Юбилей "Эх, путь – дорожка фронтовая…"


Автомобильным войскам России – 100 лет

 

Об автомобильных войсках не написано остросюжетных повестей и романов, не снято крутых боевиков. Оно и понятно: ни для авторов, ни для читателей, ни для зрителей этот род войск не обладает достаточной сюжетной динамикой, нет и интриги. Разве это интрига – доставить груз из пункта А в пункт Б? Это ведь не разведчики, не диверсанты, не летчики, все их оружие – баранка в руках, а вся победа – «доставка груза из пункта А в пункт Б.

Впрочем, если эта доставка не состоится – ни о диверсантах, ни о летчиках, артиллеристах и пехотинцах уже никто не напишет книг и не снимет фильмов…

Но это взгляд человека несведущего. Помните песенку фронтового шофера?

 

Может быть отдельным штатским лицам

Эта песня малость невдомек,

Мы ж не позабудем, где мы жить ни будем,

Фронтовых изъезженных дорог.

 

Роль автомобильного транспорта в армии хорошо понимали те, кому это надлежит понимать по роду службы, если они не хотят оказаться побежденными. Недавно на глаза попался сухой канцелярский документ – один из миллионов документов Великой Отечественной – той страшной войны, в которой 65 лет назад ценой неимоверных усилий советский народ одержал бесценную Победу.

 

Директива заместителя командующего войсками Ленинградского фронта по тылу начальнику отдела снабжения горючим фронта № 73212

Копия: начальнику тыла 67-й армии

 

21 января 1943 г.

 

На основании плана Военного Совета фронта приказываю:

 

1. К исходу 23.1.43 г. развернуть базы горючего (включая и армейские средства) Кальцин, М. Манушкино, ст. Шлиссельбург, создав запас ГСМ для бортовых и боевых машин 250 тонн.

2. На подготовку и операцию частей 67-й армии с расчетом длительности операции 14 дней, устанавливается расход горючего в размере 5-ти заправок. Кроме того, иметь в войсках «НЗ» в количестве 2-х заправок, который разрешается расходовать только в крайнем случае, с разрешения командиров соединений и Вашего.

3. Для оперативного маневра ГСМ иметь в своем распоряжении подвижную базу ГСМ, разместив ее в р-не Шлиссельбург или в р-не Рабочего поселка № 3 (2 км восточнее Шлиссельбурга).

4. Принять все меры к жесткому контролю за расходом горючего, правильному расходу его. Докладывать мне всякий раз о виновных в бесхозяйственном расходе горючего.

 

Зам. командующего войсками — начальник тыла Ленфронта

генерал-лейтенант ЛАГУНОВ

 

            Скупой армейский документ, перед которым меркнет любой самый острый сюжет. Потому что за ним стоит многое - и осажденный, но не сдавшийся Ленинград, и далекая тогда еще Победа…

            Автомобильные войска в Русской армии ведут свое начало с 1 учебной автомобильной роты, сформированной 23 мая 1910 г. в Санкт-Петербургском военном округе. В том же году в составе Отдела военных сообщений главного управления Генерального штаба создается Автомобильное отделение. Вообще-то, есть сведения об использовании автомобилей в Русской армии и до этой даты, в частности на летних маневрах в 1902 г. в войсках Киевского военного округа использовались три грузовых и два легковых автомобиля фирм De Dion и Lessner, но официально история автомобильных войск началась в 1910 г.

В Первую мировую войну Русская армия вступила, имея в своем составе пять отдельных автомобильных рот, а закончила уже с двадцатью двумя подразделениями и общим парком почти в 10 тыс. автомобилей различной грузоподъемности. Численность дорожных войск составила 240 тыс. человек. В условиях боевых действий автомобильные части регулярной армии выполняли спешную переброску личного состава, перевозили продовольственные и иные грузы. Дорожные части и учреждения совместно с инженерными войсками осуществляли эксплуатацию, восстановление и техническое прикрытие действующих автомобильных дорог, вели строительство новых на всех направлениях действий войск.

К началу Первой мировой войны в составе Русской армии насчитывалось 219 грузовых автомобилей отечественного и иностранного производства. В ходе войны путем мобилизационных мероприятий, внешних закупок, увеличив выпуск автомобилей на российских предприятиях, к октябрю 1917 г. удалось сформировать 22 автомобильные роты. Автомобильный парк Русской армии составлял 21 000 различных автомобилей. Определились принципы применения автомобильных войск. Автомобили с установленным артиллерийским и пулеметным вооружением стали эффективно применяться непосредственно в боевых действиях.

