Автосервис "Детали без посредников"


Как работает онлайн-склад запчастей

 

Александр КАЛУГИН

Фото автора

 

Знакомый огорошил меня прямо с ходу: «Сань, веришь-нет, я теперь покупаю железо, не выходя из дома!». И, не дав мне опомниться, продолжил: «DAF начал продажу запчастей через Интернет». Это что-то новенькое, чтобы мой знакомый, человек эпохи паровозов, освоил просторы Всемирной паутины. Вот баранку он крутит мастерски, пилотаж на фуре для него – не проблема, а тут – «высшая математика»… В разговоре выяснилось, что продвинутым юзером он пока так и не стал – на первых порах операции за него выполнял сын, а друг лишь запоминал последовательность действий. Теперь приятель сам входит в Интернет и умудряется не заблудиться! И хотя, говоря языком авиаторов, его действия из разряда взлет-посадка, этого достаточно, чтобы получить желаемый результат.

 

Ходоки отдыхают

Так уж сложилось, что в России у компании DAF нет своего официального представительства, которое поддерживало бы дилеров на местах. Поэтому и новых машин продается меньше, чем грузовиков других европейских брендов, и сеть сервисных станций не такая густая, как у конкурентов. И если бы не усилия частной компании VH-DAF, положение было бы, мягко говоря, незавидным.

Тем не менее российские автоперевозчики покупают голландские грузовики и особенно активно – грузовики с пробегом. У этих машин большой ресурс и мало капризной электроники, они просты в обслуживании и надежны, как скала. Наконец, главное – предсказуемые затраты на их эксплуатацию позволяют стабильно привозить прибыль, ради чего, собственно, и стараются дальнобойщики. И единственное, что до недавних пор отравляло жизнь владельцам DAF в России, – неизбежная необходимость ехать в Москву за «железяками». В регионах фирменные детали DAF встречались редко, поскольку хозяевам магазинов запчастей нужен оборот с продаж, а не наличие ассортимента для всех грузовых марок. Частично ситуацию спасала география международных маршрутов, большинство которых пролегало через российскую столицу. Транспортники имели возможность обслуживать технику по пути за границу или по дороге домой. Некоторые перевозчики шли на то, чтобы посещать фирменные СТО в Европе. Но кризис перечеркнул старую практику: львиная доля компаний ограничила или полностью прекратила международную доставку грузов. А если в своем регионе нет СТО DAF, то какой же резон ехать за деталями в Белокаменную? Так никаких денег не напасешься…

Вот так и пришла идея заказывать новые и восстановленные оригинальные и альтернативные детали на расстоянии. Конечно, сама по себе продажа «грузовых» запчастей через Интернет не нова. Но много ли у нас фирм, которые предоставляют такие услуги на выгодных для клиента условиях? То-то и оно, что нет. У российских владельцев голландских грузовиков и полуприцепов европейского производства подобная возможность появилась в конце 2009 г., когда открылся онлайн-склад запчастей.

Теперь любому хозяину DAF, будь то компания с внушительным парком или одиночный перевозчик, станция технического обслуживания или магазин запчастей, не нужно тратить время на утомительные попытки дозвониться по городскому или мобильному телефону и до мозолей на пальцах отправлять факсы с перечнем искомых товарных позиций. Отпала необходимость слать гонцов в российскую столицу с кипой бумаг или пачкой наличных для закупки деталей. Всего несколько кликов мышкой компьютера – и клиент в курсе наличия и текущей стоимости нужной запчасти на центральном складе. И ехать в Москву теперь не надо: оплаченный товар доставят точно по указанному адресу. Теоретически никто не запрещает покупать запчасти дедовским способом, но, по большому счету, время ходоков прошло.

