Безопасность "Четыре соломинки для перевозчика"


Видеорегистраторы и алкозамки

 

(Окончание. Начало в «АП» № 4, 2010 г.)

 

Александра НОВИЧКОВА

Фото фирм-производителей

 

В прошлом номере «АП» мы начали рассказ о технических средствах контроля на транспортных средствах. И если предыдущая публикация была посвящена бортовым регистраторам и аппаратуре спутниковой навигации, то главные герои этого материала – видеорегистраторы и алкозамки.

 

Нарушение докажет видеоматериал

Не менее важное средство контроля водителей, чем тахографы и аппаратура спутниковой навигации, – видеорегистраторы. Хотя, по мнению руководителя объединенной группы исследований безопасности дорожного движения Фонда «Центр стратегических разработок – Регион» Андрея Новикова, эти приборы уступают тахографам по уровню эффективности. Видеорегистратор – это устройство, которое устанавливается на автомобиль и позволяет постоянно фиксировать обстановку вокруг него. С точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения такая аппаратура используется в двух ипостасях. Одна из них – контроль выезда на полосу движения для общественного транспорта. Второй вариант применения видеорегистраторов – установка на машины скорой медицинской помощи. В том случае, если водитель такого автомобиля не может проехать из-за того, что ему не уступают дорогу другие транспортные средства, он фиксирует это нарушение и передает материалы в соответствующие компетентные органы.

В отличие от некоторых других средств технического контроля, устанавливать видеорегистраторы на все автомобили совсем необязательно. Достаточно просто сообщить участникам движения о том, что автобусы оборудованы такими приборами (по аналогии с камерами автоматической фото- и видеофиксации). Таким образом, на одну реальную камеру ставится, скажем, десять так называемых пустышек (имитаторов приборов видеорегистрации). Водители же не будут знать о том, где стоит реальный аппарат, а где – его копия, и потому вынуждены будут внимательнее подходить к соблюдению Правил дорожного движения. Налицо экономическая эффективность использования таких устройств для повышения безопасности на дорогах. А исследования, проведенные Центром стратегических разработок, показывают, что с началом применения видеорегистраторов время приезда машин скорой помощи на места происшествия сокращается в два раза.

Хотя за рубежом нормативно-правовая база по использованию видеорегистраторов развита недостаточно, существуют законодательные акты, регламентирующие использование фото- и видеоматериалов, записанных мобильными комплексами фото- и видеофиксации в качестве доказательств административных нарушений.

Видеорегистраторы уже применяются для фиксации нарушений Правил дорожного движения в отношении транспортных средств, осуществляющих социально важные перевозки. В частности, регистрируются выезды автомобилей на полосы движения, предназначенные только для общественного транспорта. Такая практика имеется в Англии (в Лондоне видеорегистраторами оборудована 1 тыс. автобусов) и США. В той же Великобритании и Ирландии эти приборы используются также для фиксации нарушений, связанных с отказом уступить дорогу каретам скорой помощи. Помимо этого видеорегистраторы применяются частными водителями для восстановления картины ДТП в качестве доказательной базы в судах; для фиксации неправомерных действий со стороны органов власти, отвечающих за безопасность дорожного движения.

О совершенствовании нормативно-правовой основы, позволяющей использовать видеодоказательства, а также о формировании четких требований к видеоматериалам в европейских странах говорится повсеместно. Планируется более широкое внедрение видеорегистраторов в целях фиксации правонарушений в отношении транспортных средств, осуществляющих социально важные перевозки. Ведется дискуссия о соответствии видеорегистраторов нормам защиты права на частную жизнь. Во многих странах запланированы программы по широкому внедрению видеорегистраторов на общественном транспорте, в первую очередь в крупных городах.

Правовые основания для использования видеорегистраторов, позволяющих фиксировать и документировать совершенные нарушения Правил дорожного движения, в России содержатся в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) РФ. Так, в ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ предусмотрено привлечение к административной ответственности собственников (владельцев) транспортных средств «за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи». Кроме того, все в том же КоАП РФ содержится ст. 12.17 КоАП РФ «Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами»:

1. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству, а также транспортному средству с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 300 рублей.

2. Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 до 3 месяцев».

По мнению начальника Управления программ развития Российского союза автостраховащиков (РСА) Александра Приходько, оснащение автомобилей скорой помощи средствами видеофиксации позволит контролировать дорожную обстановку и документировать совершение нарушений, что позволит Госавтоинспекции МВД России усилить борьбу с нарушителями Правил дорожного движения и повысить дисциплинированность водителей транспортных средств.

