Актуально "Автотранспорт России: время кризиса, время непростых решений"


 

На вопросы журнала «Автоперевозчик» отвечает заместитель министра транспорта Российской Федерации Николай Сергеевич ЛЯМОВ

 


- Николай Сергеевич, уже несколько лет обсуждается вопрос передачи Министерством транспорта Российской Федерации части своих полномочий общественным организациям транспортного сообщества. Что уже сделано в этом направлении?

- В соответствии с Правилами выдачи российских разрешений иностранным перевозчикам, а также иностранных и многосторонних разрешений российским перевозчикам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 89, Министерство транспорта Российской Федерации обеспечивает выдачу российским перевозчикам иностранных и многосторонних разрешений. Для выполнения организационно-технической работы, связанной с выдачей иностранных и многосторонних разрешений, Минтранс России вправе уполномочить некоммерческую организацию, выбираемую на конкурсной основе.

В связи с этим в мае 2008 г. был проведен конкурс по выбору такой организации. По его результатам право выполнения организационно-технической работы, связанной с выдачей иностранных разрешений было предоставлено Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, а многосторонних разрешений – Российскому автотранспортному союзу. С обеими организациями, в соответствии с условиями конкурса, Минтранс России заключил соответствующие договоры.

- Не приведет ли передача Министерством транспорта Российской Федерации части своих полномочий общественным организациям транспортного сообщества к полной демонополизации отрасли?

- Ни в коем случае: Минтранс передает общественным организациям только организационно-технические вопросы. А право принятия окончательных управленческих решений по реализации государственной политики в этой сфере деятельности, разумеется, остается за министерством.

- В связи с этим какой Вы видите роль Минтранса России в реформировании и просто в существовании автомобильной отрасли?

- Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе и в сфере автомобильного и городского электрического транспорта, а также по организации эффективного государственного контроля и надзора за выполнением этих требований субъектами автомобильного транспорта.

Кроме того, наше министерство реализует меры государственной поддержки по обновлению подвижного состава на автомобильном транспорте.

- В промышленности России отдельные предприятия оказались не в состоянии концентрировать финансы и иные возможности для эффективного технического и технологического перевооружения. Ситуация вынудила заводы объединяться в холдинги. Способствовало этому и государство. В автомобильном транспорте России сегодня насчитывается более 400 тыс. владельцев подвижного состава, но в транспорте таких – объединительных -  тенденций нет. Планирует ли Министерство транспорта Российской Федерации предпринять меры в этом направлении?

- Как известно, в настоящее время действует Федеральный закон № 315 «О саморегулируемых организациях», в соответствии с которым автотранспортные организации вправе объединяться в саморегулируемые организации.

Бизнес-сообщество уже начинает формировать институты саморегулирования в автомобильной отрасли, в связи с чем Минтранс России неоднократно проводил с участием представителей бизнес-сообщества совещания, посвященные саморегулированию в указанной отрасли, на которых стороны обсуждали этот вопрос.

Сейчас активно прорабатывается вопрос обязательного саморегулирования отрасли и сопутствующих видов деятельности.

- В последние годы в России активно развиваются некоммерческие партнерства, которые пытаются помочь своим участникам в отдельных элементах транспортной деятельности (получение скидок на топливо, подвижной состав, техническая и юридическая помощь в «чужих» регионах). Но в связи с появлением саморегулируемых организаций многие перевозчики сочли их заменой НП. Причем считают эту «замену» практически панацеей от всех бед и трудностей транспортников. Какой Вы видите роль саморегулируемых организаций на транспорте?

- В условиях современной рыночной экономики саморегулируемые организации играют важную роль. Они создаются непосредственно самими субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и призваны устанавливать определенные стандарты и правила деятельности на рынке. Наличие саморегулируемых организаций также обусловлено необходимостью устранения излишнего административного вмешательства государственных органов в деятельность предприятий и предпринимателей, что позволит, по нашему мнению, повысить качество предоставляемых услуг и снизить уровень коррупции в стране.

Министерство транспорта поддерживало и поддерживает создание саморегулируемых организаций в автотранспортной отрасли. Очевидно, что в условиях сокращения видов перевозок, подлежащих лицензированию, и, как следствие, уменьшения государственного контроля за указанными видами деятельности, те возможности, которые предоставлены саморегулируемым организациям по осуществлению контроля за деятельностью своих членов и применению к ним мер дисциплинарного воздействия, могут способствовать улучшению ситуации в автотранспортной отрасли.

