Пассажирские перевозки "От «Балтийских линий» к «Виртуальному автовокзалу»"


(№6 за 2010 г.)

Виктор СТЕПАНОВ

Фото автора и Александра НИКОЛАЕВА

 

В 2003 году на Рижском международном автовокзале начала функционировать разработанная на основе интернет-технологий система продажи автобусных билетов и учета рейсов. Еще через шесть лет эта система была взята за основу при создании подобной системы для всей объединенной Европы. Как считает Борис Кадиш, глава разработавшей эту систему компании S Fabrika (SWD Factory™), этому успеху способствовало удачное сочетание достижений современных информационных технологий, с которыми к тому времени были хорошо знакомы специалисты возглавляемой им компании, и практического опыта в области организации перевозок, накопленного сотрудниками компаний-заказчиков.

В своем интервью нашему журналу Б. Кадиш рассказал о появившихся с внедрением системы возможностях и удобствах для пассажиров и всех участников процесса перевозок, а также о преодоленных трудностях и ожидающих решения проблемах.

Борис Кадиш, доктор технических наук, является основателем и председателем Правления компании S Fabrika (SWD Factory™) (www.swdfactory.com). Имеет более двадцати пяти лет опыта работы в индустрии информационных технологий, основал несколько ИТ-компаний в Латвии, России и США. До того, как заняться бизнесом, возглавлял отдел баз данных в НИИ планирования Латвии. С 2003 г. является членом Консультационного совета Европейской ассоциации автовокзалов (Association of PanEuropean Coach Terminals, АРС). 

- Господин Кадиш, что представляет собой разработанная вашим предприятием система продажи автобусных билетов и учета рейсов?

- Эта система разработана на основе интернет-технологий и предназначена для ведения и учета экономико-информационных отношений в области междугородных и международных автобусных перевозок для полной совокупности участников пассажироперевозок: автовокзалов и их филиалов, перевозчиков (владельцев транспортных средств), агентств по продаже билетов, пассажиров. Она получила название BalticLines («Балтийские линии»), первоначально разрабатывалась для нужд Рижского международного автовокзала и ее первая версия была внедрена в марте 2003 г.

Постепенно система развивалась, ее функции расширялись в соответствии с потребностями рынка автоперевозчиков, увеличивалось количество пользователей и, как результат, система выросла до уровня национальной - сегодня к ней подключены все 36 автовокзалов Латвии. Помимо этого к системе подключена Латвийская телефонная справочная служба «1188».

Для каждого автовокзала в системе предусмотрены кассир, агентство по продаже билетов, справочная служба, диспетчер, руководители подразделений и администратор. Кроме этого к системе (по усмотрению ее администрации) могут быть допущены также и внешние пользователи, в том числе перевозчики, клиенты, представители других организаций.

 

 

В системе предусмотрены несколько групп функциональных модулей:

  • – модуль продажи билетов (для осуществления продажи, возврата и резервирования/заказа билетов; льготных, транзитных и групповых продаж; перерегистрации билетов на другой рейс; открытия/закрытия смены; инкассации);

 

  • – модуль диспетчера (позволяет вести учет фактического прибытия-убытия автобусов, учет и отслеживание непредвиденных ситуаций);

 

  • – модуль предоставления справок (обеспечивает информирование о рейсах, расписании и автобусах);

 

  • – модуль перевозчика (позволяет получать справки о фактическом времени прихода/ухода собственных автобусов на автовокзалы и информацию о проданных билетах на собственные рейсы);

 

  • – модуль администратора включает ведение бизнес-объектов (пользователи; тарифы и скидки; марки автобусов; договоры; перевозчики; агентства; остановки; рейсы; страны и т. д.), управление правами доступа и функционированием пользователей системы;

 

  • – модуль отчетность и статистика: генерация отчетов по запросам пользователей системы; ежедневные отчеты кассиров о проданных, аннулированных и возвращенных билетах; отчеты по агентурам; отчеты о рейсах; отчеты по взаиморасчетам с перевозчиками; сбор и отображение статистических данных за конкретный период времени и т. д.


Система предусматривает возможность быстрой интеграции с другими системами – как внутренними, так и внешними (например, внутренняя система управления или бухгалтерия, другие системы продажи автобусных билетов, системы резервирования билетов на другие виды транспорта и т. д.).Эта возможность достигается за счет открытой архитектуры системы, наличия собственного API, SOAP-сервера, поддержки обмена данными в XML-формате.