По словам директора по правовым вопросам Российского союза автостраховащиков Александра Якимова, в России уже есть такие стационарные устройства и их модификации. Однако речь идет не о видеорегистраторах как таковых, а о более простых в техническом плане устройствах. Их применение сопровождается проверкой по базам зарегистрированного транспорта и другим базам, которые имеются в ГИБДД. Это приборы, которые позволяют выявлять и документировать соответствующие правонарушения.

 

Выпил? Отдыхай…

Четвертый тип технических средств контроля, активно применяемых в европейских странах и практически неизвестных на российских просторах, – так называемые алкозамки. Эти устройства напоминают алкотестеры и устанавливаются на автомобиль. Такой прибор соединен с иммобилайзером, который не позволит завести машину в том случае, если в дыхании водителя присутствуют пары алкоголя. Перед запуском мотора водитель должен выдохнуть в алкотестер для подтверждения того, что он трезв. В случае положительного результата теста блокиратор двигателя отключается, и зажигание можно включать. В обратном случае водитель не сможет запустить двигатель. Прибор состоит из двух частей: алкотестера и контрольного блока, в который заносится вся информация об использовании алкозамка. Уполномоченное лицо имеет возможность считать с контрольного блока информацию о действиях водителя при запуске двигателя транспортного средства.

Существуют разные алгоритмы использования алкозамков. В частности, для того чтобы избежать фальсификации результатов проведенного теста, аппарат может повторно заставить водителя через какое-то время остановиться и провести очередную алкопробу.

По мнению многих экспертов, такие аппараты будут иметь в России большой успех, поскольку около 70 % ДТП в стране связаны с алкогольным опьянением водителя, находящегося за рулем в момент столкновения.

В Европе такие приборы уже активно используются. В частности, во избежание рецидива они устанавливаются на транспортные средства водителей, ранее уличенных в вождении в нетрезвом состоянии. Такие программы действуют в 44 штатах США (в стране работает около 160 тыс. алкозамков), в шести провинциях Канады, в Швеции, Бельгии. В Скандинавии в случае поимки нетрезвого водителя у него не отбираются права, – его обязуют установить на два-три года на свою машину алкозамок. Таким образом, человек не лишается источника заработка, но пьяным на дороге он в течение этого периода на своей машине появиться уже не сможет. При этом он может ездить за рулем только своей машины.

– Мы начали бороться с тем, что водители садятся за руль в нетрезвом виде, еще в 1926 г., когда был создан наш союз, – говорит управляющий директор Федерации автомобилистов-абстинентов (MHF, Швеция) Том Бьервер. – Над вопросом обеспечения безопасности дорожного движения мы работаем уже 80 лет, но свою задачу пока не выполнили. Чтобы убедить водителей в необходимости применения алкозамков, мы работаем над созданием положительного общественного мнения по этому вопросу, а также над формированием здорового рынка. Кроме того, наша организация собирает техническую информацию практически обо всех типах алкозамков, которые производятся в мире, мы хорошо их изучили и следим за тем, как развиваются эти технические средства, проводим их проверки. Федерация также помогает потребителям решать те проблемы, которые у них возникают в процессе использования алкозамков. Мы оказываем поддержку по организации закупок этой техники государственным организациям, а также муниципалитетам, консультируем их перед закупкой и объясняем, какие требования нужно предъявлять к такого рода продукции. Наша организация проводит инвентаризацию технического оборудования и товаров, защищает интересы потребителей.

За первые 20 лет существования алкозамков популярности они не снискали. Но в последние годы в Швеции уже сформировался коммерческий рынок этих продуктов, развитие пошло быстрее, а себестоимость аппаратуры снизилась.

 

История появления алкозамков

В 1917 г. в Швеции был разработан метод для того, чтобы измерять количество алкоголя в воздухе, выдыхаемом человеком. Это открытие принадлежит местному исследователю Эрику Видмарку. В 30-е годы появился первый реальный аппарат, который мог измерять содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе. Это анализатор алкоголя, который изобрел американский токсиколог Ролла Нейл Харгер. Первый алкометр для применения в автомобилях был разработан одним из военных производителей. В 1954 г. компания Smith & Wesson произвела так называемый анализатор дыхания 900 (Breathalayzer 900).

