Автобизнес "Возвращение голландцев"


(№7 за 2010 г.)

Роман Мурашов

Фото автора


Нынешний дилер и представитель DAF в России - компания VHпришла в страну в 1993 г. Через три года компания подписала международный лизинговый договор с Turbo’sHoet. В 2003 г. VHзаключила дилерский контракт с DAF. В 2006 г. VH-DAF входит в состав Turbo’sHoetGroup. Основные направления деятельности VH-DAF сегодня - это продажа новых грузовых автомобилей DAF и продажа грузовой техники с пробегом, обслуживание автомобилей DAF, продажа запчастей. 

В 2009 г. продажи новых автомобилей у компании на российском рынке практически остановились, в основном продолжалось обслуживание ранее заключенных лизинговых контрактов. Зато наступивший 2010 г. привнес в деятельность компании давно ожидаемую динамику: только за первые четыре месяца было отгружено заказчикам 132 единицы техники, в мае продано еще 85 автомобилей, значительно возрос поток заказов на завод. По словам руководителей российского отделения компании, на 1 июня 2010 г. склады VH-DAF полностью освободились от стоковых автомобилей – новых, но произведенных год-два назад.

Сервисная сеть компании в России в настоящее время насчитывает два собственных технических центра в Москве и Смоленске и одинадцать партнерских. В этом году запланировано открытие еще пяти новых партнерских технических центров в стране. Центральный склад запчастей находится в Москве, доставка осуществляется по всей России в течение 24 часов.

DAFRoad
Showв Смоленске

Торжественное открытие DAF Road Show-2010 в России состоялось в канун наступления календарного лета на официальной сервисной станции DAF Смоленск. Компания DAF Trucks NV разработала маршрут, по которому будут двигаться грузовики: акция стартовала 21 апреля в Словении, далее грузовики отправились через Хорватию, Болгарию, Молдавию, Украину и Беларусь в Россию. Финиширует акция DAF в Литву, пройдя через Эстонию и Латвию. DAF Road Show – это шанс лично испытать грузовую коммерческую технику DAF, познакомиться с ее особенностями. 

На мероприятии в Смоленске были представлены следующие автомобили: DAF FA LF 55 4х2 – грузовик с промтоварным фургоном, DAFFAR CF 85 6х2 – грузовик с рефрижераторным кузовом, DAFFAD CF 85 8х4 – самосвал, DAFFTT CF 85 6х4 – тягач и полуприцеп с пятиосным тралом, DAF FT XF 105 Space Cab 4х2 – тягач.

Дорожное шоу, в котором по замыслу организаторов участвовали и журналисты некоторых автомобильных изданий, больше заключалось в самой фотосъемке колонны из автомобилей DAF на марше. Все это происходило вживую, на трассе Смоленск – Москва царила импровизация, которая подчинялась только лишь конкретным условиям движения транспортного потока.

Микроавтобус с журналистами то обгонял колонну, то следовал с ней наравне, и мы пытались через открытые окна, а где невозможно – сквозь пыльные стекла запечатлеть обращающие на себя внимание почти лимонным цветом мощные автомобили DAF. В общем-то за небольшой участок пути – от Смоленска до границы с Московской областью, пока транспортный поток еще не столь плотный и позволяет легко маневрировать на дороге - мы раз тридцать десантировались с фотоаппаратами на обочину, чтобы успеть поймать в объектив многоколесных монстров DAF. Ничего не поделаешь, пролетающие мимо нас по дороге машины действительно смотрелись притягательно.

И это только внешняя сторона дела, при близком знакомстве с техническими характеристиками этих автомобилей становится понятно, насколько эти машины хороши и внутри…

 

Самосвал DAFFAD CF 85 8х4 в родной стихии


Всегда на правильном пути 

По статистике более трети всех ДТП с участием грузовиков на автомагистралях связаны с непреднамеренным покиданием полосы движения. В четвертой части всех ДТП, произошедших по вине водителя грузового автомобиля, сонливость, усталость или потеря концентрации явились одним из основных факторов, приведших к аварии. 

