Тест-драйв "Без тени сомнения"


(№6 за 2010 г.)

Роман МУРАШОВ

Фото автора и Scania

 

Scania – «Грузовик года-2010»

Новая модель Scania R-серии получила звание TruckoftheYear-2010 самый почетный титул в автомобильной индустрии в Европе. В конце января 2010 г. в штаб-квартире Scania состоялась европейская церемония награждения. А на Дмитровском автополигоне один из членов жюри, представляющий Россию, вручил приз российскому подразделению Scania. 

Совет жюри отметил в новой модели прежде всего. усовершенствованный дизайн, улучшенные показатели экономии топлива и уникальную систему поддержки водителя, которая позволяет сделать эксплуатацию автомобиля более эффективной.

Новая модель Scania R-серии, которая была представлена в сентябре 2009-го, была благосклонно принята специальной прессой. В дополнение к титулу «Грузовик года-2010» модель Scania R 480 с большим преимуществом выиграла в крупном сравнительном тесте «1000 пунктов», который был организован прессой коммерческого грузового транспорта Германии.

 

Отточенный дизайн 

Внешние изменения сделали облик новой Scania R-серии более ярким: четкий стиль передней части кабины с выраженными горизонтальными линиями и новым вертикальным оформлением придает Scania еще большую индивидуальность, которую усиливает увеличенный логотип Scania. 

Новая решетка радиатора с укрупненными горизонтальными полосами окрашена в более яркий цвет, который лучше контрастирует с окраской автомобиля. Ее форма улучшает аэродинамику и обеспечивает подачу большего объема воздуха к радиатору и в моторный отсек.

Новый дизайн бампера органично переходит в мощное стилевое решение передней части кабины. В этот дизайн отлично вписались используемые в светлое время суток ходовые огни на светодиодах и очистители фар высокого давления, которые устанавливаются опционально.

Новые боковые обтекатели шасси, окрашенные в цвет кабины, входят в стандартную комплектацию. Их аэродинамичная форма снижает расход топлива на 0,6 % по сравнению применяемыми.

 

Значительные изменения были внесены в интерьер кабины

 

Значительные изменения были внесены в интерьер кабины, а использование более современных материалов придало ему новый уровень качества. Рабочее место водителя в грузовике R-серии подверглось значительному изменению и модернизации для дальнейшего повышения безопасности, комфортабельности, полезного объема вещевых отсеков с целью создания удобства для водителей. 

Приборная панель оформлена в новом стиле, для ее изготовления использованы современные материалы, которые облагородили внешний вид панели и сделали ее практичной и приятной на ощупь.

Новая центральная консоль отличается увеличенным в размерах верхним лотком с подсветкой, противоскользящим ковриком и закрытым отсеком для мелких предметов. Здесь есть большой выдвижной ящик для хранения папки-скоросшивателя формата A4, четыре подставки для чашек, съемная пепельница и раскладной столик для еды и работы, который располагается со стороны пассажира.

Расширены находящиеся рядом с водителем отсеки для хранения вещей, чтобы там можно было разместить все, что должно быть под рукой во время вождения автомобиля.

Стандартное нижнее спальное место оборудовано матрацем толщиной 155 мм с пружинными блоками и небольшими откидными секциями. Сейчас Scania приступает к выпуску нового спального места повышенной комфортности, которое имеет раздвижную конструкцию, позволяющую регулировать его ширину. Ширина постели может устанавливаться в пределах от 730 до 900 мм.

Рулевое колесо отделывается деревом или кожей. Новые кнопки на рулевом колесе имеют повышенные функциональные возможности. Все кнопки для автоматического поддержания скорости движения (круиз-контроль, адаптивный круиз-контроль и управление скоростью на спусках) располагаются в нижней части рулевого колеса.

Органы управления акустической системой - на спице рулевого колеса, расположенной под левой рукой, бортовым компьютером - на спице под правой рукой.

