Практика эксплуатации "«Жемчуг» в возрасте: низкопольник ПАЗ 3237-01"


 

 

 

Роман МУРАШОВ
Фото автора

 

 

 

Первую попытку знакомства с эксплуатацией первого и пока единственного российского малого городского низкопольного автобуса ПАЗ 3237-01 мы предприняли ровно два года назад – в феврале 2008-го. На тот момент времени в 17-м автобусном парке ГУП «Мосгортранс» эти машины отходили на маршруте всего по четыре-шесть месяцев. Срок эксплуатации автобусов для объективной оценки их качеств был существенно мал, и тогда мы решили отложить публикацию. На дворе уже 2010 год - и мы вернулись в тот же парк, чтобы сквозь призму лет вновь посмотреть на малые низкопольники ПАЗ 3237-01.

 

 

 

Первый отечественный малый и низкопольный

Заказ на разработку автобуса ПАЗ 3237 поступил от правительства Москвы. Впервые низкопольный автобус ПАЗ 3237 был представлен публике в 2003 г., но с течением времени внешний вид машины отчасти изменился: передние и задние маски (как и некоторые другие кузовные элементы и оборудование) были унифицированы с низкопольным автобусом ЛИАЗ. ПАЗ 3237 очень похож на модель ЛИАЗ 5292, но вместе с тем у машин имеются существенные различия: длина ПАЗ 3237 - 7,9 м, что на 4,1м короче ЛИАЗ 5292; радиус поворота ПАЗ 3237 составляет 8,5 м, что на 3 м меньше, чем у старшей модели; масса ПАЗ 3237 почти в два раза меньше массы ЛИАЗ 5292.
По замыслу маркетологов холдинга "Русские автобусы", в руках одного перевозчика автобусы ПАЗ 3237 и ЛИАЗ 5292 должны отлично дополнять друг друга. Автобус невелик в размерах, имеет малый радиус поворота и отличную маневренность, что особенно актуально в плотном городском потоке или при езде по узким городским улочкам. Эта малая машина с успехом заменяет полноразмерные автобусы на малозагруженных маршрутах или в местах, где они просто не могут проходить. Собственно, модель 3237 специально и разрабатывалась, чтобы снизить нагрузку на автобусы большой вместимости.

 

 

 

Все для пассажиров


Итак, ПАЗ 3237 - это первый отечественный малый городской низкопольный автобус общей пассажировместимостью 55 человек и количеством сидячих мест 17+1. Для пассажиров в салоне на подиумах установлены полумягкие раздельные сиденья с невысокими спинками. Удобной посадке и высадке пассажиров способствует полностью пневматическая подвеска, которая позволяет уменьшать дорожный просвет в момент, когда автобус находится на остановке, а также широкие дверные проемы, один из которых оборудован складывающейся аппарелью для въезда инвалидов-колясочников или погрузки в салон детской коляски. Напротив этого дверного проема, практически в центре салона, и находится просторная оборудованная специальными поручнями для удерживания пассажира с ограниченными возможностями накопительная площадка, на которой одновременно могут разместиться как минимум две инвалидные или детские коляски. Эти новшества практически исключают потери времени на остановках.

 

 

 

Аппарели для инвалидов, имеющие простой и надежный

механизм складывания, доказали свою необходимость

для пассажиров

 

Рабочее место водителя выглядит весьма аскетично, но вместе с тем его эргономика вполне продуманна

 

Рукоятка рычага переключения передач хоть и не ложится

сама в руку, но размещена удобно для водителя

 

 

 


Низкую высоту посадки в автобус ПАЗ 3237 уже оценили пожилые пассажиры, которым достаточно сложно подниматься по ступеням обычных автобусов. Процесс посадки пассажира на инвалидной коляске в салон автобуса довольно прост: человек нажимает сигнальную кнопку на кузове автобуса возле дверного проема, из салона выходит водитель, устанавливает аппарель и помогает инвалиду на коляске заехать внутрь, после чего фиксирует аппарель в сложенном состоянии.

