Логистика "Андрей Бульба: «Будущее логистики в России связано с развитием аутсорсинга»"


(№7 за 2010 г.)

Виктор СТЕПАНОВ


Андрей Васильевич Бульба – кандидат технических наук, директор Координационного совета по логистике, ректор НОУ "Учебный Центр Логистика" (Москва). Окончил Челябинский государственный технический университет по специальности «организация перевозок и управление на автомобильном транспорте» (1995г.). В 1999г. проходил стажировку в компании PTRC в Великобритании, Голландии, Бельгии.
Преподавал в Московском автомобильно-дорожном институте (ГТУ), Академии подготовки государственных служащих. Руководил реализацией более 20 консалтинговых и аналитических проектов, в том числе для Министерства транcпорта РФ.
Автор более 10 публикаций по логистике и логистике складирования в частности, книг «Транспортная логистика», «Интегрированная логистика накопительно-распределительных комплексов», «Бизнес и логистика». 

В 1997 г. участвовал в коллективе по разработке НИОКР для Министерства транспорта РФ по теме «Логистические системы и их развитие в РФ».


- Андрей Васильевич, когда и кем впервые в России был проведен набор на специальность «логистика»?

- С 1996 г. в России впервые в рамках курсовой системы (дополнительного профессионального образования) Координационный совет по логистике и Московский транспортный институт начали подготовку специалистов в области логистики.

В 2000 г. в России принят государственный образовательный стандарт специальности «логистика» и объявлено о проведении эксперимента, в котором приняли участие высшие образовательные учреждения, такие как Высшая школа экономики, Государственный университет управления и ряд институтов и университетов Санкт-Петербурга, Ростова и других регионов.

Первый набор студентов на специальность был произведен Высшей школой экономики, а первый выпуск произошел в 2005 г., причем в течение этого периода специальность была переименована и получила новое название «логистика и управление цепями поставок».


- Какова динамика спроса на логистов за прошедший с того времени период? 

- С момента появления специальности спрос на подготовку специалистов в области логистики был постоянным и пусть незначительно, но растущим. Кризис сильно повлиял на спрос в образовательных услугах: за 2009 г. он снизился примерно в два-три раза по сравнению с 2008-м.

В текущем году он так и не восстановился и остается примерно постоянным на низком уровне.


- Каков спрос на эту специальность со стороны абитуриентов? 

Спрос на специальность среди абитуриентов является высоким и составляет примерно 10 и более человек на бюджетные места.

Однако в связи с реформой высшей школы и вводом ЕГЭ оценить реальный спрос на данную специальность по итогам прошлого года не представляется возможным, т.к. один человек подавал документы чуть ли не на все специальности вуза и чуть ли не во все вузы сразу.


- Насколько ясно представляют себе работодатели, чем профессия логиста отличается от прежних профессий, имевших отношение к перевозкам и экспедированию грузов? 

- Да, чаще всего логистов ассоциируют с людьми, занимающимися перевозками и экспедированием, но по сути логист занимается оптимизацией движения материальных потоков компании, что позволяет ей снизить суммарные затраты и увеличить прибыль.


- Какие проблемы существуют с точки зрения логистики на российских предприятиях? 

- На сегодняшний день основная проблема заключается в том, что большинство российских предприятий пытаются самостоятельно заниматься логистикой и контролировать всю цепочку поставок, что приводит не к снижению затрат, а к их увеличению. Они до сих пор либо не понимают преимуществ передачи логистики на аутсорсинг, либо не доверяют логистическим компаниям.


- В сфере деятельности, понимаемой под логистикой, какова роль чисто транспортной проблематики? 

- В рынке транспортно-логистических услуг доля транспортной и транспортно-экспедиционной составляющей составляет до 90 %, а чисто на перевозки приходится около 70-80 %. Поэтому вопросы оптимизации затрат на транспортировку в логистике являются наиболее важными и им, т.е. выбору видов транспорта, маршрутов движения, перевозчиков, экспедиторов и т.д., в первую очередь уделяют внимание при проектировании, построении и оптимизации цепей поставок и логистики компаний.


