Компетентно "Стафан Юфорс, президент Volvo Truck Corporation"


 

«Грузовик должен быть готов выполнять перевозки 24 часа в сутки»

Александр ЛУЦЕВИЧ

 

Топ-менеджеров Volvo Truck Corporation столь представительского уровня белорусская столица принимала впервые. С президентом корпорации Стафаном Юфорсом в деловой поездке участвовали президент европейского департамента концерна Клас Нильссон, старший вице-президент по качеству и технической поддержке Бенгт Прессон, директор департамента бизнес-контроля Ларс Вестлунд, директор «Региона Восток» Ульф Магнуссон, директор «Региона Россия» Ларс Корнелиуссон, глава представительства в Беларуси Николас Кьер. На вопрос о целях визита Стафан Юфорс ответил: «У нас большой интерес развиваться в Беларуси. Мы рассчитываем на взаимовыгодное партнерство. Намерены встретиться с нашими клиентами и узнать, что еще можем сделать для укрепления и развития сотрудничества с ними».

 

Сложно сегодня, надежды на завтра

В прошлом году планка уровня продаж в Беларуси новой автомобильной техники для выполнения международных перевозок грузов упала почти в десять раз. Если в 2008-м было приобретено 1302 машины, то в 2009-м лишь 140. Доля Volvo в этом объеме составила 10 %. На нынешний год эксперты прогнозируют увеличение продаж до 250 единиц. Предугадать, сколько из них придется на Volvo, представители корпорации не взялись, но видят тенденции к увеличению спроса на грузовые автомашины, поскольку стали более доступными кредиты, есть положительные сдвиги в отраслях, где активно задействована автотранспортная составляющая.

Не сбрасывая со счетов показатели уровня продаж, топ-менеджеры концерна больше уповают на концептуальную стратегию формирования имиджа Volvo.

Стафан Юфорс: «Если в 2008 г. на восточноевропейский рынок приходилась треть продаж – около 20 тыс. большегрузных автомобилей Volvo, то в прошлом году объемы реализации упали до 75 %. Но этот тяжелый период никак не отразился на уровне послепродажных взаимоотношений. Мы продолжаем интегрироваться, устанавливаем прямые контакты с клиентом, стремимся понять его бизнес и удовлетворить пожелания в дальнейшем развитии. Когда речь идет о таком важном стратегическом начале, как обеспечение конкурентоспособности грузовиков на рынке, мы имеем в виду, что транспортное средство должно развивать конкурентоспособность наших клиентов. Поэтому каждая новая модель машины – это взаимовыгодная разработка.

Концерн не только производит и продает грузовики, мы устанавливаем длительные отношения с нашими клиентами и инвестируем значительные средства в послепродажные стратегии. К примеру, у нас действует почти 300 специализированных станций технического обслуживания в Европе. Разветвленная и плотная сеть технической поддержки позволяет всегда находиться рядом с клиентом. Это важная часть нашей стратегии. Поэтому и я, и управленческий персонал Volvo много ездит независимо от того, идет ли речь о Восточной или Западной Европе, Африке или Ближнем Востоке, Азии или Австралии, Южной или Северной Америке.

Да, в прошлом году произошло резкое падение заказов, но в последнее время мы наращиваем темпы. Прирост составляет порядка 50 % по отношению к 2009 г. Но пока это небольшие продажи, если сравнить с 2008 г., когда у нас был пик реализации. Сегодня мы находимся в нижнем секторе активности и еще не вышли из него. В целом же тенденция к положительным сдвигам есть, так что придется немного подождать».

Клас Нильссон: «Мы первыми из западноевропейских производителей грузовиков пришли в Восточную Европу и сегодня работаем в 30 странах. Много наших машин используется в Беларуси, России, Украине. Когда мы встречались с нашими клиентами в Беларуси, они подтвердили, что мы обеспечиваем их рентабельность, что в очередной раз подтверждает правильность выбранной нами стратегии – стать компанией для клиентов. Что бы мы ни делали – разработка новой продукции, развитие сети сервисного обслуживания, оказание услуг, финансовые решения и пр. – все это рассматривается с позиции выгоды клиента, что в свою очередь формирует наш собственный имидж на рынке. Основная цель нашего приезда в Беларусь как раз и состояла в том, чтобы в непосредственном контакте узнать, что нужно нашим потребителям с точки зрения продаж и обслуживания, чтобы они были рентабельными в своем бизнесе.

Глобальное падение в спросе на грузовики – тенденция, характерная и для Западной, и для Восточной Европы. Мы достигли дна и сейчас, оттолкнувшись от него, движемся вверх.

Год от года мы убеждались в том, что Восточная Европа нам очень важна. Мы видели структурные проекты, рост транспортных потребностей. Например, Беларусь очень важная составляющая европейской транспортной системы, и эта позиция постепенно возвращается. Это относится и к логистическому развитию, и к дорожной инфраструктуре. В стране очень профессиональные транспортные компании, они намерены развиваться, и мы готовы им в этом содействовать.

