Обзор рынка "На грани демпинга"


(№7 за 2010 г.)

Александр КАЛУГИН

Фото автора

 

Не спад, а обвал 

В минувшем году падение спроса отмечалось во всех сегментах рынка автомобильной техники, и автобусный – не исключение. Особенно заметен обвал по новым пассажирским машинам. Первичные продажи автобусов большого и среднего классов компаний-членов Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в России в 2009 г. по сравнению с 2008-м упали на 52 - с 584 до 282 единиц.

В процентном отношении ощутимее всех просел NEOMAN: в 2009 г. продано 60 новых лайнеров MANпротив 154 лайнеров в 2008 г. (-61 %). В количественном выражении сильнее всех пострадал Hyundai: реализовано на 143 единицы, или 46 % меньше (165 автобусов в 2009-м против 308 в 2008-м). Идущая на третьем месте Scania в прошлом году не досчиталась 56% от уровня продаж позапрошлого года: в 2009-м владельцев обрели 36 импортированных автобусов, что на 45 единиц меньше, чем в 2008-м, когда в отчетности значилась цифра 81. Ровно наполовину сбавил обороты Mercedes-Benz: новые хозяева закупили только 20 пассажирских машин этой марки против 40, приобретенных в 2008 г. Замыкающая активную зону Setra осталась при своем интересе: как и в предыдущем отчетном периоде, в России продан только один лайнер.

В сложившейся ситуации слабым утешением служит тот факт, что продажи новых автобусов, за исключением микроавтобусов и пассажирских машин малого класса, росли из квартала в квартал. По мнению председателя АЕБ Бориса Биллиха, 2009 г. был одним из худших с точки зрения продаж коммерческого транспорта. А развитие рынка в IV квартале, по его словам, оправдывает ожидания, хотя ситуация до сих пор остается хрупкой и нестабильной.


Продажи новых автобусов большого и среднего классов компаниями-членами АЕБ в 2009 г. 

 Производитель

 I квартал

 II квартал

 III квартал

 IV квартал

 2009 г.

 Hyundai

 21

 35

 27

 82

 165

 MAN

 2

 17

 19

 22

 60

 Scania

 1

 7

 1

 27

 36

 Mercedes-Benz

 0

 0

 14

 6

 20

 Setra

 0

 0

 1

 0

 1

 Всего

 24

 59

 62

 137

 282

 

О том, насколько сложным оказалось положение на рынке, говорит и тот факт, что с рынка практически ушли китайские производители, еще недавно развивавшие чересчур бурную деловую активность. Продажи автобусных марок КНР уменьшились в десять и более раз, а по отдельным брендам и вовсе сошли на нет. В 2010 г. у бизнесменов из Поднебесной тоже нет шансов восстановить былые объемы продаж. И, судя по предварительным данным первых трех месяцев текущего года, у остальных участников товарно-денежных отношений положение будет не лучше.

О том, что спрос на новую технику не готов восстановиться в прежнем объеме, можно судить по обилию объявлений о скидках. Например, коммерческий транспорт Peugeot (пассажирские «каблуки» моделей Partner и остекленные фургоны Boxer) в новом сезоне предлагают с понижением ценника максимально на 400 тыс. рублей. Дилеры Volkswagenпредлагают CaddyKombi со скидкой 77 тыс., Caravelle – от 110 до 147 тыс., TransporterKombi – от 120 до 195 тыс., Multivan – от 141 до 230 тыс. рублей.

 Самыми доступными по цене остаются микроавтобусы, переделанные в России из цельнометаллических фургонов. В некоторых фирмах даже появились подразделения реализации комплектующих для переоборудования, а собственно отделы продажи переименованы в отделы продажи и переоборудования автобусов. При этом следует иметь в виду, что указанные в рекламных объявлениях минимальные цены на поверку оказываются просто заявочными. Купить автобус за такие деньги очень сложно. Например, компания продает новый девятиместный FIATDucato. В объявлении сказано: «Цена от 680 тыс. руб.». В действительности такой микроавтобус можно найти за 785 - 810 тыс. Очевидно, заявка сделана с целью привлечь покупателей и переключить их внимание на свою продукцию. Но конкуренты не дремлют и бьют тем же оружием. Найти «нулевый» 19-местный VWCrafter за 1,66 млн рублей очень сложно, а вот машину 2008 г. в. без пробега за 1,695 млн рублей вы встретите без проблем. И хотя стартовые цены 2010 г. на большинство микроавтобусов не сильно отличаются от прайса образца 2009 г., это не означает, что у одного и того же продавца они не менялись. Просто нужно внимательнее знакомиться с условиями продажи в каждом конкретном случае.