 

Ты – мне, я – тебе

Фильм с таким названием в 70-е годы наделал много шума: в Советском Союзе картину запретили и сняли с проката. А все из-за того, что лента откровенно рассказывала о негативной стороне жизни – дефиците. В современной России такого явления в прежнем понимании, к счастью, нет. Однако владельцам грузовиков DAF от этого не легче: в их регионах проще добыть золотое руно, чем нужную деталь с соответствующей маркировкой. О прицепах отдельный разговор: новые детали для них брали только в исключительных случаях, и каждый раз нужно было искать очередного поставщика. Услуги посредников стоили денег, а сам поиск отнимал уйму времени и сил. В некоторых транспортных компаниях была даже должность снабженца, но кризис заставил людей взглянуть на рентабельность бизнеса под более практичным углом. И тогда руководство VH-DAF решило: пора оказывать перевозчикам услуги европейского уровня. Проект «Онлайн-склад запчастей» получил путевку в жизнь.

Вообще-то, региональный склад оригинальных запасных частей на весь модельный ряд DAF действовал в Москве и раньше, только пользовались им по старинке: заранее оплатил безналом – приехал и сам забрал. Или так: приехал, выложил наличные – увез запчасти. Между тем на повестку дня встала проблема быстрой доставки деталей и узлов в регионы, где их днем с огнем не отыскать. Ну не расширять же штат сотрудников и не ехать за каждым фильтром или ремкомплектом в Москву! Да и метаться в поисках подходящих компонентов для прицепного состава не с руки. А на грузовых разборках и магазинчиках запчастей – по закону подлости – есть все, кроме того, что вам нужно… В то же время длительный простой техники в ремонте или на обслуживании из-за отсутствия деталей – вообще непозволительная роскошь. Вот вам и воплощение идеи организовать продажу запчастей через Интернет.

Начальник отдела продаж запасных частей VH-DAF Александр Кудасов утверждает, что на центральном складе компании в Москве, как и в Греции, есть все. По крайней мере есть самые востребованные перевозчиками детали за исключением крупногабаритных. Раму, кабину, двигатель, мосты в сборе нужно по-прежнему заказывать в Нидерландах. Зато в наличии имеются комплектные коробки передач с интрадером и без него, которые устанавливают как на магистральные тягачи, так и на строительную технику. Есть на складе коробки отбора мощности, сцепление в сборе и масса других узлов, агрегатов и отдельных запчастей – всего более 5000 наименований. О ремкомплектах и расходниках можно даже не заикаться: этого добра припасено достаточно. Ждать поступления генератора, блока управления зажиганием, топливного насоса или форсунок высокого давления долго не придется, поскольку эти детали уже находятся в России, а не за границей, и все они прошли полную таможенную очистку.

Кроме новых оригинальных и восстановленных деталей с маркировкой made by DAF в наличии на складе в Москве всегда имеются запасные части для полуприцепов с осями SAF, ROR, BPW, моторные и трансмиссионные масла ведущих брендов, рекомендованные производителем грузовиков герметики и пластичные смазки, раствор мочевины для автомобилей с двигателями Евро-4 и -5. Есть и оригинальные аксессуары для грузовиков DAF: хромированные диски, спойлеры, дополнительные фары, пневматические горны и прочее, прочее… Все запчасти сертифицированы в России ЦСС АМТ и защищены заводской гарантией сроком 1 год. И для того, чтобы узнать о наличии деталей на складе, не нужно заводить знакомства и блат на фирме: фразы вроде «Петрович, при поступлении отзвонись» или «Михалыч, отложи» теперь неактуальны.

 

Доступ – через регистрацию

Услуга «он-лайн склад запчастей» открыта многим, но не всем. Это не проходной двор, по которому могут бродить все, кому вздумается. Это деловой портал для людей, занятых транспортным бизнесом, и потому праздным зевакам – только без обид – здесь делать нечего. Во избежание недоразумений и происков конкурентов система автоматически анализирует, деловой или праздный интерес у посетителя сайта к товару. Если человек не покупает, а только изучает ценники, то после 30 кликов по строчкам электронного списка информация для него блокируется. Но у проверенных партнеров, с которыми поставщик товаров и услуг работает давно, кредит доверия гораздо выше и никаких ограничений по спросу нет. По сути, у надежных пользователей доступ к ресурсу не лимитирован.

