Топливо "Топливный рынок: картель по-русски"


(№6 за 2010 г.)

Олег ЖАРКО

 

 

Искушение 


Когда у тебя есть возможность иметь, не прилагая никаких усилий, что-то, что тебе нужно или просто хочется, грех отказываться. Осуждать такие действия может только тот, кто лишен такой завидной возможности, или тот, кому наносится ущерб в результате такой игры в «хочу - не хочу».

Однако в ситуации с ценами на автомобильное топливо в России ущерб наносится всем нам - автомобилистам вообще и автоперевозчикам в частности. Цены на нефть падают, а вслед за ними - и курс рубля к мировым валютам. И только стоимость моторного топлива в России лишь спустя две-три недели начала неохотное снижение. Причем пока только на оптовых рынках, что вовсе не означает снижения в рознице. Хотя Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже давно обратила внимание на логическое несоответствие и даже неоднократно налагала штрафы на нефтяников - воз и ныне там.

Курс рубля напрямую зависит от мировых цен на нефть, а цены на автомобильное топливо - не очень. Странно, не правда ли?

В нефтедобывающей России сложилась парадоксальная ситуация -цены на нефтепродукты внутри страны выше, чем на мировых рынках. Это подчеркнул на заседании Совета Федерации руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.

- Когда мы говорим: «Почему цены в России на 20 % выше? - нам отвечают: «У нас есть экспортная альтернатива, мы же там, в Англии, можем дороже продать!». И значит, нужно все вывезти отсюда, из добывающей страны, а потом сказать: «У нас ничего не осталось! Спрос превышает предложение!» - и поднять цены на 15 - 20 %. Я не шучу, это официальная логика нефтяных компаний, - отметил глава ФАС.

Платят все! За что?..

Как отмечено в докладе ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации», формирование внутренней цены на российскую нефть - это результат оценки альтернативы: поставка нефти на экспорт (железнодорожным транспортом) или продажа ее «давальцам» для переработки на указанных НПЗ. Такая структура предложения нефти не позволяет говорить о свободной конкурентной цене нефти на внутреннем рынке России.

Фактически внутренняя цена рассчитывается методом net-back (вычитание таможенной пошлины из экспортной цены) и, несмотря на различия в структуре рынка и условиях формирования цены на российском и мировых рынках, зависит от динамики мировых цен.

Основной объем предложения нефти на свободном внутреннем рынке формируется регулярными продажами ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «ТНК-ВР» и независимыми малыми добывающими компаниями. ОАО «Лукойл» и ОАО «НК «Роснефть» также осуществляют поставки нефти на внутренний рынок. Однако торги ОАО «НК «Роснефть» при продаже нефти внутри страны характеризуются непрозрачностью и нестабильностью предложения объемов, ОАО «Лукойл» продает весь объем, а ОАО «ТНК-ВР» - большую часть с использованием ценовых формул, зависящих от мировых котировок.

Таким образом, внутренняя цена на нефть формируется на свободном рынке только при поставках нефти ОАО «Сургутнефтегаз» (500 - 800 тыс. т в мес.), малыми добывающими компаниями (100 - 300 тыс. т в мес.) и ОАО «ТНК-ВР» (оценочно 100 - 300 тыс. т в мес.) независимым участникам рынка для переработки на Уфимской группе НПЗ, Московском НПЗ и некоторых других НПЗ, что составляет лишь 4 - 7 % от общего объема переработки нефти в Российской Федерации (18 - 20 млн т в мес.). Исходя из этого, цена на нефть в России определяется в результате баланса спроса и предложения на относительно небольшие объемы нефти и не отражающие баланс рынка в целом.

ФАС России особенно встревожена использование схем передачи сырья или продукта без оформления сделки купли-продажи внутри группы ВИНК. До сих пор некоторые ВИНКи перерабатывают добываемую ими нефть на собственных НПЗ на условиях процессинга. Эта схема, применяемая в 90-х годах прошлого века в целях так называемой оптимизации налогообложения, не дает ориентиров для ценообразования на внутрироссийском рынке нефти, поскольку спрос на нефть, используемую в этой схеме, не учитывается при формировании цены на нефть. Не способствует рыночному ценообразованию применение трансфертных цен между предприятиями одной ВИНК. Торговля нефтью между ВИНКами, за исключением незначительных объемов, задействованных в так называемых схемах замещения, фактически отсутствует.

Спрос на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке определяется увеличением потребностей растущей экономики, имеет ярко выраженную сезонную составляющую и в целом характеризуется тем, что формируется потребителями на основе рыночных факторов.

Вместе с тем предложение во многом обусловливается конъюнктурой внешних рынков - экспорт (в первую очередь нефти, мазута и дизтоплива) приоритетен по отношению к поставкам на внутренний рынок, цены на внутреннем рынке (как и цены на нефть) формируются на основе динамики мировых цен. Ценовые индикаторы конъюнктуры внутреннего рынка, отражающие баланс спроса и предложения, отсутствуют.

При этом существующий порядок установления таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты не учитывает сезонность спроса, пошлина носит фискальный характер и не оказывает регулирующего воздействия на объемы экспорта и предложения на внутреннем рынке. Отсутствие регулирующей функции таможенной пошлины приводит к существенным дисбалансам спроса и предложения при сезонном росте потребления и в конечном итоге к нестабильности цен, что наглядно отображается на примере внутренних цен на основной экспортный нефтепродукт - мазут.