Риск возникновения таких ДТП можно значительно снизить с помощью системы LDWS, которая в качестве дополнительного оборудования устанавливается на автомобили серий CF и XF. Система LDWS предупреждает водителя о приближении к линии дорожной разметки, если при этом не используется указатель поворота или тормоз.


Комплексный подход в экономии топлива 


Даже самая эффективная трансмиссия сама по себе не сможет гарантировать максимальную экономию топлива в процессе эксплуатации. Здесь важно сочетание таких факторов, как общая конфигурация автомобиля с установленным кузовом, качество обслуживания и стиль вождения, они вкупе и определяют эффективность использования топлива автомобилем.

Эффективная трансмиссия способна реализовать на дороге мощность двигателя с минимальными потерями. Современные двигатели DAF имеют высокий крутящий момент при низкой частоте вращения двигателя, и чтобы эффективно использовать возможности двигателя, компания разработала задний мост с низким передаточным числом и специальные рекомендации по эксплуатации трансмиссии с одноступенчатым редуктором заднего моста, предложив оптимальные решения для большинства областей применения техники.

Уменьшенная собственная масса автомобилей также подразумевает увеличение грузоподъемности и экономию топлива.

В некоторых областях применения установка таких принадлежностей, как аварийные лампы на крыше кабины, является обязательной. Их влияние на сопротивление воздуха может быть очень существенным: четыре точечных лампы и два пневматических звуковых сигнала, расположенные на пути основного воздушного потока на крыше кабины, могут увеличить расход топлива до 10 %.

Общеизвестно, что низкое давление в шинах увеличивает расход топлива. На практике при снижении давления в шинах на 20 % сопротивление качению возрастает на 10 %, а потребление топлива - на 5 %.

Стиль вождения - это крайне важный фактор для расчета экономичности автомобиля. Водитель, который умеет поддерживать постоянную скорость автомобиля и избегает излишнего движения на повышенных оборотах, обходится без резкого ускорения или торможения, израсходует на 3-7 % меньше топлива.

В этой связи DAF предлагает курс обучения EcoDrive(экономичное вождение) для профессиональных водителей. Водители изучают теоретические основы эффективного использования топлива при управлении автомобилем, а затем переходят к практическому занятию с опытным инструктором.


Курс задан

При постоянном изменении скорости движения автомобиля увеличивается расход топлива. Система адаптивного круиз-контроля помогает поддерживать постоянную скорость движения в транспортном потоке на трассе при минимальном перерасходе топлива. 

Круиз-контроль значительно снижает нагрузку на водителя при движении по свободным автомагистралям, однако при движении в плотном транспортном потоке водитель должен самостоятельно регулировать скорость автомобиля. Соответственно, преимущества использования системы круиз-контроля снижаются с увеличением плотности транспортного потока.

Ограничения использования обычной системы круиз-контроля можно обойти, используя систему адаптивного круиз-контроля (ACC). Так, если нужно снизить скорость из-за медленно движущегося впереди автомобиля, система ACC уменьшает открытие дроссельной заслонки и (если это необходимо) активирует тормозную систему, чтобы обеспечить дистанцию между автомобилями, заданную водителем, избавляя водителя от необходимости вручную производить эти действия.

Система ACC имеет функцию предотвращения лобового столкновения, при срабатывании которой водитель получает предупреждение о грозящем столкновении.

ACCимеет радарный датчик, установленный за решеткой радиатора, который обнаруживает объекты, находящиеся перед транспортным средством, а системный блок оценивает скорость их движения и расстояние до них. Три радара вместе со встроенным датчиком углового ускорения позволяют определить, движется ли впередиидущее транспортное средство по вашей или соседней полосе. Для снижения скорости используется дроссельная заслонка двигателя, моторный тормоз, автоматическое понижение передач, дополнительный тормоз-замедлитель, основная тормозная система. Снижение скорости, обеспечиваемое системой ACC, ограничено 2,5 м/с2.