Для успешного и эффективного развития системы предусмотрены возможности быстрого расширения функций в соответствии с требованиями бизнеса.

- И, насколько мне известно, вскоре ваша система получила признание за пределами Латвии? 

- На учредительной конференции Европейской ассоциации автовокзалов (Association of PanEuropean Coach Terminals, АРС), проходившей в Риге в августе 2003 г., система BalticLines получила высокую оценку специалистов.В 2008 г. предложение ЕАА CoachITS – ACoachTerminalOfTheFuture («Автовокзал будущего») было выбрано для внедрения в рамках проекта NetzwerkmanagementOst (NEMO), который реализуется Федеральным министерством экономики и технологии Германии с целью развития малого и среднего бизнеса. Цель этого предложения на первом этапе заключается в формировании сети взаимодействия между малым и средним бизнесом и ключевыми членами Ассоциации по вопросам осуществления автобусных перевозок в Германии и Европе. Единственным участником проекта из Восточной Европы является наша компания как разработчик системы BalticLines.

Затем нами была разработана и в апреле прошлого года внедрена на Вильнюсском автовокзале система продажи билетов следующего поколения для одного из крупнейших автобусных операторов Литвы - фирмы ТОКS (UAB Tolimojo keleivinio transporto kompanija). Поскольку TOKS имеет агентства продажи билетов в различных странах, наша новая система обеспечивает возможность продажи билетов в разных валютах, а также предусмотрен интерфейс на разных языках.

В сентябре прошлого года была успешно завершена интеграция систем BalticLines и TOKS. Это предоставило возможность пассажирам приобретать билеты на автобусы фирмы TOKS в кассах автовокзалов Латвии, в том числе и на внутренние литовские рейсы. Системы взаимодействуют в реальном времени.

Сейчас система BalticLines интегрирована также с системой EcoLines.

В сентябре 2009 г. дирекцией Европейской ассоциации автовокзалов принято решение о начале разработки пилотного проекта общеевропейской системы резервирования автобусных билетов на основе системы BalticLines.

- Можно ли подробнее остановиться на тех удобствах и выгодах, которые ваша система способна создать для всех участников процесса перевозок? 

- Использование интернет-технологий и накопленного опыта практического управления автобусными пассажирскими перевозками позволило создать систему следующего поколения с принципиально новыми возможностями. Так, для пассажиров появился качественно новый уровень сервиса, а именно: кроме того, что появилась возможность получения актуальных справок в реальном времени, в том числе о маршрутах и рейсах, о наличии мест и стоимости билетов, теперь пассажир может приобрести билет практически на любой рейс любого перевозчика, работающего с системой.

Например, если пассажиру необходимо добраться из Ярославля в Котовск Тамбовской области и, предположим, автовокзалы Ярославля, Рязани и Тамбова пользуются системой продажи билетов, аналогичной нашей, то в данном случае пассажир непосредственно в кассе Ярославского автовокзала приобретает билеты на следующие рейсы: Ярославль – Рязань, Рязань – Тамбов, Тамбов - Котовск. Такие же возможности предоставляются пассажиру и во Всемирной сети.

Для перевозчиков система обеспечивает следующее:

- возможность в реальном времени контролировать фактическое время прихода/ухода автобуса на автовокзалы и фактическую загруженность автобуса;

- возможность предоставить агентствам право продажи билетов на конкретное подмножество собственных рейсов;

- наличие статистических данных позволяет принимать обоснованные бизнес-решения относительно подачи дополнительных автобусов, уменьшения или увеличения вместимость автобуса на определенный рейс в зависимости от спроса.

Кроме того, внедрение подобной системы в какой-то мере помогает перевозчикам бороться с так называемым серым бизнесом, это когда около автовокзала, где-нибудь за углом, стоит несертифицированный автобус и набирает пассажиров, отнимая таким образом часть бизнеса у автоперевозчиков. Когда пассажир заранее приобрел билет, или - при необходимости - несколько билетов на весь маршрут, его не будут интересовать перевозки такого рода.

Автовокзалам предоставляется современный инструмент продажи билетов, оперативного предоставления справок, контроля фактического времени прихода/ухода автобусов, что значительно сокращает себестоимость и скорость выполнения всех перечисленных процессов.

- Как появилась идея создания такой системы? 

- Можно сказать, что вся история нашей компании – это путь к созданию подобной системы. Первую компанию, занимающуюся программированием, я основал в январе 1993 г., затем было создано несколько фирм в области информационных технологий и коммуникаций в Риге и Москве (программное обеспечение для банков, таможни, таможенных складов, корпоративные сети связи и т. п.).

