Автобизнес "Peugeot – о «боксерах» и «партнерах»"


 

Роман МУРАШОВ

Фото автора

 

В конце марта – в самом начале стартующего сезона продаж - компания Peugeot в загородном отеле провела презентацию своего коммерческого ряда автомобилей. Любопытно, что первую машину в легком коммерческом сегменте производитель представил публике 115 лет назад…

 

Прототипы современного Partner

Один из старейших автомобильных брендов в мире - французская марка Peugeot – в числе первых в 1895 г. выпустила автомобиль для коммерческого использования. Это был Peugeot Type 13, сделанный в пяти экземплярах на заказ. Фургон был оснащен двухцилиндровым двигателем, четырехступенчатой коробкой передач и цепным приводом на задние колеса. Масса перевозимой им полезной нагрузки составляла 500 кг.

В 1898 г. была создана модель Peugeot Type 22 с бортовой платформой. Грузовик унаследовал надежный тип кузова от транспорта на конной тяге, оснащался двухцилиндровым мотором горизонтального расположения и мог перевозить грузы весом до 1 т. С началом ХХ в. грузоподъемность последующих модификаций машины варьировалась от 400 до 1800 кг.

Год 1906-й стал началом нового витка развития коммерческих автомобилей Peugeot - кузов приобрел привычный автомобильный силуэт. В арсенале производителя была широкая гамма кузовов в соответствии с областью применения: бортовые платформы, фургоны, туристические автомобили увеличенной вместимости с открытым верхом и пр.

Во время Первой мировой войны эксплуатировалось 6 тыс. грузовиков марки Peugeot. После нее весь модельный ряд легкого коммерческого транспорта создавался на шасси легковых автомобилей и включал специальные версии для различных областей применения.

В 1930 г. компания Peugeot выделила коммерческий транспорт в отдельное направление и усилила свои позиции выпуском на рынок модели 201 грузоподъемностью 750 кг в различных исполнениях: шасси с кабиной, две версии бортовой платформы, хлебный, классический фургон и легкий грузовик.

В 40-е годы компания выпустила коммерческий автомобиль DMA грузоподъемностью до 2 т с отдельной кабиной. Он оснащался двигателем от модели 402, а впоследствии и мотором модели 203 и получил название Q3A. После Второй мировой войны на базе этой модели была создана широкая гамма модификаций: тентованные и бортовые платформы грузоподъемностью 850 кг, пикапы, фургоны, автомобили скорой помощи с двумя носилками.

С середины 50-х годов шасси с кабиной и бортовые грузовики Peugeot с тентом создавались на базе модели 403, а в 60-х - на базе модели 404, которых было произведено более 794 тыс. экземпляров, что побило существовавшие ранее рекорды тиража производства одной модели.

 

Выпускной тракт, топливный бак, рычаги передней подвески – все подобрано на одном уровне и спрятано внутри рамы

 

…и современный Partner

Peugeot Partner VU – без преувеличения - практичный и стильный автомобиль. Широкое панорамное ветровое стекло обеспечивает одинаково хороший обзор водителю как при движении по магистрали, так и при маневрировании в стесненных городских условиях.

Широкие задние распашные двери Partner VU открываются на 180°, возможен также вариант установки на автомобиль одной открывающейся вверх задней двери. Объем грузового отсека – 3 м3. Машина оснащается бензиновым двигателем с рабочим объемом 1,4 л, крутящий момент которого гарантирует даже при максимальной загрузке (650 кг) хороший разгон и уменьшение числа необходимых переключений передач, что позволяет Partner в полной мере отвечать требованиям современного дорожного движения.

   

В кабине комфорт водителя сопоставим с легковым автомобилем, что, несомненно, украсит его трудовые будни

 

Boxer – путь длиною в шесть десятков лет

В начале 50-х гг. параллельно с производством коммерческих моделей, построенных на базе легковых автомобилей, развивался рынок современных фургонов с несущим кузовом, с пониженной высотой погрузки благодаря применению переднего привода и задней торсионной подвески.