Развитию конкуренции на внутреннем рынке нефтепродуктов должны
также способствовать меры по развитию глубокой переработки нефти,
повышению экономической привлекательности инвестиций в
нефтепереработку.

Существенным фактором, оказывающим влияние на уровень и динамику внутренних цен на нефтепродукты, является монополизированная система реализации нефтепродуктов внутри страны, характеризующаяся непрозрачным ценообразованием и закрытостью хозяйственных отношений между участниками рынка.


Национальные особенности российского картеля 


Итак, виновники - российские вертикально интегрированные нефтяные компании. Именно так: по мнению Федеральной антимонопольной службы, все большее влияние на российском рынке приобретают так называемые картели - объединения предпринимателей, созданные с целью увеличения прибыли путем устранения конкуренции между участниками, которые имеют исключительную опасность для российской экономики.

На большинстве товарных рынков России наблюдаются основные факторы, способствующие вступлению фирм в сговор, в том числе такие, как:

- небольшое число фирм на рынке (в России каждая пятая отрасль может считаться высокорискованной с точки зрения вероятности создания картелей);

- сходный уровень технологии, средних издержек производства и структуры затрат;

- превышение в отрасли в долгосрочном периоде предложения над спросом, наличие избытка производственных мощностей;

- низкая наукоемкость продукции.

Заключению соглашений о разделе рынка хозяйствующими субъектами часто способствовала существовавшая ранее экономическая политика государства. Так, например, в 90-х годах регионы были закреплены за отдельными нефтяными компаниями; несмотря на существование шести крупных металлургических компаний полного цикла, конкретный тип металлопродукции (рельсы, штрипсы, швеллеры и т. д.) выпускался одной -тремя группами. Это во многом объясняется и тем, что в рамках плановой экономики осуществлялось закрепление поставщиков за регионами и категориями потребителей в рамках централизованной системы сбыта продукции. В настоящее время возникли региональные монополии в авиаперевозках, пищевой промышленности. Такой раздел рынка в долгосрочной перспективе имеет более разрушительные последствия для экономики, чем ценовые картели. Оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами Федеральная антимонопольная служба поставила на первое место в списке отраслей, в которых наиболее остро стоит проблема антикартельного регулирования.

Как подчеркивается в докладе ФАС «О состоянии конкуренции в Российской Федерации», особую опасность для российской экономики представляет гипертрофированный рост крупнейших российских компаний. ВИНКи доминируют (в том числе коллективно) на рынках добычи и переработки нефти, свободный рынок нефти практически отсутствует: более 80 % нефти в Российской Федерации добывается пятью крупными ВИНКами («Роснефть», «Лукойл», ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз», «Газпром»), более 75 % российской нефти перерабатывается на заводах, контролируемых теми же пятью ВИНКами.

Почти вся добытая ВИНКами нефть направляется на переработку на собственные НПЗ и на экспорт. Доля свободного рынка нефти от общего объема поставок нефти в Российскую Федерацию составляет около 15 - 20 %. Небольшой сегмент независимого от ВИНКов рынка нефти в основном ограничен поставками на НПЗ Уфимской группы и на Московский НПЗ: 40 % свободного рынка формируется на Уфимской группе НПЗ, около 20 % - на Московском НПЗ, на иных НПЗ - по 5 - 7 %.

Основные мощности НПЗ загружены переработкой собственной нефти ВИНКов. Распределение оставшихся мощностей осуществляется среди небольшого количества крупных трейдеров. Независимые компании, не имея возможности использовать мощности НПЗ со своей нефтью, вынуждены покупать нефтепродукты на оптовом рынке по цене, включающей маржу сбытое ВИНКов или трейдеров.

Доминирование ВИНКов на рынках добычи и переработки нефти определяет монопольную структуру реализации нефтепродуктов крупным оптом с НПЗ. ВИНКи используют «давальческую» схему переработки нефти как на «чужих» НПЗ, так и на собственных. Различные схемы «замещения по объемам», перераспределение корзины нефтепродуктов на выходе с НПЗ, а также использование транзитных поставок затрудняют оценку географических границ рынков и долей участников в оптовых поставках на внутренний рынок в региональном разрезе.

Вместе с тем при распределении нефтепродуктов для дальнейшего внутреннего потребления оптовый рынок непосредственно связан с региональными рынками хранения и мелкооптовой реализации нефтепродуктов. Для осуществления хозяйствующим субъектом оптовой (и мелкооптовой) реализации нефтепродуктов на региональных рынках необходимы собственные мощности или доступ к мощностям по хранению иных хозяйствующих субъектов.

Таким образом, доминирование ВИНКов при крупнооптовой реализации нефтепродуктов с НПЗ (межрегиональный рынок) и наличие в большинстве регионов сбытов ВИНКов, которые господствуют на рынках хранения нефтепродуктов (региональные рынки), определяют монополизацию региональных оптовых рынков нефтепродуктов.