Чтобы получить доступ к базе данных о наличии запасных частей, клиент должен зарегистрироваться. Сделать это можно двумя способами: отправив запрос по e-mail через Интернет или с помощью сотрудника VH-DAF по телефону. В первом случае на обработку введенных данных может уйти от нескольких минут до нескольких часов, а во втором (при разговоре с представителем сервиса) – не больше чайной паузы продолжительностью 10 минут. Регистрация по телефону избавляет от необходимости вчитываться в строки на мониторе, вбивать нужные сведения, проверять их и контролировать отправку электронного письма. В обоих случаях регистрация требуется только один раз. В дальнейшем автоперевозчик может работать с онлайн-складом запчастей самостоятельно, обезличенно, без посредника.

Важно понять, что при всей строгости подхода к деловым партнерам поставщик услуги не является закрытым клубом для избранных. По новому направлению своей деятельности столичная компания VH-DAF сотрудничает с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, предоставляя всем равные возможности. Клиентами могут быть дилерские предприятия, магазины по продаже запасных частей, сервисные станции, автоперевозчики. Для юрлиц и ИП предоставляется полный пакет необходимых документов: счет, счет-фактура, товарная накладная. Физическим лицам пробивают кассовый и выписывают товарный чеки. В передаче товара тоже ничего нового нет: ее осуществляют на основании доверенности, заверенной печатью и подписью уполномоченных лиц от покупателя или оттиска печати и подписи на экземпляре товарной накладной VH-DAF.

Независимо от формы собственности заказчика для заключения договора о поставке запасных частей необходимы следующие документы: копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ИНН) и копия свидетельства о внесении в ЕГРЮЛ (ОГРН). Кроме того, если договор подписывает не руководитель организации, а кто-то из его заместителей, для юридических лиц требуется доверенность на право подписи договоров, а для ИП – копия всех заполненных страниц общегражданского паспорта. Копии должны быть заверены печатью организации контрагента и приложены к экземпляру договора продавца. Как видите, никакой высшей математики, все как обычно.

При этом механизм поиска и заказа запчастей для грузовиков и прицепного состава практически такой же, как в обычном интернет-магазине. Набираете электронный адрес, вводите данные своей регистрации – и вы уже в онлайн-складе. Смотрите, есть ли нужная деталь в наличии и сколько она стоит. Если деталь есть и цена вас устраивает, кликнете по ней мышкой – и запчасть уже в виртуальной корзине. Ввели нужное количество, при необходимости добавили другие позиции – и заявку можно отправлять поставщику. Буквально через пару секунд клиент получает автоматический ответ с подтверждением того, что заказ принят к рассмотрению. Следующий ход – за специалистом отдела запасных частей VH-DAF. Не вы ему, а он вам звонит по телефону, связывается по e-mail или с помощью ICQ и уточняет, каким способом отправить ваш заказ. Способов может быть несколько: авиационным, железнодорожным или автомобильным транспортом. Разумеется, авиапересылка обойдется дороже, зато срок поставки будет минимальным.

Начальник отдела продаж запасных частей VH-DAF Александр Кудасов утверждает, что на центральном складе компании в Москве, как и в Греции, есть все

 

Как это работает

Получить персональный доступ к онлайн-складу запчастей VH-DAF несложно. Для этого нужно отправить заявку с просьбой о регистрации вашей транспортной компании на электронный адрес sparts@vh-daf.ru. В нем следует указать полное наименование организации, род деятельности, фактический адрес с указанием почтового индекса, фамилию и имя контактного лица, номера рабочего и мобильного телефонов, адрес электронной почты и номер ISQ, если такой используется.

