Страхование "Битва титанов"


 

Российский рынок автострахования в новых экономических условиях

Алиса СЕРГЕЕВА

 

Наряду с резким падением российского рынка автотранспортных средств произошло снижение и в смежных с автопромом отраслях, в том числе и в автостраховании. И если на уровне реализации полисов ОСАГО кризис сказался не столь серьезно (хочешь – не хочешь, а от обязательного страхования автогражданской ответственности никуда не денешься), то объем продаж полисов КАСКО рецессия буквально смяла…


КАСКО – не сказка

Тем не менее общая доля рынка автострахования среди других видов страхования остается довольно внушительной – 43,5 %. При этом на КАСКО приходится 26,8 % рынка, или 137,5 млрд рублей. Поскольку услугами автостраховщиков по КАСКО пользуются прежде всего владельцы новеньких автомобилей, то больше всего рынок добровольного автострахования пострадал от уменьшения продаж машин, недавно сошедших с производственных конвейеров автопроизводителей.

 

Динамика развития рынка новых ТС в РФ/в Московском регионе в 2005 – 2010 гг.

Тыс. шт.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г. (прогноз)

РФ

1447

1772

2421

2786

1466

1114

МСК

359

561

759

906

468

378

 

По итогам января текущего года российский рынок КАСКО снизился на 19 %, в то время как количество реализованных новых автомобилей уменьшилось на 50 %. При этом главным образом рынок продаж полисов КАСКО просел в российских регионах. И по прогнозу аналитиков дальнейшее падение этого рынка по ожидаемым сборам составит 6 – 14 %.

В таких условиях на российском рынке автострахования заметно увеличивается доля лидирующих крупных компаний. На зубров российского автострахования приходится 68 % рынка. Причем тенденция к консолидации прослеживается не только на рынке КАСКО, но и на рынке ОСАГО. Что же касается аутсайдеров, то многие из них в прошлом году не выдержали кризисных невзгод и были вынуждены прекратить свое существование.


Доли рынка по страховой премии КАСКО в 2008 и 2009 гг., %

Компания

2009 г.

2008 г.

Ингосстрах

15,7

12,2

Группа Росгосстрах

11,2

10,7

РЕСО-Гарантия

10

8,6

Группа МСК

7

7,2

Военно-страховая компания

4,8

4,3

Группа РОСНО

4,8

3,8

УралСиб

4,4

5,4

Альфастрахование

4,4

3,7

Цюрих

4,3

4,6

Группа Ренессанс

3,8

4,4

Примечание: по данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН).

 

Российские автостраховые компании, продающие полисы КАСКО, делятся на три категории. Они формируются исходя из финансовых моделей стратегии бизнеса. Среди них фирмы, у которых наблюдается кассовый разрыв, его покрытие будет осуществляться за счет демпинга; компании, ориентированные на постепенное снижение цены; корпорации, предпочитающие схему управления риском, при этом выплаты выстраиваются в зависимости от сбора премии.

В нынешних рыночных условиях, когда уровень продаж автотранспортных средств крайне низок, платежеспособность у страхователей снизилась, а часть клиентов вообще перестала пользоваться их услугами. На первый план выходит цена продукта - основной инструмент конкуренции. Многие страховащики стали жаловаться на демпингующие компании в конкурентной борьбе они пытаются как можно сильнее скинуть цену. Кроме того, в прошлом году произошла девальвация рубля, увеличился и уровень финансовых потерь страховых компаний, который обеспечился за счет повышения стоимости нормочаса сервисных работ (на 25 – 52 %), лакокрасочных материалов (на 18 – 20 %) и запчастей (в совокупности на 9 – 44 %) в зависимости от модели машины. Это объясняется несколькими факторами. Во-первых, на фоне падения продаж автомобилей дилеры решили компенсировать свои потери увеличением стоимости запчастей и работы сервисных центров. Во-вторых, с января 2009 г. основные поставки лакокрасочных материалов велись из Европы, поэтому поставщики перевели все расчеты в евро, что не могло не сказаться на их цене. В результате средний убыток автостраховщиков увеличивается на 12 – 28 %.

