Международные перевозки "Совтрансавто-Брянск: потенциал в кризис кормит"


(№6 за 2010 г.)

 

Александр ЛУЦЕВИЧ

Фото Совтрансавто-Брянск-Холдинг

Запас прочности

С подачи генерального директора Ивана Трифанцова, который стоит у руля без малого четыре десятилетия, в распределение финансовых средств холдинга заложено незыблемое правило: направлять 90 % получаемой прибыли на развитие производства. Из года в год помимо обновления парка транспортных средств – а ныне на доставке грузов задействовано порядка 350 автосцепок – компания развивала другие производственные активы. Среди них центр технического обслуживания седельных тягачей и полуприцепов, завод по ремонту и восстановлению шин методом холодной наварки по технологии Bandag, таможенный терминал для оформления, хранения и переработки грузов, механическая мойка, участок изготовления тентов. Помимо того, Совтрансавто-Брянск-Холдинг располагает социальной инфраструктурой – гостиницей для отдыха водителей, лечебно-оздоровительным комплексом, столовой, пунктом медицинского обслуживания, тепличным хозяйством.

 Капиталовложения окупаются сторицей. За счет ежегодного приобретения 50 - 60 машин сегодня средний возраст автопарка холдинга в пределах четырех лет. Это весомый аргумент для заказчиков, отсутствие ограничений на западноевропейских маршрутах, а также экономия средств, коль, допустим, в Германии весьма ощутимая градация ставок дорожных сборов между Евро-3 и -5.

 Компания одной из первых в России приобрела новейшее оборудование Boschдля регулировки и ремонта топливных систем грузовых автомашин. В итоге свели к минимуму непроизводственные потери топлива на собственном подвижном составе, расходы на которое составляют треть в структуре эксплуатационных затрат международных автоперевозчиков, плюс оказывают услуги коллегам.

 В Совтрансавто-Брянск-Холдинге постоянно контролируют рентабельность выполняемых перевозок. На еженедельных совещаниях с директорами дочерних предприятий и руководителями структурных подразделений холдинга рассматривается развернутая аналитика по каждой отдельно взятой поездке независимо от того, насколько обкатано направление. Ведь на экономическую выкладку каждого рейса влияет совокупность различных факторов, среди которых квалификация водителя, используемое транспортное средство, прохождение таможенных процедур, дорожная ситуация, погодные условия, оперативность погрузки/выгрузки, заправка топливом, технические неполадки. Своевременное выявление этапа, где произошел сбой, позволяет избегать возможных потерь по аналогичным причинам в дальнейшем.

 Помимо того, в начале каждой недели здесь проводятся рабочие собрания со всеми свободными от рейса водителями, в которых в обязательном порядке принимают участие ключевые руководители холдинга. Водители обозначают проблемы и делятся своим видением их решения, вносят предложения. Тут же генеральный директор определяет, на что обратить внимание, какие недочеты устранить, в чем разобраться и пр.

 

Компания одной из первых в России приобрела новейшее оборудование Bosch для регулировки и ремонта топливных систем грузовых автомашин

В финансовом водовороте

В условиях, когда рентабельность международных автоперевозок сошла на нет, Совтрансавто-Брянск-Холдинг вынужден изыскивает оборотные средства на стороне. Казалось бы, при безупречной кредитной истории задача решается просто. Увы.

– Если требование предоставить под залог имеющуюся собственность объяснимо, то 25-процентная ставка выплат по займу никак не вписывается в нынешнюю экономику международных автоперевозок, поскольку в условиях кризиса не то что прибыль получить, в ноль выйти весьма проблематично, – говорит правовой советник генерального директора холдинга Юрий Болховитин. – Более того, сам факт обретения кредита нередко под большим вопросом. У нас сложились деловые взаимоотношения и сотрудничество с филиалом в Брянске весьма уважаемого солидного финансового учреждения. Обратились за банковскими гарантиями обеспечения уплаты таможенных платежей. Согласование вопроса с головным офисом затянулось на полгода. Получаем ответ, в котором пространно описывается насколько мы добросовестные, законопослушные, платежеспособные и пр., а в заключение следует отказ, поскольку в течение такого-то периода у Совтрансавто-Брянск-Холдинга образовался отрицательный баланс. Получается, вроде бы банковскому сектору рекомендовано поддерживать предприятия, обладающие перспективой выхода из кризиса, а он идет на попятную, оставляя эти самые предприятия без своевременной финансовой помощи и поддержки.