В 50-е годы развитие таких приборов происходило быстрыми темпами, возникали все новые и новые сферы их применения. В 1950 – 1965 гг. во всем мире расширяется область использования устройств для тестирования дыхания полицейскими службами.

Затем американцу Роберту Фоасу, работавшему в Национальном аэрокосмическом агентстве США, пришла в голову светлая мысль о том, что гораздо лучше установить алкометр прямо в автомобиль. Затем в ряде стран алкозамки стали использовать в качестве наказания к водителям, которые были пойманы или осуждены за управление автомобилем в нетрезвом виде (в 1985 г. в США были созданы первые программы по алкозамкам для лиц, признанных виновными в управлении автомобилем в нетрезвом состоянии). Постепенно эстафетная палочка от США переходила к другим странам, в том числе к Канаде: в 1990 г. в этой стране появились первые программы по алкозамкам. А в 1999 г. была запущена дебютная шведская программа, а также комплекс программ по алкозамкам для коммерческих транспортных средств.

В 2000 г. подобные системы появились в Австралии, в 2004 г. – в Бельгии и во Франции. В прошлом году в стране, символом которой является Эйфелева башня, применение алкозамков во всех школьных автобусах стало обязательным.

В 2004 г. начались финансируемые Евросоюзом испытания по использованию алкозамков в коммерческих транспортных средствах. Такие мероприятия проводились в Германии, Норвегии и Испании. Год спустя первая программа по алкозамкам появилась и в Финляндии, в 2006 г. – в Великобритании. С сентября 2007 г. алкозамки устанавливаются на новых машинах, к 2009 г. – на всех транспортных средствах Американской национальной ассоциации нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.

Что касается Швеции, то в 2002 г. алкозамков, установленных на коммерческом транспорте, в стране было всего 1300. Зато уже к маю 2005 г. их стало 5 тыс., в декабре 2006-го – 15 – 18 тыс., в декабре 2008-го – 55 тыс. А по расчетам Федерации автомобилистов-абстинентов Швеции через год-два их количество превысит 75 – 80 тыс., а возможно и 100 тыс.

В европейских странах проходит превентивная установка алкозамков в транспортных средствах, осуществляющих социально важные перевозки. Так, целенаправленную политику проводит Шведская дорожная администрация. В прошлом году в этой стране на машины было установлено 40 тыс. алкозамков.

Кроме общественного транспорта, алкозамки используются в качестве альтернативной меры наказания нарушителей, которых поймали при управлении автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. В некоторых странах у водителей есть возможность выбора – либо у них изымут водительское удостоверение, либо они на тот же или больший срок установят за свой счет алкозамки и будут проходить систематические пробы. То есть человеку дается возможность управлять машиной, при этом происходит процесс его обучения. По большей части алкозамки не покупают, а берут в аренду. Это объясняется их высокой стоимостью: в Европе один такой прибор оценивается примерно в 1,5 тыс. евро, причем в эту цену не включена стоимость установки аппарата.

Существует практика добровольного оснащения машины алкозамком в обмен на сокращение сроков приостановки действия водительских прав, в частности, в большинстве штатов США и канадских провинциях. В отдельных штатах США, в Канаде и Бельгии обязательность установки алкозамков – условие восстановления водительских прав для особо злостных нарушителей-рецидивистов. В Швеции при отсутствии строгой законодательной основы опираются на административные механизмы.

По результатам более десяти канадских и американских исследований была оценена эффективность применения алкозамков. Снижение количества случаев рецидива у водителей составило 40 – 95 %, уровня смертности на дорогах – 5 – 15 % при условии использования алкозамков всеми водителями, входящими в группу риска. Коэффициент экономической эффективности по данным американских, шведских и нидерландских исследований составил 1:5 – 1:10. Это объясняется тем, что все заботы по установке ложатся на плечи нарушителя, а не на государство.

– В Швеции амкозамки очень помогают в программах реабилитации алкоголиков, – говорит управляющий директор Федерации автомобилистов-абстинентов. – Водители, управлявшие автомобилем в нетрезвом состоянии и участвовавшие в реабилитационной программе, провели меньшее количество дней в больнице по сравнению с водителями, которые не участвовали в программе.

- Многие участники программы признали, что она спасла им жизнь и дала шанс осознать положение, в котором они оказались, - сказал доктор Бо Бьерре из дорожной администрации Швеции.