В июле 1998 г. я переехал в Калифорнию, где основал компанию, занимавшуюся разработкой бизнес-решений в Интернете, среди наших заказчиков были такие известные компании, как Sharp и Toshiba.

В декабре 2001 г. я вернулся в Ригу и в мае 2002 г. основал новую компанию S Fabrika с целью реализовать у нас все то, чему я научился в Штатах. В новую компанию вошли лучшие программисты из моих рижских компаний.

Кроме того, нам просто повезло с заказчиком – председатель правления Рижского международного автовокзала, а также генеральный секретарь Европейской ассоциации автовокзалов Вайра Громуле сумела на ранней стадии распознать потребности рынка и самое главное – сформулировать требования к системе так, чтобы они были понятны нашим программистам. До разработки данной системы мы не имели практического опыта пассажироперевозок, только благодаря нашему заказчику мы стали в какой-то мере бизнес-экспертами в этой области.

В этом смысле наш заказчик является нашим соавтором. Причем это касается не только разработки первой версии системы для нужд Рижского автовокзала, но и последующего развития системы до уровня общенациональной.

- Встретила ли ваша система надлежащий прием у транспортных властей? По Вашему мнению, насколько позиция государственных и различного рода контрольных органов важна для продвижения подобных систем? 

- Да, к счастью, наши транспортные власти сразу оценили достоинства системы и всемерно поддержали ее внедрение с целью формирования развитой сети продажи автобусных билетов для расширения сервиса пассажиров. Они принимали непосредственное участие в организации и проведении встреч с перевозчиками, на которых объясняли преимущества от внедрения системы.Именно благодаря им система смогла развиться до уровня национальной.

- Что показал период первоначальной эксплуатации системы? Есть ли аспекты, над которыми придется поработать? 

- Как и следовало ожидать, период первоначальной эксплуатации показал, что начальный набор функций системы далеко недостаточен, и с момента первоначального внедрения система постоянно развивалась и совершенствовалась. Так, позднее появились продажа транзитных билетов, продажа билетов в Интернете, продажа билетов через мобильный телефон, интеграция системы с информационными табло на перронах и т. д. Конечно, есть задачи по развитию системы – как краткосрочные, решение которых будет принято уже в этом году, так и стратегические, на решение которых потребуется более продолжительный период времени.

- Обеспечивает ли ваша система возможность использования электронного билета? 

Насколько мне известно, так называемый электронный билет - это электронная система оплаты проезда. Он представляет собой некую комбинацию единого проездного и обычного билета для проезда в метро. Электронный билет может быть как рассчитанным на несколько поездок, так и пополняемым, когда по мере использования оплаченных поездок на билете их количество можно пополнять. В последнем случае электронный билет, как правило, именной.

Однако, насколько мне известно, в этих системах нет возможности указания рейса и места пассажира, что является необходимым условием для перевозки пассажиров на междугородных и международных автобусных рейсах.

Если же говорить об электронном билете как об электронном кошельке, то мы готовы расширить функции кассира и предоставить ему возможность получать оплату с помощью электронного кошелька.

- В какой мере и с какой целью системой предусматривается допуск внешних пользователей? 

- Система является открытой по своей идеологии. По мере развития системы к ней подключается все больше пользователей, в числе которых автовокзалы и агентства по продаже билетов, справочные службы, туристические агентства, транспортные власти и потенциальные пассажиры.Кроме этого, к системе подключены и подключаются другие системы, которые в данном случае можно рассматривать как пользователей. Это и другие системы продажи билетов, и системы управления информационными табло, и автоматы по продаже билетов...

- В какой среде реализована Ваша система? 

- Система реализована на языке программирования Java как многоуровневые (multi tier) приложения в соответствии с промышленной архитектурой Java (Java 2 Enterprise Edition - J2EE) для RDBMS Oracle.Управление системой осуществляется из одного центра, что позволяет динамично реагировать на изменяющиеся внешние условия и осуществлять контроль всех звеньев в режиме реального времени.

- Как новая система задействует возможности, которые создаются все большим распространением Интернета и мобильной связи? 

- Система построена на основе интернет-технологий, у всех сегодняшних пользователей системы на компьютере только браузер, а вся бизнес-логика и база данных системы расположены на сервере и доступ к ним пользователей осуществляется через Интернет.Как я уже говорил ранее, в системе реализована продажа билетов через Интернет и с помощью мобильного телефона, когда платеж осуществляется с телефона и билет в виде SMS-сообщения приходит на телефон. Так что если отвечать коротко, то мы в полной мере используем возможности, предоставляемые распространением Интернета и мобильной связи.