Система ACC соединена с другими системами управления автомобилем и управляет тормозной системой, мощностью двигателя, переключением передачи ASTronic и тормозом-замедлителем. Водитель задает требуемую скорость движения и дистанцию до впередиидущего автомобиля, которую необходимо поддерживать, система ACC регулирует скорость движения и поддерживает установленную дистанцию. Если впереди обнаруживается автомобиль, движущийся с более низкой скоростью, ACC обеспечит поддержание безопасного расстояния, снизив скорость. Когда полоса освободится, система увеличит скорость автомобиля до заданной водителем.

При критическом сокращении дистанции до впередиидущего автомобиля, если для сохранения требуемой дистанции необходимо вмешательство водителя, ACC подаст звуковой и световой сигнал.

Для предотвращения лобового столкновения, когда необходимо приложить максимальное усилие торможения, система подаст водителю сигнал, включив красную лампу и звуковое оповещение. Функция предотвращения лобового столкновения остается активной даже после отключения системы ACC.

Радарные датчики имеют ограниченную зону действия. В некоторых ситуациях (например, при движении за мотоциклом или автомобилем, движущимся не по центру полосы) датчики обнаруживают движущиеся впереди транспортные средства позже, чем это требуется, или не обнаруживают их вовсе.

Естественно, система ACCне выполняет функции автопилота, а является всего лишь вспомогательной и призвана обеспечить менее напряженное и более безопасное управление автомобилем.


Полуавтоматические коробки передач

За последние несколько лет полуавтоматические коробки передач заняли значительное место на рынке тяжелых коммерческих автомобилей. Все большее количество транспортных компаний и водителей отдают предпочтение преимуществам автоматического переключения передач. 

Продуманный технический подход позволил DAFпроизвести полноценную интеграцию полуавтоматической коробки передач ZFASTronic на автомобилях компании. Специальное программное обеспечение (ПО) и эргономичная система управления вывели автомобили DAFс коробкой передач ASTronic на новый уровень: машина эффективна для владельца, проста в управлении и комфортна для водителя. Водитель, которому не приходится отвлекаться на переключение передач, может сосредоточить все свое внимание на дороге и других участниках движения.

Стандартное ПО ASTronic обеспечивает оптимальные ходовые качества и невысокий расход топлива. Работу системы ASTronicможно было бы считать безупречной, поскольку она всегда выбирает верную передачу и мягко осуществляет переход от одной передачи к другой. Однако в некоторых случаях настройки программного обеспечения можно дополнительно оптимизировать в соответствии с особыми условиями. Для таких особых областей применения разработаны специализированные версии ПО, которые позволяют практически полностью использовать потенциал полуавтоматических коробок передач.

Доступны следующие версии ПО ASTronic: программное обеспечение для любых типов автоцистерн (опция для автомобилей серии CF85 и XF105 с одной ведущей задней осью (4x2, 6x2 или 8x2), для тяжеловесного транспорта (опция для автомобилей серии CF85 и XF105 с одной ведущей задней осью (4x2, 6x2 или 8x2) и для дорожного/внедорожного транспорта (опция для автомобилей CF85 и XF105 с жестким шасси и сдвоенной ведущей задней осью (6x4, 8x4).

Например, при использовании стандартной схемы переключения передач ASTronic смещение нагрузки назад или вперед в случае с колебаниями жидкости в цистерне может влиять на время переключения передач и выбор передачи, что негативно отразится на ходовых качествах автомобиля и цистерны в целом.

Этот эффект значительно снижен благодаря версии программного обеспечения для автоцистерн. Согласно измененному алгоритму переключения передач при трогании с места по умолчанию устанавливается третья передача, что позволяет нейтрализовать эффект колебания жидкости. При наличии также функции «помощь при трогании на подъеме» (HillStartAid) даже малоопытный водитель может остановить автоцистерну и плавно тронуться с места в гору.

Программное обеспечение для дорожных/внедорожных автомобилей разработано для техники, эксплуатируемой в условиях сложного рельефа. Функция движения по бездорожью включается выключателем на приборной панели и может использоваться при движении передним и задним ходом. Режим бездорожья обеспечивает бесперебойную передачу тягового усилия на ведущие колеса, тем самым поддерживая автомобиль на ходу.