По словам главного программиста VH-DAF Кирилла Коновалова, работать с онлайн-складом запчастей очень легко. Сайт компании, на котором он расположен, открывается любой операционной системой, установленной на персональном компьютере или ноутбуке. Движок сайта прост и понятен, а главное – не создает проблем пользователю длительной загрузкой картинок и заставок, чем так любят грешить программисты. Доступный ресурс обеспечен быстротой и удобством поиска и радует оперативной обратной связью. После получения запроса от клиента обычно проходит от 10 минут до одного часа, и продавец отдела запчастей VH-DAF выходит на прямую связь с заказчиком.

Заказы с мест приходят в автоматизированную систему 1С и регистрируются в ней круглосуточно. Даже если данные поступили ночью, они никуда не пропадут, не будут забыты или оставлены без внимания и уж тем более не заваляются, как вырванный листок из бумажного рулона факсового аппарата. Обработку запроса никто не откладывает на потом, на завтра и т.д., если только речь не идет об исключительных случаях, когда входящее сообщение поступило в ночное время. Документ получает ход сразу, как только начинается рабочий день у сотрудников московского офиса. При отсутствии товара на складе клиент может подождать его прихода или аннулировать текущий заказ – как он сочтет необходимым.

Достоинство сайта, считает Кирилл, и в его актуальности. В отличие от некоторых интернет-магазинов, онлайн-склад не содержит информацию о товаре, которого нет в наличии. Коллеги по интернет-торговле могут вводить покупателя в заблуждение относительно наличия товара, и это понятно: конкуренция в условиях кризиса – вещь нешуточная. Но привлекать клиентов такой ценой VH-DAF не намерен. Не станет он водить перевозчика или другого потребителя за нос относительно сроков поставки и уж тем более не позволит себе вольного обращения с ценами: так можно и репутацию испортить, причем раз и навсегда.

Несмотря на то, что на протяжении I квартала 2010 г. услуга уже доказала свою состоятельность, она не является окончательно сформированной. Автор идеи онлайн-склада запчастей DAF – веб-программист Дарья Лапина говорит о том, что услуга по реализации через Интернет деталей для грузовых автомобилей и полуприцепов постепенно совершенствуется. Следующим шагом в обеспечении удобства работы с базой данных будет фотобанк продаваемых запчастей. Согласитесь, намного приятнее видеть то, что покупаешь и сравнивать номенклатурную деталь с той, что подлежит замене. Не секрет, что известны случаи, когда перевозчики и даже ремонтники по ошибке выбирали не подходящие для них запчасти. Картинка с изображением конкретной детали, узла и целого механизма с возможностью ее увеличения уменьшит число ошибок и упростит выбор. Снимки оригинальных деталей грузовиков DAF и производителей компонентов для прицепного состава появятся на сайте до конца текущего года.

Наряду с этим новшеством в ближайшем будущем появится хорошо знакомый всем интернетчикам «Личный кабинет». Он позволит контрагентам самостоятельно отслеживать историю своих заказов в компании, не привлекая для этого секретаря, офис-менеджера или другого сотрудника. В конечном счете это избавит от необходимости ворошить подшивку бумаг всякий раз, как только понадобится что-то уточнить. И это освободит заказчика от потребности держать в уме большой объем деловых сведений.

С января 2010 г. возможности сервиса DAF были расширены за счет услуги запроса по VIN-коду через Интернет. Для этого на сайте VH-DAF достаточно войти в раздел «Запчасти» и перейти к разделу «Запрос по VIN». От клиента (даже такого «дремучего», как мой приятель эпохи паровозов) требуется всего ничего – заполнить пустые графы предложенной формы. В них нужно указать данные транспортного средства, а именно: VIN-код производителя, модель грузовика, год выпуска, мощность двигателя. Графа «Дополнительные сведения» заполняется на усмотрение клиента, а вообще вводить туда какую-либо информацию необязательно. Далее следует указать название или описание запчасти, контактное лицо, номер телефона для связи, e-mail и ISQ, если таковой имеется. К слову, ISQ охотно используют все продавцы оригинальных запчастей, и в этом смысле фирма VH-DAF не исключение.