 

 

 

Технические характеристики городского низкопольного автобуса ПАЗ 3237 малого класса

 

 

 

Тип кузова

 

Несущий, вагонной компоновки

 

Ресурс кузова, лет

 

8

 

Колесная формула

 

4x2

 

Длина / ширина / высота, мм

 

7885 / 2505 / 2820

 

База, мм

 

3650

 

Высота потолка в салоне, мм

 

2300

 

Высота пола над уровнем дороги, мм

 

360

 

Количество / ширина дверей, мм

 

1 / 769 + 1 / 1187

 

Мин. радиус разворота, м

 

8,6

 

Масса снаряженная / полная, кг

 

6500 / 10250

 

Общее количество мест / в том числе посадочных

 

55 / 17+1

 

Нагрузка на переднюю / заднюю ось, кг

 

2435 / 6800

 

Емкость топливного бака, л

 

105

 

Мост

 

Raba A-360

 

Рулевой механизм

 

Csepel A 300.92 с гидроусилителем руля

 

Тормозная система

 

Рабочая – пневматическая, двухконтурная, с разделением на контуры по осям, тормозные механизмы всех колес- дисковые, ABS

Стояночная – привод от пружинных энергоаккумуляторов к тормозным механизмам задних колес

Запасная – один из контуров рабочей тормозной системы

 

Вентиляция

 

Принудительная и естественная

 

Система отопления

 

Жидкостный подогреватель и 4 отопителя

 

Шины

 

235/75 R 17,5”

 

Двигатель (дизельный)

 

Cummins ISBe 150.30

 

Количество и расположение цилиндров

 

4R

 

Нормы экологической безопасности

 

Eвро-3

 

Рабочий объем, л

 

3,9

 

Мощность двигателя, кВт (л. с.)

 

110 (150)

 

Макс, крутящий момент, Н∙м

 

550 при 1500 мин-1

 

Расположение

 

Заднее, продольное

 

Максимальная скорость, км/ч

 

80

 

КПП

 

Allison 2100 series, автомат

 

 

 

Несколько слов о салоне ПАЗ 3237. Сиденья расположены в два ряда с каждой стороны, в основном в задней части салона, так как небольшая высота потолка здесь из-за технических особенностей конструкции делает поездку стоя проблематичной. Широкие ручки в верхних точках спинок сидений удобны для горизонтального захвата рукой стоящим пассажирам. Передняя часть салона в большей мере отведена для проезда стоя, здесь так же удобно расположены поручни.

 

 

 

Замысел и исполнение


Кузов ПАЗ 3237 – несущий, вагонной компоновки. Благодаря современным технологиям окраски и антикоррозийной обработки, а также особенностям конструкторских решений, о которых заявляет производитель, эксплуатационный ресурс кузова рассчитан на восемь лет.
Высокую маневренность в плотном городском потоке и вместе с тем мягкий ход автобусу обеспечивают и экономичный экологически чистый (соответствующий нормам Eвро-3) двигатель Cummins, дисковые тормоза производства Knorr-Bremse на всех колесах, ABS, задний ведущий мост Raba А-360, рулевой механизм Chepel (Венгрия) с гидроусилителем руля. Система отопления салона - воздушная, использующая тепло системы охлаждения двигателя и независимого дополнительного отопителя Webasto.


Новые низкопольные автобусы малого класса ПАЗ 3237 по замыслу создателей, пытавшихся воплотить требования заказчиков, должны были стать оптимальным решением пассажирских перевозок в центре мегаполиса, где автобусы большой пассажировместимости непригодны для работы в загруженном транспортом центре.
Перевозочная способность низкопольных автобусов выше, чем у обычных. Достигается это благодаря отсутствию ступенек, что упрощает и ускоряет процедуру посадки-высадки пассажиров. Следовательно, рентабельность низкопольного автобуса увеличивается, а это положительно отражается на заработках собственника.
Низкопольные автобусы ПАЗ 3237 имеют даже некоторые преимущества перед машинами маршрутного такси: в них возможен проезд пассажиров стоя, чему способствует большая высота салона.