- Возможно ли подключение к этой системе внутригородских и пригородных перевозок? 

Вполне возможно. Насколько это целесообразно – решать городским властям. Например, мы можем обеспечить продажу абонементных и разовых билетов на внутригородские и пригородные виды транспорта, поскольку технически здесь никаких проблем не возникает, а вот организационные вопросы надо решать, но это опять проблемы или вопросы более высокого уровня.

- Использование подобной системы дает возможность получения значительного объема информации. В связи с этим возникает вопрос: как и кем она анализируется и какие шаги будут предприниматься на основе такого анализа? 

- Действительно, один из важных результатов функционирования системы – это значительный объем актуальных данных, получаемых в ходе ее эксплуатации. Эти данные используются для принятия как срочных тактических, так и стратегических решений. Например, если перевозчик обнаружит, что на конкретный рейс проданы практически все билеты задолго до даты отправления, он может организовать дополнительный рейс или уменьшить/увеличить вместимость автобуса на конкретный рейс в зависимости от тенденции заполнения автобуса за определенный период.

Таким же образом, основываясь на статистических данных, транспортные власти могут принять решение о закрытии или открытии дополнительных маршрутов. Кроме того, накопленные данные являются источником для проведения различного рода анализа ситуации на рынке автобусных перевозок. Например, можно осуществить расчет индекса пунктуальности перевозчика – соотношение фактического времени прихода автобуса с запланированным (указанным в расписании), что является одним из показателей надежности перевозчика. Индекс рассчитывается в зависимости от различных факторов: времени дня и года, дня недели, направления и т. д. И затем уже на основе индексов и с учетом интенсивности пассажиропотоков можно, например, вносить изменения в расписание.

- Существует ли возможность ознакомиться с функционированием вашей системы? 

- Да, зайдя на домашнюю страничку Рижского автовокзала (http://www.autoosta.lv/), можно посмотреть расписание движения автобусов в выбранном направлении с указанием всех промежуточных остановок, времени прибытия на промежуточные и конечную остановку, стоимости билета, а также узнать о возможности приобретения билетов через Интернет. В случае более глубокого интереса к системе целесообразно связаться с нами.

- В какой степени ваша система позволила приблизиться к тому идеалу мультимодальности, о котором много говорят в последнее в странах ЕС? 

- Как мне кажется, нам удалось значительно продвинуться в этом направлении. В частности, сегодня в системе в значительной мере обеспечен интерфейс с системой продажи железнодорожных билетов, и технологически мы готовы предоставить возможность приобретения билетов на различные виды транспорта. Однако здесь существуют организационные проблемы, которые необходимо решить для предоставления такой возможности пользователям.

Это, например, взаиморасчеты между перевозчиками. Так, автобусные перевозки осуществляются, как правило, частными компаниями, а билеты на автобусы продаются самими перевозчиками, автовокзалами и агентствами по продаже билетов. За каждый проданный билет продавшая его организация должна получить комиссионное вознаграждение.

В ситуации существования сети по продаже билетов возникает задача взаиморасчетов между перевозчиками, агентствами и автовокзалами. Это не тривиальная задача, и кто-то должен (с согласия других участников) взять на себя функции расчетного центра. У нас эти функции выполняет Рижский автовокзал.

Мультимодальность предполагает вовлечение в процесс перевозок других видов транспорта: железной дороги, паромов, авиаперевозчиков. Как правило, это крупные организации, договариваться с которыми очень непросто, и, главное, должен быть кто-то, кто является двигателем процесса, так как отдельно взятого перевозчика не очень интересует собственно мультимодальность.

Таким образом, процесс поднимается на более высокий уровень управления, скорее всего – на государственный, а этим, на мой взгляд, обуславливается и сложность его реализации, т. е. это вопрос уже совсем не технический и не технологический.

В начале февраля мы с госпожой Громуле принимали участие в конференции Intermodes 2010, которая проходила в Брюсселе. Присутствовали представители многих стран, в основном из Западной Европы.

Очень много говорилось о правах пассажиров, о безопасности и об интермодальности. Но, как правило, в обсуждениях интермодальность сводилась к взаимодействию авиа - и железнодорожного транспорта, там же обсуждались и перспективы введения единого билета на эти виды транспорта. Обычно эти проекты курируют национальные министерства.