Оптовые поставки нефтепродуктов с НПЗ ВИНКами своим региональным сбытам производятся в приоритетном порядке (объемы, цены). При этом существует негласное правило: ВИНК не продает нефтепродукты оптом в регионы, где присутствует сбыт данной ВИНК. Это вынуждает независимых участников рынка либо закупать нефтепродукты у сбыта ВИНК, либо искать альтернативные схемы поставки (поставка партии частями из разных регионов, через соседние регионы с арендой мощностей по хранению, с использованием автотранспорта и др.), что приводит к нерентабельности работы. Создание же новых мощностей по хранению нефтепродуктов зачастую нецелесообразно в связи с наличием уже существующих мощностей (включая законсервированные), достаточных для удовлетворения спроса на услуги по хранению.

На региональных рынках хранения и мелкооптовой реализации нефтепродуктов в 67 субъектах Российской Федерации (более 75 %) на рынках хранения нефтепродуктов присутствуют хозяйствующие субъекты, доминирующие (в том числе совместно) с долей более 50 %, в 57 регионах это сбыты ВИНКов. Экономическая концентрация на рынках хранения нефтепродуктов характеризуется тем, что господствующее положение там занимают в основном «единоличники»: из 67 монополизированных рынков на 59 - долю более 50 % занимает одна компания, в 50 регионах это сбыты ВИНКов, в 9 - независимые участники рынка.

На розничных рынках более 50 % АЗС принадлежат независимым операторам. Вместе с тем в 62 регионах присутствуют хозяйствующие субъекты, которые доминируют (в том числе совместно) на рынках розничной реализации различных нефтепродуктов, и во всех 62 случаях на рынках присутствуют сбыты ВИНКов. В 57 регионах ВИНКи единолично господствуют на рынках розничной реализации нефтепродуктов, независимые компании - в 18-ти. В связи с тем, что снабжение АЗС осуществляется регулярными поставками мелкооптовых партий нефтепродуктов, существенным препятствием развития конкуренции является наличие хозяйствующих субъектов, которые преобладают на рынках хранения и мелкооптовой реализации нефтепродуктов и одновременно осуществляют розничную реализацию нефтепродуктов.

В частности, доминирующая компания поставляет нефтепродукты в адрес собственных АЗС по себестоимости, а при поставке независимым АЗС осуществляется продажа мелкооптовых партий, что обусловливает низкую рентабельность независимых АЗС и позволяет ВИНКам осуществлять ценовое давление. Одновременное доминирование и на рынке хранения (нефтебазы) также может приводить к резкому сокращению реализации независимыми АЗС (вплоть до закрытия АЗС) в связи с тем, что в условиях дефицита снабжение собственных АЗС осуществляется доминирующей компанией в приоритетном порядке. Такая структура рынков нефтепродуктов сложилась в 51 регионе страны (см. график).

«Лукойл» (9 регионов): Астраханская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Кировская и Челябинская области, Республики Коми и Марий Эл, Удмуртская Республика.

«Роснефть» (14): Архангельская, Белгородская, Брянская, Воронежская, Липецкая, Орловская, Пензенская, Сахалинская, Смоленская, Томская и Ульяновская области, Алтайский край, Республики Бурятия и Хакасия.

«Газпромнефть» (6): Ивановская, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Ярославская области, Ямало-Ненецкий автономный округ.

«Сургутнефтегаз» (4): Калининградская, Новгородская, Псковская и Тверская области.

ТНК-ВР (6): Калужская, Костромская, Курская, Саратовская и Ярославская области, Ямало-Ненецкий автономный округ.

«Альянс» (4): Амурская область, Еврейская АО, Приморский край, Хабаровский край.

Иные (8): «Татнефть» (Татарстан, Чувашия), «РуссНефть» (Оренбургская область), независимые (Башкортостан, Камчатская, Магаданская области, Мордовия, Чукотский АО).


Своя рука - владыка 


Нефтепродукты, производимые ВИНКами на собственных НПЗ, реализуются оптом в следующем порядке приоритетности:

1) экспорт;

2) сбытовые компании, входящие в данную ВИНК;

3) независимые участники рынка.

Как правило, сбытовые компании, входящие в группу ВИНК, не оформляют сделки купли-продажи нефтепродуктов при их последующей реализации на АЗС ВИНК, поскольку эти АЗС не являются отдельными от этой сбытовой компании юридическими лицами. В результате такой непрозрачной схемы издержки по реализации и объемы нефтепродуктов распределяются непропорционально между АЗС ВИНК и независимыми АЗС, что создает неравные условия для функционирования участников розничного рынка нефтепродуктов, а также делает невозможным сравнение условий работы АЗС ВИНК и независимых АЗС в целях оценки ФАС России случаев ценового давления ВИНКов на независимые АЗС.

Особенно остро непрозрачная сбытовая политика ВИНКов влияет на рынок в периоды сезонного роста спроса на нефтепродукты, когда независимые участники испытывают острый дефицит продукта, в то время как компании, принадлежащие ВИНКам, такого дефицита не ощущают.

В сентябре - октябре 2007 г. в европейской части Российской Федерации возник локальный дефицит дизельного топлива, сопровождавшийся существенным ростом цен. В результате проведенного анализа ФАС России установлено, что дефицит возник вследствие сокращения поставок дизтоплива на внутренний рынок: экспорт был более привлекателен в связи с резким ростом мировых цен на нефть и дизтопливо и ожиданием последующего повышения таможенной пошлины, при этом одновременно сразу на 6 НПЗ Российской Федерации проводились ремонтные работы. Некоторое увеличение производства дизельного топлива для поставки на экспорт и покрытия дефицита произошло за счет сокращения производства авиакеросина (близкие по составу фракции), что привело к нестабильности цен (рост 30 %).

