Подготовка кадров "В поисках специалистов"


Алиса СЕРГЕЕВА

 

В современных рыночных условиях квалифицированный специалист в транспортной сфере ценится на вес золота. И неслучайно с наступлением непростых времен, связанных с сокрушительным падением объемов производства автотранспортных средств на многих предприятиях, сокращению персонала предпочли проведение дополнительных учебных тренингов, дабы повысить уровень профессиональной подготовки работников. Между тем проблема подготовки квалифицированных кадров в транспортной отрасли возникла давно. Тем актуальнее она стала с появлением «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года», основной лейтмотив которой – переход российской транспортной отрасли на инновационный путь развития. Этой теме был посвящен круглый стол «Образование на транспорте: вектор развития», который состоялся весной текущего года в ДК Московского государственного университета путей сообщения. Организатором собрания выступила газета «Транспорт России» при поддержке Министерства транспорта РФ. Журнал «Автоперевозчик» - информационный партнер мероприятия.

 

Инновации на транспорте и демографический спад

После утверждения «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» Минтранс России начал реформировать систему транспортного образования. В прошлом году эта работа была завершена. Сформировано 19 крупных научно-педагогических центров, а также 143 филиала, которые реализовывают программы по среднему и высшему образованию. Кроме того, уже работают 9 учебно-тренажерных центров и 65 учебно-курсовых комбинатов на автомобильном транспорте.

- Транспортные вузы всегда выполняли государственный заказ. Они создавались для кадрового и научного обеспечения крупных проектов в области транспорта. Ответственность за кадровое обеспечение отрасли в равной степени относится к властным структурам, транспортным компаниям и учебным заведениям, – сказал министр транспорт Игорь Левитин. - В рамках государственно-частного партнерства все транспортные вузы готовы к обучению специалистов исходя из заказа транспортных компаний. Но необходимо также расширять финансовую составляющую в коммерческих структурах по подготовке своего кадрового резерва.

В конце прошлого года в Ульяновске прошло заседание президиума Государственного совета по вопросам создания научно-образовательных центров по видам транспорта, на котором было принято решение о создании объединенных научно-образовательных центров на базе ведущих отраслевых вузов и НИИ. По словам И. Левитина, в Минтрансе уже создан специальный департамент, который займется вопросами науки, инноваций, образования и технического развития в транспортной отрасли. Это должно позволить сконцентрировать научные и инновационные ресурсы на проведении масштабных исследований и развить систему подготовки научно-педагогических кадров высшей категории.

– Вполне логично, что задача по объединению образовательной, научной и инновационной деятельности в единый процесс реализуется в первую очередь в транспортном комплексе, поскольку  это базовый сектор российской экономики, – считает министр образования Андрей Фурсенко. – Поэтому процессы интеграции в транспортной отрасли, в том числе в образовательной сфере, будут продолжены. При этом мы не должны разделять вузы по видам транспорта, но в то же время и образовательный процесс нужно воспринимать как единое целое. Ведь в сегодняшних непростых демографических условиях количество студентов заметно сокращается. А через три года число студентов в России уменьшится вдвое. Это значит, что вместо 7,5 млн обучающейся молодежи в 2012 – 2013 гг. их останется только 4 млн человек.

По мнению А. Фурсенко, транспорт – это отрасль, которая вполне может стать привлекательной для студентов. Но для того, чтобы они выбирали транспортную отрасль в качестве места своей будущей работы, их необходимо заинтересовать. Поэтому помимо теоретических занятий студентам транспортных вузов необходимо заниматься производственной деятельностью. Кроме того, модернизация российской образовательной сферы приведет в консолидации некоторых учебных заведений. Так, должна произойти интеграция различных направлений, при которой студенты будут проходить совместное обучение по нескольким транспортным направлениям.

 

Международное партнерство

Сегодня российские транспортные вузы налаживают взаимодействие с академическим сообществом и с зарубежными партнерами. Появились такие организации, как Ассоциация вузов транспорта России, Международная ассоциация транспортных вузов стран СНГ и Балтии, Международная ассоциация автомобильного и дорожного образования (МААДО). Последняя имеет большое значение в развитии образовательного процесса в автотранспортной отрасли. Общественная организация МААДО появилась в 1992 г. для содействия развитию автомобильно-дорожного образования в разных странах и сохранения образовательного пространства стран бывшего СССР. На сегодняшний день членами организации являются 242 вуза, 33 техникума и колледжа, 31 школа, 12 лицеев и гимназий, 6 центров образования. Кроме того, коллективным членом МААДО является Московский центр автомобильно-дорожного образования (МЦАД), объединяющий 7 лицеев, 4 гимназии, 5 центров образования, 31 школу, 5 колледжей и техникумов, 4 ПТУ. В числе коллективных членов МААДО 33 автомобильных и дорожных техникума и колледжа России.