 

Благодаря высокому потолку ПАЗ-3237 имеют некоторые преимущества перед маршрутными такси - в них возможен проезд пассажиров стоя

 

 

 

В общем, получается, что ПАЗ 3237 – не просто машина для перевозки пассажиров, а самое что ни на есть жемчужное зерно пассажирского автохозяйства столицы. Очень бы хотелось в это верить. Посмотрим, как сказались на этих машинах два с половиной года эксплуатации на дорогах Москвы.

 

 

 

Гарантировано, что не все по гарантии


Оцениваем «жемчуг» в возрасте. В 17-м автобусном парке ГУП «Мосгортранс» эксплуатируется 21 единица подвижного состава марки ПАЗ 3237. В среднем каждая машина за два с половиной года пробежала около 120 тыс. км. Накануне нашего визита в парк практически у всех автобусов закончились сроки гарантийных обязательств производителя. Отныне эксплуатирующая сторона не вправе рассчитывать на бесплатную замену узлов и деталей в случае их преждевременного выхода из строя, придется напрягать собственных ремонтников.


Между тем обращения по гарантии были. Валом их количество не назовешь, но и единичными не посчитаешь, автобус ПАЗ 3237 – машина не беспроблемная.
К февралю 2010 г. в рамках гарантийных обязательств почти на всех машинах заменили карданные валы, при этом производитель на экспертизе этих узлов не настаивал, видимо, знал об истинных причинах неспособности этих деталей в течение длительного времени передавать крутящий момент от автоматической трансмиссии к ведущему мосту.
По гарантии же на двух автобусах из двадцати одного заменили угловые редукторы рулевого управления Chepel (причина выхода из строя –брак поставщика).
Также на нескольких машинах по гарантии были заменены самопроизвольно лопнувшие лобовые стекла – производитель признал, что лопнули они по причине недостаточной жесткости кузова. Отчего кузов играл – из-за ошибки в расчетах или в технологии изготовления - производитель автобусов эксплуатирующую сторону в известность не поставил. К тому же и не сообщил, какие меры для устранения подобных недостатков впредь он предпринял.

 


К февралю 2010 года в рамках гарантийных обязательств производителя почти на всех машинах заменили карданные валы

 

 

Подвеска, запрещающая ездить


Еще одна неприятность: с определенным постоянством - на каких-то машинах раньше, на каких-то позже – отрываются от кузова кронштейны передних амортизаторов. Производитель в качестве гарантийных случаев эти поломки уже не рассматривает и относит их на совесть специалистов эксплуатирующей стороны – водителей 17-го автобусного парка. Мол, они, водители, неправильно эксплуатируют машины – ездят на них с максимально поднятой пневматической подвеской, из-за чего хода подвески существенно уменьшаются, и в момент проезда по неровностям кронштейн амортизатора идет на отрыв…
Но даже если согласиться с такой точкой зрения производителя, то как же упрекать водителей в том, что проехать через искусственные неровности («лежачих полицейских», коих на дорогах Москвы изобилие), не зацепив за них днищем, ПАЗ 3237 на опущенной подвеске не в состоянии? Возникает впечатление, что кто-то здесь неправ, и этот кто-то уж точно не водитель!
Неоднократно на разных машинах вырывались из резьбовых соединений задние реактивные тяги, эти соединения приходилось регулировать, а затем заваривать. О гарантиях производителя в этом случае речь также не идет.

 

 

 

Вода контактам не товарищ


Вода и поверхностно активные вещества, коих на дороге всегда с избытком – известный враг электрических контактов. От воздействия дорожных условий откровенно плохо защищена электрическая проводка автобуса. Особенно страдают незащищенные разъемы подключения блока управления двигателем и блока управления автоматической коробкой переключения передач – тыльные стороны этих разъемов расположены под полом вблизи задней оси автобуса по ходу его движения, что способствует попаданию на них воздушной взвеси из пыли и влаги, поднимаемой колесами передней оси. Постоянно происходит замыкание влажных и грязных контактов они корродируют и окисляются. При мойке моторного отсека также заливаются и все остальные контактные группы разъемов навесного оборудования на двигателе, не имеющие защиты от воды. Просчет, прямо скажем, конструкционный.