Особенности переключения передач в режиме бездорожья: прогрессивное сцепление, быстрое переключение передачи и надежная работа двигателя в переходном состоянии. Режим движения по бездорожью позволяет динамично тронуться с места на неустойчивом грунте. Если автомобиль укомплектован системой ASR (система противоскольжения), то допускается увеличение проскальзывания колес.

Стандартное ПО ASTronic для тяжеловесного транспорта - автомобилей 4x2, 6x2 и 8x2 – подходит для работы с автопоездами массой от 50 до 80 т. Версия ПО для тяжеловесного транспорта обеспечивает более эффективную работу моторного тормоза MX на более низких скоростях. Это снижает износ рабочей тормозной системы, особенно при движении с низкой скоростью на коротких спусках.


Система курсовой устойчивости

Система курсовой устойчивости (VSC) представляет собой электронную систему активной безопасности, которая позволяет водителю сохранить управление автомобилем во время сложных маневров, таких как отклонение от курса при появлении препятствия или затрудненное управление при прохождении неожиданно крутого поворота. 

VSC значительно снижает опасность внезапного опрокидывания при повороте или при быстрой перемене полосы движения, это особенно актуально для автоцистерн и автомобилей с высоким расположением центра тяжести. К тому же система VSC значительно снижает опасность складывания автопоезда. Она постоянно сверяет команды, подаваемые водителем (при повороте рулевого колеса), и фактическое направление движения автомобиля. При их несовпадении система VSC автоматически снижает мощность двигателя и при необходимости кратковременно затормаживает одно или несколько колес.

В работе VSC используются датчики для определения намерений водителя (датчик угла поворота рулевого колеса) и реакции автомобиля на действия водителя (датчик углового ускорения, датчик поперечного ускорения и датчики скорости вращения колес). При обнаружении потери управления автомобилем система VSC автоматически снижает подачу топлива в двигатель и при необходимости включает тормоза на одном или нескольких колесах, чтобы вернуть автомобиль в положение, соответствующее намерениям водителя.

При недостаточной поворачиваемости на скользком дорожном покрытии или чрезмерной скорости при прохождении поворотов передняя часть автомобиля сдвигается к внешнему краю кривой. Если это положение не исправить, то автомобиль сойдет с дороги. VSC в этом случае включает тормоза на колесах, находящихся на внутренней стороне кривой, чтобы вернуть тягач на необходимую траекторию.

При избыточной поворачиваемости ведомая ось сдвигается к внешнему краю, из-за чего передняя часть автомобиля сдвигается к внутреннему краю кривой, что может привести к складыванию автопоезда. В этом случае VSCвключает тормоза прицепа, при этом автопоезд «растягивается», и следом включаются тормоза соответствующих колес тягача для поддержки управляемых колес.

Одной из причин опрокидывания автомобиля может стать высокая скорость при прохождении поворотов съезда с шоссе, хотя подобное может произойти и при низкой скорости движения автомобиля в результате слишком быстрого или сильного поворота рулевого колеса водителем. Что также характерно при быстрых маневрах по уклонению и смене полосы движения. Поэтому в случае возникновения опасности опрокидывания система VSC включает тормоза и ограничивает крутящий момент двигателя для снижения скорости движения автопоезда и достижения безопасных условий маневрирования.


Системы безопасности DAF

Под безопасностью автомобиля следует понимать не только системы защиты водителя в случае аварии. Безопасность - это и создание оптимальных условий, обеспечивающих спокойное комфортное управление автомобилем: чем меньше устает водитель, тем дольше он способен сохранять концентрацию внимания, а потеря концентрации является основной причиной дорожно-транспортных происшествий. 

Активные системы безопасности DAF– это система контроля температуры в кабине, низкий уровень шума в салоне, высокие спинки сидений и механизм регулировки рулевой колонки, обеспечивающие водителю оптимальные условия работы.