 

Изменение минимальных цен московского рынка на новые микроавтобусы для работы в качестве маршрутного такси

 

 С новыми автобусами среднего и большого классов картина особая: продажи этих машин практически встали. Частично ситуацию спасают госзакупки и тендеры, но все равно заказов на всех производителей не хватает. И если реализация ПАЗов и КАВЗов ценой от 790 тыс. рублей еще худо-бедно идет, то новые хозяева больших лайнеров ценой в несколько миллионов рублей находятся не сразу. Неудивительно, что нераспроданными остались пассажирские машины не только 2009-го, но и 2008 г. выпуска. А импортные автобусы, особенно туристического класса и для междугородных перевозок, вообще поставляют только на заказ под конкретного клиента. И если крупные перевозчики могут себе позволить обновление парка за счет импортных моделей, то большинство частников довольствуются рынком секонд-хенд.

 

Стоимость новых автобусов на московском рынке в 2010 г. 

 Марка и модель

 Колесная формула

 Год выпуска

 Число мест

 Комплектация

 Цена, руб.

                                                   Остекленные фургоны производства РФ

 УАЗ 396255

 4х4

 2010

 2+6

 Столик, белая ночь

 363 000

 УАЗ 390995 «Фермер»

 4х4

 2010

 7

 Столик, грузовой отсек, белая ночь

 373 000

 FiatDucatoKombi

 4х2

 2010

 18+1

 Турбодиз. дв. 2,3 л, 110 л. с., МКПП, помощь в кредите, белый

 1 067 000

 Ford Transit

 4х2

 2009

 18+1

 Диз. дв. 140 л. с., Евро-4, 6-ст. МКПП, ГУР, ABS, печки, мягкие сиденья, белый

 1 150 000

 Iveco Daily

 4х2

 2009

 21+1

 Диз. дв. 146 л. с., Евро-3, ABS, EBL, ГУР, обогрев зеркал, рег. руль, белый

 1 300 000

 VW Crafter

 4х2

 2009

 19+1

 Диз. дв. 109 л.с., 6-ст. МКПП, ABS, ASR, эл. стекла, отопитель, ЦЗ, ОТТС, белый

 1 708 000

 Mercedes-Benz Sprinter Lux

 4х2

 2008

 21+1

 Турист, конд. Alex, инд. разводка, TV, DVD, подиум, стеклопакеты, отопл., велюр/кожзам., белый

 2 350 000

                                                    АвтобусыпроизводстваКНР

 Higer 6885

 4х2

 2009

 35+1

 2 двери, дв. Cummins 220 л. с., ABS, Webasto, стеклопакет, конд., всеопции, пневмо, серыймет.

 2 960 000

 Yutong ZK6899

 4х2

 2009

 35+1+1

 Диз. дв. Cummins 230 л. с., Евро-3, МКПП ZF, ГУР, ABS, ASR, Webasto, конд., видео, багажн. 3,9 м3, белый

 3 450 000

 Yutong ZK6129

 4х2

 2009

 47+1

 2 двери, диз. дв. Cummins 264 л. с., Евро-3, МКПП ZF, ГУР, ABS, ASR, Webasto, Telma, конд., видео, багажн. 8,4 м3, зеленый

 4 499 000

 Higer 6129Q

 4х2

 2009

 47+1

 Дв. 300 л. с., Евро-3, ABS, Webasto, стеклопакет, конд., DVD, 2 LCD, пневмо, серый

 4 520 000

 