При рассмотрении темы создания саморегулируемых организаций автоперевозчиков и вступления субъектов предпринимательской деятельности в эти организации естественно возникает вопрос: зачем вообще перевозчикам объединяться в подобные организации?

Ответ на этот вопрос можно найти в положениях Федерального закона № 315 «О саморегулируемых организациях», предусматривающих, что саморегулируемая организация не только контролирует своих членов в части соблюдения ими установленных требований стандартов и правил предпринимательской деятельности, но также от своего имени оспаривает в установленном порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения. Кроме того, саморегулируемая организация имеет право участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направляет в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов; вносит на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования соответственно; имеет право запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке, а также имеет иные права.

Возникает еще один вопрос: какая другая некоммерческая организация обладает на законодательном уровне такими широкими правами для защиты интересов своих членов? Никакая. Именно это создает благоприятные условия создания саморегулируемых организаций автоперевозчиков и вступления в них субъектов предпринимательской деятельности.

Нельзя также не отметить, что в настоящее время многие автоперевозчики при разрешении вопросов, возникающих в процессе их хозяйственной деятельности, зачастую остаются один на один с государственными органами. Объединение в саморегулируемые организации даст возможность коллективной защиты интересов субъектов предпринимательской деятельности в отношениях с государственными органами, поскольку при разрешении различных конфликтов с государственными органами от имени предпринимателя-члена саморегулируемой организации будет выступать непосредственно сама саморегулируемая организация.

На рынке автотранспортных услуг действуют десятки тысяч мелких автоперевозчиков и экспедиторов. Отсутствие координации их деятельности отрицательно влияет на организацию эффективного перевозочного процесса и способствует увеличению транспортных издержек грузовладельцев.

Мы возлагаем большие надежды на развитие саморегулируемых организаций. Это позволит объединить автотранспортные предприятия, мелких автоперевозчиков и транспортно-экспедиционные компании, что послужит созданию добросовестной конкуренции и постепенному уходу с рынка непрофессионалов.

Через сеть саморегулируемых организаций можно будет организовать допуск на рынок автоперевозок грузов с учетом выполнения следующих требований:

- репутации автоперевозчика или экспедитора;

- их финансовой устойчивости;

- профессиональной компетентности;

- обязательного страхования ответственности.

Минтранс планирует в День работников автомобильного транспорта провести одно большое центральное торжественное мероприятие, и площадка Международного автотранспортного форума подходит для этого как нельзя лучше

 

- Проект федерального закона «Об автомобильном транспорте и автотранспортной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает для компаний и предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность, обязательное членство в соответствующей саморегулируемой организации. Не станет ли это очередной «коллективизацией» - только в сфере транспорта.

- В 2010 г. планируется завершить разработку проекта Федерального закона «Об автомобильном транспорте и автотранспортной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами планируется провести работу по подготовке к принятию данного закона. Основными задачами Федерального закона являются:

– установление правовых основ функционирования автомобильного транспорта, обязательных норм и правил при осуществлении хозяйствующими субъектами автотранспортной деятельности с целью обеспечения безопасности и повышения эффективности процесса перевозки пассажиров, багажа и грузов автомобильным транспортом;

– определение места, роли и задачи государства в сфере управления автомобильным транспортом, установление принципов государственного регулирования перевозок пассажиров, багажа и грузов автомобильным транспортом, государственного контроля и допуска к автотранспортной деятельности;

– установление принципов формирования минимальных стандартов автотранспортной деятельности;

– определение принципов функционирования саморегулируемых организаций в автомобильном транспорте, государственного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций, а также критериев участия субъектов автотранспортной деятельности в саморегулируемых организациях.

По вопросу установления обязательного членства в саморегулируемых организациях перевозчиков, желающих осуществлять автомобильные перевозки, существуют различные точки зрения, в том числе и диаметрально противоположные. Так, с одной стороны, существуют сторонники исключительно добровольного членства, а с другой – исключительно обязательного членства субъектов предпринимательской деятельности в саморегулируемых организациях. При этом необходимо отметить, что вопрос добровольного членства в этих организациях в настоящее время не вызывает каких-либо жарких дискуссий в отличие от спорного обязательного членства.