В годы Гражданской войны автомобильную технику использовали и белые, и красные. К концу 1918 г. в составе Красной армии находилось 4000 автомобилей. Автомашины поставлялись союзниками в Вооруженные силы Юга России (ВСЮР) и в армию Верховного правителя. Обе противоборствующие стороны испытывали затруднения с обеспечением своих автомобильных подразделений запчастями и ГСМ. К концу 1920 г. автомобильный парк Красной армии достиг 7500 автомобилей в основном иностранного производства.

Особая страница в истории автомобильных и дорожных войск - Великая Отечественная война. Трудности, связанные с транспортным обеспечением боевых действий в начальный ее период, потребовали принятия экстренных мер. Государственный комитет обороны 15 июля 1941 г. принимает постановление № 163 «Об организации автодорожной службы на шоссейно-грунтовых дорогах и формировании автотранспортных батальонов», согласно которому сформировано большое количество автомобильных и дорожных частей, развернуто десять первых военно-автомобильных дорог Ставки Верховного Главного командования. Для управления автотранспортным и дорожным обеспечением создается автомобильно-дорожное управление Красной Армии, которое передается из состава Генерального штаба в ведение тыла Красной армии.

В начале войны вокруг Москвы военные дорожники построили кольцевую автодорогу протяженностью 125 км для обеспечения перегруппировки войск, маневра материальными средствами. Она соединила все дороги радиального направления, проложенные к столице, сыграла важную роль при обороне и в наступлении наших войск под Москвой.

Без автомобилистов невозможна была не только оборона, но и наступление. Поэтому в 1943 г. Главное управление автотранспортной и дорожной службы снова реорганизовали: Постановлением ГКО № 3544 от 9 июня 1943 г. было создано Главное дорожное управление Красной армии, а автотранспортное управление вошло в созданное Главное автомобильное управление тыла Красной армии с соответствующими структурами во фронтах, армиях и военных округах.

Ни одна операция в ходе Великой Отечественной войны не готовилась и не проводилась без участия специалистов автотранспортной и дорожной служб, воинов автомобильных и дорожных соединений и частей.

 

Через горы, реки и долины,

Сквозь пургу, огонь и черный дым

Мы вели машины, объезжая мины,

По путям-дорогам фронтовым.

 

Путь для нас к Берлину, между прочим,

Был, друзья, не легок и не скор.

Шли мы дни и ночи, трудно было очень,

Но баранку не бросал шофер.

 

Нельзя не восхищаться подвигом воинов-дорожников и автомобилистов, проложивших Дорогу жизни и обеспечивших ее эксплуатацию. Ту самую дорогу по льду Ладожского озера, которая позволила не только выстоять блокадному Ленинграду, но и приблизить победу над фашизмом. Всего за годы войны автомобилисты Красной армии перевезли более 145 млн. т грузов, дорожные войска построили и восстановили 100 тыс. км дорог, более 700 км протяженности мостов, на пунктах обслуживания отремонтировали 800 тыс. машин.

Особая страница в истории автомобильных войск – Афганистан. Наверное, по сей день на дне глубокий ущелий лежат сотни и сотни обгоревших и покореженных ЗИЛов и «Уралов». Военным автомобилистам отводилась решающая роль в обеспечении войск 40-й армии. Автомобильные части и подразделения перевозили грузы не только для войск, но и для мирного населения страны. Дорожно-комендантская бригада организовала эксплуатационное содержание дороги Хайратон - Кабул - Пули-Чархи. Самый сложный участок на этой дороге – воспетый в солдатских песнях перевал Саланг. Днем и ночью, в холод и жару на высоте 3 тыс. м над уровнем моря воины-дорожники обеспечивали беспрерывное движение на этой транспортной артерии страны, а воины-автомобилисты перевозили по ней жизненно важные грузы.

 

Шли мы дни и ночи, трудно было очень,

Но баранку не бросал шофер.

 

Сегодня автомобильные соединения и части перевозят более 10 млн т воинских грузов в год. В перевозках задействовано более 100 тыс. автомобилей. Силами и средствами дорожных войск осуществляется восстановление мостов через водные преграды в районах ведения боевых действий и при ликвидации стихийных бедствий.

100-летие автомобильных войск России – профессиональный праздник каждого из водителей. Потому что в кармане каждого из нас, кроме водительского удостоверения, лежит военный билет. На всякий случай…

 

Через горы, реки и долины,

Сквозь пургу, огонь и черный дым

Мы вели машины, объезжая мины,

По путям-дорогам фронтовым.

 

Эх, путь-дорожка фронтовая!

Не страшна нам бомбежка любая.

А помирать нам рановато,

Есть у нас еще дома дела.

 

С праздником, воины-автомобилисты!

С Днем Победы!

Со 100-летием автомобильных войск!

 

 

                                                                  Автоперевозчик