Однако несладко в этой ситуации по-прежнему приходится автовладельцам, которые всегда страдали от высоких цен на КАСКО, значительно превышающих стоимостной диапазон в европейских странах. Это объясняется как более высокой ценой на ремонт автотранспортных средств, так и частотой наступления страховых случаев. Кроме того, в России до сих пор нет законодательства в отношении франшизы, т. е. невозмещаемой страховщиком части убытка, в то время как на многих европейских рынках автострахования франшиза является обязательной. Это означает, что приобретение полиса КАСКО сопровождается наличием франшизы.

 

Рейтинг страховщиков АвтоКАСКО по итогам 2009 г.


Примечание: из рейтинга топ-100, по данным ФССН, а также по расчетам портала «Страхование в России».

 

От перемены мест слагаемых…

В прошлом году на рынке реализации полисов обязательного страхования автогражданской ответственности затишья тоже не наблюдалось. Как и в случае с КАСКО, по ОСАГО также происходило увеличение доли лидирующих страховых компаний. Так, количество оформленных договоров у ключевых игроков российского рынка автострахования увеличилось на 0,6 %, в то время как у компаний из нижней рейтинговой части снизилось на 17 %. В целом в прошлом году количество купленных полисов ОСАГО уменьшилось по сравнению с 2008 г. на 4,17 %. При этом сборы выросли на 6 %. Доля рынка ОСАГО составляет 16,7 %, или 85,7 млрд рублей.

 

Доли рынка по страховой премии ОСАГО в 2008 и 2009 гг., %

Компания

2009 г.

2008 г.

Группа Росгосстрах

30,5

28,8

РЕСО-Гарантия

8,9

8,5

Группа МСК

7,5

6,5

Ингосстрах

6,9

6,3

Группа РОСНО

3,9

4,4

УралСиб

3,3

3,4

Военно-страховая компания

3,1

3,1

Альфастрахование

2,7

2,4

Цюрих

2,2

1,6

Согласие

1,7

1,6

Примечание: по данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН).


Главным событием прошлого года для российских автостраховщиков стало принятие поправок в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», согласно которым пострадавший в ДТП автовладелец обращается за возмещением ущерба не к страховой компании виновника в аварии, а к компании, в которой застрахован он сам. Другими словами, с 1 марта 2009 г. вступило в силу прямое возмещение убытков. Однако после введения этой меры, направленной на повышение уровня справедливости при возмещении ущерба, количество жалоб на страховщиков не уменьшается. Во многом это объясняется отсутствием нормативной базы и методики расчета ущерба и износа автотранспортных средств. Отсюда и увеличение расходов Российского союза автостраховщиков, который, вместо того, чтобы играть роль регулировщика страховых споров, превращается в одного из ведущих участников рынка.

Ситуацию усугубило и появление на рынке так называемых страховых посредников, через которых заключались договоры страхования и перестрахования, а также регулировались претензии. Среди них появилось множество мошенников, которые не только нанесли огромный ущерб страховым компаниям (он оценивается в 500 млн рублей – это деньги, которые им не вернули посредники за проданные страховые полисы), но и обманули многих автовладельцев. Они привлекали клиентов низкой стоимостью полисов ОСАГО, но нередко эти полисы оказывались обычной фальшивкой. Поэтому страховщики решили объединить свои усилия в борьбе с недобросовестными посредниками путем информационного обмена между собой.

Что же касается будущего российского рынка ОСАГО, то, по мнению экспертов, уровень проникновения полисов на рынок будет снижаться потому, что отложенного спроса попросту не существует. А в первый год введения обязательного страхования автогражданской ответственности он составил 87 %, что даже больше, чем в Германии. Как известно, за взлетом всегда следует падение. И эта ситуация не исключение. И все же о дальнейшей судьбе развития российского рынка автострахования сможет поведать только время.