Реализация нефтепродуктов с НПЗ ВИНК независимым участникам происходит на полузакрытых торгах (или при отсутствии таковых), в которых могут принять участие приближенные к ВИНК компании. Как правило, схема таких продаж поощряет коррупцию среди менеджмента ВИНК, который создает «бумажные» посреднические структуры. Таким образом, действительно независимые от ВИНК компании не имеют возможности купить продукт непосредственно с НПЗ ВИНК и приобретают его у таких посредников по завышенной цене. Кроме того, при продаже оптовых партий нефтепродуктов с НПЗ ВИНК повсеместно выставляется условие запрета на их розничную продажу в регионах, где располагаются автозаправочные комплексы данной ВИНК.

Такая сбытовая политика, проводимая практически всеми ВИНКами, стимулирует неэффективность и необоснованные издержки на логистику, «бумажных» посредников, излишние запасы и т. д. Все это способствует формированию необъективных, завышенных цен на нефтепродукты.

Подобное устройство рынка, порожденного и поддерживаемого всеми крупнейшими ВИНКами, наносит ущерб эффективности самих ВИНКов. Рынок нефтепродуктов, являясь непрозрачным, разделяется на зоны влияния различных ВИНКов в оптовом и розничном сегментах. Ориентированность на экспорт, непрозрачность существующей системы продаж нефтепродуктов способствуют недоверию между ВИНКами, каждая из которых контролирует ситуацию только в зонах своего (как правило, доминирующего) влияния. Общее описание сложившейся структуры выглядит следующим образом: добываемая ВИНКами нефть перерабатывается на собственном НПЗ и реализуется на собственных АЗС вне зависимости от территориальной удаленности этих объектов производственной цепи друг от друга. Несмотря на очевидную привлекательность торговли нефтью и нефтепродуктами, между ВИНКами этого не происходит.

Таким образом, по мнению ФАС России, негативное влияние на эффективность работы компаний и свободное ценообразование на нефть и нефтепродукты в России вертикальной интеграции может быть устранено через существенное повышение прозрачности при операциях с нефтью и нефтепродуктами и вовлечение в торговый оборот нефти и нефтепродуктов, принадлежащих ВИНКам.


ФАС - против! 


Сейчас, по словам руководителя ФАС, с уверенностью можно говорить лишь о том, что действующие прейскуранты несправедливы - завышены на 15 – 20 %.

Федеральная антимонопольная служба борется с нефтяными компаниями за «справедливые» цены на автомобильное топливо с конца 2008 г.: именно тогда она пристально заинтересовалась деятельностью «Роснефти», «Лукойла», ТНК-ВР и «Газпром нефти», которые, по данным службы, занимают 72 % российского рынка. По результатам расследования вся четверка оштрафована почти на 26 млрд рублей за завышение оптовых цен.

Но тенденция сохраняется: как только поднимаются мировые цены на нефтепродукты - растут они и у нас. При этом, когда мировой рынок начинает снижаться, в России изменений не происходит. Одним из способов борьбы, по мнению И. Артемьева, могло бы стать разделение опта и розницы. То есть нужно запретить держать бензоколонки тем, кто занимается оптовыми продажами нефти.

По расчетам ФАС, цены на нефтепродукты в России сейчас должны быть на 15 - 20 % ниже. Как сказал И. Артемьев, сами нефтекомпании объясняют это тем, что если есть возможность заработать, они должны ей воспользоваться, иначе разорятся. Чтобы сделать ценообразование более прозрачным, ФАС внесла в правительство предложение о пороге доминирования.

ФАС по-прежнему пропагандирует идею биржевых торгов, на основе которых должна реализовываться большая часть российских нефтепродуктов. Пока будет происходить переход на биржевую схему, целесообразно, по мнению антимонополыциков, привязывать внутреннюю стоимость топлива к международным ценам (за вычетом пошлин и логистических издержек). В ФАС считают разумным заставить нефтяников вести отдельный учет расходов/доходов по конкретным категориям нефтепродуктов, а также разделить учет по добыче, переработке и продаже нефтепродуктов и нефти в РФ.

Если компании принадлежит больше 35 % розничного рынка в одном регионе, то землю под новые заправки там ей уже не дадут. А если принятые меры окажутся неэффективны, то, по заявлению И. Артемьева, ФАС готова настаивать на том, чтобы законодательно запретить нефтяным компаниям заниматься розничной торговлей.

- Начиная с 2004 г. перед нами стояла задача не только создать современное антимонопольное законодательство, но и сделать это быстро. Сейчас задача другая - сделать законодательство консервативным, чтобы оно менялось не слишком быстро", - заявил И. Артемьев на Юридическом Форуме в начале апреля в Москве.

Однако сейчас ФАС России готовит так называемый «третий антимонопольный пакет законов». «Третий антимонопольный пакет законов» направлен на либерализацию норм антимонопольного законодательства, в том числе и в части либерализации вертикальных соглашений.

- Он направлен на уточнение некоторых норм закона, их большую ясность и определенность. Если во «втором антимонопольном пакете» мы «закручивали гайки», то «третий пакет» направлен на его либерализацию. Мы «развинчиваем гайки» там, где это необходимо, где нужно для бизнеса, где нет ущерба конкуренции, - подчеркнул И. Артемьев.