Позади дверей по многочисленным просьбам водителей появились крючки для мусорных пакетов, также совсем недавно в стандартную комплектацию была включена и боковая противосолнечная шторка на двери водителя.

Новая система ScaniaOpticruise 

Новая система ScaniaOpticruise стала полностью автоматической. В полностью автоматизированном варианте максимальная четкость работы достигается за счет использования электрогидравлического привода управления сцеплением, также используется совершенно новая схема переключения передач. 

Помимо повышения комфорта и избавления от необходимости следить за оборотами двигателя и переключать передачи, она позволяет водителю уделять больше внимания управлению автомобилем и другим участникам дорожного движения. Освоение системы происходит быстро, после чего езда становится экономичной и уверенной. Даже неопытный водитель сможет добиться значительной экономии топлива по сравнению с управлением машиной вручную. Снижается износ сцепления и других компонентов силовой установки, увеличивается срок их службы, а это напрямую снижает эксплуатационные затраты.

Система ScaniaOpticruise, которая была одной из первых автоматизированных систем переключения передач, появившихся на рынке, неоднократно модернизировалась. После четырех лет разработок концепция стандартной механической коробки передач осталась неизменной, однако сама система претерпела значительные изменения в части усовершенствования механических компонентов и реализации совершенно нового программного обеспечения.

Новая система автоматического управления сцеплением ScaniaOpticruiseпоставляется либо в полностью автоматическом варианте, либо с педалью сцепления. Автоматическое сцепление оснащено высокоточной электрогидравлической системой управления, что впервые позволило добиться четкого управления сцеплением даже без использования самой педали сцепления.

Автоматическое сцепление во время переключения передач выключается на очень короткое время, что позволяет переключать скорости быстрее и мягче. Комплексная система электронной защиты обеспечивает минимальный износ деталей сцепления.

Ретардер устанавливается опционально, как и устройство, удерживающее автомобиль на уклоне при выключенном сцеплении, входящее в стандартную комплектацию полностью автоматического варианта системы ScaniaOpticruise.

Главное, чего позволяет добиваться новая система переключения передач - обеспечивает поддержание постоянной скорости движения на подъеме без повышенного расхода топлива. Процесс переключения передач адаптируется к индивидуальному стилю вождения, загрузке автомобиля, величине уклона дорожного полотна.

Автоматический режим запрограммирован так, чтобы переключение на более низкую передачу на подъемах происходило заблаговременно, что сохраняет скорость движения и экономит топливо. Стратегия переключения передач постоянно адаптируется к положению педали газа, и ответные действия согласуются со скоростью перемещения педали. При необходимости, в целях экономии топлива, переключение осуществляется сразу через несколько передач. При малой загрузке в целях экономии топлива используются пониженные обороты двигателя.

Переход на пониженную передачу обеспечивает мгновенное подключение максимальной мощности. Переключение на более низкую передачу осуществляется в том случае, если это позволяет воспользоваться большей мощностью. Переключение на более низкие передачи не производится, если заданная скорость движения под уклон может поддерживаться с помощью ретардера.

Датчики нагрузки и наклона автоматически согласовывают выбор низшей передачи при трогании с места. Никаких действий при этом от водителя не требуется. Взаимодействие между системами ScaniaOpticruise, контроля разгона и защиты сцепления обеспечивает максимальный срок службы сцепления.

 


Система автоматизации процесса переключения передач с использованием стандартной механической коробки передач Scania Opticruise – собственная разработка компании

 

Без раскачки – никуда…

Раскачивать автомобиль в продольном направлении, если это необходимо, возможно на передних и на задних передачах. Система определяет необходимость в таком раскачивании автомобиля путем сравнения скорости вращения ведущих колес со скоростью вращения передних. В режиме раскачивания быстрое отпускание педали газа приведет к немедленному выключению сцепления, что даст возможность автомобилю откатиться назад для новой попытки тронуться с места.