После начала внедрения программ по установке алкозамков профсоюз транспортных рабочих Швеции, с мнением которого правительство страны считается, отнесся к подобной инициативе настороженно, а в ряде случаев и резко отрицательно. Однако сейчас чаще всего его представители реагируют на положительно, поскольку это улучшает репутацию водительского корпуса. При этом профсоюзы настаивают на том, чтобы у работодателей были разработаны соответствующие политика и процедуры, и чтобы они были согласованы с профсоюзом.

– Наш опыт показывает, что в условиях, при которых был получен положительный результат, большинство людей вернулось на работу после прохождения реабилитационной программы, включенной в наши договоры, – сказал представитель профсоюза Маркус Петерсон.

К 2010 г. Шведская дорожная администрация планирует добиться 100-процентной установки алкозамков на всех транспортных средствах, осуществляющих социально важные перевозки. В Нидерландах и Финляндии обсуждаются законы, регламентирующие внедрение алкозамков в ближайшие годы. Американские и канадские научно-исследовательские центры разрабатывают меры по повышению мотивации нарушителей устанавливать алкозамки. По прогнозу Национальной администрации по транспорту и безопасности дорожного движения США количество алкозамков к 2012 г. достигнет 350 тыс. (а значит, увеличится в два раза по сравнению с существующим уровнем).

Однако на данный момент существует множество препятствий для осуществления столь грандиозных планов. Так, по мнению Т. Бьервера, необходимо вносить изменения в законодательство многих стран. Нужно организовать сотрудничество различных административных органов. Вполне возможно, возникнет некая пропасть между учеными, исследователями и политиками, принимающими решения. Важно создать специальную службу, которая могла бы устанавливать, обслуживать эти устройства и заниматься их сертификацией и отладкой.

Есть и немало правовых барьеров, в частности внедрение алкозамков в большинстве стран Евросоюза требует внесения изменений в Правила дорожного движения. Кроме того, не стоит забывать и о конкуренции между политически, юридически, административно и коммерчески заинтересованными группами. А необходимость обслуживания и постоянного контроля затрудняет процесс внедрения программ по алкозамкам.

Препятствием к внедрению алкозамков для директивных органов может стать и стоимость подобных программ, особенно когда речь идет о применении регулярных медицинских осмотров или о внедрении дорогостоящих обновлений или программ поддержки.

Не стоит забывать и о проблемах, созданных с мировым финансовым кризисом. Большинство государственных и муниципальных организаций при закупках автотранспорта готовы требовать наличие алкозамка. Предприятия также относятся к этому положительно прежде всего потому, что считают, что это улучшит условия труда водителей. Но что будет, если благодаря алкозамку работодатель обнаружит у себя некоторое количество пьяных водителей? В этом случае работодатель обязан будет начать их лечение, а в этом вряд ли многие заинтересованы.

В Швеции программы по внедрению алкозамков касаются не только автомобилей. В стране разрабатываются и другие проекты. В частности, шведская Федерация автомобилистов-абстинентов ведет переговоры с атомной электростанцией на предмет внедрения алкозамков на проходных. В то же время в некоторых шахтах Южной Африки алкозамки установлены на тяжелую спецтехнику. Это связано с тем, что несколько лет назад гигантский карьерный самосвал переехал маленькую машину, раздавив ее в лист, только лишь по той причине, что водителю спьяну показалось, что это просто большой камень.

Был случай, когда большое грузовое судно село на мель в одном из крупных озер Швеции. Вахтенный офицер просто спал на мостике, потому что был пьян. Этот корабль сел на мель посередине озера, которое является основным источником пресной воды для окружающих городов. Теперь на этом корабле на мостике установлен алкозамок.

Если кто-то сегодня станет утверждать, что по российским дорогам ездят самые трезвые водители в мире, это можно воспринять лишь как неуклюжую шутку. Тем не менее пока алкозамки для России – это экзотика. В стране нет ни одного предприятия, производящего такие приборы. А та аппаратура, которая применяется на российских просторах, это по большей части алкозамки немецкого производства.

В стране нет никакой нормативно-правовой базы по их внедрению. По словам директора по правовым вопросам Российского союза автостраховщиков Александра Якимова, около года назад эта организация совершила ознакомительную поездку в Швецию для того, чтобы узнать об опыте применения алкозамков, и планирует углубленно изучать практику их внедрения. В мае прошлого года министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергей Шойгу предложил оборудовать все автомобили в России специальными алкотесторами, которые не позволят нетрезвым водителям завести двигатель и выехать на дорогу (имеются в виду алкозамки). Министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев поддержал эту инициативу.