Peugeot D3A предлагался как цельнометаллический фургон, автобус на 13/14 мест, а также как автомобиль скорой помощи. В 1955 г. появился фургон D4A, сохранивший стиль предшественника, оборудованный боковой дверью и с улучшенными тягово-динамическими характеристиками благодаря новому мотору 403. Впоследствии была выпущена версия с дизельным двигателем.

Модель J7 грузоподъемностью 1400 – 1800 кг, представленная в 1965 г., также имела несущий кузов, передний привод и была оснащена сдвижными передними дверьми. В 1980 г. J7 был усовершенствован и получил обозначение J9.

На парижском автомобильном салоне в 1981 г. был представлен фургон Peugeot J5 грузоподъемностью от 1000 - 1500 кг, производившийся вплоть до 1994 г. Эта модель стала результатом сотрудничества PSA Peugeot Citroen и Fiat. Сборка модели, продаваемой в мире под тремя брендами, осуществлялась на заводе в Вал ди Сангро в Италии.

В 1994 г. Peugeot J5 был заменен более совершенной моделью Boxer, также выпускаемой в рамках партнерства. В сравнении с предшествующей моделью Boxer выглядел более привлекательно благодаря разнообразию вариантов кузовов, созданных на короткой, средней и длинной базах.

С момента создания марки Peugeot по настоящее время произведено порядка 5,5 млн легких грузовиков.

 

В подкапотном пространстве «боксера» добраться до какого-либо узла просто по-прежнему, лишь для сервисменов, водителю же самостоятельно даже стеклоомыватель просто так не залить – только через воронку

 

Испытания Россией

В России первые коммерческие автомобили Peugeot появились в самом начале XX в. В 1912 г. военное ведомство страны организовало пробег грузовых автомобилей Peugeot, чтобы выявить «наиболее подходящие для армейских нужд образцы». Испытания проходили по маршруту Санкт-Петербург – Новгород Великий – Тверь – Москва – Брянск – Орел – Тула – Серпухов – Санкт-Петербург в тяжелых условиях осенней распутицы. В пробеге участвовали два грузовых автомобиля Peugeot Type 505, которые по его итогам удостоились высоких оценок.

Современные коммерческие автомобили Peugeot представлены богатым выбором версий, комплектуются широкой гаммой двигателей, имеют множество полезных функций и трансформируются под различные задачи.

Peugeot Россия - была создана в 2004 г. В 2007 г. организация была переименована в «Пежо Ситроен Рус».

В настоящее время коммерческие автомобили Peugeot представлены в России тремя основными моделями: Peugeot Partner Origin, Peugeot Tepee и Peugeot Boxer. Peugeot Partner Origin, Peugeot Tepee имеют грузопассажирские и грузовые версии. Ассортимент модификаций Peugeot Boxer составляют цельнометаллический фургон, грузопассажирский комби и шасси с кабиной. Для специальных задач производитель предлагает переоборудованные автомобили, сконструированные на базе Peugeot Boxer шасси и цельнометаллического фургона. Сегодня существует возможность выбрать подходящий автомобиль из нескольких десятков модификаций.

Например, только автобусов малой вместимости (маршрутные такси, междугородний автобус) насчитывается более 20 вариантов исполнения. Амплуа Peugeot Boxer самые разные – скорая помощь, инкассаторский бронеавтомобиль, лаборатория и автомастерская, перевозчик, курьер, строитель, автомобиль для спецслужб и правоохранительных органов. Это всего лишь часть сфер применения Peugeot Boxer с использованием базового цельнометаллического исполнения и его модификаций. Шасси Peugeot Boxer только одних изотермических модификаций имеет не менее пяти.

