Геополитика "Пост сдан – пост принят"


(№7 за 2010 г.)

Леонид ЛЕМЕШ,
первый заместитель начальника Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси

На государственной границе Беларуси действуют 34 автодорожных пункта пропуска, где в круглосуточном режиме проводится контроль международных автомобильных перевозок, в том числе на основе разрешений, предупреждаются и пресекаются административные правонарушения, взимаются сборы за проезд. В рамках мероприятий по реализации интеграционных процессов формирования Союзного государства и Таможенного союза в одиннадцати пунктах пропуска на белорусско-российских рубежах – Кострово, Юховичи, Езерище, Лиозно, Редьки, Коськово, Звенчатка, Смольки, Перелевка, Селище, Ляды – с 1 июля текущего года автомобильный контроль может быть упразднен. Одновременно, на западном участке внешней границы Союзного государства (в 23 пунктах) Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси планирует начать выполнение дополнительных действий по транспортному контролю автотранспортных средств, следующих в Российскую Федерацию через Беларусь. В этих целях транспортные ведомства Беларуси и России согласовали основные условия переноса транспортного контроля с внутренних границ своих государств. 

В 2009 г. в автодорожных пунктах через государственную границу Республики Беларусь осуществлен автомобильный контроль 1 млн 903 тыс. грузовых автотранспортных средств и 78,1 тыс. автобусов. Через пункты пропуска на белорусско-российской границе проследовало более 860 тыс. грузовых автомобилей и 33 тыс. автобусов.

Автомобильный контроль на внешней границе Союзного государства организуется исходя из принципа одной остановки, минимизации требований к перевозчикам в целях упрощения перемещения транспортных средств по территории Союзного государства. Планируется, что среднее время транспортного контроля одного транспортного средства не превысит 5 мин., а при наличии нарушений (недостатков) – 7 мин. Изменение технологической схемы пропуска автотранспорта, создание дополнительных неудобств водителям или увеличение времени прохождения контроля при этом не предполагается.

Основу дополнительных действий по транспортному контролю составит проверка белорусской Транспортной инспекцией автотранспортных средств и документов, необходимых для проезда по территории Российской Федерации, контроль соблюдения требований разрешительной системы РФ, соответствия технических и экологических параметров транспортного средства выданному разрешению, проверка наличия разрешений на перевозку крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов в Россию. При этом будет проводиться регистрация согласованных с российской стороной параметров в целях учета транспортных потоков.

Важный аспект: перевозчик, следующий в Россию, независимо от результатов транспортного контроля на внешней границе Союзного государства будет пропущен на территорию Республики Беларусь под ответственность, что недостающие документы ему необходимо получить до въезда на территорию РФ.

 

 

В порядке эксперимента

Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси с января текущего года организовала режим пилотного тестирования выполнения отдельных действий по транспортному контролю на наиболее загруженных западных участках государственной границы Республики Беларусь – в пунктах пропуска «Козловичи» (белорусско-польская граница) и «Каменный Лог» (белорусско-литовская граница). Алгоритм эксперимента включает порядок транспортного контроля, который согласован российской и белорусской сторонами, предполагаемый к реализации с 1 июля текущего года во всех автодорожных пунктах пропуска на внешней границе Союзного государства.

В частности, в рамках технологической схемы контроля на въезде в Беларусь транспортное средство, следующее в Россию, проходит весогабаритный контроль. Информация в автоматическом режиме передается в автодорожный пункт пропуска, где полученные данные анализируются на соответствие параметрам, определенным законодательством Российской Федерации, а также проводится контроль соблюдения разрешительной системы. Выявленные несоответствия фиксируются работником белорусской Транспортной инспекции в специальном документе (уведомлении) с указанием недостающих документов (разрешений), необходимых для въезда на территорию России. Одновременно - в целях обеспечения контроля выполнения уведомления - об этом информируются контрольные пункты органа транспортного контроля Российской Федерации, расположенные по маршруту следования транспортного средства.

При выезде транспортного средства с территории Союзного государства дополнительно предполагается контролировать полноту оплаты сборов и штрафов, причитающихся на территории Российской Федерации.

 

Технологическая схема контроля на въезде в Республику Беларусь транспортного средства, следующего в РОссийскую Федерацию 

 

Информационный обмен

В ходе эксперимента помимо технологии выполнения отдельных действий по транспортному контролю на внешней границе Союзного государства отрабатывалась система информационного обмена между сторонами.