Двухпалубники

Эта экзотическая для России и стран СНГ категория автобусов никогда не поставлялась на просторы стран Содружества с иголочки. Все двухэтажные лайнеры ввозились не просто б/у, а сильно б/у. Массовый приток таких пассажирских машин отмечался в 90-е годы прошлого века. Более-менее активно их ввозили, пока не существовало никаких запретительных барьеров в отношении «тлетворного» импорта. Но если в прошлом столетии даблдеккеры попадали к нам в 12-15-летнем возрасте, а то и старше, с фактически исчерпанным ресурсом, то в 2000-е годы возраст таких машин, как правило, не зашкаливал за семь-восемь лет. Сейчас в силу упавшего спроса ручеек таких поставок и вовсе пересох. Желающим приобрести двухэтажные лайнеры для перевозки пассажиров приходится выбирать из той техники, которая уже обосновалась на внутреннем рынке и чаще всего характеризуется приличным пробегом.

Несложно заметить, что большинство эксплуатируемых в России, Беларуси и Украине двухпалубников имеют немецкое или голландское происхождение. Немецкие машины – это прежде всего Neoplan и Setra, голландские – конечно, VanHool. Это не единственные в мире производители подобных «извозчиков», однако ни корейских, ни китайских двухэтажников к нам не импортируют. Среди немецких лайнеров явно доминируют Neoplan 122 выпуска 90-х гг., и это не случайно: марка очень престижна, популярна, надежна, а потому востребована. Достаточно сказать, что из 50 тыс. единиц, выпущенных за всю 75-летнюю историю Neoplan, пятая часть эксплуатируется в России. Конечно, не все они даблдеккеры, тем не менее численное преимущество остается за ними.

Двухпалубные лайнеры обычно покупают для туристических целей, хотя нередко их используют для междугородных перевозок. Известны и другие примеры эксплуатации. Скажем, в одно время списанные в Германии даблдеккеры MANминские бизнесмены приобретали для доставки покупателей на крупнейший в Европе автомобильный рынок в Малиновке. Но пассажиры оказались ленивыми и неохотно взбирались на верхнюю палубу. К тому же со временем большие машины стали ломаться, запчастей к ним не нашлось, и экзотическую технику песочного цвета поставили на прикол. В России даблдеккеры охотно приобретают региональные перевозчики, и чем дешевле они стоят, тем быстрее продаются.

Объявлению о продаже Setra 228DT стоимостью 1,2 млн рублей было достаточно выйти всего один раз, чтобы нашелся покупатель. А вот более дорогие экземпляры числятся в реализации дольше. Есть примеры того, как один и тот же лайнер мелькает в объявлениях по нескольку недель, а то и месяцев подряд. Продать аварийный автобус на запчасти практически нереально, а по запчастям – невыгодно. И если продавца поджимают сроки, дела его плохи – придется снижать цену. Такие примеры и в бумажных СМИ, и в Интернете встречаются сплошь и рядом.

Так, за два месяца невостребованного предложения цена на четырехосный даблдеккер Neoplan 128/4 Megaliner упала с 5,8 млн рублей в феврале до 5,3 млн в апреле. Полмиллиона – весьма ощутимая скидка. Но все равно столь дорогой «извозчик» многим частным предпринимателям не по карману, и потому быстрее уходят «в люди» более доступные по цене автобусы.

 

Стоимость двухэтажных автобусов с пробегом на московском рынке в 2010 г.

 Марка и модель

 Колесная формула

 Год выпуска

 Число мест

Пробег и комплектация

 Цена, руб.

 Setra S328DT

 6x2

 2001

 90+1

 Битый, только по з/ч, 320 тыс. км, дв. Mercedes OM442LA Евро-2, КПП ZF8S180, TV, DVD, всеопции

 Договорная

 Setra 228DT

 6x2

 1992

 60+1

 500 тыс. км, дв. Mercedes, МКПП, TV, DVD, все опции, снят с учета, белый

 1 200 000

 VanHool TD824

 6x2

 1994

 62+1

 680 тыс. км, дв. Mercedes, КППполуавт. MAN, спальник, 3 TV, WC, конд., кофеварка, желтый