Ежегодно в вузы поступает более 45 тыс. студентов, обучающихся на очном отделении, и около 100 тыс. – на заочном (все они – участники МААДО). Организация курирует 4 направления по подготовке бакалавров и магистров, а также 24 специальности.

Количество аккредитованных вузов по специальностям учебно-методического объединения:

- автомобильные дороги и аэродромы – 69;

- автодорожные мосты и тоннели – 32;

- автомобили и автомобильное хозяйство – 137;

- сервис транспортных и технологических машин и оборудования (строительные, дорожные и коммунальные машины, автомобильный транспорт) – 106;

- организация перевозок и управление на транспорте (автомобильный транспорт) – 125;

- организация и безопасность дорожного движения – 40 члены УМО, из них аккредитовано 15 вузов;

- подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование – 74;

- транспортные комплексы ракетной техники – 1;

- гусеничные и колесные машины – 7.

По словам ректора Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Вячеслава Приходько, сегодня этот вуз активно сотрудничает с Международным обществом по инженерной педагогике (IGIP). Это позволяет выстраивать грамотную и эффективную систему международной сертификации преподавательского состава.

Основными целями Международного общества по инженерной педагогике являются:

- совершенствование методов преподавания технических дисциплин;

- разработка учебных программ, имеющих практическое значение и отвечающих потребностям студентов и работодателей;

- использование мультимедийных средств в преподавании технических дисциплин;

- интегрирование изучения языков и гуманитарных дисциплин в инженерную педагогику;

- содействие обучению инженеров менеджменту;

- формирование знаний по охране окружающей среды;

- поддержка инженерного образования в развивающихся странах.

Для реализации поставленных задач IGIP разработало и согласовало с национальными мониторинговыми комитетами специальный документ – регистр ING-PAED IGIP (международный преподаватель инженерного вуза»), который определяет квалификационные требования к преподавателям инженерных вузов.

 

Структура примерного учебного плана IGIP 

Наименование дисциплины

Количество часов

Инженерная педагогика

36

Инженерно-педагогическая практика

36

Технология преподавания

12

Лабораторная дидактика

12

Стилистика

16

Риторика

12

Коммуникативность и ведение дискуссий

32

Основы психологии

16

Основы социологии

8

Педагогические основы развития человека

8

Другие предметы (менеджмент и т. д.)

16

Общий объем

204

 

Сегодня в России уже аккредитовано 14 центров по инженерной педагогике, которые работают в том числе в Московском государственном техническом университете им. Н. Э. Баумана, Казанском государственном технологическом университете, Дальневосточном государственном технологическом университете, Московском автомобильно-дорожном институте, Московском государственном агроинженерном университете им. В. П. Горячкина, Пермском государственном техническом университете и других.

Что же касается распределения выпускников МАДИ в организации, подведомственные отдельным министерствам и ведомствам, то наибольшая часть студентов (20 %) трудоустраивается в Министерстве промышленности и торговли. В Министерство транспорта попадает 19 % бывших студентов, в Министерство внутренних дел – 7 %, Министерство обороны – 4 %, Министерство связи и массовых коммуникаций – 4 %, Федеральное космическое агентство – 3, ФСБ и ФСО – 2, Министерство природных ресурсов и экологии – 8 %, в малый и средний бизнес – 39 %.

 

 

СЛОВО РАБОТОДАТЛЮ

Константин Холопов, председатель совета директоров ООО «Концерн Союзвнештранс»:

- В России функционирует разветвленная сеть транспортных вузов по различным направлениям (железнодорожное, морское, авиационное, автодорожное). Однако в сфере экспедирования системы подготовки кадров не существует. Ни в одном нормативном акте – ни в международном, ни в национальном – термин «логистика» до сих пор не определен. А между тем логистика – это искусство управления потоками. И система подготовки кадров в этой области в современных условиях крайне необходима. Нужна другая система подготовки.

В России насчитывается около 1 тыс. предприятий транспортно-логистического комплекса. При этом ни один транспортный вуз специалистов в области международного экспедирования и мультимодальных перевозок не готовит. Где же нам искать специалистов? Ведь в советское время существовал Институт внешней торговли, в котором преподавали такие дисциплины, как товароведение, фрахтовое дело, экспедирование, складское обслуживание, организацию перевозок на отдельных видах транспорта и другие. Сейчас же этого нет.

 

***

До развала СССР кадровый вопрос как таковой и в транспортной отрасли не являлся одним из главных в формировании национальной экономики. Сейчас же ситуация в корне изменилась. С годами совершенствовалась техника, модернизировался перевозочный процесс. Поэтому проблема пересмотра процесса подготовки кадров в данный момент является одной из ключевых. Главное, чтобы российские чиновники в жарком порыве модернизировать образовательный процесс и поставить его на инновационные рельсы не забыли о том, что транспорт – это инструмент повышенной опасности, а спешка, как известно, помогает разве что при ловле блох.