– А как обстоят дела по лизинговым сделкам? 

– В докризисное время мы подсчитали, что экономически допустимо наличие в автопарке 40 - 42 % лизингового транспорта. Сегодня в общей численности его треть. Карман тянет, но следует отдать должное, что финансовые учреждения идут на реструктуризацию платежей и по ранее заключенным сделкам, и по нынешним. К примеру, в прошлом году взяли в лизинг шесть тягачей IvecoЕвро-5 с отсрочкой выплаты на полгода.Предвосхищая возможный вопрос, замечу, что в автопарке холдинга тягачи различных европейских марок. Да, можно упомянуть, что Volvo весьма комфортны, Mercedes– безусловные трудяги, а Iveco и MAN – подтверждение соотношения цена-качество. Но мы не зацикливаемся на конкретном производителе как из экономических соображений, так и с точки зрения аргументации во время переговоров по приобретению транспорта.


– Насколько ощутимы были для компании финансовые потрясения в прошлом году? 

– Антикризисные меры западноевропейской экономики ориентированы на сокращение затрат, в частности снижение процентов по банковским кредитам, уменьшение стоимости продуктов жизнеобеспечения и пр. В этой ситуации падение провозных ставок экономически обоснованно. В России же, напротив, планка кредитных выплат, цен на топливо, запасные части, товары первой необходимости поднялась. Наравне с российскими коллегами мы оказались заложниками ситуации, при которой расходы на выполнение международных автоперевозок грузов выросли, а доходы вследствие снижения провозных ставок – упали. За три квартала с начала прошлого года в целом по холдингу убытки составили порядка 69 млн руб.Типичность нынешней ситуации в том, что мы, дабы не потерять клиента, вынуждены отправляться в заведомо нерентабельные рейсы. Но наш потенциал не безграничен и, реально оценивая положение дел, мы перераспределяем свои транспортные потоки. Коль рейсы в Бельгию, Францию, Голландию стали до неприличия убыточны, с октября прошлого года прекратили поставлять в эти страны машины. Близка к нулевой отметке рентабельность поездок в Германию. Но в начале календарного года, когда итальянское направление замерло, немецкое позволило нам сохранить определенную стабильность в работе.

Генеральный директор холдинга обязательно раз в квартал выезжает на переговоры с западноевропейскими партнерами и конкретными экономическими выкладками обосновывает необходимость регулирования провозных ставок. Партнеры из Германии, например, согласились с нашими доводами о необходимости их частичного увеличения.

Ныне мы осваиваем маршруты в Словению, Чехию, Словакию, Польшу. Достаточно продуктивны поездки в Финляндию. Сделали несколько рейсов в Турцию, но когда начались сомнительные загрузки, ушли с этого направления.


– Невзирая на предельно низкую рентабельность доставки грузов, ваши коллеги в пылу конкурентного противостояния соглашаются и на более низкие провозные ставки… 

– Совтрансавто-Брянск-Холдинг ежегодно отчисляет в бюджет порядка 283 тыс. рублей налогов с каждой из 350 задействованных на международных перевозках машин. У предприятия с двумя десятками автосцепок эта сумма составляет от 30 до 45 тыс. рублей. Достаточно простой арифметики чтобы определить, у кого шире граница, в пределах которой он может варьировать ставку при работе на одних и тех же маршрутах.Ни в коей мере не ставлю под сомнение добропорядочность коллег, но все же на возможность работать по тем или иным ставкам в немалой степени влияет прозрачность финансовой составляющей деятельности предприятия. У нас до копейки официальная заработная плата, осуществляются различные социальные выплаты, материально стимулируются производственные заслуги. Если в 2005 г. холдинг заплатил свыше 45 млн руб. налогов, то спустя три года – в два раза больше, что свидетельствует об открытости нашей финансовой системы.

Как бы там ни было, но на рынке международных транспортных услуг у холдинга своя ниша сотрудничества с серьезными западноевропейскими партнерами, которые ценят стабильность и надежность, которым важен десятилетиями подтверждаемый авторитет добросовестного перевозчика, которые получают гарантии за счет имеющихся у Совтрансавто-Брянск-Холдинга активов собственности.