 1 500 000

 Neoplan 122

 6x2

 1998

 70+1

 550 тыс. км, дв. Mercedes, 3 TV, DVD, WC, кухня, ретардер, конд., холод., Webasto, растаможен, белый

 1 750 000

 Neoplan 122

 6x2

 1991

 72+1

 950 тыс. км, капремонтдв. Mercedes503 л. с. в 2009 г., капремонт кузова в 2008 г., DVD, WC, конд., белый

 1850 000
обмен, торг

 Neoplan 122

 6x2

 1992

 74+1

 900 тыс. км, дв. Mercedes 503 л.с., 3 монитора, DVD, WC, конд., кухня, холод., таможня 100 %, белый

 2 000 000 срочно

 VanHool T826 Astra Mega

 6x2

 1997

 61+1

 100 тыс. км, послекапремонта, всеопции, сиреневый, Брянск

 2 200 000

 VanHool 824.03

 6x2

 1997

 66+1

 50 тыс. км, нов. дв. MAN, WC, DVD, TV, кулер, холод., конд., хор. сост., голубой

 3 000 000 срочно

 Neoplan 128/4 Megaliner

 6x2

 1998

 90+1

 515 тыс. км, дв. Mercedes525 л. с. Евро-2, 5 TV+DVD, WC, конд., мини-кухня, спальник, таможня 100 %, голубой мет.

 5 310 000 рассрочка

 Neoplan N122L

 6x2

 2000

 80+1

 80 тыс. км, дв. MAN460 л.с. Евро-2, 8-ст. МКПП, DVD, климат, Telma, Webasto, круиз, таможня 100 %, фиолет.

 5 550 000 рассрочка

 

Полтора и один с четвертью

У автобусных компаний есть четкая градация пассажирских машин на полутораэтажные лайнеры и так называемые модели один с четвертью. Первые относятся к люксовым «туристам» и используются исключительно для экскурсионных и туристических целей, тогда как у вторых багажные отсеки помельче, уровень комфорта попроще, а основное назначение – региональные перевозки. Впрочем, для бэушной техники в России подобное разделение носит чисто условный характер. Большинство автобусов все равно используется для дальне- и среднемагистральных пассажирских перевозок.

Отличить полутораэтажные «туристы» от их соседей по классификации не так уж сложно, но большинство перевозчиков такие нюансы вообще не интересуют, а на первый план выступает цена. Она тем ниже, чем старше год выпуска автобуса и проще комплектация. Но и здесь важно сохранять бдительность, поскольку продавцы идут на любые ухищрения, лишь бы продать свой товар как можно выгоднее. Когда в объявлении указано: «Большой выбор, звоните – договоримся» - это понятно. А когда пишут: «Продается около 5 машин» - как прикажете это толковать? Логично выглядят пометки вроде «аргументированный торг при осмотре», но замечания наподобие «подробные детали – при встрече» вызывают подозрения. Представьте себе, что вы живете в Калуге, а интересующий вас автобус продают в Ростове-на-Дону или Саратове. Неужто вы поедете в такую даль, предварительно не выяснив все нюансы по телефону?!

Не менее странно выглядят объявления о нержавеющей раме (и это на 30-летнем 54-местном автобусе!), дюралевом кузове (оставим на совести автора анонса) и двигателе без номера! И за все это применительно к модели DAFMB200 с колесной формулой 6х2 хозяин просит 650 тыс. рублей. Настораживает то, что находящийся в Пензе автобус не эксплуатируется с 2006 г. Если он на ходу, закономерно возникает вопрос: почему же не возит денег? Может, машина не в состоянии пройти техосмотр и продается на запчасти? В таком случае цена должна быть скромнее. Все это к тому, что объявления нужно читать очень внимательно, и если содержащейся в них информации недостаточно, до поездки на осмотр техники нужно выяснить детали хотя бы по телефону.

Покупка автобуса туристического класса вовсе не означает первоначальных сумасшедших затрат. Например, Ikarus 250 выпуска 1981 г. с двигателем после капремонта можно приобрести всего за 150 тыс. рублей, а произведенный в 1986 г. ЛАЗ 699 с новой резиной в рабочем состоянии – всего за 65 тыс. Быть может, с таким «кормильцем» миллионером вы не станете, но заработать сумеете, не кланяясь в ноги чужому работодателю.