Полагаем, что в настоящее время преждевременно устанавливать обязательность членства субъектов предпринимательской деятельности, желающих осуществлять автомобильные перевозки, в саморегулируемых организациях. По нашему мнению, субъектам предпринимательской деятельности, желающим осуществлять автомобильные перевозки, необходимо в первую очередь становиться членами саморегулируемых организаций на добровольных началах. В процессе деятельности подобных организаций будут выработаны определенные правила поведения субъектов предпринимательской деятельности, а указанные субъекты увидят саморегулируемые организации в действии, что позволит выработать необходимую позицию, связанную с деятельностью данных организаций. Только после этого следует рассматривать вопрос о целесообразности законодательного закрепления обязательности членства субъектов предпринимательской деятельности, желающих осуществлять автомобильные перевозки, в саморегулируемых организациях. Хотя, на наш взгляд, наиболее разумно стремиться к созданию для участников рынка таких условий членства в саморегулируемых организациях, чтобы вступление в них стало естественным шагом для успешного ведения бизнеса. В противном случае принятие необдуманного решения по данному вопросу может привести к серьезным негативным социальным последствиям.

- Николай Сергеевич, в октябре нынешнего года, накануне Дня автомобилиста, под эгидой Министерства транспорта в Москве пройдет VI Международный автотранспортный форум. Какую роль Вы отводите этому мероприятию?

- Международный автотранспортный форум будет проходить уже в шестой раз. Год от года это мероприятие набирает обороты. Мне кажется, что исходный замысел этого мероприятия очень правильный – создать площадку, на которой можно было бы объединить всех, кто осуществляет международные и внутренние, грузовые и пассажирские перевозки. Чтобы на эту площадку приходили и представители власти, и представители бизнеса, и производители техники, услуг.

Учитывая всю специфичность и уникальность этого мероприятия, аналогов которому в России по масштабам и охвату направлений просто нет, я как член Оргкомитета этого форума сейчас пытаюсь использовать тот потенциал, который накоплен МАФом за предыдущие годы. Хочу, чтобы этот форум выступал своеобразной координирующей структурой, которая консолидировала бы различные организации – государственные, общественные, коммерческие, некоммерческие. Сейчас мы со многими членами оргкомитета прорабатываем планы на 2010 г., чтобы не порознь, а совместно проводить конференции, круглые столы и другие полезные мероприятия.

Более того, в этом году мы перенесли центральные мероприятия МАФа с сентября на конец октября, чтобы приблизить его ко Дню работников автомобильного транспорта. С автомобильным транспортом так или иначе связан практически каждый житель нашей страны – он или пользователь услуг автотранспорта, или предоставляет эти услуги, или обеспечивает работу автотранспорта. Сегодня День работников автомобильного транспорта празднуют на предприятиях, в лучшем случае – в городе или области. А мы хотим провести одно большое центральное торжественное мероприятие, и площадка МАФа подходит для этого как нельзя лучше. В программе празднования будет торжественное собрание, большой концерт в современном зале «Крокус Экспо».

- Эффективность работы российского автотранспорта (соотношение количества транспортных средств и количество перевозимых грузов) сегодня в разы ниже, чем во времена РСФСР. Холостые пробеги грузовых автомобилей составляли не более 25 %, сегодня около 70 %. Грузоподъемность подвижного состава обеспечивалась до 75 %, сейчас только 30 – 50 %. Совершенно забыты широко применявшиеся ранее технологии организации перевозок, когда тяжеловесные составы на всех видах транспорта, скоростные погрузо-разгрузочные операции, технологии «борт о борт», движение по графикам и определенным маршрутам были не исключением, а правилом. Когда грузовые автомобили не колесили по дорогам, как водителю заблагорассудилось, а ходили по определенным маршрутам и часовым графикам, как пассажирские автобусы. Когда в контейнерах возили около 30 % (сейчас около 5 %). На Волге было не протолкнуться от сухогрузов, которые шли по часовым графикам от порта к порту, где их уже ждали железнодорожники и автомобилисты. Как по Вашему, можно кардинально изменить ситуацию?

- В части автомобильного транспорта Минтранс России подготовил проект федерального закона «Об автомобильном транспорте и автотранспортной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Одновременно необходимо скоординировать развитие всех видов транспорта, предусмотренные в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы 2010 - 2015 годы».

При этом доступность и простота перевозки грузов для населения России увеличились в разы по сравнению с условиями работы в РСФСР. Современные логистические схемы позволяют отрабатывать партии грузов от 1 кг по минимальным ценам.

