Международные перевозки "Цифровой тахограф: кто не успел - пока не опоздал"


 

 

Александр МИХАЙЛОВ

 

С 16 июня текущего года все впервые вводимые в эксплуатацию транспортные средства должны оснащаться цифровыми тахографами. Их отсутствие на новом тягаче является законным основанием для недопуска транспортного средства на территорию Евросоюза. Ряд стран-участниц соглашения ЕСТР, в числе которых Россия, Беларусь и Украина, оказались не готовы к означенному сроку выполнить обязательства по внедрению цифровых тахографов.

 

Период толерантности

На состоявшейся весной текущего года внеочередной сессии Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН вновь был подтвержден ранее установленный срок внедрения цифрового тахографа. Однако достигнуто соглашение, что до 31 декабря 2010 г. в странах Евросоюза не будут применяться санкции в случае использования транспортного средства с калиброванным цифровым тахографом без карточки водителя. В связи с этим Рабочая группа по автомобильному транспорту приняла документ под названием «Меры, которые должны применяться в течение периода толерантности в связи с внедрением цифрового тахографа договаривающимися сторонами Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), от 1970 г.». В их числе:

1. Калибровка уже зарегистрированных и оснащенных цифровым тахографом транспортных средств.

В случае, если договаривающаяся сторона еще не выпускает карточки для мастерских, то транспортные средства, зарегистрированные в этой стране, должны быть откалиброваны в уполномоченной мастерской во время первого рейса, подпадающей под действие ЕСТР, в первой стране, через которую они проезжают и которая имеет возможность это сделать. Водители должны иметь при себе доказательства о направлении в первую же мастерскую для проведения калибровки (например, подтверждение по электронной почте или письмо).

2. Доказательство соответствия правилам времени вождения и периода отдыха в течение дней, предшествующих рейсу.

Водители, которые не получили свои карточки, должны быть в состоянии доказать свое соответствие с правилами путем распечаток, регистрационных листов, аттестации деятельности в соответствии с процедурой, предусмотренной положениями ЕСТР.

В начале рейса должна быть подготовлена распечатка с подробными сведениями о транспортном средстве и водителе, который им управляет:

– фамилия, номер водительского удостоверения, личная подпись;

– периоды, упомянутые в подпунктах b), с) и d) второго абзаца пункта 3 статьи 12 Приложения ЕСТР;

– все другие периоды работы, а также периоды нахождения на рабочем месте, включая время ожидания, т. е. период, в течение которого водители не обязаны оставаться на своих рабочих местах иначе как для реагирования на возможные сигналы к началу или возобновлению вождения, либо к выполнению другой работы;

– время, проведенное рядом с водителем в процессе движения транспортного средства;

– время, проведенное на спальном месте в процессе движения транспортного средства;

– перерывы в управлении и периоды ежедневного отдыха.

В конце рейса водитель должен распечатать данные о периодах времени, которые зарегистрированы контрольным устройством, регистрировать любые периоды другой работы, присутствия и отдыха с того момента, когда в начале рейса была сделана распечатка, если эти данные не зарегистрированы тахографом, и указать в этом документе подробности, позволяющие идентифицировать водителя (фамилию и номер его водительского удостоверения), проставляя в том числе свою подпись.

3. Доказательство соответствия правилам времени вождения и период отдыха во время рейса.

Водители, которые еще не получили свои карточки от компетентных органов договаривающихся сторон ЕСТР, должны быть в состоянии доказать свое соответствие с правилами путем распечаток в соответствии с процедурой, предусмотренной в пункте 2.

 

Двойная калибровка

В ходе работы сессии Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН был рассмотрен вопрос о возможных случаях двойной калибровки. Мотивировка сути проблемы состояла в том, что в момент продажи автомобиля национальный регистрационный номер не известен, а значит должна быть предусмотрена возможность активации и калибровки цифрового тахографа без упоминания национального регистрационного номера. По мнению экспертов, это поможет избежать дополнительной калибровки в стране, в которой зарегистрировано транспортное средство.

По этому поводу представитель Continental Automotive GmbH дал следующие пояснения.

Существует два определения параметров отдельно взятого автомобиля: номер регистрации транспортного средства (VRN) и опознавательный номер транспортного средства (VIN).

VRN обозначен на номерном знаке и в свидетельстве о регистрации транспортного средства. Он может меняться в течение эксплуатации отдельного транспортного средства несколько раз, например если автомобиль продан другому владельцу. VRN обычно используется контролирующими органами для определения владельца конкретного транспортного средства, чтобы посмотреть, в какой стране транспортное средство было зарегистрировано, и для проверки выполнения других положений.

VIN является частью транспортного средства и установлен таким образом, что не может быть удален или изменен в течение всего срока эксплуатации транспортного средства. Как правило, VIN используется для идентификации конкретного транспортного средства независимо от его владельца и того, где им управляют.

В соответствии с правилами использования тахографа требуется:

– чтобы VIN хранился в цифровом блоке записи тахографа, который, как правило, устанавливается на новые автомобили заводом-изготовителем или – в случае модификации цифрового тахографа – в мастерской;

– чтобы VRN был вставлен и хранился в записывающем устройстве после калибровки устройства, которая обычно делается в авторизованной мастерской до эксплуатации транспортного средства в рамках ЕСТР.

Потенциальная проблема видится в том, что контролирующие органы могут оштрафовать водителя, если в цифровом тахографе нет VRN или заложен ложный VRN, являющийся, соответственно, также частью распечатки и загруженных электронных данных. Поскольку VRN и VIN всегда видны и на распечатке, и на загруженных электронных данных, то по мнению представителя Continental Automotive GmbH следует предположить, что контрольные органы смогут контролировать этот вопрос в течение периода толерантности.

Александр ЛУЦЕВИЧ