Высокая поперечная устойчивость подвески кабины также повышает уверенность водителя при управлении транспортным средством. Безопасность автомобилей дополняется системой адаптивного круиз-контроля, системой контроля скорости движения на склоне, системой предупреждения о покидании полосы движения и системой курсовой устойчивости.

Стальной защитный каркас автомобиля, интегрированный в структуру кабины, сиденья с защитой при столкновении, встроенные ремни безопасности с системой напоминания, утапливаемая рулевая колонка и использование огнестойких материалов в отделке кабины, приборная панель со встроенной защитой коленей и отсутствие в кабине острых углов – все это призвано обеспечить максимальную защиту людей в салоне в случае ДТП.

Все кабины представленных автомобилей DAF имеют крупное ветровое стекло и боковые стекла для обеспечения прямой видимости других транспортных средств и неподвижных объектов. Крупные зеркала с защитой от вибрации обеспечивают хороший дополнительный обзор сзади, сбоку или спереди и покрывают зоны, недоступные непосредственному восприятию через окна кабины.


Технология SCRDAF

Система SCR (избирательного каталитического восстановления) является наиболее эффективным способом соответствия стандарту Euro-5. Принцип ее работы следующий: токсичные оксиды азота, образующиеся в двигателе, в катализаторе системы SCR, встроенном в глушитель выхлопной системы, восстанавливаются, для чего в катализатор впрыскивается присадка AdBlue. Присадка преобразует оксиды азота в воду и азот. Расход AdBlue- примерно 1,5 л/100 км для двигателя стандарта Euro-5. Баки для AdBlue, установленные на DAF, достаточно вместительны, чтобы избегать дополнительных остановок для их заправки между плановыми заправками топлива. 

При отсутствии AdBlue будет включено ограничение крутящего момента двигателя (OBD). Оно будет действовать до тех пор, пока бак AdBlue не будет заполнен. В рабочих условиях система SCR сохраняет активность при любых температурах наружного воздуха. В условиях предельно низких температур AdBlue приобретает гелеобразную консистенцию, подобную замерзшему дизельному топливу. Если это произошло, то впрыск AdBlue невозможен до его размораживания по мере прогрева глушителя выхлопной системы.

В новом семействе двигателей PACCAREuro-5 и EEV технология SCR дополнена передовой технологией впрыска топлива, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для эффективного управляемого процесса сгорания топлива.


Двигатели Paccar серий FR и GR

Показатель мощности на единицу веса новых 4-х и 6-цилиндровых двигателей PACCAR - один из лучших в этом классе. Для этих двигателей характерна хорошая эластичность, обеспечивающая высокие эксплуатационные характеристики и снижающая необходимость в переключении передач. 

Таблица. Основные характеристики 4-цилиндровых (FR) и 6-цилиндровых (GR) дизельных двигателей с рядным вертикальным расположением цилиндров, рабочим объемом 4,5 л и 6,7 л соответственно, с турбонаддувом и внутренним охлаждением

 

 Двигатель

 Мощность, кВт (л.с.)

 Крутящий момент, Нм

 FR103

 103 (140)

 550

 FR118

 118 (160)

 600

 FR136

 136 (185)

 700

 FR152

 152 (207)

 760

 GR165

 165 (224)

 850

 GR184

 184 (250)

 950

 GR210

 210 (286)

 1020

 GR220

 220 (300)

 1100

 Блок цилиндров - жесткая лестничная рама из чугуна. Головка блока цилиндров - цельная с каналами впуска и выпуска по разные стороны - покрывает все четыре или шесть цилиндров, выполнена из чугуна. На каждом цилиндре по четыре клапана. Гильзы цилиндров сухие, сменные, поршни из алюминиевого сплава с симметричной вогнутой камерой сгорания и каналом для охлаждения. 

Система впрыска топлива - топливная система высокого давления с общей топливораспределительной рампой, форсунки с электронным управлением. Система впуска - с турбонаддувом и охлаждением воздуха, подаваемого в цилиндры.

В двигателях PACCARFR и GRуменьшено число различных компонентов, улучшена циркуляция масла вокруг двигателя, что приводит к большей выносливости новых моторов.