- «Транспортная стратегия России до 2030 года» включает в себя большой пакет прорывных технологий, которые повышают производительность транспортных систем в два-четыре раза. Что уже сделано, что предлагается сделать? Каковы перспективы реализации этой Стратегии на месте?

- Внедрение новых технологий предполагает проведение системных целенаправленных действий, подчиненных достижению определенного результата. Для проведения такой работы формируется программа, а также определяются средства для ее финансирования. Такой программой на транспорте является ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)», к сожалению, в ней отсутствуют вопросы, связанные с автомобильным и электрическим наземным транспортом.

Сейчас в соответствии с действующим законодательством (федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») создание условий и организация транспортного обслуживания населения всеми видами транспорта общего пользования в городском, пригородном и междугородном сообщении относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправлении.

Таким образом, достижение поставленных «Транспортной стратегией России до 2030 года» целей по повышению качества транспортного обслуживания населения в большей степени зависит от субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Реализация проектов по развитию внеуличного транспорта и обновление существующего парка подвижного состава новыми, современными транспортными средствами – все это дорогое удовольствие, оно требует значительных финансовых вливаний. Однако финансирование пассажирских предприятий из региональных и местных бюджетов, как и много лет назад, осуществляется по остаточному принципу.

- С 2010 г. фактически вдвое увеличен транспортный налог. В структуре грузового автомобильного транспорта сегодня 85 % (около 350 тыс.) малых предприятий. При увеличении транспортного налога вдвое необходимо или повысить плату за проезд для различных слоев населения, или заплатить из бюджета регионов, которые уже в настоящее время задолжали за пассажирские перевозки более 27 млрд рублей. При этом федеральные органы власти как бы сняли с себя ответственность, переложив ее на местные органы власти. Каким Вы видите будущее транспортного налога? Где найти финансовые источники, которые компенсировали бы транспортникам потери? Готово ли министерство к протестной реакции автоперевозчиков? И какова в этом случае будет его реакция?

- В соответствии с Федеральным законом № 282 «О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации были внесены изменения в главу 28 Налогового кодекса Российской Федерации «Транспортный налог»: субъектам Российской Федерации предоставлено право увеличивать или уменьшать установленные Налоговым кодексом Российской Федерации ставки транспортного налога в десять раз, устанавливать ставки налога в зависимости от года выпуска транспортного средства и его экологического класса, мощности и категории. Закон вступил в силу с 1 января 2010 г.     

Министерство транспорта Российской Федерации разделяет озабоченность возможным повышением ставок транспортного налога и связанными с этим негативными последствиями для организаций автотранспортного комплекса. И надеется, что у регионов хватит здравого смысла, чтобы воздержаться от резкого повышения транспортного налога.

В этой связи хотелось бы сказать, что еще в начале 2009 г. Минтранс России направил обращение к главам 34 субъектов Российской Федерации, в которых ставка транспортного налога для большегрузных автотранспортных средств была приближена к максимальному значению, с просьбой о ее снижении до уровня не более 50 рублей за 1 л. с. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации предложение Министерства транспорта Российской Федерации не было поддержано ввиду дефицита средств в региональных бюджетах.

Напомню, что вопросы, связанные с формированием налоговой политики в стране, находятся в компетенции Министерства финансов Российской Федерации.

При рассмотрении проекта федерального закона «О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» Министерством транспорта Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации были направлены обоснованные возражения по увеличению ставок транспортного налога для автобусов с мощностью двигателя свыше 200 л. с., а также грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л. с., однако предложения Министерства транспорта Российской Федерации не были учтены.

Объем китайско-европейской торговли создал реальные предпосылки для возрождения Великого шелкового пути и организации трансграничного азиатско-европейского автомобильного маршрута, проходящего по территориям Казахстана и России в страны Европейского союза

 

- Транзит Азия - Европа через Россию в четыре раза короче, чем те пути, которые сегодня используют наши потенциальные клиенты – немцы, французы и пр. Между тем закон «О транзите» уже долгое время не принимается. Ни европейские, ни азиатские грузовладельцы сегодня не доверяют российской логистике. Каким Вы видите будущее этого закона и ситуации с транзитом в целом?

- Российская Федерация последовательно выступает за свободу транзитного проезда и развитие международных транспортных (в том числе транзитных) коридоров и наряду с постоянными усилиями по расширению сотрудничества с европейскими странами большое значение придает развитию стабильного транспортного обеспечения торгово-экономических и социально-культурных связей со странами Центральной Азии, в том числе с государствами Шанхайской организации сотрудничества.