Суть автоматизации процесса транспортного контроля сводится к следующему. Полученные по результатам проверки сведения белорусская сторона регулярно представляет органам транспортного контроля России и в центры обработки данных (ЦОД) Транспортной инспекции Беларуси и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта РФ. При этом используется существующий программный комплекс по транспортному контролю белорусской Транспортной инспекции. Предусматривается, что ЦОДы могут быть включены в Интегрированную информационную систему внешней и взаимной торговли Таможенного союза.

В ходе эксперимента сведения о нарушениях транспортного законодательства Российской Федерации, выявленные при проведении контроля на внешней границе Союзного государства, по электронным каналам связи направлялись в контрольные пункты и в Центр обработки данных Ространснадзора. В качестве резервной использовалась факсимильная связь.


 Техенологическая схема контроля при выезде транспортного средства с территории Союзного государства

 

Расписание на завтра

Результаты эксперимента выявят необходимые объемы работ для технического дооснащения пунктов пропуска, модернизации сетей передачи данных на белорусском участке внешней границы Союзного государства, доработки программного обеспечения. Выполнить эти работы предстоит после 1 июля 2010 г. в поэтапном порядке.

Разумеется, техническая и технологическая модернизация предполагает определенные вложения средств. К примеру, для белорусской стороны затраты, связанные с автоматизацией процессов транспортного контроля, составят порядка 330 тыс. долларов США. Однако это позволит выйти на современный уровень информационного обмена практически в режиме реального времени, обеспечить обработку контролируемых параметров в требуемом объеме, а также полноценный транспортный контроль на белорусском участке внешней границы Союзного государства, что будет содействовать сокращению времени доставки грузов с соблюдением законодательных требований в сфере международных автомобильных перевозок.

Также предстоит завершить формирование нормативной правовой базы, определяющей компетенцию органов государственного транспортного контроля в новых условиях. В этой связи в рамках Союзного государства предусматривается гармонизация подходов к определению весогабаритных параметров въезжающих автотранспортных средств, условий исчисления дорожных сборов.

 

Система информационного обмена между Беларусью и Россией при выполнении отдельных действий по транспортному контролю на внешней границе Союзного государства

 

 

Перечень отдельных действий по транспортному контролю, запланированных к выполнению с 1 июля 2010 г. на внешней границе Союзного государства:

При въезде автотранспортного средства на территорию Союзного государства уполномоченные органы транспортного контроля Беларуси, расположенные в автодорожных пунктах пропуска через государственную границу Республики Беларусь, осуществляют следующие действия:

1) определение весовых и габаритных параметров грузового автотранспортного средства;

2) проверку соответствия весовых параметров и габаритов грузового автотранспортного средства нормам, установленным законодательством Российской Федерации, а также данным, указанным в специальном разрешении на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, выданном компетентным органом Российской Федерации;

3) проверку наличия у перевозчика разрешения на проезд по территории Российской Федерации (если наличие такого разрешения предусмотрено международными договорами РФ), его соответствия виду выполняемой перевозки и соответствия характеристик автотранспортного средства экологическим требованиям и требованиям безопасности, предусмотренным таким разрешением;

4) проверку наличия у перевозчика специального разрешения на перевозку крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов по территории Российской Федерации, если наличие такого разрешения предусмотрено законодательством, в том числе международными договорами РФ;

5) проверку наличия у перевозчика специального разрешения на перевозку в/из третьих стран по территории Российской Федерации, если наличие такого разрешения предусмотрено международными договорами РФ;

6) выдачу перевозчику учетного талона установленной формы в случае, когда перевозка в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществляется без разрешения на проезд по территории Российской Федерации либо в соответствии с многосторонним разрешением;

7) выдачу водителю уведомления установленной формы о необходимости получения недостающих документов.