Однако есть ли будущее у алкозамков в России? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Тем не менее, задумавшись о функциях алкотестера, который, по логике производителей такой аппаратуры, должен не позволить нетрезвому водителю пользоваться автомобилем, приходишь к выводу о том, что никакая логика не поддается обычной славянской смекалке. Наверняка любой представитель стран СНГ легко сможет назвать как минимум пять вариантов, с помощью которых можно обойти запрет на управление машиной в нетрезвом виде. Но не будем называть их, дабы не будоражить воображение читателя.

Помимо бортовых регистраторов, аппаратуры спутниковой навигации, видеорегистраторов и алкозамков в Европе планируется внедрение и других технических средств контроля на автотранспорте. К примеру, Евросоюз выступил с инициативой в отношении оснащения транспортных средств черными ящиками. Это специальные записывающие устройства, которые фиксируют 20 основных параметров во время движения автомобиля (по аналогии с черными ящиками, которые устанавливаются на самолетах). Благодаря этой новой технологии можно будет определить, в частности, обстоятельства ДТП, вычислить их виновников и определить нарушителей Правил дорожного движения. Более того, модифицированный компьютер, который представляет собой черный ящик, будет передавать полиции информацию о тех случаях, когда водитель превышает скорость дорожного движения, а также совершает другие нарушения.

 

Российский проект

Под занавес прошлого года в МВД РФ состоялось Всероссийское совещание по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. На мероприятии констатировали, что за последние пять лет в стране экономический ущерб от ДТП составил 5,5 трлн рублей. За девять месяцев 2009 г. зарегистрировано более 3 тыс. аварий, произошедших только по вине водителей автобусов (в них погибли 224 человека и получили ранения почти 5 тыс. человек). Основными причинами высокой смертности на дорогах остаются нарушения Правил дорожного движения водителями транспортных средств, а зачастую и преступная халатность. За девять месяцев 2009 г. количество ДТП сократилось на 6,6 %, число погибших и раненых уменьшилось на 12,6 и 5,1 % соответственно. Сократилось и число происшествий с особо тяжкими последствиями, в состоянии алкогольного опьянения и другие. Вместе с тем предпринимаемые усилия для решения этой проблемы еще не адекватны складывающейся ситуации. Однако количество ДТП при совершении пассажирских перевозок остается недопустимо большим. При общем снижении на 11,3 % количества ДТП по вине водителей автобусов число погибших составляет 376 человек, а раненых 7099 человек.

– Экономический эффект, который терпит страна от ДТП, весьма внушителен. Это не может не волновать Российский союз автостраховащиков, который с одной стороны является бизнес-структурой и не может не беспокоиться о своем бизнесе, а с другой – это социально ответственные люди, которые понимают, что необходимо создавать условия, чтобы на дорогах России было безопасно ездить, – говорит начальник Управления программ развития РСА Александр Приходько. – В зарубежных странах, прежде всего в Европейском союзе, для решения проблемы повышения уровня дисциплины водителей транспортных средств широко используется установка технических средств контроля. Вот почему РСА уже приступил к реализации проекта «Использование технических средств контроля на транспортных средствах, осуществляющих социально важные перевозки, в субъектах РФ», в рамках которого предусматривается провести исследования того зарубежного опыта, который нам удалось изучить в ходе наших зарубежных поездок.

Для исследований были выбраны четыре вида технических средств контроля. Речь, конечно же, идет о тахографах, аппаратуре спутниковой навигации (позволяющей контролировать как соблюдение установленного режима труда и отдыха водителя, так и работу транспортного средства, фиксируя остановки, скорость движения, пробег и иные показатели), видеорегистраторах (прежде всего на автомашинах скорой помощи), а также алкозамках.

При разработке проекта РСА прежде всего планирует добиться снижения аварийности при осуществлении социально важных перевозок (общественным транспортом, школьными автобусами, автомобилями скорой помощи). В рамках проекта предполагается оснастить транспортные средства, осуществляющие социально важные перевозки на территории субъектов Российской Федерации, техническими средствами контроля. Будут проводиться исследования влияния использования технических средств контроля на повышение дисциплины водителей в части соблюдения Правил дорожного движения, а также режимов труда и отдыха. Кроме того, будут подготовлены предложения по формированию нормативной основы использования технических средств контроля при осуществлении социально важных перевозок.

