Грузовые перевозки "Проспект в иллюминаторе"


(№6 за 2010 г.)

Александр ЛУЦЕВИЧ

Фото Тамары ХАМИЦЕВИЧ

 

Музей авиационной техники, расположенный на аэродроме ДОСААФ неподалеку от Минска, пополнился очередным экспонатом – самолетом ТУ-134. Последний «полет» 35-летнего ветерана прошел на четырех большегрузных автосцепках по улицам белорусской столицы.

С подачи местных средств массовой информации о неординарной перевозке пассажирского лайнера жители Минска узнали заранее. И хотя проходила она за полночь, вдоль главного проспекта белорусской столицы высыпали и стар, и млад. Для обывателя это было необычное зрелище. Для совместного белорусско-российского предприятия «Белдортяжтранс» (Минск), которое специализируется на крупногабаритных тяжеловесных грузах, а также городских служб доставка самолета стала практическим испытанием профессиональных качеств.


На бреющем до музея 


Перевозка ТУ-134 началась ровно в полночь от ворот Минского авиаремонтного завода. Столь поздний час был выбран не случайно. К этому времени транспортный поток редеет, и доставка тяжеловесного негабаритного груза, подразумевающая поэтапную остановку движения по пути следования, не должна была стать существенной помехой, коль большая часть 20-километровой перевозки проходила от начала и до конца проспекта Независимости – центральной магистрали белорусской столицы, которая оказалась наиболее оптимальной для транспортировки самолета.

Предварительно рассматривались два других альтернативных проезда – по Минской кольцевой автодороге и внутреннему транспортному кольцу, которое образуют городские улицы. Но от обоих вариантов пришлось отказаться, поскольку груз не вписывался по высоте в габариты мостовых сооружений.

Автокараван составляли четыре сцепки (тягач + полуприцеп). На «плечи» каждой из них легли турбины, крылья, шасси, хвостовая часть, системы управления и прочие элементы пассажирского лайнера. Основным же был автопоезд, перевозивший фюзеляж, – 3 м в диаметре и 37 м по длине.

Пусть и в разобранном виде, но «бреющий полет» ТУ-134 выглядел эффектно. Особую зрелищность придавала иллюминация проблесковых маячков на тягачах и сопровождавших их автомашинах Госавтоинспекции, городских служб электрообеспечения контактной сети троллейбусных линий и наружного освещения улиц. Сотрудники ГАИ, понятное дело, отвечали за безопасное и беспрепятственное продвижение автокаравана. А электрики, учитывая, что высота автопоезда от дорожного полотна до максимальной точки по хвосту лайнера составляла 5,4 м, не покидали высотных площадок своих автомашин, чтобы в любую минуту быть готовыми обесточить и приподнять контактные линии.

Словом, расстояние, которое пассажирский авиалайнер в полете преодолевал за полторы минуты, по земле заняло часы.

 

Автопоезд с фюзеляжем "на плечах" уверенно преодолевал повороты

 

Свес вписался в повороты 

Помимо решения непосредственно транспортных задач предварительная проработка схемы доставки самолета ТУ-134 подразумевала детальное согласование с десятком всевозможных служб и инстанций. «Какие сложности предполагались?», – спросили мы у начальника отдела специальных проектов предприятия «Белдортяжтранс» Олега Шарко.

– Очевидных проблем не было, – ответил он. – К транспортировке крупногабаритных тяжеловесных грузов нам не привыкать, это специфика деятельности предприятия. Хотя каждая доставка имеет свои особенности, а следовательно предполагает индивидуальное рассмотрение всех сопутствующих перевозке вопросов.

Пожалуй, главными были два момента.

Первый – 18-метровый свес фюзеляжа самолета с платформы полуприцепа. Даже неспециалист может представить образующийся радиус выноса при поворотах в 90º, коих было по пути следования несколько, причем в городских условиях, когда к ограниченным параметрам проезжей добавляются конструкции дорожного ограждения и регулирования. При обследовании маршрута такие участки мы до сантиметра вымеряли курвиметром – специальным прибором для измерения длины извилистых линий.




 Фюзеляж самолета на 18м свисал с платформы полуприцепа

 

Второй – съезд на примыкающую к основному пути дорогу, которая вела непосредственно на летное поле, где размещается музей авиационной техники. Дело в том, что разница в ширине проезжей части составляет 3 м, и было важно четко вписаться в габариты поворота. Все четыре автопоезда с этой задачей справились.

– Обозначьте для наглядности некоторые параметры выполненной перевозки. 

– Максимальные высота и длина основного автопоезда, который перевозил фюзеляж, составляла 5,4 и 41 м соответственно. Три последующих автосцепки с элементами конструкции самолета были 12 м по длине и 5,5 м в ширину. Сопровождавшие нас специализированные городские службы оказали большую помощь при прохождении автопоезда с такими габаритами под встречающимися на пути коммуникациями.

– Не высказывались ли сетования по поводу сохранности дорожного полотна от перевозки крупногабаритного тяжеловесного груза? 

– Будем исходить от основного груза. Фюзеляж весом 10 т размещался на пятиосном полуприцепе. При несложном арифметическом расчете можно говорить о том, что нагрузка на одну ось была как минимум в три раза ниже допустимой нормы.

По завершении доставки самолета ТУ-134 мы не преминули побеседовать с директором предприятия «Белдортяжтранс» Валерием Приставкой, который, учитывая специфику нашего издания, всякий раз приглашает журналиста редакции соприсутствовать при выполнении неординарной доставки крупногабаритных тяжеловесных грузов. (Ранее мы уже писали о перевозке четырех реакторов для монтажа установки гидроочистки дизельного топлива общим весом 800 т, доставке через всю Беларусь двухпалубного теплохода и пр.)

– Работается нелегко, но и нескучно в борьбе за выживаемость на этом рынке, – говорит В. Приставка. – Впрочем, не жалуемся, все идет обычным чередом: доставляем крупногабаритную тяжеловесную технику, технологические емкости, специализированное оборудование. Словом, дел хватает, тем более начался наш сезон перевозок. Одно время был заметен спад, что сказалось и на нашей деятельности. Но сейчас экономика оживает, это заметно по количеству поступающих заказов в сравнении с прошлым годом. Свой парк мы расширили, прикупив в дополнение к тому что есть четырех- и пятиосный полуприцепы, но техника не простаивает.

Главная работа, которая предстоит в нынешнем году, – очень ответственная мультимодальная перевозка на весьма протяженное расстояние крупногабаритного тяжеловесного технологического оборудования. Кстати, в этой перевозке предполагается применить десятиосный модульный прицеп грузоподъемностью до 300 т, приобретение которого в наших планах на текущий год. Тягач для него уже есть: купили 605-сильный MANс колесной базой 8x4.

 

В прошлом году "Белдортяжтранс" доставил из бреста в Минск четырехмоторный турбовинтовой ИЛ-18 

 

***
Пассажирский авиалайнер ТУ-134 стал 27-м экспонатом белорусского музея авиационной техники. В ряду разместившихся на летном поле самолетов и вертолетов есть и четырехмоторный турбовинтовой ИЛ-18, который в прошлом году «Белдортяжтранс» доставил из Бреста в Минск. По габаритам эта воздушная машина была больше нынешней, а общее расстояние перевозки составило 380 км.