Пассажирские перевозки "Три кита успеха"


(№6 за 2010 г.)

Олег ЖАРКО

Фото Александра

 

В Минске прошел внеочередной съезд Белорусского союза транспортников (БСТ), избравший новое руководство и определивший новые задачи общественного объединения в непростой экономической ситуации.

- Базовой проблемой отрасли является крайне низкий уровень доходности транспортной деятельности, - говорит избранный председатель правления БСТ Владимир Сосновский (в недавнем прошлом министр транспорта Республики Беларусь, до этого – генеральный директор одного из крупнейших пассажироперевозчиков страны – ГУП «Минсктранс»). – Тарифная политика такова, что заработать денег там практически невозможно. Сегодня налицо полное отсутствие предложения, низкое качество и эффективность предлагаемых средств производства транспортных услуг - автобусов, троллейбусов, железнодорожного состава. Перевозчик вынужден покупать, как правило, машины вчерашнего дня. Поэтому и общество, и потребитель, и государство, и политическая власть не очень довольны результатами транспортной работы. Работать нечем, хорошего инструмента практически нет.

Еще одна ключевая проблема – несоответствие требованиям времени уровня профессиональной подготовки кадров отрасли. Существуют серьезные проблемы с водителями. Мы потеряли кадровый состав, очень много толковых специалистов ушло в другие виды деятельности.

Несоответствие законодательных норм и правил, регламентирующих транспортную деятельность. Законы наши создавались в период становления государственности, в период развала огромной страны. Конечно, они писались под некие революционные преобразования, когда надо было собрать всю страну. Некоторые требования в законодательстве сегодня неадекватны времени, их надо менять.

Существенны упущения в области реализации действующего законодательства, сама процедура применения ныне действующего законодательства весьма несовершенна и идет с грубыми нарушениями.

Все это сдерживает развитие транспортной системы страны, обуславливает низкое качество и эффективность продукта транспортной деятельности, ее безопасность, формирует излишнюю долю транспортных затрат в конечной цене продукта иных видов экономической деятельности, не дает возможности полноценно использовать экспортный и транзитный потенциал страны.

Работа в этой сфере привлекает все меньше желающих, теряет общественную значимость и престиж.

- Наиболее сложная ситуация сложилась в сфере пассажирского транспорта, - продолжает В. Сосновский. - Причин много, одна из ключевых – здесь наименее адекватное законодательство, наименее адекватные способы его применения и очень много накопившихся проблем, начиная от пресловутой: какова же роль в этом процессе государственного и частного сектора? Каковы принципы их сотрудничества и взаимодействия с государством и пассажиром? Не решив ее как наиболее важную и фундаментальную, мы не решим вообще никаких проблем. Сегодня фундаментально ею никто не занимается. Так получилось, что у правительственных органов эта проблема не может стоять на первом месте. К сожалению, считается, что пассажирский транспорт играет высокую роль в социальном, но не очень высокую - в экономическом развитии страны (валовый внутренний продукт пассажирщиками фактически не формируется, а экспорт услуг – всего на 1,6 % от общего объема транспортных услуг). Отсюда и многие вопросы, связанные с тарифной, бюджетной политикой.

С другой стороны, пассажирский транспорт сегодня во многом находится в руках местных советов, которые в принципе должны определять, как он должен развиваться и функционировать. Но, с одной стороны у них сегодня недостаточно полномочий, с другой – сам механизм государственного регулирования и финансирования этой деятельности он не в пользу того, чтобы этот транспорт был в руках местных советов. Здесь тоже многое нужно совершенствовать и менять. В госорганах все это понимают, но этому процессу надо придавать совсем другую динамику, этим процессом надо заниматься.

Сегодня системными проблемами пассажирского транспорта, по сути, никто не занимается. Нет ни одной общественной организации, которая взяла бы на себя ответственность за решение этих проблем в государстве.

Экономика Беларуси практически на 80 % зависит от России, мы не можем остаться в стороне от того, чтобы помочь государству и обществу выстраивать наши отношения с Российской Федерацией, в частности в транспортной сфере. У нас сегодня есть базовая основа для помощи в политическом решении этих проблем: соглашение между министерствами транспорта России и Беларуси о необходимости создания общего рынка автотранспортных услуг. Оно достигнуто в 2008 г., на 10-м заседании координационной комиссии Союзного государства России и Беларуси. Сегодня этот процесс, к сожалению, несколько заглох, ему нужно придать новый импульс.

- Процесс интеграции неизбежен, - продолжает председатель Белорусского союза транспортников. - Это работа, имеющая глубокую основу, она ведется. Недавно я побывал в Москве у министра транспорта Игоря Левитина, он дал согласие на то, чтобы и Белорусский союз транспортников, и другие общественные формирования Беларуси активно включились в эту работу. На первом этапе нам необходимо создать технико-экономическое обоснование создания общего рынка, доказать двум правительствам, что это выгодно для стран, для перевозчиков, потому что это, мы говорим, по сути дела, об открытии границ и о предоставлении транспортникам возможности конкурировать. Но условия хозяйствования, юридические условия для транспортников должны быть одинаковыми. Поэтому второе направление, которое мы можем и должны на себя взять, это содействие созданию и развитию общего с Российской Федерацией рынка автотранспортных услуг.

- Третье. Беларусь вступила в программу ЕС «Восточное партнерство». Государство определило в стране о диверсификации нашей политической системы, наших политических интересов, в том числе и в Западной Европе, - говорит В. Сосновский. – В этом направлении тоже очень много проблем. Начиная с того, что у наших водителей есть определенные трудности с получением виз, нам есть что решать в сфере железнодорожного транспорта. Но самое главное - мы хотим выстраивать отношения с Евросоюзом, с европейскими транспортниками таким образом, чтобы их нормы, правила постепенно переходили в наше законодательство. И работать по их правилам, по их нормам. Эти интеграционные процессы, на мой взгляд, тоже в значительной степени заморожены. Они идут очень сложно, нет диалога. Европейцы говорят: «Мы готовы сотрудничать, мы готовы вас обучать, готовы вас приглашать к себе – водителей, предпринимателей. Давайте общаться чаще, чтобы мы понимали, чего вы вообще хотите, способны ли вы адекватно реагировать на европейскую культуру, на европейские стандарты – на самом ли деле вы хотите, чтобы эти стандарты, эта культура в области транспорта переходила к вам в страну?».

Это тоже откроет нашим перевозчикам возможность большего присутствия на западных рынках транспортных услуг.