Есть проблема "Украинский суд запретил «Визир»"


(№7 за 2010 г.)

Владимир ШЛЯХОВОЙ
Фото автора

Когда о «Визире» впервые заговорили два года назад, большинство украинских водителей с пониманием отнеслись к новому прибору, не зная о том, какой «подарок» им готовят в недрах Департамента ГАИ. Ведь действительно, в отличие от всевозможных «Беркутов», «Соколов» и других «птиц», показывающих только скорость, принадлежащую неизвестно какому автомобилю, «Визир» должен был одновременно фотографировать автомобиль-нарушитель, что сразу же снимало бы многие вопросы.

Но действительность превзошла все ожидания: вооружившись «Визирами», гаишники и не думали никого останавливать, а. попрятавшись по кустам, усердно занялись исключительно фотографированием как явных, так и мнимых нарушителей. (Ведь угол захвата радара данного прибора больше, чем у фото-видеорегистратора, поэтому «Визир» легко может присвоить сфотографированному автомобилю чужую скорость.) Результатом активной деятельности этих папарацци в милицейской форме стали так называемые письма счастья, рассылаемые владельцам запечатленных автомобилей. При этом новоявленные фотографы буквально работали не покладая рук, в результате чего за минувший год украинским автовладельцам было разослано 2 млн «писем счастья», за которые их получатели должны были выложить около 2 млрд рублей.

Подобная деятельность стражей правопорядка являлась незаконной, поскольку противоречила сразу целому ряду положений закона Украины «О милиции». Во-первых, сотрудники милиции обязаны пресекать административные правонарушения, а не наблюдать за ними, а во-вторых, они имеют право использовать в своей работе только те технические средства, которые предусмотрены соответствующими нормативно-правовыми актами. А о «Визире» в этих самых актах не сказано ни слова. Более того, подобных нормативно-правовых актов в Украине в принципе не существует! Поэтому вообще все приборы ГАИ в своей работе использовала и использует незаконно. Но судьбу «Визира» решило даже не это (ну кто из украинских автовладельцев в прошлом году разбирался в законах?), а элементарное разгильдяйство и жульничество гаишников. Ведь «письма счастья» все чаще стали приходить тем, кто на самом деле правил не нарушал.

Иногда гаишники просто ошибались и присылали их владельцам автомобилей с похожими сочетаниями букв и цифр. Но чаще в погоне за планом они нередко проводили свои «фотосессии» за пределами населенных пунктов, а в постановлениях указывали, что нарушение было зафиксировано в городской черте. Но так как на фотографии кроме номерного знака и передней или задней части автомобиля больше ничего не было, определить место фотографирования практически невозможно.

Естественно, все это вызвало массовую волну недовольства и лавину судебных исков, которые стали удовлетворяться все чаще и чаще. Но этим дело не кончилось. Возмущенные водители начали писать жалобы в Генеральную прокуратуру, и она вынесла предписание запретить использование «Визира». Правда, Генпрокуратура запретила прибор не совсем, а только для негласного контроля, и то лишь до того момента, пока Департамент ГАИ не представит документ, подтверждающий, что данный прибор может работать в автоматическом режиме.

После этого наступило некоторое затишье, но возмущение водителей уже превысило критическую отметку. И результатом этого стал вышеупомянутый административный иск.

В результате постановлением суда были признаны неправомерными действия МВД и Департамента ГАИ МВД Украины по использованию радиолокационного видеозаписывающего измерителя скорости «Визир» с целью выявления и фиксации нарушений Правил дорожного движения. Одновременно суд запретил МВД и Департаменту ГАИ, а также их должностным и служебным лицам использовать измеритель скорости «Визир» до принятия нормативно-правового акта, предоставляющего милиции право использовать такой измеритель скорости для выявления и фиксации нарушений ПДД.

Нельзя не отметить, что истцы остались недовольны решением суда гораздо больше, чем ответчики, и уже подали соответствующую апелляцию. Дело в том, что иск удовлетворили не на основании ущербности прибора (как того хотели заявители), а опять же по формальному признаку – из-за отсутствия нормативно-правового акта, дающего ГАИ право использовать «Визир» на законных основаниях, и то только до принятия такого документа. А подготовить его не составляет никакого труда, так как он составляется в том же Департаменте ГАИ и утверждается приказом министра внутренних дел. И то, что подобного документа не существует до настоящего времени, можно объяснить только разгильдяйством и вседозволенностью украинских властных структур.

В то же время, несмотря на то, что в деле присутствовал целый ряд заключений кандидатов и докторов технических наук в области радиолокации, а также ряд других документов, это не убедило суд в необходимости проверить технические характеристики «Визира». Поэтому истцы потребовали в апелляционном заявлении проведения соответствующей экспертизы.

А это означает, что «Визир» по-прежнему можно использовать. Во всяком случае, до тех пор, пока апелляционным судом не будет принято решение, на что может уйти еще около года. Поэтому в МВД могут особо не торопиться с подписанием соответствующего приказа. Хотя его отсутствие в принципе делает показания «Визира» неприемлемыми в качестве доказательств при рассмотрении административных дел о нарушении Правил дорожного движения, не говоря уже об использовании сделанных «Визиром» фото для составления «писем счастья».

Так что в ДГАИ не унывают и отказываться от «Визира» не собираются. Разве что там могут отказаться от закупки новых приборов данного типа, оставив на вооружении все имеющиеся.

Ну а чтобы усыпить внимание автовладельцев, в ДГАИ выдвинули очередной прожект: установить на участках дорог с наиболее интенсивным движением 5 тыс. стационарных автоматических камер, объединенных в «систему глобального наблюдения». Она должна автоматически регистрировать такие нарушения, как превышение скорости, проезд на красный сигнал светофора, выезд на встречную полосу и ряд других.

Правда, смущает один «пустячок»: для внедрения данной системы необходимо 9,5 млрд рублей, которых в дырявом украинском бюджете нет.

А пока суд да дело - гаишники продолжают активно использовать «Визиры». И основной приметой их применения являются установленные с нарушением Правил патрульные автомобили с черными, как душа преступника, стеклами. Но оспорить постановления, выписанные на основе показаний «Визира», теперь стало гораздо проще. И многие автовладельцы активно пользуются этой возможностью.

Так что, если на территории Украины вам не повезло и вы нарвались на такую засаду – не торопитесь платить…



Часто сотрудники ГАИ проводили свои "фотосессии" за пределами населенных пунктов, а в постановленииях указывали, что нарушение было зафиксировано в городской черте