- Можно ли считать, что растущая популярность логистики, отвечающей потребностям рыночной экономики с большей свободой выбора, является отражением укрепления рыночных элементов в российской экономике?  

- Это больше связано с увеличением на российском рынке присутствия иностранных компаний и их представительств, которые не хотят инвестировать в создание и развитие логистической инфраструктуры, а полностью передают логистику на аутсорсинг. Поэтому развитие логистических компаний на территории Российской Федерации, в ее регионах в первую очередь связано с развитием крупных сетевых ритейлеров и других иностранных компаний. Российские компании идут путем выделения логистических подразделений в отдельные юридические лица, зависимые от основных компаний, с целью оказания им услуг, а также для оказания услуг логистики сторонним организациям и, по возможности, увеличения эффективности этих логистических подразделений.


- Какие тенденции наиболее заметны сейчас в развитии российской логистики? 

- Основные тенденции в последнее время заключались во все большем выходе на российский рынок иностранных логистических компаний, который осуществляется путем слияния или поглощения российских компаний и увеличения доли присутствия на рынке крупных игроков. Также наблюдалось увеличение доли компаний в секторе 3PL и начало позиционирования российскими компаниями себя в качестве 4PL логистических операторов с расширением перечня и комплекса предоставляемых услуг.


- Когда и каким образом ваш учебный центр ввел обучение по этой специальности? 

- Мы начали подготовку специалистов в области логистики в 1996 г. и специализируемся только в данном направлении. Наш центр был создан при содействии Московского автомобильно-дорожного института, Московского транспортного института, Торгово-промышленной палаты РФ. Он является первой и старейшей профессиональной организацией, осуществляющей подготовку высококвалифицированных специалистов в области логистики. Сегодня подготовка специалистов осуществляется по 15 программам повышения квалификации. Обучение ведется по разным формам - дневное, вечернее, очно-заочное, дистанционное.

Также ведется обучение по двум программам дополнительного профессионального образования, и по программе второго высшего образования (специализация 061137 "управление в транспортно-логистических системах"). Обучение проводится также по профессиональным краткосрочным программам, организуются практические семинары, мастер-классы, тренинги и стажировки. С 1997 г. по настоящее время обучение по профессиональным программам прошло более 8000 специалистов из ведущих российских компаний, стран СНГ, Прибалтики и Европы (Финляндия, Швеция, Германия и др.). Проведено более 200 корпоративных программ обучения, в том числе для таких компаний, как Coca-ColaCompany, EastLine, LGGroup, Nestle, SunInterbrew, Vinlund, Корпорация "Интерпайп", "Комус", ОАО "Русагро", ОАО "Русский алюминий", Buzachi Operating Ltd, "Национальная логистическая компания".

Партнерами учебного центра в области подготовки специалистов по логистике являются крупнейшие российские и зарубежные компании, такие как i2 СНГ, IDS Shceer, «Логика бизнеса», Inter Bar Code Ltd, IBC, «Национальная логистическая компания».

Традиционно нашим центром проводятся некоммерческие конференции и семинары в рамках крупнейших выставок, в том числе TransRussia, «Склад. Транспорт. Логистика», «СкладЭкспо». На протяжении 11 лет наш учебный центр Координационного совета по логистике является организатором московского Международного логистического форума.

- Чей опыт и чьи наработки использовались при подготовке к введению подобной специализации в вашем учебном центре? 

- На начальном этапе подготовку преподаватели проходили за рубежом в странах Европы, но в последующем для преподавания привлекались и привлекаются ведущие специалисты в области логистики, работающие и знающие специфику российской действительности. Сейчас специалисты и преподаватели нашего учебного центра - это опытные дипломированные специалисты, большинство из них прошло подготовку в области логистики и управления цепями поставок в крупнейших европейских университетах, в числе которых можно назвать размещенные в Великобритании LoughboroughUniversity, CharteredInstituteofLogisticsandTransport, MiddlesexUniversity, а также Fraunhofer-Institut für Integrierte Schaltungen IIS в Германии.