И. Артемьев отметил, что за нарушение 10 ст. закона «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением) предусмотрен штраф от 1 до 15 % от оборота компании за год, предшествующий нарушению. Всего в 2009 г. ФАС России и ее территориальные органы возбудили более 2,5 тыс. дел по этой статье.

- Мы планируем отказаться от взыскания «оборотных штрафов» по тем составам нарушений, при которых не происходит ограничения конкуренции. Таким образом, примерно в половине случаев «оборотный штраф» применяться не будет. За нарушения, которые не привели к ограничению конкуренции, мы предлагаем ввести фиксированные штрафы, например, 1 млн рублей. Тем самым мы снимем для бизнеса часть рисков, - заявил И. Артемьев.

Руководитель ФАС России также отметил, что будут вноситься изменения в 178 ст. Уголовного Кодекса РФ.

- За согласованные действия не должно быть уголовного наказания. Пусть такое суровое наказание останется только за сговор, - сказал И. Артемьев. - Также из-под действия 178 ст. будут выведены «вертикальные соглашения».

Глава Федеральной антимонопольной службы напомнил бизнесу о взятом на себя обязательстве ФАС России не передавать в правоохранительные органы материалы антимонопольных дел для возбуждения уголовного дела.

- Мы будем передавать материалы только после того, как наше решение вступит в силу по постановлению суда. Однако есть опасность, что следователи сами смогут возбуждать уголовные дела по картельным сговорам, минуя ФАС. Этот момент нужно четче прописать в законе.

Руководитель ФАС России напомнил, что антимонопольное ведомство при определении монопольно высокой цены товара обязано использовать не только затратный метод, но и метод сопоставимых рынков. При этом И. Артемьев уточнил, что цена, сложившаяся при проведении биржевых торгов, не может являться монопольно высокой.

Кроме того, «третий антимонопольный пакет законов» предусматривает обязанность ФАС России оценивать мировые индикаторы при определении монопольно высокой цены товара.

Также будет уточнено понятие «согласованные действия», в определение будут добавлены квалифицирующие критерии, по которым можно будет отличить просто параллельные действия на рынке, вызванные общими для всех условиями, от согласованных действий.

Поправки предусматривают разделение понятий «соглашение» и «согласованные действия» на две разные статьи закона.

Глава ФАС России сообщил участникам конференции, что срок обжалования решений ФАС России будет сохранен - три месяца (было предложение снизить его до одного месяца).

- Это сделано для того, чтобы бизнес имел возможность хорошо подготовиться для оспаривания нашего решения в суде, - пояснил И. Артемьев.

Принципы формульного образования найдут свое отражение в законопроекте.

- Применение различных формул определения справедливой, не монопольной цены товара - это своеобразная зона безопасности для бизнеса. В пределах цены, определенной по формуле, компаниям не грозят обвинения в установлении монопольной цены товара, - считает И. Артемьев.

Поправки в закон предусматривают введение института предостережения:

- Когда нарушение несерьезное, на начальной стадии, пока от него еще никто не пострадал и за него не предусмотрен «оборотный штраф», - в таких случаях мы сначала будем направлять письма в компании с предостережением осуществления действий, нарушающих антимонопольное законодательство. Таким образом, количество дел, рассматриваемых антимонопольным органом, должно сократиться, - пояснил глава ФАС России.

«Третий антимонопольный пакет законов» уточняет:

- порядок применения антимонопольного законодательства к действиям лиц, находящихся за пределами территории Российской Федерации и оказывающих влияние на конкуренцию в России. В частности, четко определен круг сделок иностранных компаний, подлежащих согласованию с антимонопольным органом (критерий - объем товарооборота на территории РФ);

- понятие «координация экономической деятельности». Она возможна только лицом, не осуществляющим деятельности на том товарном рынке, на котором осуществляется координация;

- понятия «соглашения» и «согласованные действия», ограничивающие конкуренцию. Они распространяются только на конкурирующие на товарном рынке хозяйствующие субъекты; не распространяются на хозсубъекты, входящие в одну группу лиц или контролируемые одним лицом;

- перечень финансовых услуг, в отношении которых необходимо проводить торги по отбору финансовых организаций;

- цели предоставления государственных и муниципальных преференций. Преференции могут быть предоставлены малому и среднему бизнесу, деятельность которых соответствует направлениям поддержки, определенным в федеральных, региональных или муниципальных программах поддержки малого и среднего предпринимательства;

- порядок уведомления лица о проведении проверки в отношении него, направления о предоставлении документов и информации;

- процедуру предварительного согласования с ФАС России. Оно требуется, если имущество, вносимое в уставный капитал создаваемой организации, является основным производственным средством (кроме земельных участков и зданий непромышленного значения), а также если уставный капитал оплачивается нематериальными активами другой коммерческой организации.

Вместе с тем, «третий антимонопольный пакет законов»:

- устанавливает дополнительные критерии, которые должны быть включены в правила недискриминационного доступа на рынки, к товарам/услугам естественных монополий. Они направлены на повышение уровня доступности информации для потребителей, определение условий доступа к товарам и услугам естественных монополий, применение типовых договоров;

- увеличивает пороговые значения стоимости активов для необходимости предварительного согласования сделок - с 3 до 7 млрд рублей, выручки - с 6 до 10 млрд рублей;

- устанавливает порядок размещения информации субъектами естественной монополии о проведении торгов и порядок внесения изменений в заключенные по их итогам договоры;

- предусматривает возможность создания коммерческой организации без предварительного согласования, если ее уставный капитал оплачивается денежными средствами финансовой организации;

- исключает применение уголовного наказания за согласованные действия;

- вводит фиксированные штрафы за злоупотреблением доминирующим положением по делам, не связанным с ограничением конкуренции.