При выезде автотранспортного средства с территории Союзного государства уполномоченные органы транспортного контроля Республики Беларусь в пунктах пропуска дополнительно к действиям, указанным в п. 1 и 2, осуществляют:

1) проверку наличия у перевозчика квитанции об уплате сбора за проезд автотранспортного средства по автомобильным дорогам государств сторон, если такой сбор предусмотрен национальным законодательством соответствующего государства;

2) проверку наличия у перевозчика квитанции, подтверждающей оплату штрафа за нарушение порядка выполнения международных автомобильных перевозок на территории государства другой стороны или решения об удовлетворении жалобы на постановление о наложении на перевозчика соответствующего административного взыскания – в случае, если в разрешении на проезд по территории государства одной из сторон или в учетном талоне имеется отметка органа транспортного контроля государств сторон о наложении на перевозчика указанного штрафа;

3) проверку наличия документа, подтверждающего допуск перевозчика или автотранспортного средства к выполнению международных автомобильных перевозок;

4) проверку наличия отметки органа транспортного контроля другой стороны в уведомлении о представлении недостающих документов.

Перечень данных (параметров), которые необходимо получить при выполнении отдельных действий по транспортному контролю на внешней границе Союзного государства:

1) дата, время и место проведения контроля;

2) вид поездки (въезд, выезд, транзитный въезд, транзитный выезд);

3) регистрационный номер транспортного средства;

4) страна регистрации транспортного средства;

5) регистрационный номер прицепа (полуприцепа);

6) наименование перевозчика;

7) вид транспортного средства (грузовой, автобус);

8) вид перевозки для автобусов (регулярная, нерегулярная);

9) марка транспортного средства;

10) фамилия, имя, отчество водителя;

11) страна отправки/страна погрузки;

12) страна назначения;

13) регион отправки/назначения в Российской Федерации*;

14) общая масса груза (брутто)*;

15) код ТН ВЭД основного по массе (брутто) груза – 4 первых цифры кода*;

16) полная масса транспортного средства;

17) осевые нагрузки;

18) количество пассажиров (для автобусов);

19) вид разрешения на поездку (двустороннее, транзит, в/из третьих стран, многократное, многостороннее ЕКМТ – для грузовых АТС; регулярное, нерегулярное – для автобусов;

20) номер разрешения на поездку;

21) номер специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов (при необходимости);

22) номер специального разрешения на перевозку крупногабаритных грузов (при необходимости);

23) номер специального разрешения на перевозку опасных грузов (при необходимости);

24) выявленные нарушения;

25) номер выданного учетного талона (в случаях, когда разрешение на поездку не требуется или перевозка осуществляется в соответствии с многосторонним разрешением);

26) номер выданного уведомления (в предусмотренных случаях его выдачи);

27) информация о оплате дорожных сборов (№ квитанции, дата оплаты, сумма, оплаченное количество дней пребывания на территории Российской Федерации или Республики Беларусь);

28) информация об оплате штрафов, наложенных на перевозчика органами транспортного контроля (№ квитанции, дата оплаты, сумма, № и дата постановления).

*Специальные данные (параметры), контролируемые белорусской стороной для нужд Российской Федерации

ОТ РЕДАКЦИИ:

На очередном раунде переговоров экспертов транспортных ведомств Беларуси и России представители белорусской стороны обратили внимание на необходимость осуществления переноса транспортного контроля на внешнюю границу Союзного государства на паритетной основе. Российские коллеги выразили готовность проведения согласованных действий по транспортному контролю на внешней границе, при этом оставив возможность выполнения выборочных контрольных функций на территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.

Дополнительно были обсуждены вопросы разрешительной системы. В связи с переносом транспортного контроля на внешнюю границу Союзного государства Беларусь предложила упразднить разрешительную систему на перевозки грузов в том числе в/из третьих стран. Российская сторона не посчитала возможным принятие такого решения до завершения формирования Союзного государства. В целях упрощения порядка осуществления транспортного контроля перевозок в/из третьих стран белорусские эксперты внесли предложение о пересмотре в целом системы ограничений по перевозкам в зависимости от категорийности используемых специальных российских разрешений, а также предложили увеличить количество разрешений на последующий период 2010 г.

Комментируя дальнейшее развитие ситуации по осуществлению таможенного контроля на белорусско-российской границе, начальник отдела аналитического управления Федеральной таможенной службы России Ольга Ламм сказала, что через несколько месяцев на границе Беларуси и России не будет сотрудников российской таможни. По ее словам, таможенники пока работают в пунктах принятия уведомлений, которые размещены на границе двух государств, но покинут этот район в связи с очередным этапом развития Таможенного союза.

В то же время ситуация на российско-казахстанском участке немного другая. Таможня продолжит работать на этой границе до того момента, пока не будут доработаны документы, которые касаются оценочных таможенных норм.