Достигнутый в настоящее время объем китайско-европейской торговли создал реальные предпосылки для возрождения великого шелкового пути и организации трансграничного азиатско-европейского автомобильного маршрута, проходящего по территориям Казахстана и России непосредственно в страны Европейского союза.

Практическая возможность выполнения по территориям Казахстана и России перевозок грузов российско-китайской и китайско-европейской торговли была наглядно продемонстрирована в ходе ряда автопробегов, организованных по маршруту Пекин – Казахстан – Россия – Латвия – Литва – Польша – Германия – Бельгия. Кроме того, определенную роль в решении данной задачи будет играть реализация проекта NELTI – «Новая евро-азиатская наземная транспортная инициатива» под эгидой Международного союза автомобильного транспорта.

При этом любые благоприятные возможности, прогнозы и намерения необходимо поддерживать и продвигать путем создания таких условий, которые в максимальной мере отвечали бы интересам перевозчиков и их клиентуры.

Усилия компетентных органов всех заинтересованных стран следует направлять на устранение существующих препятствий и обеспечение устойчивого развития международных автомобильных перевозок, вносящих важный вклад в расширение и углубление сотрудничества между Россией и странами Центральной Азии.

Важным является также согласование между заинтересованными сторонами программы постепенной реконструкции автомобильных дорог на маршрутах транзитных перевозок с учетом обеспечения общепринятых требований.

Предметом особого внимания Минтранса России, является в частности,  проект развития автомобильной дороги «Волгоград–Астрахань–Атырау–Бейнеу–Кунград» и «Актау–Бейнеу–Кунград» в составе международного транспортного коридора Е-40 с сооружением моста через реку Кигач.

Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной приказом Минтранса России от 12 мая 2005 г. № 45, определена необходимость реконструировать автодорогу «гр. Украины - Волгоград - Астрахань - гр. Казахстана (Атырау)», которая обеспечит кратчайший выход из южной Европы на Казахстан и Среднюю Азию, в том числе строительство мостового перехода через р. Волгу у Волгограда. Уже сейчас с вводом в действие мостового перехода через р. Кигач интенсивность движения транзитного транспорта по автомобильной дороге «Астрахань – Атырау» возросла до 2300 автомобилей в сутки (до открытия - около 500 авт./сут.).

В настоящее время подписан меморандум между Россией и Казахстаном о сотрудничестве и развитии автомобильных дорог, связывающих Западную Европу и Западный Китай, по маршруту Санкт-Петербург – Казань – Оренбург – Актобе – Алматы – граница Китая. Для реализации данного меморандума проводится научно-исследовательская работа «Разработка концепции комплексного развития международного транспортного маршрута Европа – Западный Китай на территории Российской Федерации (на участке Санкт-Петербург – Казань – Оренбург – граница Республики Казахстан)». При этом Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)» на развитие данного транспортного коридора предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 18 млрд рублей.

Конечно, все эти практические шаги должны быть подкреплены законодательной базой. Над этим Минтранс России сегодня активно работает. В настоящее время в министерстве находятся на рассмотрении:

- проект федерального закона «О транзите грузов через территорию Российской Федерации»;

- проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О транспортно – экспедиционной деятельности»;

- проект федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках».

Принятие указанных актов создает правовые основы для использования в полной мере транзитного потенциала Российской Федерации.

- В России много перевозчиков и - номинально – экспедиторов. В реальности же основная часть этих экспедиторов – «табуреточники», по нескольку раз перепродающие чужие фрахты, неспособные действительно эффективно организовать перевозку. Сама собой ситуация не улучшится: опыт показывает, что так называемый свободный (или дикий) рынок сам себя приводит не к цивилизованному, а к еще более дикому состоянию.

Ваше отношение к экспедированию грузов в России? Что мешает развитию цивилизованной экспедиции? Какой видит свою роль и что может сделать в этом процессе Минтранс России?

- Для наведения порядка в этой сфере деятельности введение системы саморегулирования должно стать одним из решающих факторов.

- В Китае сейчас ежегодно строится более 60 тыс. км. автодорог. До 2000 г. в России строили до 8 тыс. км автодорог, до 45 тыс. ремонтировали и обслуживали, а сейчас строится около 2 тыс. км, а обслуживается около 20 тыс. км. По некоторым оценкам в 2009 году ожидается и того меньше – ремонт около 10 тыс. км автодорог. Как Вы оцениваете перспективы дорожного строительства в России?