С думой о каждом 


Дефолт 1998 г. в одночасье лишил компанию оборотных средств, и транспорт полностью встал на прикол. Поверив на слово генеральному директору о возврате в течение полугода затраченных денег (а о том, что обещания свои Иван Федорович Трифанцов на ветер не бросает – коллектив знал), водители за личные средства сделали по нескольку рейсов. И предприятие выдюжило.

В стремлении заполучить контрольный пакет ОАО «Совтрансавто-Брянск-Холдинг» в 2004-м рейдеры предлагали за акцию в семь с половиной раз больше ее номинальной стоимости. «На сторону» ушло лишь 4 % ценных бумаг.

Вот и в ноябре 2008 г., когда реально обозначились кризисные явления, работники ни на толику не усомнились, что компания сможет преодолеть нелегкий период.

Откуда такое сплочение и единство? Можно говорить о том, что костяк коллектива – поколение, которое прошло закалку трудностями еще в молодые годы. Кто-то упомянет об элементарном инстинкте самосохранения, мол, выйдя за эти ворота, в другие можешь и не войти. И все же, как бы пафосно это ни прозвучало, более применимо понятие патриотизма. Отдав предприятию не один десяток годочков – а по холдингу средний стаж работы непосредственно в компании составляет 20 лет – люди постоянно убеждались в проявлениях заботы о себе как в делах производственных, так и личных. Обретя уверенность, что при любых кризисных передрягах их не оставят на произвол судьбы, они платят той же монетой.

Несмотря на непростое финансовое положение, из 26 млн предусмотренных в бюджете Совтрансавто-Брянск-Холдинга на дополнительные социальные нужды рублей ни копейки не было взято на другие цели. А это – подвоз людей к месту работы транспортом предприятия, питание, бесплатное медицинское обслуживание специалистами всех профилей, отдых детей сотрудников в период летних каникул, организация праздников и подарки к ним, проведение досуга, оздоровительные мероприятия, бытовое обслуживание, поздравление с личным событием, поддержка в скорби и многое другое.

При выходе на пенсию каждый работник в дополнение к государственному пособию ежемесячно получает от компании социальное денежное обеспечение, сумма которого в зависимости от стажа на предприятии доходит до 75 % его средней заработной платы. «Профессионал года» – такое звание ежегодно присваивается двум лучшим водителям и слесарю – в течение календарного периода получает ощутимую для личного бюджета ежемесячную денежную надбавку. Признанным передовиками производства в дополнение к грамоте также полагается разовая денежная выплата.

Есть и другие примеры материального стимулирования как «по случаю», так и постоянного за вклад в общее дело коллектива. Всем работникам установлен индивидуальный повышающий коэффициент, который рассчитывается от средней заработной платы в целом по холдингу или дочернему предприятию. Таким образом, у каждого работника есть прямая заинтересованность максимально задействовать личный потенциал, чтобы в общий карман поступило как можно больше средств.

Совтрансавто-Брянск-Холдинг во все времена не испытывал недостатка в профессионалах своего дела. Тем не менее здесь не считают это поводом привередничать при рассмотрении кандидатуры вновь пришедшего специалиста.

– В первую очередь обращаем внимание на профессионализм и человеческие качества, – говорит Ю. Болховитин. – В коллективе очень благожелательная атмосфера, и новичку не приходится психологически перестраиваться с точки зрения соблюдения каких-либо правовых аспектов и человеческих взаимоотношений.

И по этой причине люди здесь держатся. Даже достигнув пенсионного возраста, многие не хотят покидать стены родного предприятия. И такую возможность им предоставляют, предлагая занятость по силам и возможностям.

 

В ремонтном цехе


***

На этом можно было бы поставить точку. Но хотелось бы сказать вот еще о чем. После посещения ОАО «Совтрансавто-Брянск-Холдинг» не покидала навязчивая мысль, что некоторые моменты из сегодняшней жизни компании чем-то напоминают хорошо знакомый автору этих строк период, который представители нынешнего поколения именуют «социалистическим нафталином». Однако можно ли причислять к пережиткам заботу о памятниках воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, выделение финансовых и материальных средств на строительство православного собора, покупку оборудования для больницы, шефство над сельской школой, которая нуждается в ремонте, обустройстве, техническом оснащении, элементарных новогодних подарках детям. Все названное – в дополнение к активам деятельности компании «Совтрансавто-Брянск-Холдинг», которая, как бы трудно ни приходилось ныне, по-прежнему выделяет на эти цели средства.