 

 

 

Электрическая проводка автобуса откровенно плохо защищена от воздействия дорожных условий

 

 

Страдают от воздействия дорожных условий незащищенные разъемы подключения блока

управления автоматической коробкой переключения передач и двигателя

 

 

 

 

То ли лыжи не едут…


Отламывающиеся чашки задних пневматических рессор, которые слесарям 17-го автопарка приходится время от времени подваривать, также можно считать конструкционной ошибкой: то ли неверные расчеты, то ли не той марки использован металл при изготовлении детали, да и в технологии изготовления могли быть допущены ошибки. В парке говорят, что производитель вину свою признал и даже объявил кампанию по отзыву машин с имеющимся дефектом, но вплоть до сегодняшнего дня эта кампания 17-го автобусного парка Москвы так пока и не затронула.

 

 

 

 

Отламывающиеся чашки задних пневматических рессор (что можно считать конструкционной ошибкой)

слесарям 17-го автопарка приходится все время подваривать

 

 

 

Трансмиссионные парадоксы


Еще один парадокс автобуса ПАЗ 3237: машина не тянет на пятой передаче. В 17-й парк приезжали специалисты производителя трансмиссии Allison и перепрошивали блок управления автоматической коробки переключения передач, изменяли прошивку двигателя Cummins ISBe 150.312177, но практически ничего не изменилось, машина не тянет на пятой передаче. Причем желание признать, что есть ошибки в подборе соответствующих друг другу моделей двигателя и трансмиссии, ни у завода-изготовителя, ни у разработчиков машины не возникло.
Перепрошивка блока управления автоматической трансмиссией помогла только в одном случае, когда некоторое время назад на автобусах в автомобильных пробках стали сильно греться коробки переключения передач. Специалисты Allison изменили настройки блока управления АКПП, и их перегрев прекратился.

 

 

 

Автоматическая система пожаротушения установленная в моторном отсеке, в принципе может быть включена и принудительно с места водителя с помощью пульта (0059), но экспериментов пока никто не ставил

 

 

 

Моторный кариес


Ахиллесовой пятой дизельных двигателей Cummins, установленных на автобусах ПАЗ 3237, являются стальные заглушки технологических отверстий на литых блоках двигателей: они ржавеют насквозь и через образовавшиеся отверстия начинают течь технологические жидкости. В 17-м автобусном парке Мосгортранса с одной машиной справились – нашли способ заделать неожиданно открывшиеся отверстия, вторая машина пока стоит, решение для нее еще не найдено. Кстати, проблема характерна и для других автобусных парков Мосгортранса, которые примерно в одно время получили в эксплуатацию такие же автобусы, там тоже ищут способы нейтрализовать неожиданный моторный кариес.

 

 

 

Поднять столь массивную крышку моторного отсека в

одиночестве на маршруте не каждому водителю по силам

 

Ролик натяжителя ремня газораспределительного механизма

на двигателе ПАЗ 3237 – одна из наиболее часто ломающихся

деталей, поэтому его всегда выдает чистый «нездоровый»

блеск на фоне матированного пылью мотора

 

 

 

Напоследок – о хорошем


Проблем с ПАЗ 3237, конечно, хватает. Техники, обслуживающие эти машины, говорят, что ГолАЗы и МАЗы, имеющиеся на балансе 17-го парка, ломаются гораздо реже. Но низкопольный ПАЗ – это все-таки первый серийный малый автобус в России такого класса. Перечисленные в нашей статье недостатки – пожалуй все, других у этого автобуса нет. Машина имеет пристойный салон, который не гремит, в нем не провисают отделочные панели. Аппарели для пассажиров с ограниченными возможностями, имеющие простой и надежный механизм складывания, доказали свою необходимость для пассажиров. Четкое рулевое управление, приемистый двигатель на низких передачах и эффективная тормозная система делают автобус удобным и маневренным в управлении.
И если производитель извлечет уроки из опыта эксплуатации ПАЗ 3237 и внесет соответствующие коррективы в развитие модели, машину несомненно будет ждать успех. Ведь на малые низкопольные автобусы есть спрос на рынке, причем в дальнейшем он будет только расти.