После Нового года число объявлений о продаже автобусной техники сократилось, но это не означает, что резко возрос спрос. На какое-то время продавцы и покупатели заняли выжидательную позицию. Сторонам хотелось узнать, как изменится конъюнктура. Это отразилось и на насыщении рынка, где часть продаваемых машин безнадежно зависла. Обладая приемлемой стоимостью, некоторые автобусы так и не нашли покупателей в течение первых трех месяцев года. И если до 2010 г. хуже уходили лайнеры ценой свыше 1,5 млн рублей, то теперь порог востребованного спроса опустился ниже отметки 1 млн рублей. Например, 49-местные лайнеры с туалетной кабиной, кофеваркой, телевизором и кондиционером при цене в 750 тыс. рублей остаются непроданными (несмотря на анонсы «срочно!», «возможна рассрочка») в течение 8 - 12 недель, чего раньше не наблюдалось.

В Интернете еще больше объявлений, остающихся без внимания. А все потому, что львиная доля заманчивых предложений касается техники, находящейся за рубежом, – в Германии, Швеции, Латвии. На первый взгляд цены таких лайнеров кажутся соблазнительными, но стоит просчитать растаможку и доставку, как от привлекательности не остается и следа. Выбирать технику в Европе по телефону, находясь в России, тоже накладно. Желающим найти приемлемый вариант остается шерстить объявления о продаже «туристов» здесь, в России. И когда его не удается найти в своем регионе, всегда остается шанс попытать счастья в соседнем федеральном округе, благо выбор есть.

 

Стоимость туристических автобусов с пробегом на московском рынке в 2010 г.

Марка и модель

Колесная формула

 Год выпуска

 Число мест

 Пробег и комплектация

 Цена, руб.

Setra S215H

4x2

1982

 53+2

 900 тыс. км, капремонт 8-цил. дв. Mercedes280 л. с., TV, видео, кофеварка, переварен, покрашен, торм. воздушн., нов. рез., желтый

 650 000

Mercedes-Benz O303

4x2

1984

 58+1

520 тыс. км, дв. ОМ422, видео, ретардер, Webasto, ПТС, один хозяин, белый

 680 000

SsangYong TransStar

4x2

1999

 43+1

 550 тыс. км, 2 двери, ремни, конд., TV, DVD, хор. сост., синий

 950 000

DAF Panoramik

4x2

1989

 49+2

 680 тыс. км, ABS, ретардер, WC, конд., видео, спальник вод., растаможен, 2 года в РФ, белый

 1 305 000

KIAGrandbird

4x2

2003

 45+1

 215 тыс. км, дв. EF750 340 л. с., 2 двери, конд., холод., CD, DVD, ж/к монитор, нов. резина, з/ч, красный

 1 550 000

Scania K92 CL69

6x2

1986

 53+1

 900 тыс. км, дв. 8,5 л327 л. с., тел., DVD, Webasto, конд., багажник, отопит. салона, серебр.

 1 600 000

срочно

Bova S FHD

4x2

1987

 50+1

 601 тыс. км, дв. DAF280 л.с., капремонт кузова 2010 г., TV, хор. сост., белый

1 700 000

Neoplan N116

4x2

1992

 50+2

 300 тыс. км, дв. Mercedes, 8-ст. МКПП, WC, 2 TV, вРФс2005 г., синий

1 900 000 обмен,торг, рассрочка

MAN 422

4x2

1993

 49+2

 300 тыс. км, дв. 420 л. с. Евро-1, WC, DVD, 2 монитора, спалка, конд., салон-трансформер, бордовый

2 200 000

Setra 216 HDS

6x2

1996

 50+1

 650 тыс. км, дв. MercedesOM402LA2005 г., TV, DVD, камера, конд., все опции, в РФ с 2009 г., бронзовый

 3 150 000

 

Межгород и пригород

В период кризиса из региональных перевозок рынок вымыл венгерские Ikarus. Раньше они часто встречались в объявлениях, но сейчас их нет – они либо догнивают на стоянках и ремонтируются, либо эксплуатируются теми, кто расставаться с кормильцем в ближайшее время не намерен. И пока самые дешевые модели автобусов подчас раскупают как горячие пирожки, техника стоимостью в несколько сотен тысяч рублей дешевеет. А точнее сказать, ее продавцам приходится считаться с рыночными реалиями и снижать цену до порога востребованного спроса.