Современный Boxer комплектуется очень тяговитым дизельным двигателем, соответствующим экологическому стандарту Евро-4. Передний привод – редкое, если не единственное в этом классе автомобилей техническое решение – повышает проходимость машины в зимний период эксплуатации. Усиленная подвеска, дисковые тормоза на всех колесах, АБС и система помощи при экстренном торможении существенно повышают управляемость автомобиля не только на междугородней трассе, но и в условиях постоянного маневрирования в плотном городском транспортном потоке. Кузов автобуса малой вместимости на базе Peugeot Boxer имеет современный и интересный внешний вид, в пассажирском салоне (с самым низким уровнем пола среди конкурентов) отсутствуют ступени, высота внутри салона - почти 2000 мм.

Разработка грузовых модификаций Peugeot Boxer ведется с учетом потребностей современного рынка грузоперевозок. В расчет принимаются в том числе и особенности перевозок в российских условиях, которые классифицируются иностранными производителями автомобилей как тяжелые условия эксплуатации. В частности, изотермические фургоны на базе шасси Peugeot Boxer в ходе эксплуатации справляются с задачей транспортировки груза при температуре окружающей среды от -40 до +40 °С и влажности воздуха до 80 %.

Основу продаж коммерческого направления Peugeot составляют грузовые и грузопассажирские фургоны.

 

Грузоподъемность машин доходит до 1,9 т, объем перевозимого груза – до 17 м3 в зависимости от модификации

 

Boxer маршрутное такси

Peugeot Boxer маршрутное такси - с приводом на колеса передней оси, поперечно расположенным двигателем и односкатными колесами заднего моста. Для этой цели используется два варианта размерности автомобиля – длинный L3 длиной 6 м и сверхдлинный L4 длиной 6.36 м.

Если смотреть на Boxer сбоку, можно заметить, что просторная и вместительная кабина слегка смещена вперед, а моторный отсек имеет небольшие размеры. Такая полукапотная компоновка cab-forward придает Boxer ряд важных качеств: у пустого и полностью загруженного автомобиля развесовка по осям остается практически одинаковой, высвобождает полезное пространство внутри салона автомобиля. Объяснение очень простое: двигатель расположен поперек кузова и привод осуществляется на переднюю ось, поэтому моторный отсек имеет компактные размеры.

Этот фактор также позволил опустить уровень пола пассажирского салона – центр тяжести автомобиля теперь расположился ниже и его положение независимо от загрузки почти неизменно. Благодаря этому устойчивость на дороге даже при максимальных загрузках у Boxer одна из лучших в классе.

В отличие от автомобилей с приводом на заднюю ось, Peugeot Boxer меньше буксует на скользких дорогах, обледенелых площадках. Благодаря односкатным задним колесам машина обладает большей проходимостью зимой: по снежной «каше» и глубокому снегу передние и задние колеса едут след в след, не создавая ненужного сопротивления и предпосылок для пробуксовки, что часто сопровождает эксплуатацию автомобилей с двускатными задними колесами. Летом односкатная ошиновка ощутимо экономит топливо и делает езду более комфортной.

Маршрутное такси на базе Peugeot Boxer способно брать на борт от 9 до 22-х человек (не считая водителя) в полном соответствии с требованиями российских государственных стандартов. Пассажировместимость 22 человека на сегодняшний день наибольшая для автобусов этого класса. Благодаря большой внутренней высоте кузова автомобиль может перевозить стоящих пассажиров.

Технология изготовления пола микроавтобуса не нарушает целостности оцинкованного днища автомобиля. Внутреннее напольное покрытие позволяет производить уборку салона струей воды под давлением.

   

Промтоварный фургончик Peugeot Boxer неплох во всех отношениях: крепок, экономичен, хорош на ходу, в кабине – комфортно, погрузочная площадка невысока

 

Шасси + кабина

Самый универсальный тип кузова - его можно назвать заготовкой - позволяет построить автомобиль любого назначения путем установки на раму различного оборудования: фургона любого типа, бортовой платформы, эвакуатора, самосвального кузова, цистерны и пр.