В режиме маневрирования возможно особенно плавное продольное раскачивание автомобиля, что бывает очень полезно в условиях скользкой поверхности дороги. Система также обеспечивает плавное увеличение мощности двигателя, едва автомобиль сдвинется с места.


Система управления сцеплением 


Непосредственно на коробке передач установлен электрогидравлический привод автоматического сцепления. Узел состоит из электрического двигателя, толкающего поршень главного гидроцилиндра. Гидравлическая жидкость приводит в действие поршень рабочего цилиндра, который воздействует на вилку, внутри картера сцепления. Само сцепление и коробка переключения передач имеют полностью стандартное исполнение. 

Квалификация водителя практически не оказывает воздействия на работу автоматического сцепления, которое запрограммировано включаться при минимально возможных оборотах двигателя. Момент включения сцепления согласуется с данными от датчика наклона и с передачей, необходимой для трогания с места.

Система управления двигателем не допускает пробуксовки сцепления во время переключения передач, которое используется только для отключения коробки от двигателя. Эти функции эффективно защищают сцепление и другие компоненты силовой установки от механических повреждений при эксплуатации с нарушением установленных режимов.

Такое электрогидравлическое управление автоматическим сцеплением не имеет аналогов. Тем не менее сторонники системы управления автомобилем с педалью сцепления заявляют о ее преимуществах при маневрировании и трогании с места, в особенности в условиях сильнейшего гололеда или на мягком грунте. Поэтому Scania в дополнение к полностью автоматической системе управления сцеплением предлагает возможность выбора прежней классической системы, в которой водитель полностью управляет работой сцепления при трогании с места и остановке.

Ноу-хау, конечно, хорошо, но возникает резонный вопрос: в случае если сцепление выйдет из строя, можно ли добраться до гаража своим ходом? Как заявил производитель, такая возможность предусмотрена. В этом случае автоматическое переключение передач будет осуществляться без использования сцепления: тронуться с места можно будет с помощью ключа зажигания и стартера. Чтобы остановить автомобиль, потребуется выключить зажигание. Эти рекомендации применимы и к полностью автоматической системе управления сцеплением, и к системе с классической педалью.

Система автоматизации процесса переключения передач с использованием стандартной механической коробки передач ScaniaOpticruise- собственная разработка компании. Единственный уникальный компонент коробки передач – специальная крышка со встроенными пневматическими цилиндрами механизма переключения передач и датчиками положения. Такая концепция обеспечивает преимущества при сборке шасси, которое идентично шасси с ручной коробкой передач, при кузовостроении и разработке механизмов отбора мощности. Широкая унификация деталей упрощает проведение технического обслуживания и ремонта для любого техника по обслуживанию Scania.

С момента первого представления в 1994 г. во всем мире было произведено около 150 тыс. грузовиков и автобусов с системой ScaniaOpticruise.



Водителя обучает автомобиль 


Новый тягач в своем оснащении имеет новейшую систему поддержки и информационного обеспечения водителей ScaniaDriverSupport, которая в реальном времени предоставляет профессиональным водителям грузовых автомобилей необходимые рекомендации и ответную информацию, чтобы они могли совершенствовать свой стиль вождения. 

В дальнейшем эта новаторская система войдет в стандартную комплектацию большинства автомобилей Scania, выполняющих перевозки грузов на большие расстояния. Основное внимание в ней уделено ключевым параметрам, выявленным в процессе обучения водителей, а также их серьезному влиянию на безопасность и экономичность вождения. Система непрерывно анализирует данные, поступающие от различных датчиков на автомобиле, что обеспечивает постоянный контроль за действиями водителя. ScaniaDriverSupport оценивает вождение автомобиля, дает водителю советы и рекомендации во время движения, и даже выставляет общую оценку его стилю вождения.

Главное предназначение системы - побуждать водителя следить за своим стилем вождения, осознавать допущенные ошибки и находить способы их исправления. Система помогает водителю, не отвлекает при этом его внимания и не раздражает. В основу анализа положены данные, собранные со всего парка автомобилей Scania, эксплуатирующегося на дорогах Европы, а также результаты масштабных полевых испытаний с участием компаний-операторов.