Стандартный тормоз-замедлитель обеспечивает тормозное усилие до 95 кВт для двигателей FR и до 165 кВт для двигателей GR.

Сочетание системы впрыска с топливораспределительной рампой высокого давления и системы дополнительной обработки выбросов SCR позволяет обеспечить надежный контроль процесса сгорания топлива. Благодаря высокоэффективному сгоранию удалось достичь существенной экономии топлива. По этому параметру двигатели FR и GR - на лидирующих позициях в компании.

 

Выпускная система DAF FT XF 105 выполнена из нержавеющей стали и при правильном уходе способна служить весь жизненный цикл грузовика

Двигатели PaccarMX

Все двигатели серии MX- результат усилий компании по разработке дизельных двигателей для тяжелых условий эксплуатации на протяжении 50 лет. Компактная конструкция и применение новейших материалов позволяют снизить вес мотора, сохранить максимальный срок службы. 

Таблица. Основные характеристики шестицилиндровых рядных дизельных двигателей с рабочим объемом 12,9 л

 Двигатель

 Мощность * кВт (л. с.)

 Крутящий момент** Нм

 MX265

 265 (360)

 1775

 MX300

 300 (408)

 2000

 MX340

 340 (462)

 2300

 MX375

 375 (510)

 2500

 * при расчетной частоте вращения двигателя

1500 - 1900 об/мин

** при расчетной частоте вращения двигателя 

1000 - 1410 об/мин

Блок цилиндров разработан без боковых крышек для обеспечения максимальной жесткости и низкого уровня шума. Цельная головка цилиндра снабжена отверстием для впускного коллектора. Масляный фильтр, масляный термостат и масляный охладитель объединены в единый масляный блок. Все двигатели PaccarMXхарактеризуются высоким крутящим моментом при низкой частоте вращения двигателя и высокой производительностью на большом диапазоне оборотов. Используемая технология впрыска топлива Smart обеспечивает нагнетание высокого давления, точную регулировку впрыска и возможность распределенного впрыска.


Кабины серии LF - 2009 модельный год

Имеют много общего в стиле со старшими в серии CF и XF. Габаритные размеры кабины оптимизированы для движения и работы в густонаселенных городских кварталах. 

Детали нижней части кузова защищены прочным стальным бампером с трехсантиметровым зазором по всей длине. Большинство панелей кузова изготовлены из современных синтетических материалов, не предрасположенных к образованию осколков и трещин. На фарах установлены небьющиеся рассеиватели из лексана.

Салон LF отличается таким же тщательным выбором материалов и подбором цвета, высоким качеством сборки, как и автомобили серии CF и XF. Плавность линий панели приборов облегчает доступ органов управления. Эффективная изоляция, обогрев и вентиляция кабины создают в рабочей зоне комфортную обстановку.

Низкая высота двигательного отсека делает кабину просторной и позволяет разместить сдвоенное сиденье.

В кабине DayCab предусмотрен запираемый ящик для хранения предметов, расположенный на отсеке двигателя, открытый лоток формата А4 с ремешками в крышке.

В кабине SleeperCab предусмотрено три съемных ящика для хранения предметов, расположенных под спальным местом, общим объемом 85 л. Кабина SleeperCab серии LF является единственной в сегменте легких развозных грузовиков, где предусмотрено полноценное место для сна - цельный матрас длиной 2 м.

Аэродинамические комплекты для автомобилей серии LF повышают соответствующие характеристики автомобиля, уменьшая расход топлива.

Для обеспечения повышенной антикоррозионной защиты кабины во внутренних и наружных панелях кабины, а также в различных кронштейнах используется сталь, оцинкованная горячим способом с двух сторон. После оцинковки и перед катафоретическим нанесением грунтовки и заполнителя металлические детали обезжириваются и обрабатываются ортофосфатом цинка. Днище кузова обрабатывается покрытием на основе поливинилхлорида, после чего вся кабина окрашивается двухкомпонентной полиуретановой краской.