Безопасность "Обзорность будет лучше"




(№7 за 2010 г.)

Владимир ШЛЯХОВОЙ

Фото автора


В Европе уже давно прилагают немало усилий для того, чтобы уменьшить опасность, создаваемую на дорогах большегрузными автомобилями и автобусами. Так, проанализировав статистику аварийности с участием коммерческого транспорта, специалисты Еврокомиссии пришли к выводу, что только из-за недостаточной обзорности с места водителя (наличия так называемых «мертвых зон»), в ДТП на дорогах Европы ежегодно гибнет в среднем около ста человек.

Поэтому, дабы уменьшить количество аварий, происходящих при маневрировании, поворотах и перестроении коммерческих транспортных средств, 26 января 2007 г. была принята резолюция министров транспорта ЕС, предусматривающая оснащение зеркалами нового типа всей вновь выпускаемой техники и переоснащение той техники, которая выпущена ранее.

В соответствии с этими законодательными нормами, введенными директивой Евросоюза 2007/38/EC, предусмотрено изменение кривизны (увеличение угла обзора) зеркал заднего вида, бордюрного и переднего зеркал, увеличение их выноса, а также установлены нормативы обзорности с места водителя.

Новые нормы, регламентирующие требования к зеркалам заднего вида, вступили в силу 31 марта 2009 г. и распространяют свое действие на все коммерческие транспортные средства, зарегистрированные с 1 января 2000 г. То есть, грубо говоря, эти нормы касаются всех имеющихся у нас тягачей, грузовиков и автобусов, работающих на европейских маршрутах.

Нельзя не отметить, что на территории ЕС выполнение данной директивы уже взяли на контроль, и полиция может в любой момент проверить соответствие зеркал действующим стандартам. А в случае выявления несоответствия на водителя может быть наложен достаточно серьезный штраф.

Для проверки зеркал не требуется никаких особых премудростей, достаточно загнать машину на площадку со специальной разметкой, которая позволяет проверить не только соответствие зеркал стандарту, но и правильность их регулировки, а также быстро отрегулировать их в случае необходимости.

 

                    Подобная разметка позволяет проверить не только соответствие зеркал стандарту, но и правильность их регулировки


И если на машине установлены «правильные» зеркала, то с места водителя должны быть видны все находящиеся возле него условные участники дорожного движения, схематически изображенные на асфальте. При этом стандартная разметка включает как белые линии, предназначенные для проверки автомобилей, зарегистрированных после 1 января 2000 г., так и желтые линии для проверки автомобилей со старыми зеркальными системами, изготовленными до этого. 

Проверку проводят следующим образом. Транспортное средство устанавливают правым бортом вдоль продольной пунктирной установочной линии, а передними колесами – на поперечной.

 



Автомобиль устанавливают правым бортом вдоль продольной пунктирной установочной линии, а передними колесами – на поперечной


При этом в поле зрения правого и левого панорамных зеркал (в нижней их части) должны полностью попадать соответствующие контрольные линии. Аналогичным образом должны быть видны соответствующие линии и в основных наружных зеркалах заднего вида.

 





 Правое и левое панорамные зеркала должны быть установлены таким образом, чтобы контрольная линия полностью попадала в поле зрения и располагалась чуть выше его нижнего края

 




 

Основные наружные зеркала заднего вида должны быть установлены так, чтобы контрольная линия полностью попадала в поле зрения и располагалась чуть выше его нижнего края


А в бордюрном зеркале должен быть полностью виден находящийся справа от грузовика легковой автомобиль, схематически изображенный на асфальте в виде прямоугольника.


В бордюрном зеркале должен быть полностью виден прямоугольник, изображающий легковой автомобиль, находящийся в «мертвой зоне» справа

Нормируется обзорность и переднего зеркала. Для того чтобы его проверить, необходимо подъехать вплотную к переднему краю еще одной фигуры, которая также должна быть полностью видна в зеркале.

 

                                                      В поле зрения переднего зеркала должна полностью попадать фигура, 

                                                                                    нарисованная перед кабиной


К этому можно добавить, что подобная методика, позволяющая всем водителям легко и быстро установить зеркала на их автомобилях оптимальным образом, была совместно разработана компаниями MAN, Mercedes-Benz и DEKRA.

Естественно, о необходимости замены зеркал на том или ином автомобиле предварительно необходимо узнать у официального дилера, уточнив, соответствуют они требованиям директивы 2007/38/EC или нет. Ведь производители начали устанавливать такие зеркала в различное время. При этом производитель обычно указывает номер шасси той или иной модели, начиная с которой стали устанавливать зеркала нового поколения.

Что же касается замены зеркал, то это давно уже проводится на большинстве фирменных сервисных станций.

После замены количество и расположение зеркал остается без изменения (по два с каждой стороны плюс бордюрное и переднее). Но для повышения обзорности и практически полной ликвидации «мертвой зоны» меняются сами зеркала, а также увеличивается их вынос (меняются кронштейны).

Те же грузовики, которые были зарегистрированы до 1 января 2000 г., в подобном переоборудовании не нуждаются. Но это, как правило, грузовики Евро-1 и -2, которым въезд в Европу запрещен.