Впрочем, в ФАС прекрасно понимают, что как бы остро ни был отточен «карающий меч» защиты конкуренции, без применения биржевых механизмов в рамках антимонопольного регулирования реальных сдвигов в формировании цен на автомобильное топливо не удастся.

Наличие биржевого рынка нефти и нефтепродуктов, считает Федеральная антимонопольная служба России, помимо решения задачи выявления экономически обоснованного уровня цен на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке, создаст условия для развития справедливой конкуренции его участниках, предоставит в их распоряжение эффективный механизм устранения дисбаланса добываемой и перерабатываемой нефти, оптимизирует текущие затраты распорядителей бюджетных средств в части, направляемой на закупку нефти и нефтепродуктов.

Формирование биржевой торговли нефтепродуктами необходимо для подготовки биржевого индикатора цены на нефтепродукты, объективно отражающего баланс спроса и предложения на каждый из видов нефтепродуктов в стране. При этом необходимо создание как наличного (спотового) биржевого рынка нефтепродуктов, так и срочного (фьючерсного).

Создание в Российской Федерации фьючерсного рынка нефтепродуктов предоставит возможность участникам рынка управлять рисками ценовых колебаний. При этом следует иметь в виду, что создание продуктивного фьючерсного рынка обусловлено наличием полноценного спотового рынка. Это подтверждается опытом ОАО «Товарная биржа РТС», которое открыло торги на фьючерсный контракт по дизельному топливу с поставкой в ЛПДС «Володарка» (крупное нефтехранилище в Москве). В отсутствие прозрачного ценообразования на спотовом рынке фьючерсные контракты не пользуются спросом у участников рынка, поскольку не позволяют полноценно применять возможности механизма фьючерсной торговли как для спекулятивных целей, так и для операций по хеджированию рисков.

Спотовая торговля на бирже не может быть корректно организована только путем административного воздействия на участников рынка, поскольку цена на организованном таким способом рынке не будет признаваться участниками как сформированная под воздействием рыночных факторов и реальные сделки будут заключаться на внебиржевом рынке. Однако задача организации спотовой, а затем и фьючерсной торговли является актуальной и может быть выполнена только при активной роли государства в тесном взаимодействии с участниками рынка. При этом под участниками рынка следует понимать не только производителей и конечных покупателей, но и квалифицированных посредников, которыми выступают трейдеры, банки и иные финансовые организации. Совместная работа уполномоченного Правительством Российской Федерации органа и участников рынка должна быть направлена на преодоление двух основных проблем, мешающих естественному появлению биржевой торговли -монополизации и непрозрачности рынков нефтепродуктов.

Сейчас Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) завершает разработку формы заявлений и уведомления, предусмотренных «Положением о предварительном согласовании особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже» (1 апреля 2010 г. Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин подписал постановление Правительства Российской Федерации, утверждающее это Положение).

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) разработала Положение с целью реализации полномочий, установленных антимонопольным законодательством (пп. н п. 2 ч. 1 ст. 23 закона «О защите конкуренции») - выдача хозяйствующим субъектам обязательного для исполнения предписания о предварительном согласовании с антимонопольным органом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже).

Предпосылкой для подготовки постановления Правительства РФ послужила наработанная ранее ФАС России положительная практика применения биржевых механизмов ценового регулирования к доминирующим на рынке компаниям при реализации произведенного товара на биржевых торгах.

С принятием «второго антимонопольного пакета» практика применения биржевых механизмов в целях антимонопольного регулирования была закреплена законодательно. В 2009 г. перечень обязательных для исполнения компаниями предписаний антимонопольного органа дополнился следующими действиями:

- продажей определенного объема продукции на товарной бирже;

- предварительным согласованием с антимонопольным органом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже.

Нормы Положения устанавливают порядок согласования антимонопольным органом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже при выдаче предписания компании по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Положение предусматривает право согласования компании с ФАС России изменения ранее установленных особенностей формирования стартовой цены в случае изменения условий обращения товара.

Согласование особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже осуществляется антимонопольным органом исходя из предложенных компанией значений конкурентной цены и ценового диапазона.

Положение устанавливает различные подходы к формированию стартовой цены. Во-первых, при проведении торговой сессии, где в качестве продавца выступает только хозяйствующий субъект, нарушивший антимонопольное законодательство, антимонопольный орган согласует помимо значений диапазона отклонений ценовых значений сделок размер отклонения стартовой цены от средневзвешенной цены продукции предыдущей торговой сессии. Во-вторых, сделки с аффилированными лицами учитываются при установлении стартовой цены в случае, если в течение предыдущей торговой сессии количество подавших заявки на покупку продукции участников торгов, не являющихся аффилированными лицами по отношению к хозяйствующему субъекту, составило более 50 %.

Существенно и то, что компания имеет право заключать сделки по продаже продукции на товарной бирже за пределами ценового диапазона.

При заключении таких сделок компании направляют уведомление в антимонопольный орган.