В частности, вот некоторые категории оценок:

- «Движение по холмистой местности» - оценивается, насколько эффективно водителем используется педаль газа и кинетическая энергия автомобиля на различных рельефах местности;

- «Способность водителя предвидеть изменение дорожной обстановки» - данные об интенсивных разгонах и торможениях, о промежутках времени между разгоном и торможением, используются для того, чтобы оценить, насколько хорошо водитель способен предвидеть возникновение различных нестандартных ситуаций;

- «Использование тормозов» - оценивается частота и резкость торможения, эффективность использования дополнительной тормозной системы (ретардера Scania и моторного тормоза-замедлителя);

- «Выбор передач» - сопоставляется выбор передачи и оборотов двигателя в плане экономии топлива.

Оценка постоянно отображается в процентах для каждой категории, что позволяет водителю контролировать свои достижения по бортовому компьютеру. При этом можно выбрать режим отображения общей оценки или распределить ее по четырем категориям.

Например, после преодоления возвышенности на дисплее может появиться подсказка: «В следующий раз отпусти педаль газа прежде, чем достигнешь вершины». Одновременно с этим появится ряд звездочек, отображающих оценку водителя в интервале от 0 до 5 баллов. Для того водителя, который все сделает правильно, на дисплее высветится поощрительная надпись: «Образцовое вождение!».

Информационные сообщения ScaniaDriverSupportпредставляют собой профессиональные рекомендации по вождению автомобиля, побуждающие водителей ездить внимательно и осторожно, следуя при этом основным принципам, усвоенным во время водительской подготовки. В рекомендациях по вождению используется с десяток символов и пятнадцать информационных сообщений, плюс оценки достигнутых водителем успехов в виде процентов и звездочек. Системное меню может отображаться на тех же 20 языках, что и информация центрального дисплея комбинации приборов.

Система поддержки водителей ScaniaDriverSupport входит в стандартную комплектацию на всех автомобилях, оснащенных электронной тормозной системой (EBS), коробкой передач c делителем и демультипликатором (12- или 12+2-ступенчатой с ручным управлением или с системой ScaniaOpticruise) и ретардером Scania.

При использовани системы поддержки водителей было зафиксировано снижение расхода топлива в пределах до 10 %. Причем снизился разброс этого показателя с 15-20 % примерно до 5 %, что указывает на ставший более уверенным стиль вождения.

Оптимизация расхода топлива 

Новые топливные баки и перенесенные в другое место аккумуляторные батареи грузовых автомобилей Scania новой R-серии увеличивают максимальный запас топлива до 1500 л на седельных тягачах с колесной формулой 4x2. 1500 литров – это максимальный объем, разрешенный на европейских дорогах. 

Новая компоновка шасси оставляет достаточно места вдоль боковых сторон рамы для размещения топливных баков большего объема и таким образом увеличивает дальность хода автомобиля. Баки большей вместимости и увеличенная дальность хода подразумевают меньшее количество остановок и возможность заправляться топливом там, где это наиболее выгодно. Кроме того, увеличенная дальность хода открывает путь более широкому использованию биотоплива, которое входит в ассортимент далеко не каждой АЗС. Правда, такое техническое решение доступно только в опции.

Повышению топливной экономичности и снижению эксплуатационных затрат способствует применение нового сверхбыстрого передаточного числа заднего моста, что позволило конструкторам обойтись без использования ускоренной передачи. Новое передаточное число одноступенчатого редуктора заднего моста R780, равное 2,59, позволяет автомобилю двигаться на шинах 70-го профиля в экономичном режиме на крейсерской скорости 85 км/ч при оборотах коленвала двигателя 1200 об/мин или ниже. Снижение оборотов двигателя на крейсерском режиме с 1350 до 1200 об/мин на практике приводит к следующему: экономия топлива возрастает до 3 %; число оборотов двигателя в час снижается на 11 % - с 81 тыс. до 72 тыс., соответственно снижаются потери на трение в самом двигателе.