- В 2010 г. объем бюджетных ассигнований Минтрансу России составит 533 млрд рублей (в 2009 г. – 592 млрд руб.).

При этом ресурсы будут сконцентрированы на основных направлениях деятельности Минтранса России, к которым относятся развитие транспортной инфраструктуры, поддержание инфраструктурных объектов в работоспособном состоянии.

Предполагается ввести в эксплуатацию в установленные сроки такие объекты, как вторая очередь кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга на участке от автомобильной дороги «Нарва» до поселка Бронка, вторая очередь автомобильной дороги «Амур» Чита – Хабаровск, объекты автомобильной дороги «Кавказ» в Чеченской Республике и в Республике Дагестан, участок обхода г. Ефремова в Тульской области автомобильной дороги М-4 «Дон» и др.

В 2010 г. будет продолжена реализация таких проектов, как строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва – Минск, скоростной автодороги «Москва – Санкт-Петербург», Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области и др.

Минтранс России принял решение о направлении на содержание и ремонт федеральных автомобильных дорог дополнительно 5 млрд рублей за счет перераспределения бюджетных ассигнований.

Важным шагом является принятие Федерального закона о создании государственной компании «Российские автомобильные дороги». Цели деятельности компании – оказание государственных услуг в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления, развитие сети автомобильных дорог и поддержание их в надлежащем состоянии.

- По мнению многих транспортников, ликвидация Закона о дорожных фондах нанесла непоправимый ущерб экономики и населению России. Есть ли надежда на возвращение к этому вопросу? Как эту ситуацию видит Минтранс России?

- Проект федерального закона № 234917-4 «О дорожных фондах в Российской Федерации» внесен в Государственную Думу Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Проект федерального закона прошел правовую экспертизу и с точки зрения его соответствия действующему законодательству получил положительную оценку правового управления Государственной Думы.

Минтранс России подготовил и направил в Правительство Российской Федерации предложения о целесообразности дополнения данного законопроекта положениями, устанавливающими правовые, организационные, экономические принципы и основы формирования доходов федерального бюджета, для осуществления расходов, связанных с проведением дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

- Рабочая группа Союза транспортников России подготовила проект закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и защите национальных перевозчиков», предусматривающий, что при инвестициях за счет средств российских налогоплательщиков транспортные работы должны обеспечивать национальные перевозчики. Подобный нормативный акт уже полвека действует в США. По заключению Госдумы внесенный закон противоречит рыночным условиям. Каково Ваше мнение? Планирует ли Минтранс России защищать интересы и национального перевозчика и собственного рынка, а если да, то как?

- Проект федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», разработанный Союзом транспортников России, официально не поступал на рассмотрение в Минтранс России.

В качестве одной из антикризисных мер по поддержке национальных автомобильных перевозчиков Минтрансом России подготовлены предложения об установлении условий допуска к услугам по перевозке внешнеторговых грузов для государственных и муниципальных нужд с учетом приоритета по оказанию таких услуг российскими лицами.

Это предложение основывается на положениях Федерального закона № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска услуг, оказываемых иностранными лицами, для целей размещения заказов на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе, если при размещении заказов на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд услуги, оказываемые российскими лицами, имеют приоритет по отношению к услугам, выполняемым иностранными лицами.

В настоящее время упомянутая мера поддержки национальных автоперевозчиков рассматривается Минэкономразвития России.

Одним из наиболее важных направлений защиты национальных автомобильных перевозчиков в условиях мирового финансового кризиса Минтранс России считает продолжение проведения политики по сокращению квоты разрешений на перевозки грузов в/из третьих стран.

По данным транспортной статистики, в общем объеме перевозок грузов на российском рынке международных автотранспортных услуг, осуществляемых перевозчиками третьих стран, наибольшую долю занимают транспортные компании Беларуси, Польши и Украины.

В этой связи Минтранс России проводит политику последовательного сокращения квоты разрешений на перевозки грузов в/из третьих стран для перевозчиков указанных стран. Если в 2007 г. контингент таких разрешений для польской стороны составлял 38 тыс. бланков, то в 2009 г. он был снижен до 30 тыс. Начиная со второго квартала 2009 г. на 20 % по сравнению с предыдущими годами снижена квота разрешений на перевозки грузов в/из третьих стран для перевозчиков Беларуси и Украины.