Комплектация Peugeot Boxer ChC позволяет адаптировать автомобиль-шасси к каждому конкретному кузову: можно выбрать необходимой длины кронштейны наружных зеркал заднего вида, подобрав их к кузову определенной ширины, один из нескольких вариантов подвода энергии к агрегатам в кузове.

Рама у Boxer ChC сварена из стальных оцинкованных двутавровых балок толщиной до 3 мм и имеет усилители из швеллеров такой же толщины. Подобная конструкция больше характерна для грузовых автомобилей тяжелого класса. Диффузионная точечная сварка сделала раму на 15 % более прочной и жесткой в сравнении с Boxer-шасси предыдущего поколения. Одно из самых важных достоинств новой конструкции – относительно небольшая масса шасси. Выигранные килограммы пошли на увеличение грузоподъемности автомобиля.

Для крепления кузова или оборудования рама Boxer ChC оборудована  модульной конструкцией, и расстояние между крепежными отверстиями на ней имеет постоянное заранее заданное значение. В зависимости от модификации автомобиля (L2, L3, L4) меняется количество отверстий. Размер колесной базы и задний свес варьируются изменением длины рамных вставок и заднего хвостовика, что не оказывает влияния на прочность и жесткость конструкции.

Соответственно, благодаря тому, что расстояние между крепежными отверстиями для кузова постоянно, существенно облегчается установка нового кузова на раме автомобиля.

   

Версия Peugeot Boxer-микроавтобус при всех перечисленных достоинствах автомобиля несет комфорт еще и пассажирам

 

«Под знаком льва»: итоги и перспективы

В 2010 г. компания Peugeot отмечает 200-летие своей марки и запускает локальное производство автомобилей своего бренда в Калужской области. Как считает руководитель компании Peugeot в России Француа Пуарье, открытие завода в одном из ключевых для марки регионов - это очень важный шаг. Первоначальная мощность завода составит 45 тыс. машин в год, в 2012 г. ее планируется увеличить до 150 тыс., в дальнейшем – до 300 тыс. единиц.

По итогам 2009 г. доля рынка компании выросла и составила на конец ноября 2,1 % по сравнению с 1,6 % в 2008 г. При этом Peugeot стал одним из немногих автомобильных брендов, спрос на который на российском рынке увеличивался в течение всего 2009 г., в то время когда объемы продаж всего сектора снизились более чем на 50 %. Наилучший результат компания Peugeot Россия показала в сегменте легкого коммерческого транспорта, продемонстрировав рост на 20 %, тогда как сегмент в целом снизился на 55 %.

К тому же прошлый год стал годом активного развития дилерской сети Peugeot в России. В конце ноября 2009 г. марка уже была представлена на 85 % территории России и имела 65 официальных салонов продаж и обслуживания (на конец 2008 г. их количество составляло 54).

В планах компании на 2010 г. увеличить объем продаж на российском рынке на 50 % по сравнению с показателями 2009 г. И эти намерения появились не на пустом месте: доля рынка Peugeot Россия выросла за первые месяцы 2010 г. и составила на конец февраля 2,15 %. Также начало года ознаменовалось открытием нового дилерского центра марки в Кирове. Новый автосалон стал 66-м в России, в настоящее время компанию представляет 51 дилер в 40 городах страны - от Калининграда на западе до Иркутска на востоке. Также планы компании предусматривают открытие 10 дилерских центров марки в России в течение 2010 г. Они будут расположены не только в городах-миллионерах, но и в более мелких субъектах РФ.

Кроме того, стартует новая программы Peugeot Assistance, которая предполагает выезд автомобиля технической помощи Peugeot в случае неполадок у клиента марки в любую точку на расстоянии 200 км от Москвы или 150 км от любого из 40 городов присутствия Peugeot.