Проект планируется завершить до конца текущего года. В результате его выполнения разработчики ожидают получить предложения по формированию нормативной основы использования технических средств контроля при осуществлении социально важных перевозок, которые будут рассмотрены органами государственной власти.

На данный момент подготовлено техническое задание на проект. Его реализация будет проходить на территории субъектов РФ. Результаты, полученные по итогам воплощения проекта в жизнь, будут обобщены, планируется оценка влияния использования технических средств контроля на повышение дисциплины водителей в части соблюдения Правил дорожного движения, а также режима труда и отдыха. Будут подготовлены предложения по формированию нормативной основы обязательного использования технических средств контроля при осуществлении социально важных перевозок.

Для реализации проекта РСА будет заключать соглашения о сотрудничестве с администрациями тех регионов, в которых будут проводиться подобные исследования. Заключение такого договора поможет не только реализовать проект на территории субъекта, но и подобрать автотранспортные предприятия, на которых можно провести этот проект, обеспечить грамотную фиксацию сведений, которые будут положены в основу доказательной базы при разработке предложений по совершенствованию нормативной основы.

Таким образом, основными условиями реализации проекта стали заключение соглашений о сотрудничестве в рамках проекта с администрациями регионов-участников; обеспечение договоренностей о предоставлении технических средств контроля с производителями, обеспечение договоренностей с автопредприятиями, которые изъявят желание участвовать в реализации проекта и будут рекомендованы администрациями регионов; проведение региональных исследований влияния технических средств контроля на повышение дисциплины водителей в части соблюдения Правил дорожного движения, а также режима труда и отдыха.

РСА провел переговоры с заводами-изготовителями технических средств контроля всех типов. Уже заключены два соглашения (с Татарстаном и правительством Московской области), ведутся переговоры с другими субъектами РФ по расширению рамок проекта. Определен и исполнитель работы, им стал Центр стратегических разработок.

По словам А. Приходько, ни администрации субъектов РФ, которые примут участие в проекте, ни автопредприятия не понесут никаких затрат, поскольку производители технических средств контроля при проведении исследований воспользуются теми техническими средствами, которые они сами и выпускают. РСА осуществляет информационное сопровождение проекта, финансируется только та часть, которая связана с проведением полевых испытаний. При этом производители технических средств контроля несут большую нагрузку, так как они не только предоставляют свои технические средства, но и намерены произвести обучение водительского персонала автотранспортных предприятий правилам использования этих технических средств и осуществлять сопровождение в ходе всего проекта, рассчитанного до октября 2010 г.

В качестве предложений по формированию нормативной основы применения технических средств контроля на автотранспорте РСА предлагает:

- внести изменения в нормативные акты, регламентирующие оснащение автобусов тахографами;

- внести изменения в нормативные акты, регламентирующие оснащение транспортных средств, осуществляющих социально важные перевозки, аппаратурой спутниковой навигации;

- подготовить проект нормативного акта, устанавливающего обязательное оснащение автомобилей скорой помощи средствами видеофиксации, предусмотренными КоАП РФ.

- подготовить проект нормативного акта, устанавливающего обязательное оснащение транспортных средств, осуществляющих социально важные перевозки, алкозамками.

Участниками проекта стали такие производители технических средств контроля, как ЗАО «Автокомпоненты и оборудование», DSSL, Videofon MV, Единая национальная диспетчерская система, «АвтоТраккер», Vocord, TS Soft, СИМС-2, ООО «Децима», «М2М Телематика», «Цезарь Сателлит», RADAR MMS и другие.

 

 

МНЕНИЕ

Олег Фомичев, директор Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития России:

- Мы рассматриваем безопасность дорожного движения в более широком контексте деятельности правительства. Одним из направлений российской политики является повышение эффективности экономики в целом, бюджетного сектора экономики, внедрение инноваций во все сферы экономики, правоохранительной системы, повышение собственной эффективности государства как регулятора и поставщика услуг. Поэтому эта тема связана и с общей деятельностью, которая ведется на уровне правительства в части социально-экономической политики, совершенствования правоохранительной деятельности. Вопрос, касающийся технических средств для обеспечения безопасности, является одним из ключевых с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения в целом, а проблема обеспечения безопасности дорожного движения выходит на такие крупные и важные для государства в целом трудностей, как демографическая политика, снижение смертности населения трудоспособного возраста, совершенствование правоохранительной системы, снижение ущерба для экономики от аварий на транспорте, вызванных в том числе и переработками водителей-профессионалов.