ФАС России проводит проверку соответствия ценовых значений сделок и в зависимости от результата проверки принимает решение о соответствии таких ценовых значений либо об изменении расчета и порядка формирования конкурентной цены и ценового диапазона в том случае, если установлены изменения условий обращения товара в соответствии с антимонопольным законодательством.


Взыскать за ценовой сговор...


11 мая 2010 г. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа подтвердил законность назначенного ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» управлением Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (Тюменское УФ АС России) штрафа за ценовой сговор. Размер штрафа составляет около 10 млн рублей.


Ранее было установлено, что ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» совместно с двумя другими операторами АЗС в регионе - ООО «АЗС-Н1» и ОАО «Газпромнефть - Тюмень» в период с января по июль 2008 г. устанавливали и удерживали в городе Тюмени и Тюменском районе одинаковые цены на бензин. За нарушение антимонопольного законодательства всем трем участникам сговора были назначены штрафы.

Для ООО «АЗС-Н1» штраф составил около 3,5 млн рублей (оплачен), для ОАО «Газпромнефть - Тюмень» - 16,5 млн рублей (оплачен). ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт», обратившись с иском в кассационный суд, настаивало на снижении размера штрафа с 10 до 4 млн рублей, поскольку, по мнению компании, сотрудники антимонопольного ведомства неверно определили рынок, с которого необходимо было брать выручку для расчета штрафа. Суд с этими доводами не согласился.


***

4 мая 2010 г. Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа оставил в силе решения судов первой и апелляционной инстанций о признании законным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярской области (Красноярского УФ АС) о внесении сведений о ЗАО «Газпромнефть-Кузбасс» в реестр недобросовестных поставщиков.

В августе 2009 г. Красноярское УФ АС России провело внеплановую проверку в ходе которой установило, что ЗАО «Газпромнефть-Кузбасс» победило в запросе котировок на отпуск нефтепродуктов по талонам для транспортных средств водного управления в г. Кызыл и Республике Тыва в течение II полугодия 2009 г. ЗАО «Газпромнефть-Кузбасс» от заключения государственного контракта в том виде, который был предусмотрен извещением о проведении запроса котировок отказалось, предложив свой вариант государственного контракта, соответствующий принятым в холдинге «Газпромнефть» стандартам.

Действия ЗАО «Газпромнефть-Кузбас» были квалифицированны комиссией Красноярского УФ АС России как уклонение от заключения государственного контракта, что явилось основанием для внесения сведений о компании в реестр. Для компании это означает то, что в течение двух лет она не сможет принимать участие в процедуре размещения заказов для государственных и муниципальных нужд на территории Российской Федерации.

Компания Томскнефтепродукт оплатила штраф в размере более 31 млн рублей за действия, согласованные с Газпромнефть-Кузбасс.


***

22 апреля 2010 г. ФАС России получила информацию о том, что ОАО «Томскнефтепродукт» ВНК» оплатило штраф в размере 31787100 рублей за нарушение антимонопольного законодательства. Штраф был оплачен после более чем двухлетних попыток компании оспорить санкции в суде.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в итоге подтвердил
законность наложения штрафа.

В апреле 2008 г. ФАС России признала ОАО «Газпромнефть-Кузбасс» и ОАО «Томскнефтепродукт» ВНК» нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 закона о защите конкуренции (запрет на осуществление согласованных действий на рынке). Компании согласованно устанавливали и поддерживали розничные цены на бензины АИ-80, АИ-92, АИ-95 (АИ-96) и дизельное топливо на Томском локальном розничном рынке нефтепродуктов. Кроме того, ФАС России установила, что у другого хозяйствующего субъекта, также осуществляющего розничную реализацию нефтепродуктов на этом рынке, на те же нефтепродукты цены устанавливались на уровне, отличном от ЗАО «Газпромнефть-Кузбасс» и ОАО «Томскнефтепродукт» ВНК».

На основании решения ФАС России ОАО «Газпромнефть-Кузбасс» и ОАО «Томскнефтепродукт» ВНК» было выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. ОАО «Газпромнефть-Кузбасс» за это нарушение было оштрафовано на 25259836 рублей. Штраф оплачен в конце прошлого года.

По результатам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных в отношении нефтяных компаний в разных регионах России в 2008 - 2009 гг., около 50 решений антимонопольного органа вступили в законную силу. Примерно по 60 делам судебные процессы еще не завершены.

 

Динамика цен на дизельное топливо по России и ближнему зарубежью в феврале - мае 2010 г., руб. *

