтажной техники: компрессоров, модулей, дизель-генераторов, мини-погрузчиков с бортовым поворотом и другой спецтехники. Спрос на такие изделия довольно устойчив даже в период экономического спада, и неспроста инженеры завода заняты разработкой новых моделей.

 

 

 

 

Ломаное регулируемое дышло, противооткатные башмаки и вертикально установленная запаска характерны для современных моделей МЗСА, перевозящих электростанции

 

 

 

Цена опций


У потребителя, не имевшего дела с прицепами, закономерно возникает вопрос: насколько они дороги в эксплуатации и почем запчасти? Понятно, что у каждого изделия свой ресурс. По мнению представителей МЗСА, для обычного автомобильного прицепа он сопоставим с пробегом отечественных машин до капремонта и составляет порядка 250 - 300 тыс. км. Что же касается стоимости дополнительного оборудования, то оно по карману тем, кто выбирает такую технику.


Приведенная стоимость комплектующих, как и указанная выше стоимость самих изделий МЗСА не является официальным прайс-листом, а представляет собой справочную информацию об уровне розничных цен на начало 2010 г. Понятно, что в зависимости от конъюнктуры цена может меняться, но в любом случае речь не идет о заоблачных величинах.
Например, каркас тента в зависимости от модели обходится покупателям в 800 - 4100 рублей, а сам тент – от 1700 до 13200 рублей. Крышка из стеклопластика стоит от 17500 до 40100 рублей. Ось для рессорной подвески продавец оценивает в 4900 рублей, а оси с резино-жгутовой подвеской на другие модели прицепного состава предлагаются за 8100 - 18800 рублей. Лист с пуклевкой можно купить всего за 720 рублей, четырехлистовую рессору – за 1300 рублей, а пятилистовую – за 1500 рублей.
Замковое устройство с кронштейном в сборе тянет всего на 1200 рублей. Опорное колесо в сборе с хомутом и крепежом эквивалентно 1400 рублей. Сцепная петля 45 мм с кронштейном в сборе продается за 5200 рублей. Кронштейн крепления лебедки на бортовой прицеп станет вашим за 3000 рублей, а сама лебедка грузоподъемностью 500 кг с установочным кронштейном – за 5500 рублей. За запасное колесо диаметром 13 дюймов придется отдать 2600 рублей, а за 14-дюймовое – почти вдвое больше, 5000 рублей. Пластину крепления «запаски» на бортовой прицеп предложат за 750 рублей, тогда как кронштейн крепления – за 1500 рублей. Все цены указаны для деталей со склада продавца. В них уже включен НДС в размере 18 %.
Несмотря на то, что экономическая ситуация на рынке остается непростой, а себестоимость готовой продукции постоянно растет, руководство МЗСА с уверенностью смотрит в будущее. Только в начале 2010 г. на работу в коллектив были приняты два десятка опытных производственников. В цехах отлаживается работа на современном оборудовании в новых условиях. А главное – цена на готовые изделия не менялась уже несколько месяцев – с 1 июня 2009-го. Все это говорит о том, что продукция уникального предприятия очень нужна рынку. И пока есть устойчивый спрос – будет и предложение.