Чтобы узнать о наличии деталей на складе, не нужно заводить знакомства и блат на фирме, фразы вроде «Петрович, при поступлении отзвонись» или «Михалыч, отложи» теперь неактуальны

 

Порядок расчета

В знаменитом произведении Ильфа и Петрова герой спрашивал: «А можно так: утром – стулья, вечером – деньги?» Оппонент отвечал: «Можно, но деньги – вперед!». То же самое можно сказать и о товарно-денежных отношениях VH-DAF с клиентами, правда, с некоторыми оговорками.

Как и в любом деле, онлайн-склад запчастей имеет установленный порядок расчетов за приобретаемый товар. Он логичен, прост и прозрачен, что позволяет клиентам планировать свои расходы и грамотно оперировать финансами. Никаких серых схем, оплаты мимо кассы и прочих незаконных «телодвижений» партнер в лице VH-DAF не приемлет, и новичкам с этим нужно считаться. В то же время правила ведения бизнеса предусматривают встречные движения к клиенту в виде резервирования товара и предоставления сниженных цен, т. е. скидок.

Для дилерских центров, сервисных станций, транспортных компаний и магазинов грузовых запчастей и раньше была предусмотрена гибкая система скидок. Объяснялось это тем, что внушительный объем закупок позволял выставлять более лояльную цену. В условиях кризиса товарооборот упал, денежные ручейки обмелели, и предоставлять лояльный прайс покупателям стало значительно труднее. Однако и в настоящее время скидка в размере 3% от стоимости товара предоставляется любому клиенту, обратившемуся в VH-DAF повторно. При этом форма собственности не имеет значения: клиентом может быть государственная структура, крупная частная фирма или дальнобойщик-частник. А вообще система скидок оговаривается с каждым отдельно.

Согласно распространенной на VH-DAF практике размер предоставляемых клиенту скидок зависит от объема закупок клиента за квартал. Немаловажную роль играет и своевременная оплата заказанного товара. Для новых клиентов отсрочка доступна при оплаченных отгрузках по истечении двухмесячного периода работы. Форма оплаты (по наличному или безналичному расчету) при этом не принципиальна, но это тот самый случай, когда размер (в данном случае объем закупок) имеет значение. Обычно торгующим организациям (магазинам, павильонам, сервисным станциям) предоставляют скидку в размере до 10 % от действующего прайс-листа фирмы. Точно такая же максимальная скидка при определенных условиях практикуется для ИП, перепродающих запчасти, и автопарков с числом автомобилей более 10 единиц. Подход здесь действительно индивидуальный, но более подробную информацию лучше получить из первых рук – от менеджеров отдела продаж запасных частей.

Порядок расчета традиционно имеет вилку: по предоплате и без предоплаты. Как правило, предоплату взимают с новых клиентов, а также при заказе редких (а значит, плохо ликвидных) и дорогостоящих деталей. Если искомой позиции в наличии на московском складе нет, заказ отправляют на завод в Нидерланды, и оплату в полном объеме берет на себя VH-DAF. Случиться может всякое, и если клиент по каким-то причинам передумает брать товар, поставщик не должен из своего кармана оплачивать подобные финансовые риски. Так что предоплата – это, скорее, попытка подстраховаться, не более того.

