Автобизнес "Под бельгийским крылом"


№7 за 2010 г.)

Александра НОВИЧКОВА

Фото автора и DAF

 

 

В далеком 1974 г. бельгийский предприниматель Альфред Хут основал компанию Turbo’s Hoet, которая изначально занималась восстановлением зарядных турбокомпрессоров для автомобилей. В этом году ему исполнился 71 год, но несмотря на преклонный возраст он продолжает руководить своим детищем. Годы шли, компания развивалась и к 2005 г. стала мультинациональной. Корпорации принадлежат предприятия в Бельгии, Нидерландах, Италии, России, Франции, Болгарии. На данный момент компания занята строительством очередного представительства в Румынии. Около 1 тыс. человек, работающих под знаменами Turbo’s Hoet, не только продают и восстанавливают турбокомпрессоры, но и реализуют запасные части для грузовиков и легковушек. Кроме того, они работают с дилерами компании DAF и предоставляют автомобили в лизинг и аренду.

В 2006 г. в связи с развитием и расширением деятельности компании, а значит и необходимостью получения дополнительных капиталовложений понадобился внешний партнер, который был найден в лице фирмы AvH, входящей в двадцатку крупнейших бельгийских компаний. Она занимается прямыми инвестициями в различные секторы экономики - от банковского и страхового до нефтяной отрасли и недвижимости. Совместными усилиями они стали финансировать деятельность компании, направленную на продвижение автомобилей на рынке грузовиков. Участники альянса являются равноправными обладателями инвестиционного фонда Turbo’sHoetInvest. В 2006 г. для обеспечения грамотного функционирования компании и бесперебойного ведения бизнеса была создана Turbo’sHoetGroup с общим капиталом 51,5 млн евро. Оборот фирмы сегодня составляет 300 млн евро.

В прошлом году компания реализовала 70 тыс. новых турбокомпрессоров, тогда как годом ранее – 61450 штук, в 2007-м – 46598 единиц, а в 2006 г. – 29097. Это позволило ей закрепиться на первой строчке среди конкурирующих производителей. Однако такой успех объясняется не только успешной деятельностью корпорации, но и быстрым развитием рынка турбокомпрессоров: спрос на эти детали растет, да и устанавливаются они нынче не только на грузовики, но и на легковые автомобили. Поэтому в течение ближайших пяти лет руководство компании намерено удвоить объем продаж. В текущем году планируется продать 90 тыс. турбин.

Что касается продажи запчастей, то компания развивает этот вид деятельности на бельгийском (здесь у нее шесть представительств и пять пунктов обслуживания), французском (одно представительство и три пункта обслуживания), а также голландском, польском и болгарском рынках.

Дилерские отношения с компанией DAFTrucks у Turbo’sHoetGroup начались в 1998 г. Сегодня такое сотрудничество позволило бельгийскому холдингу стать самым крупным дилером DAFв мире. Особенно активно компания работает в Бельгии (11 подразделений), Франции (4 центра). В 2008 г. началась работа на рынке Болгарии (2 центра). Кстати, в следующем году в этой стране планируется открыть еще 2 новых станции. Что касается Бельгии, то на так называемой франкоязычной территории этой страны компания реализует грузовики Iveco, а на фламандской – DAF.

В 2008 г. с конвейера сошло 2600 грузовиков DAF, в 2009-м – 1200 и комментарии здесь, вероятно, излишни. Несмотря на такой спад, по результатам текущего года компания намерена продать не менее 2 тыс. грузовиков. Столь оптимистичный прогноз связан с небольшим оживлением рынка грузовой техники, который отмечают многие автопроизводители и их дилеры. Львиная доля реализованной техники голландского производителя приходится на тягачи. Однако компания выпускает и шасси, и самосвалы. Ее стратегическими партнерами являются красногорское предприятие «Бецема» (в строительном сегменте), которое производит надстройки на базе DAF. Партнеры компании среди зарубежных производителей специальной и прицепной техники - Schmitz, Liebherr и другие. Все зависит от того, для какого рынка (внутреннего или международного) готовится техника. Сегмент коммунальной техники, по мнению руководителя VH-DAF Сержа Ван Холе, в России связан с политикой, проводимой государством, поэтому DAF как иностранному бренду будет очень сложно занять хоть какую-то нишу на этом рынке.

Продолжается и работа в части предоставления грузовиков в лизинг. На территории России, Бельгии и Франции этой услугой воспользовались 2400 раз.

На протяжении 14 лет DAF – один из немногих - предоставляет международный лизинг на российском рынке. Однако после кризиса 1998 г. компания довольно долгое время оставалась в растерянности и не знала, в каком направлении двигаться, пока не закрыла свое представительно в России и не заключила контракт с VH-DAF. В 2006 г. она вошла в состав Turbo’sHoetGroup.

Сфера деятельности компании та же – продажа новых и подержанных грузовиков DAF, сервисное обслуживание и реализация запчастей, а также продажа турбокомпрессоров. В сложном 2009 г. фирма продолжала предоставлять грузовики в лизинг. За этот период обратно она получила только девять машин. По результатам первых пяти месяцев текущего года уже отмечена положительная динамика. В январе – мае 2010 г. клиенты получили 217 машин. По словам руководства компании, в основном в числе приобретателей крупные международные перевозчики, имеющие в своем автопарке более 100 грузовиков.

На территории России у VH-DAF имеется два собственных сервисных центра (в Москве и Смоленске), а также 11 партнерских центров, которые работают под крылом компании. В этом году начнется строительство собственного сервисного центра в Москве и намечено открытие 5 новых партнерских центров. Кроме того, в российской столице функционирует специальный учебный центр, в котором работники предприятия пройдут профессиональный тренинг, который проведут их зарубежные коллеги.

Центральный склад запчастей в Москве обслуживает все российские регионы. Доставка деталей по стране осуществляется в течение 24 часов. При этом собственной службы доставки у компании нет (она пользуется услугами партнерской сети). По словам главы VH-DAF, компания положительно отвечает на запросы клиентов в 95 % случаев. Кроме того, в этом году заработал интернет-магазин, о котором мы уже подробно рассказывали в нашем журнале (см. «АП» № 5, 2010 г.). По словам представителя СТО «DAF Сервис Москва» Александра Гребеника, как правило, услугами интернет-склада пользуются сервисные предприятия, мелкие частники туда не попадают. Наиболее часто клиенты заказывают кузовные запчасти, рессоры для самосвалов, детали для двигателей предыдущего поколения и, конечно, расходные материалы. А вот электроника практически не продается.

В текущем году планируется начать реализацию турбин в России. Пока же компания прощупывает почву, досконально изучая этот специфичный рынок. Однако уже сейчас понятно, что во всех странах (и Россия – не исключение) все больше грузовиков и легковушек оборудуются турбинами даже несмотря на то, что удовольствие это не из дешевых. По мнению специалистов компании, через пять лет на 90 % всех машин будут установлены турбины, так что развернуться компании будет где.