Обзор рынка "Непрямая зависимость, или Как кризис в автомобильной промышленности повлиял на шинную индустрию"



 

Ксения ДИТЯТКИНА

 

Падение российского авторынка повлекло за собой спад и других производств, особенно заметно это отразилось на изготовителях шин. Уменьшение емкости шинного рынка РФ в 2009 году составило почти 27 %.

 

Авторынок: итоги года

Наиболее пострадал от кризиса сегмент грузовой техники: здесь зафиксирован спад производства на 63 %, выпущено немногим более 91 тыс. коммерческих автомобилей. Автобусные заводы суммарно собрали 35,4 тыс. единиц техники (на 47 % меньше, чем в 2008 г., и в 2,5 раза ниже, чем в 2007-м). В 2009 г. уменьшился объем выпуска грузовиков (более  чем на 70 %) и автобусов (на 49 %) нижегородской сборки. Падение производства на сборочных предприятиях инстранных марок в целом не было столь сильным, как на российских автозаводах, хотя они тоже испытывали серьезные проблемы. Одним из наиболее ощутивших влияние кризиса оказался «ТагАЗ», сокративший в прошлом году выпуск автомобильной техники более чем в четыре раза - до 26 тыс. автомобилей.

По результатам 2009 г. рынок автомобильных шин всех видов (включая колесную технику индустриального назначения, а также трактора и комбайны на колесном ходу) составил в России около 33 млн штук, что почти на 36 % меньше, чем в 2008 г. (51,4 млн штук). Основные факторы, повлиявшие на сокращение емкости шинного рынка, напрямую связаны с общеэкономическим кризисом: дефицит свободных денежных средств у потребителя, снижение общей автотранспортной активности, падение объемов производства автомобилей в РФ.

Экспорт шин из РФ за прошлый год достиг более 8,4 млн штук. При этом его объем даже вырос по отношению к 2008 г. на 6 %. А импортные поставки шин за 12 месяцев 2009 г. в Россию снизились на 36 % (13,7 млн штук),  в 2008 г. объем импорта шин в РФ составил 21,4 млн штук.

На территории РФ производят продукцию восемь основных шинных компаний, среди которых три являются локализованными в России иностранными производителями.

Лидером по производству шин в России в 2009 г. стала компания «СИБУР – Русские шины» - 30 % от общего объема производства, второе место заняла «Нижнекамскшина» с долей в 27 %. Кроме того, в 2009 г. улучшила свои позиции марка Nokian – 21 %. А вот производительность компании «Амтел» упала (составив лишь 10 % от общего объема), не улучшил свой результат и Алтайский шинный комбинат, заняв 6 % от общего объема.

Из этого можно сделать вывод о том, что конкурентоспособность продукции российских предприятий повысилась, а их положение выглядит более устойчивым по сравнению с импортерами.

Среди компаний, которые даже в условиях кризиса смогли нарастить объемы своих продаж в России, оказались японский производитель Yokohama  и компания Bridgestone увеличивший свои продажи за 2009 г. – на 36 % и 1 % соответственно. За 2009 г. на 58 % упали объемы реализации в России у Michelin, на 60 % - у Continental, на 68 % - у Nokian.

Произошли изменения и в ценовом сегменте: в 2009 г. потребитель склонен был отказываться от дорогих и качественных шин в пользу более дешевых вариантов. За счет этого компании, ориентированные на такой класс шин, выиграли. Благодаря этим тенденциям, а также в результате особенностей ценовой политики потери объемов физических поставок на российский рынок компании «Белшина» составили за 2009 г. всего 15 %, а доля фирмы в структуре рынка даже выросла. Это объясняется прежде всего существенно низкой (по сравнению с другими представителями рынка) ценой продукции белорусского производителя.

Наибольшие потери отмечены в сегменте рынка шин для полноразмерного грузового транспорта и автобусов, их емкость в 2009 г. сократилась на 40 % по отношению к предыдущему году. Падение рынка шин для сельхозтехники составило 34 %. Менее других потерял сегмент шин для легкогрузового транспорта – 24 % от уровня 2008 г.

 

Возможные перспективы

Прогнозы аналитических агентств на последующее развитие транспорта в России весьма радужные. По их мнению, российский автомобильный рынок начнет свое восстановление уже во второй половине 2010 г., а к 2015 г. «встанет на ноги». А вот с шинами ситуация остается весьма неопределенной. Прежде всего это касается потребительского сегмента, на который прямо влияют такие факторы, как уровень безработицы и покупательной способности населения. Основная причина, влияющяя на будущее состояние российского шинного рынка - национальный автопром. Для его восстановления правительство приняло немало мер, например увеличение с января 2009 г. ввозных таможенных пошлин на автомобили зарубежной сборки и введение процедуры льготного кредитования на машины российской сборки. Кроме того, начала свою работу программа по утилизации старых машин, предусматривающая значительную скидку на замену старого автомобиля на новый российского производства. Под указанную программу Правительство РФ выделило более 11 млрд рублей, а срок ее реализации определен восемью месяцами текущего года. Это должно вполне устроить российских шинников, специализирующихся на выпуске шин целевых типоразмеров для произведенной в России техники. Угрозой для российской шинной промышленности остаются только демпинговые поставки со стороны Китая и ряда ближайших соседей. Так, дотации на сырье и энергию позволили «Белшине» сохранить объемы производства (сокращение в 2009 г. составило 1 %). Российским шинникам, реализующим серьезные инвестиционные проекты, по массовому выпуску качественной продукции или организация производства грузовых шин ЦМК, будет крайне тяжело без поддержки власти.


Шины б/у: в утиль или в не в Россию?

Минпромторг России предлагает запретить ввоз бывших в употреблении автомобильных шин на территорию Таможенного союза - в Россию, Беларусь, Казахстан. Такое предложение поступило в Министерство природных ресурсов РФ.

В частности, Минпромторг предлагает включить этот товар в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами. Идентификация бывших в употреблении шин должна быть четкой, так как размытость этого понятия и его разделение на «утратившие потребительские свойства» и «пригодные к дальнейшей эксплуатации» в конечном итоге наносит ущерб окружающей среде.

В Россию ввозят подержанные шины из Германии, Австрии, Швейцарии, Норвегии, Финляндии, Японии. Эти колеса разных типов и размеров - от R13 до R22, с износом от 5 до 50 % и остатком протектора от 4 до 8 мм, в том числе низкопрофильные, скоростные и дождевые шины, а также покрышки эксклюзивных и редких размеров. Конечно, они пользуются спросом  у тех, кто хочет сэкономить. Также есть автовладельцы, которые не могут найти нужный им тип шин среди официально поставляемых и продаваемых в России. Они тоже являются потребителями этого вторичного  рынка шин.

А может быть, причина появления этого предложения в том, что  дешевые подержанные шины зарубежного производства создают конкуренцию новой продукции российских производителей этой отрасли?

 

При подготовке материала использованы данные ОАО «АСМ-Холдинг» и аналитического агентства «АВТОСТАТ».