Без аванса обслуживаются небольшие заказы проверенных партнеров, надежность и порядочность которых доказана предыдущим сотрудничеством и не вызывает сомнений. В принципе, так работают многие поставщики, и это вполне логично. Работа с клиентом без предоплаты строится в том случае, если между сторонами подписан договор об отсрочке платежа. Максимальный срок отсрочки – 30 календарных дней. При этом размер заказа должен быть весьма внушительным – минимум на 10 тыс. евро. Рассчитывать на скидку при большей сумме заказа можно, при меньшей – нет. Если клиент не готов брать оговоренный объем, ему предоставляют отсрочку на 5 рабочих дней с момента получения товара, а не с момента отгрузки. И это совершенно оправданно. Есть, например, клиенты из г. Краснокаменска, что в Забайкалье. Детали для их DAF 95XF доставляют поездом, что по времени занимает от 10 до 14 дней. Хочешь – не хочешь, а с такими реалиями приходится считаться. Но это исключение из правил, поскольку большинство грузовиков DAF трудится в центральном, южном и западном регионах России.

Бывает и так, что автоперевозчик сам хочет забрать товар в Москве и просит по телефону отложить его на некоторое время. Сотрудники VH-DAF идут навстречу, но с оговоркой. Резервирование товара для новоиспеченных клиентов, обращающихся впервые, или, как говорят, с улицы, допускается максимум на 2 дня, для постоянных – на 5 дней. Если по истечении указанного срока клиент не выкупает зарезервированную деталь, бронь снимают и включают запчасть в общий перечень доступных для заказа товарных позиций. И если у заказчика не нашлось веской аргументации допущенной оплошности, доверие к нему будет подорвано, и в следующий раз ему вряд ли пойдут навстречу.

 

Сроки и способы доставки

После обработки заказа перевозчику отправляют счет для оплаты нужных наименований запчастей. Факт перевода денег компания отслеживает по выписке. Как только финансисты подтверждают перечисление средств, начальник отдела продаж запчастей дает команду на отправку товара по указанному адресу. Как правило, по Москве, в пределах МКАД, запчасти доставляют бесплатно в течение суток. До транспортных компаний в регионы оплаченный товар передают через водителей автобусов и проводников поездов. Разумеется, услуги посредника (водителя автобуса, проводника) оплачивает получатель. Быть может, это и дедовский метод, зато самый быстрый и экономичный. В конце концов все мы люди, и понять перевозчиков можно.

Обычно при отправке заказа утренним рейсом в Тулу или Калугу запчасти доставляют покупателю в тот же день. С рейсовым автобусом или поездом заказчик в Саратове получает детали на следующий день, а с экспедиторской фирмой – через 2 дня. В любом случае это дешевле, чем оплачивать услуги экспресс-доставки авиаперевозчика, хотя в некоторых случаях не исключен и такой сценарий. При благоприятном стечении обстоятельств запчасти передают с попутным транспортом, но незнакомцам в этом деле не доверяют. Если сроки доставки не поджимают, региональный заказчик нередко планирует рейсы так, чтобы забрать товар самостоятельно.

Очень часто покупатели из столичного региона сами забирают оформленный заказ со склада VH-DAF. Но при покупке запчастей и аксессуаров на сумму от 14 тыс. рублей ехать на фирму необязательно: клиентский заказ привозят покупателю ежедневно в пределах МКАД бесплатно. Если сумма заказа менее 350 евро, за доставку курьером в границах кольцевой дороги с перевозчика возьмут 300 рублей. Перечень экспедиторов, через которых VH-DAF осуществляет доставку, достаточен для того, чтобы выбрать подходящий вариант. А передачу товара другими транспортными компаниями можно согласовать с менеджером. При этом нужно учесть: большинство фирм принимают к перевозке хрупкий негабаритный груз (бамперы, пластик, стекло) при обязательной обрешетке, что приводит к существенному удорожанию перевозки независимо от расстояния. Варианты и сроки доставки запасных частей указаны в таблице.