Более крупные по размерам и более плотно прилегающие боковые обтекатели шасси с низким лобовым сопротивлением снижают расход топлива на 1 % (по сравнению с прежним - на 0,6 %).

 

Секреты оптимизации эксплуатационных характеристик 

Регулярное техническое обслуживание играет решающую роль в поддержании рабочего состояния автомобиля, так как неполадки и неисправности можно выявить еще до того, как они причинят вред. 

И все же главный фактор экономичности - грамотный водитель-профессионал. Он может сэкономить автовладельцу до 10 % горючего. Поддерживать профессиональные навыки на должном уровне водителям помогает система ScaniaDriverSupport, которая даже неопытному водителю может помочь добиться 10-процентной экономии топлива.

Система ScaniaEcocruise с интеллектуальным программным обеспечением крейсерского режима движения автомобиля способна дополнительно экономить до 3 % топлива.

Воздушные дефлекторы экономят топливо за счет того, что отводят поток воздуха от кузова и перекрывают открытую зону между кабиной и полуприцепом. В зависимости от типа корпуса трейлера возможная экономия топлива может достигать 10 %.

Регулировка высоты установки воздушного дефлектора на крыше кабины на 10 см вверх или вниз может сэкономить до 3 % топлива. Дополнительная установка боковых обтекателей шасси и резиновых удлинителей на боковые воздушные дефлекторы экономит до 1,5 % топлива. Отсутствие дополнительных световых приборов, пневматических сирен и прочих «украшений» на крыше кабины сбережет еще до 1,3 % топлива.

Даже такая простая мера, как снижение обычно используемой на магистрали крейсерской скорости на 4 км/ч, способна принести в копилку автовладельца до 3 % экономии топлива.

Напротив, чрезмерно низкое давление в шинах оборачивается потерей 1 - 2 % топлива на каждый бар. Не менее 5 % топлива можно сэкономить, если использовать на автомобиле шины с низким сопротивлением качению. Окупится владельцу автомобиля и периодическая проверка параллельности осей: устранение отклонения от параллельности в 1° может сэкономить до 3 % топлива.

Снижение собственной массы автомобиля автоматически ведет к экономии топлива: заказ дополнительного оборудования, имеющего небольшой вес, может снизить собственную массу автомобиля до 500 кг и сэкономить около 1,5 % топлива на холмистой местности. Усовершенствования любого вида можно производить на полуприцепах, как минимум 5-процентная разница в расходе топлива для различных полуприцепов не является чем-то необычным.


Близкое знакомство 

В качестве ознакомительного сравнительного теста журналистам было предложено проехать поочередно на разных грузовиках примерно два с половиной километра по так называемой динамической прямой, которая на полигоне используется для определения динамических характеристик автомобиля. 

Оба тягача – R-серии предыдущего поколения и вновь представленный – были без полуприцепов. Отчего, как мне показалось, в руках водителей машины вели себя не очень уверенно (и не только потому, что водители эти – не профессиональные дальнобойщики, а журналисты) – все-таки техника рассчитана на тяговые усилия.

При открывании двери Scania, на тебя буквально обрушивается волна настоящего комфорта. Нет кричащих и звенящих деталей, непонятного лоска и глянца, действительно все функционально.

Шумоизоляция в кабинах обеих модификаций – на высоком уровне. Двигатель слышен неявно, скорее шестым чувством ты понимаешь, что он есть и управляешь им ты.

На автомобиле предыдущей R-серии с непривычки путаются некоторые передачи, это раздражает, пытаешься исправить положение и тут же понимаешь, что теряешь траекторию движения. Приходится сбрасывать газ и почти заново начинать движение. Понимая, какой двигатель находится подо мной, явно себе представляю, с какой активностью растет кривая уровня расхода топлива, эта моя перевозка стала бы золотой!