Восточная Европа была и остается основным регионом прироста продаж большегрузных машин, и корпорация будет по-прежнему концентрировать внимание на расширении сети сервисного и технического обслуживания посредством собственных предприятий и наших партнеров.

Теперь у нас есть производство в Калуге в России. Я думаю, что это актив, который очень пригодится нам впоследствии, и будет вписываться в нашу общую концепцию развития как в восточноевропейском регионе в целом, так и в Беларуси в частности».

– В своих отзывах международные автоперевозчики говорят, что Volvo – машина комфортная и по условиям работы, и по техническому обслуживанию. Но комфорт этот дорого стоит. Ваш взгляд на эту позицию?

Стафан Юфорс: «Клиент принял нашу цену, потому что за ней стоит продукт, который помогает ему развивать бизнес.

Грузовик должен быть готов выполнять перевозки 24 часа в сутки. Это должна быть надежная машина. Данный аспект и определяет наше качество. Мерой надежности грузовика является относительное время его рабочего состояния. Такой подход к пониманию качества является одним из ведущих принципов при производстве грузовиков Volvo. Надежность во всем: от простого профилактического обслуживания до регулярного проведения анализов эксплуатационных материалов, от обучения сотрудников дилерских подразделений до поставки запасных частей по всему миру. Надежность – это результат высокого качества всего процесса производства и реализации продукции: разработки конструкции, технологии, материалов, сборки, продажи и послепродажного обслуживания. Благодаря такому подходу наш грузовик остается надежным в течение всего срока службы, и его рентабельность сохраняется на высоком уровне, лучшее тому доказательство – высокий спрос на подержанные автомобили.

Что касается возможного сокращения цен, у нас нет таких планов. Потому что грузовик в отличие от легкового автомобиля, являющегося предметом потребления, поддерживает бизнес, развивает его коммерческую составляющую. Повторюсь, что наш клиент получает продукт, который будет помогать зарабатывать деньги в течение длительного времени».

– Корпорация Volvo имеет перспективный коммерческий интерес к восточноевропейскому региону. В каких объемах оценивается потенциал данного сектора, в частности России, Беларуси и Украины? Чем еще, помимо комфорта и качества, концерн намерен привлечь восточноевропейского клиента?

Стафан Юфорс: «Конечно, я не могу назвать точную цифру относительно объема нашего бизнеса, который мы будем иметь в восточноевропейском регионе. Но, как я уже говорил, на пике продаж в 2008 г. на Восточную Европу приходилась треть продаж. И мы были свидетелями очень быстрого роста бизнеса в Восточной Европе. Я уверен, что этот рост возобновится. Мы продавали 6-7 тыс. грузовиков в России. Страна же имеет гораздо больший потенциал продаж. В Беларуси и Украине транспортная отрасль тоже имеет большой потенциал.

Что касается второй части вопроса, то здесь имеется несколько важных моментов. Это очень надежный и качественный продукт, это качественная сеть сервиса и обслуживания, это международный финансовый лизинг, предлагаемый компанией Volvo Financial Services. Но самое главное – это люди, работающие в наших подразделениях в Восточной Европе, которые привержены нашему бизнесу, нашему делу. Вот они составляют основную ценность, являясь связующим звеном между производителем и клиентом».

– Рассматривает ли корпорация Volvo возможность создания совместных предприятий в Беларуси либо организацию поставок запасных частей и комплектующих для создания производства?

Стафан Юфорс: «Подобных планов у нас нет. При этом белорусский рынок представляет большой интерес для Volvo, поэтому мы здесь и находимся. Если говорить в целом о нашем бизнесе, то в Беларусь делаются большие инвестиции с нашей стороны. Например, создается и развивается сеть технического сопровождения. Речь идет не только о подготовке механиков, но и тех, кто занимается сбытом, продажей.

В Беларуси есть местная автомобильная промышленность. Возможно, мы будем заниматься аутсорсингом, будем изготавливать здесь, на месте, какие-то определенные запчасти для наших грузовиков. Однако это должна быть непрерывная поступательная эволюция».

Ларс Корнелиуссон: «Мы построили завод в Калуге, ставший первым иностранным полномасштабным производством грузовых автомобилей в России. В прошлом году было произведено 259 грузовых автомобилей при мощности предприятия в 10 тыс. машин в год. Дело в том, что в связи со значительными складскими запасами, возникшими к началу 2009 г., приоритет в реализации отдавался грузовым автомобилям, находившимся на складе. С избавлением от складских остатков, в начале 2010 г. Volvo переориентировала подавляющую часть своих производственных заказов на завод в Калуге, с которого будет осуществляться экспорт в Казахстан, Украину».

– Во время посещения Беларуси топ-менеджеры корпорации побывали у одного из перевозчиков, который активно развивает строительство логистического центра. Не означает ли это и ваш интерес с точки зрения финансовых вложений в развитие логистики?

Стафан Юфорс: «Если речь идет о логистических центрах, которые будут располагаться в свободных от таможенных пошлин зонах, конечно, будет наш вклад в развитие этого логистического бизнеса. Но напрямую мы с этим не связаны. Мы просто можем поставлять грузовики, которые станут транспортной частью развивающейся логистической системы. По крайней мере, мы встречались с клиентами, которые говорили, что если будет реализован Таможенный союз между Россией, Беларусью и Казахстаном, то это благотворно повлияет на расположение логистических центров на границе с Польшей».