 

Расписание отправки заказов клиентам VH-DAF 

 

Транспортная компания

Время поступления заказа и отправка груза

До 13.00

До 18.00

Доставка по Москве

Не отправляют

На следующий день

Отправка груза автобусом

В этот же день

На следующий день

Экспресс-доставка ООО ТК «РАТЭК»*

Не отправляют

На следующий день

ТК «Байкал-Сервис»

В этот же день

На следующий день

ООО «Деловые линии»

В этот же день

На следующий день

ЗАО «УралТрансСервис»**

В этот же день

На следующий день

ЗАО «ТЭП «ЖелДорЭкспедиция»

В этот же день

На следующий день

Агентство экспресс-доставки ТК «Азимут»

Не отправляют

На следующий день

Примечание. Въезд на территорию склада платный: * – 50 руб.; ** – 70 руб.

 

Московская компания VH-DAF сотрудничает с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, предоставляя всем равные возможности


Возврат товара

Какими бы идеальными ни были запчасти, иногда заказчик намерен вернуть товар. Во избежание недоразумений и конфликтных ситуаций VH-DAF просит внимательно ознакомиться с принятыми правилами. По ним оптовые покупатели несут ответственность за применимость приобретаемых деталей к своим автомобилям и технике клиентов. Они же берут на себя все риски, связанные с правильным подбором необходимых запчастей для конкретного вида технического обслуживания и ремонта.

Действующие правила предусматривают обратную отправку возвращаемого на склад товара клиенту за его счет в случае, если возврат не согласован персональным менеджером компании-перевозчика. Возможно это и при отсутствии возвратных документов (счета, товарной накладной формы ТОРГ 12, счета-фактуры). Применим возврат товара покупателю и при нарушении товарного вида упаковки, а также если имеются следы установки детали. В последнем случае запчасть переходит из категории «новая» в категорию «б/у». Оговорен и пункт отправки возвращаемого товара транспортными компаниями. В этом списке – «Байкал-Сервис», «Деловые Линии», «ПЭК», «Бизпак», «УралТрансСервис».

После отправки возвращаемого товара клиент обязательно должен сообщить своему менеджеру по электронной почте дату отправки и наименование транспортной компании, которой отправлен груз. При этом никакая инициатива в выборе иного делового партнера со стороны покупателя не приветствуется. Например, при налаживании бизнес-отношений сторон VH-DAF сразу предупреждает: возврат, отправленный продавцу автобусом, не принимается. Возврат товара невозможен также при ошибке подбора запчасти клиентом, отказе заказчика от совершенной покупки, по причине ненадобности, неверном VIN-коде автомобиля и в случае, если на машине установлена «не та» запчасть. В принципе все по-честному: семь раз отмерь – один отрежь. Ведь если неоправданный возврат примет массовый характер, продавец будет нести необоснованные убытки. А работать в минус никто не станет.

Есть обязанности и у поставщика. В частности, VH-DAF гарантирует оплату услуг транспортной компании за доставку возвращаемого товара при пересортице, обнаружении брака, просроченном времени поставки заказа. Оплата производится и при ошибке менеджера VH-DAF при подборе запчасти или ошибке в кросс-референсах на сайте компании. Такого еще не было, но от ошибок, как известно, никто не застрахован. Осуществляется она и в случаях несоответствия детали ассортименту (п. 3 ст. 468 ГК РФ), качеству (п. 2 ст. 475 ГК РФ), комплектности (п. 2 ст. 480 ГК РФ). В остальных случаях возврат товара до склада в Москве осуществляется только за счет клиента.

Несмотря на то, что услуга «онлайн-склад запчастей» действует совсем недавно, она уже доказала свою эффективность. В настоящее время около 98 % всех клиентов, приобретающих оригинальные детали DAF в компании, – это перевозчики, станции технического обслуживания, магазины розничной торговли, пользующиеся предоставленной в Интернете информацией. Их число постоянно растет. Достаточно сказать, что каждый день работы онлайн-склада запчастей прибавляет в ряды клиентов VH-DAF как минимум одного нового покупателя. Ничего удивительного в этом нет, ведь московский склад оригинальных запчастей для грузовиков голландского производства – самый большой в Восточной Европе.