Специалистами и преподавателями нашего Учебного центра ведется консалтинговая, научная и издательская деятельность в области логистики и управления цепями поставок. За период c 1997 г. ими подготовлено более 100 изданий и публикаций, в том числе ряд рекомендованных Министерством образования учебников: «Основы логистики», «Эффективная логистика», «Эффективность логистического управления», «Системный анализ в логистике», «Логистические цепи сложно-технологических производств», «Интегрированная логистика накопительно-распределительных комплексов», «Транспортная логистика».


- По вашим наблюдениям, что знают абитуриенты о том, каких данных потребует от них избранная профессия? 

- Если говорить о выпускниках школ, то они, наверное, об этом ничего не знают. А на программы дополнительного образования приходят в основном люди, имеющие опыт работы в области логистики, но не имеющие профильного образования.

- Обучаются ли у вас студенты из других стран? 

- В основном подготовку проходят студенты и слушатели из России и стран СНГ, но встречаются и из стран Прибалтики и Восточной Европы.


- Какие выводы можно сделать из опыта развития логистики в России и обучения логистике в вашем учебном заведении? Как меняется содержание обучения в соответствии с развитием отрасли в стране? 

- Один из основных выводов, который можно сделать из развития логистики в нашей стране, заключается в том, что за последние 10-15 лет почти все знают, что такое логистика, и имеют представление о том, чем она занимается и какие выгоды приносит. В результате популярность данной сферы деятельности возросла весьма значительно, появились программы высшего и дополнительно профессионального образования, а преподавание логистики приобретает все более практический характер. Это означает, что акцент в преподавании в настоящее время смещается от теоретического изложения основ логистики к привитию конкретных практических навыков с использованием современных технических средств и технологий образования.


- Возникают ли сейчас какие-либо специфические требования к специалистам в области логистики, связанные с особенностями ее развития в последнее время? 

- В принципе, нет. Логистика охватывает все сферы и виды деятельности, и улучшение и оптимизация логистической деятельности сейчас может происходить за счет более широкого внедрения информационных продуктов и технологий, которые постоянно развиваются и совершенствуются. Однако каких-то прорывных моментов в данной области в последнее время не наблюдалось.


- Имеются ли в стране логистические объединения, связана ли их деятельность со сферой образования? 

- На сегодняшний день в РФ действуют Национальная логистическая ассоциация и Российская логистическая ассоциация. Создавались они в основном представителями, имеющими отношение к образованию и науке, учреждений и фирм, но их деятельность минимальна или отсутствует, и существенного влияния на рынок и его участников они не оказывают.

Между тем люди, занимающиеся логистикой, объединяются в основном в различных Интернет-сообществах, например «Клубе логистов», или на других ресурсах.


- Налажены ли связи с местными и международными партнерами? В частности, имеются ли связи с белорусскими и украинскими партнерами? 

- В основном данные связи отсутствуют или возникают на определенное время для решения отдельных вопросов. Так, до недавнего времени у нас были тесные связи с Киевским авиационным институтом на момент открытия в Украине специальности «логистика». Их специалисты и преподаватели проходили у нас обучение и переподготовку, мы также помогали им в разработке стандартов. Также постоянно поступают запросы на консультирование и разработку логистических проектов в странах СНГ.

- Как сказался на развитии логистики в стране экономический кризис? Что изменилось в связи с этим в обучении логистике? 

- Кризис повлиял на все сферы экономической деятельности. Спад в логистике по отдельным отраслям и направлениям составил до 40 %, а в области дополнительного образования еще сильнее - здесь он достигает 70 %. Это происходит потому, что предприятия, пытаясь поддержать основной бизнес, в первую очередь сокращают затраты на обучение и персонал, а вслед за этим - на логистику.


- Как, по вашему мнению, будет в дальнейшем развиваться логистика в России и в мире? Какие задачи в связи с этим встают перед учебными заведениями? 

- Сейчас сказать что-либо определенное сложно, но в мире продолжаются процессы интеграции и глобализации экономики, что приводит к специализации почти целых стран на определенных видах деятельности и продукции, а это значительно повышает значимость логистики. Так как логистика занимается в основном материальными потоками, то от традиционных методов и способов их перемещения и хранения никуда не уйдешь, но технологии будут все больше автоматизироваться. Поэтому образованию надо поспевать за развитием технологического процесса и готовить высококлассных специалистов для рынка логистики.