На автомобиле новой R-серии подобных мук я не испытал, в памяти все еще звучит запах салона нового автомобиля люксового класса: «премиум» - он среди всех «премиум». На обновленной Scania водителю действительно меньше приходится отвлекаться на решение каких-то сопутствующих проблем: разгон и замедление хода проходили в спокойном и размеренном темпе виртуального транспортного потока. Мне целиком удалось сконцентрировать свое внимание на траектории движения.
Появление такой машины в парке любого автовладельца можно было бы считать подарком, серьезной удачей.

Еще несколько новинок Scaniа 


 

Родстер Scania 999 «Красная жемчужина»


Этой презентацией новинки Scania не закончились. Спустя несколько дней компания представила еще несколько единиц техники в Москве. Самым первым открылся зрителям роскошный грузовой родстер Scania Red Pearl «Красная жемчужина» с двигателем мощностью 999 л. с. и уникальной кабиной, сделанной на основе Scania T-серии. Автомобиль не имеет аналогов в мире. Он был создан конструктором Свеном-Эриком Бергендалем в шведском дизайнерском ателье Svempas AB.

Следом перед публикой предстал эксклюзивный тягач Scania Dark Diamond «Черный бриллиант» - R620 c кабиной Topline. Объем серии ограничен ста автомобилями, каждый из которых имеет индивидуальный номер. Базой для Dark Diamond стала новая Scania R-серии.

Коммерческий директор ООО «Скания-Русь» Андрей Чурсин сообщил, что Scania начала производство грузовых автомобилей на заводе в Санкт-Петербурге. На мероприятии был представлен первый комплектный самосвал российской сборки.

Еще одной новинкой стал автобус Scania Higer A 80. Компании Scania и Higer объединили свои усилия в ходе уникального сотрудничества, результатом которого стало создание транспортного средства Scania Higer A 80. Это новый шаг в истории Scania: сотрудничество с компанией Higer позволит предложить покупателям новый автобус по более привлекательной цене. Продажи автобуса Scania Higer A 80 на российском рынке предположительно начнутся уже осенью 2010 г.

На уличной экспозиции посетители смогли познакомиться с туристическим 15-метровым автобусом Scania OmniExpress, мусоровозом Scania с надстройкой Zoeller и первым комплектным самосвалом P420CB8x4EHZ российской сборки.

 

15-метровый автобус Scania OmniExpress 

 

Экономический прогноз 

Прошлый год был сложным для рынка коммерческих автомобилей многих стран. Снижение спроса на коммерческие автомобили позволило Scania уделить больше внимания развитию сервисной сети. 

Но результаты нескольких месяцев текущего года показывают, что спрос на коммерческий транспорт начинает восстанавливаться. Предполагается, что в 2010 г. российский рынок должен удвоиться и продажи новых западных тяжелых грузовиков в России достигнут отметки в девять тысяч единиц. Из них Scania рассчитывает продать в России 1,8-2 тысячи грузовиков.

В апреле этого года Scania начала выпуск грузовиков в России на своем заводе под Санкт-Петербургом, что позволит нашим клиентам получить качественный продукт по хорошей цене в максимально короткие сроки. «Качество выпускаемой в России продукции не будет уступать качеству продукции с других заводов Scania, - сказал г-н Ханс Тарделль, генеральный директор ООО «Скания-Русь». Общий объем инвестиций в проект составил 10 млн евро. На заводе в текущем году планируется выпустить порядка 500 единиц техники. Мощность предприятия позволяет выпускать до пяти тысяч единиц в год.

В 2009 г. в России был продан 951 грузовой автомобиль Scania. В первом квартале текущего года было поставлено 382 автомобиля, что на 27 % выше результатов первого квартала 2009 г. В 2009 г. «Скания» в России поставила клиентам 130 автобусов и автобусных шасси.

На данный момент в России работает более 32 дилерских центра Scania (34 сервисных станции), в течение этого года планируется открыть еще пять новых дилерских станций в регионах России.