При этом об автобусных пассажирских перевозках словно забыли, а если о них и упоминали, то как-то вскользь. По этой причине президент Европейской ассоциации автовокзалов Стефан Кристиан (StefanChristian) принял участие в работе трех рабочих групп из десяти с целью акцентировать внимание участников и на вопросах автобусных перевозок.

Там же, в Брюсселе, у нас была встреча с представителями Международного союза автомобильного транспорта (International Road Transport Union, IRU). Они прекрасно понимают важность автобусных перевозок и с целью удвоить масштабы использования автобусного транспорта организовали кампанию SmartMove («Разумный ход»).

«Разумный ход» - это совместная инициатива IRU и Международного автобусного салонаBusworld по продвижению и расширению масштабов применения во всем мире коллективного пассажирского транспорта в виде автобусных перевозок.

Общая задача инициативы «Разумный ход» заключается в объединении усилий и ресурсов отрасли с тем, чтобы поднять уровень осведомленности политиков и СМИ, а также в том, чтобы в конечном итоге привлечь внимание общественности к автобусному транспорту и тому комплексу услуг, которые он предоставляет, сделать эту тему центральной в политических дебатах.

«Разумный ход» открыт для прямого участия или поддержки со стороны любых заинтересованных лиц, фирм и организаций, разделяющих цели и задачи кампании. На днях открылся сайт этой инициативы (http://www.busandcoach.travel/), где есть информация о ней на русском языке.

- Над чем сейчас работает ваша компания в сфере автобусных перевозок? 

- Над созданием пилотного проекта общеевропейской системы продажи билетов на автобусы. Так как одной из основных функций автовокзалов является продажа билетов, то рабочее название разрабатываемой системы – «Виртуальный автовокзал». Основное требование к системе – она не должна заменять или изменять существующие системы автовокзалов или автоперевозчиков, а быть как бы над ними и функционировать за счет взаимодействия с существующими системами.

 


В результате интеграции нашей новой системы с существующими системами пассажирам последовательно будут предоставлены следующие три вида сервиса:

  • – интегрированное расписание: пассажир, задав направление и интересующий его период времени, получит соответствующее расписание движения рейсов всех перевозчиков, подключенных к системе;

 

  • – возможность приобретения билетов на представленные рейсы;

 

  • – планировщик путешествий: задав пункты отправления и назначения, пассажир получит от системы несколько вариантов достижения места назначения, используя автобусы разных перевозчиков. Сегодня подобный сервис доступен в Интернете при планировании авиаперелетов. Предположим, если необходимо добраться из Симферополя в Олбани (штат Нью-Йорк), то сегодня системы резервирования авиабилетов в Интернете предложат несколько вариантов, например: 1) Симферополь – Киев, Киев – Франкфурт, Франкфурт – Нью-Йорк, Нью-Йорк – Олбани; 2) Симферополь – Москва, Москва – Нью-Йорк, Нью-Йорк – Олбани.


Одно из преимуществ внедрения подобной системы для автоперевозчиков заключается прежде всего в том, что это новый канал реализации билетов и соответственно – новые клиенты. Кроме того, система дает возможность перевозчикам самостоятельно определять информацию относительно того, на какие рейсы могут быть реализованы билеты в новой системе. Наконец, подключение к новой системе практически не требует затрат от перевозчика.

- Как вы оцениваете перспективы внедрения подобных систем за пределами ЕС, в частности на территории стран СНГ? Что, по вашему мнению, может этому поспособствовать, а что мешает? 

- Вообще-то, по моему личному мнению, на территории СНГ и в восточноевропейских странах организация автобусных пассажирских перевозок находится на более высоком уровне и более ориентирована на пассажира, чем в западноевропейских странах. Серьезную роль в этом играют автовокзалы, предоставляющие значительно больше сервиса пассажирам – начиная от залов ожидания, справок, организации питания и хранения багажа и заканчивая организацией продажи билетов. Автовокзалы являются очень важным элементом в общей инфраструктуре автобусных перевозок, и роль их еще более возрастет в связи с принятием в Европе правил по защите прав пассажиров. У нас автовокзал или автостанция присутствуют практически в любом городке, на западе же наличие автовокзала или автостанции – редкость. Мне кажется, что внедрение подобной системы должно опираться именно на автовокзалы и, таким образом, в странах СНГ готовность к процессу выше.

Еще один важный момент - система должна находиться в управлении у структуры, независимой от конкретного автоперевозчика. Этот факт увеличивает доверие к системе со стороны перевозчиков и облегчает процесс внедрения системы.