Примеров «усыхания» цен в начале 2010 г. предостаточно. Скажем, HyundaiCounty2007 г. в. за полтора месяца на торгах потерял 50 тыс. рублей и получил приписку «торг» к измененному ценнику в 750 тыс. рублей. Кстати, абсолютно новый County можно приобрести в России у официального дилера за 1 млн 350 тыс. рублей, а аналогичный по классу HyundaiReal – за 1,48 млн рублей. Эти цены сохранились с IV квартала 2009 г. и не менялись до настоящего времени, т. е. до середины II квартала 2010-го. Объяснение такой невиданной лояльности продавцов по отношению к покупателям банальное: нет платежеспособного спроса.

Несмотря на то, что корейские автобусы дешевле европейских аналогов, они тоже стали хуже продаваться. Например, 39-местный пригородный DaewooBS106 выпуска 2007 г. с мягким салоном, двумя дверьми, 11-литровым дизельным двигателем, котлом подогрева, кондиционером и аудиосистемой после предпродажной подготовки можно приобрести за 1,4 млн рублей. В докризисный период такое предложение сочли бы заманчивым, но только не сейчас. Ведь за эти же деньги не составит труда взять новый Isuzu Богдан вместимостью 22+21 или 26+7+1 пассажиров. Еще вариант – приобрести за 1,235 млн рублей с иголочки FordTransitJumboE460 на 19 - 23 места и поставить на перевозку пассажиров между областным или районным центром и российской столицей. А можно купить два ПАЗ 32054 выпуска 2008 г. по 650 тыс. рублей с очень маленьким пробегом и поставить их на заказы. В любом случае вложение денег сулит быть оправданным, т. е. прибыльным.

В то же время нужно быть реалистом. Выставленные на продажу автобусы, как правило, предлагаются к покупке неспроста. Чаще всего владельцы хотят конвертировать технику в деньги из-за падения спроса на перевозки, снижения рентабельности и растущих расходов на содержание и эксплуатацию. Ужесточаются требования властей (чего только стоит инициатива с привязными ремнями), не дает покоя транспортная инспекция, да и стражи порядка своего не упустят. А еще нужно делиться с контролерами, диспетчерами, кассирами. В таких условиях зарабатывать становится труднее и труднее. Заработки падают не только у тех, кто работает на линиях, но и у тех, кто принимает заказы: корпоративных мероприятий стало меньше, их периодичность оставляет желать лучшего, да и, как шутят сами транспортники, оскудела рука дающего – заказчики норовят сократить расходы по минимуму. А действующая конкуренция играет фирмам на руку: некоторые владельцы автобусов готовы работать на гране рентабельности, а по существу – по демпинговым ценам.

Самое заметное снижение цен на рынке происходит с техникой российского производства. Например, в декабре 2009 г. 38-местный ПАЗ «Аврора» выставляли на продажу за 700 тыс. рублей, а уже в апреле хозяин готов был уступить его за 670 тыс., т. е. на 130 тыс. дешевле. И это, заметьте, применительно к практически новой технике, что уж говорить о пассажирских машинах 10-летней давности и старше. И если выбирать автобусы, предназначенные для пригородного и междугороднего сообщения, то с суммой меньше полумиллиона рублей на рынке делать нечего. Ничего приличного за такую сумму вы не купите. Хотя возможны и исключения, чему наглядный пример – NissanCivilian за 300 тыс. рублей. Тем же, кто рассчитывает на нечто большее, нужно иметь хотя бы миллион рублей, искать вариант с рассрочкой или кредитом от частного лица или от финансовой организации. Впрочем, долгосрочный заем в условиях экономических землетрясений – не лучшее решение.

 

Стоимость междугородных и пригородных автобусов с пробегом на столичном рынке РФ в 2010 г. 