 РЕГИОНЫ

 февраль

 март

 апрель

 май

 Брянская область

 17,40

 17,00

 17,30

 17,40

 Владимирская область

 20,00

 19,80

 19,70

 19,70

 Волгоградская область

 18,40

 18,50

 18,50

 18,30

 Вологодская область

 19,10

 19,70

 19,70

 19,60

 Воронежская область

 19,00

 18,50

 18,50

 19,30

 Краснодарский край

 17,50

 16,60

 16,80

 17,49

 Курганская область

 19,60

 20,00

 18,90

 19,10

 Курская область

 18,00

 16,00

 16,00

 15,65

 Ленинградская область

 20,50

 19,90

 19,90

 19,90

 Московская область

 19,50

 19,70

 19,70

 20,40

 Нижегородская область

 18,60

 19,40

 19,40

 19,40

 Новгородская область

 20,60

 20,60

 19,60

 19,90

 Пензенская область

 20,00

 20,00

 19,00

 19,50

 Псковская область

 19,99

 19,99

 19,49

 19,89

 Ростовская область

 18,10

 18,50

 18,50

 18,90

 Рязанская область

 19,90

 19,94

 19,94

 19,94

 Самарская область

 19,50

 19,50

 19,50

 19,50

 Свердловская область

 19,10

 20,50

 20,50

 18,90

 Смоленская область

 19,00

 19,00

 18,00

 18,30

 Татарстан

 19,00

 18,50

 19,00

 18,50

 Тверская область

 18,50

 18,57

 18,00

 18,50

 Челябинская область

 20,00

 20,00

 19,10

 19,70

 Чувашия

 19,50

 19,90

 19,90

 19,60

 Ярославская область

 19,00

 19,00

 19,00

 19,00

 Беларусь

 23,90

 26,40

 25,46

 27,81

 Казахстан

 18,62

 18,62

 18,62

 15,19

 Украина

 27,40

 28,09

 28,09

 29,73

 *По данным компании «Инфорком» (http://www.inforkom.ru/).

 

Стоимость услуг по перевозкам в России и Европе на 25.05.10 г.

                                                                      По России

 Маршрут

 Стоимость перевозки (руб.)

 Москва - Астрахань

 40000

 Москва - Белгород

 14000

 Москва - Волгоград

 30000

 Москва - Вологда

 14000

 Москва - Екатеринбург

 55000

 Москва - Ижевск

 40000

 Москва - Йошкар-Ола

 28000

 Москва - Казань

 26000

 Москва - Кемерово

 96000

 Москва - Киров

 29000

 Москва - Краснодар

 35000

 Москва - Липецк

 11000

 Москва - Магнитогорск

 56000

 Москва - Мурманск

 55000

 Москва - Н.Новгород

 12000

 Москва - Новосибирск

 90000

 Москва - Омск

 76000

 Москва - Оренбург

 48000

 Москва - Пенза

 20000

 Москва - Пермь

 45000

 Москва - Псков

 15000

 Москва - Ростов-на-Дону

 28000

 Москва - Самара

 30000

 Москва - Санкт-Петербург

 13000

 Москва - Саранск

 20000

 Москва - Саратов

 26000

 Москва - Смоленск

 10000

 Москва - Ставрополь

 37000

 Москва - Сыктывкар

 40000

 Москва - Тольятти

 28000

 Москва - Томск

 105000

 Москва - Ульяновск

 30000

 Москва - Уфа

 39000

 Москва - Чебоксары

 24000

 Москва - Челябинск

 54000

 

 ЭКСПОРТ

 EUR

 Россия - Австрия

 1300

 Россия-Германия

 900 – 1000

 Россия - Франция

 1300

 Россия - Финляндия

 500

 Россия - Италия

 1400

 Россия - Испания

 2000

 

 ИМПОРТ

 EUR

 Германия - Россия

 От 1900

 Финляндия - Россия

 1000 - 1300

 Италия - Россия

 От 2800

 Бельгия – Россия

 От 2000 до 2500

 Польша – Россия

 1300

 Венгрия – Россия

 От 2000

 Чехия – Россия

 1500

 Словакия – Россия

 1500

 Швеция – Россия

 1800, паром – 850

Примечание. Средний уровень ставок перевозчиков указан на основе данных российских экспедиторских компаний для перевозок грузов в/из Москвы по основным направлениям работы международных российских автоперевозчиков при транспортировке безопасного генерального груза автопоездом с полуприцепом длиной 13,6 м и с объёмом кузова 86 – 90 м3 при весе груза, без превышения допустимых полной массы автотранспортного средства и нагрузок на оси по маршруту движения.

Реальные ставки перевозчиков могут варьироваться как в сторону увеличения, так и уменьшения, в зависимости от вида груза и согласованных сторонами условий по контракту на перевозку.

 

Цены на дизельное топливо по странам Европы на 25.05.10 г.*

 

 Страна

 Валюта**

 Средняя стоимость 1 л

 Австрия

 EUR

 1,14

 Беларусь

 EUR

 0,64

 Бельгия

 EUR

 1,22

 Болгария

 BGN

 2,23

 Великобритания

 GBP

 1,23

 Венгрия

 HUF

 310,00

 Германия

 EUR

 1,21

 Греция

 EUR

 1,25

 Дания

 DKK

 9,79

 Ирландия

 EUR

 1,24

 Испания

 EUR

 1,11

 Италия

 EUR

 1,24

 Латвия

 LVL

 0,76

 Литва

 LTL

 3,65

 Люксембург

 EUR

 1,02

 Нидерланды

 EUR

 1,24

 Норвегия

 NOK

 12,04

 Польша

 PLN

 4,30

 Португалия

 EUR

 1,18

 Румыния

 RON

 4,28

 Словения

 EUR

 1,16

 Украина

 UAH

 7,00

 Финляндия

 EUR

 1,15

 Франция

 EUR

 1,20

 Хорватия

 HRK

 7,96

 Чехия

 CZK

 30,10

 Швейцария

 CHF

 1,77

 Швеция

 SEK

 13,01

 

*По данным МСАТ и национальных ассоциаций.

**Приведено европейское обозначение валют.