– Находит ли Volvo какие-то преимущества в создании Таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном?

Стафан Юфорс: «Если говорить о непосредственных преимуществах, то может быть заинтересованность в поставках. Но мы, естественно, заинтересованы в деловом успехе наших клиентов, вот они-то точно должны получить преимущества от такого союза. По крайней мере, клиенты надеются, что если союзу будет дан полный ход, предположительно возрастет их бизнес. А для нас важно, чтобы наши клиенты зарабатывали деньги. И если мы можем им чем-то помочь, мы это делаем».

– В странах Евросоюза существует программа Volvo Action Service, которая предполагает возможность отремонтировать грузовик под гарантию платежа. Распространяется ли она в Беларуси, России?

Стафан Юфорс: «Техническая неисправность может произойти с любым автомобилем и в любой момент. Но если это случилось с грузовым автомобилем Volvo, нашему клиенту не придется решать проблему в одиночку. Для этого существует наша служба экстренной помощи на дороге, которая работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Благодаря обширной сети сервисных центров по всей Европе и России наши специалисты окажут помощь в ремонте грузовика, а также поддержат при возникновении проблем с прицепом, кузовом, холодильной и морозильной установкой или шинами.

Служба экстренной помощи Volvo Action Service работает на дорогах России, Беларуси, Казахстана и Украины с июня прошлого года. Причем это не только квалифицированная техническая, но и экстренная финансовая поддержка, если у водителя закончились деньги либо он понес непредвиденные затраты».

 

Вперед без кризисного тормоза

Во время беседы Стафан Юфорс заметил: «Все наши основные разработки, несмотря на кризис, продолжаются. Мы не сократили перспективные проекты и будем внедрять конкурентоспособные продукты».

В частности, автопроизводитель считает важной для себя динамично развивающуюся строительную отрасль России и позиционирует новую автомашину FMX 19 для строительных площадок, которая экспонировалась на апрельских международных специализированных выставках в Мюнхене и Москве.

В марте текущего года Volvo выпустила на рынок новую версию FM для сегмента региональных перевозок. Помимо изменений во внешнем облике к новшествам можно отнести недавно обновленную коробку передач I-Shift и новую линейку двигателей. По данным производителя, 13-литровый двигатель вместе с коробкой передач Volvo I-Shift уменьшает потребление топлива по сравнению с предшественниками, гарантируя при этом мощность 500 л. с. при отличном крутящем моменте. 11-литровый двигатель позволяет получить большую грузоподъемность вместе с высокой производительностью и экономичностью расхода топлива.

Перспективным видится и предложение грузовых автомобилей, работающих на газе. Как пояснили специалисты, решение основано на двигателях Volvo, соответствующих экологическому стандарту Евро-5. При переводе двигателей на газ добавляются специальные баки для сжатого метана (сжатый природный газ или сжатый биогаз). Устанавливается отдельная топливная система с газовыми инжекторами на впускном коллекторе. Принцип действия основан на том, что небольшое количество дизельного топлива впрыскивается и воспламеняется компрессией, что приводит к возгоранию метано-воздушной смеси. Это избавляет от необходимости применять свечи зажигания и позволяет использовать все преимущества высокопроизводительной дизельной технологии. При этом мощность и ходовые качества сохраняются на том же уровне, что и у грузовиков, работающих на обычном дизельном топливе.

Через три года вступают в силу экологические стандарты Евро-6. Volvo уже сегодня решает вопросы адаптации двигателей к новым параметрам, подразумевающим сокращение выбросов твердых частиц в два раза, а выбросов оксидов азота – на три четверти.

– Мы позитивно настроены по отношению к будущим жестким требованиям стандарта, – комментирует ситуацию Клас Нильссон. Это вызов, который брошен не только нам, но и всем остальным. Конструкторам корпорации предоставляется великолепная возможность продемонстрировать свое усердие, что обеспечит нам определенное конкурентное преимущество.

Г-н Нильссон не стал подробно рассказывать о технических решениях, упомянув лишь, что возможностей много: усовершенствовать программное обеспечение, уменьшить трение, повысить эффективность процесса избирательной каталитической нейтрализации и выйти на оптимальные рабочие температуры. Не исключено, что для соответствия требованиям стандарта Евро-6 будут применены такие технологии, как SCR (избирательная каталитическая нейтрализация), EGR (система рециркуляции отработавших газов), а также сажевый фильтр.

– Очевидно, что внедрение нового стандарта нацелено на снижение выбросов оксида азота, достичь которого необходимо без увеличения расхода топлива и, следовательно, выброса СО2, – подчеркнул Клас Нильссон. – За последние десятилетия наши инженеры существенно продвинулись в сфере двигателестроения. Мы и дальше планируем совершенствовать силовые агрегаты, повышая их топливную экономичность, вне зависимости от изменений стандартов и нормативных актов.