 Марка и модель

 Колесная формула

 Год
выпуска

 Число мест

 Пробег и комплектация

 Цена, руб.

 Nissan Civilian

 4x2

 1996

 28+1

 140 тыс. км, бензин. дв. 150 л. с., АКПП, ABS, Webasto, ржав. места по кузову, бежево-сиреневый

 300 000 торг

 MANSL200

 4x2

 1985

 30+1

15 тыс. км после капремонта (дв., кузов, покраска), АКПП, бежевый, Тамбов

 580 000 обмен, торг

 МАРЗ 42191

 4x2

 2004

 30+1

 160 тыс. км, хор. сост., 2 двери, желтый

 600 000 торг

 ПАЗ 423001 «Аврора»

 4x2

 2005

 38+1

 150 тыс. км, дизельн. дв. 136 л. с., МКПП, пригород, хор. сост., бело-зеленый

 670 000

 МАРЗ 4251

 4x2

 2007

 32+1

 120 тыс. км, диз. дв. 140 л. с., отл. сост., бело-зеленый

 690 000

 HyundaiCounty

 4x2

 2007

 18+1

 100 тыс. км, отл. сост., белый

 800 000 торг

 Higer 6720

 4x2

 2009

 22+1

 1 тыс. км, дв. Cummins140 л. с. Евро-3, конд., полный эл. пакет, 2 двери, ABS, Webasto, конд., серебр.

 990 000

 DaewooBS106

 4x2

 2004

 39+1

 180 тыс. км, пригород, 2 двери, дв. 11 лMANDE12, Webasto, конд., музыка, б/п по РФ, синий

 1 150 000

 MAN A72 Lion’s Classic U

 4x2

 2006

 52+1

 62 тыс. км, дв. 280 л. с. Евро-3, межгород, из Германии, белый

4 700 000

 ScaniaOmniline IK95

 4x2

 2007

 51+1

 100 тыс. км, дв. 310 л. с. Евро-4, межгород, идеал. сост., белый

 4 700 000

 

«Горожане»


Категория городских автобусов на рынке представлена слабо, поскольку большинство таких машин автопарки распродают через аукционы с внушительными скидками. Но беда в том, что российские «горожане» быстро гниют, часто ломаются и требуют постоянных вливаний в поддержание их в рабочем состоянии. А «иностранцы» не всегда стоят дешево, да и проблема обеспечения запасными частями многих перевозчиков откровенно пугает.

Ценники практически всех импортных пассажирских машин, в том числе белорусского и украинского производства, продавцы объявляют в валюте. Например, новый «Неман 5201» вместимостью 110 человек при 23 посадочных местах продают за 72500 долларов США. А вот 27-местный OptareSolo2005 г. с пробегом 110 тыс. км сопровождается ценником в 58300 евро. Но не все цены такие «кусачие». Скажем, городской Mercedes-BenzO303 выпуска 1976 г. можно приобрести всего-навсего за 3,5 тыс. евро, правда, находится он в Прибалтике. Проще говоря, при пересечении границы РФ цена у него будет уже совсем другая, мягко говоря, не столь привлекательная.

Вот продается украинский «Богдан» модели А09202 выпуска 2010 г. на 22/46 мест за 46 тыс. долларов США или 1,344 млн рублей, но он находится в Киеве, и не факт, что после доставки к месту постановки на учет ГИБДД в России цена останется на заявленном уровне. Есть приличные иномарки вроде Mercedes-BenzO530 Citaro1999 г. на 34/108 мест с пробегом 785 тыс. км, но стоит такое удовольствие дороже – 39,5 тыс. евро и опять же: автобус находится в Германии. Большинство российских, украинских и белорусских перевозчиков не желает возиться с доставкой и не хочет иметь дел с таможней, а потому выбирает машины, прошедшие таможенную очистку и снятые с учета в ГИБДД. Украины и Беларуси эта тема касается в меньшей мере, а вот для транспортников России она особенно актуальна.

В сегменте городских автобусов с пробегом тоже есть свои нюансы. Например, цена на одну и ту же модель одного и того же года выпуска может различаться в полтора раза. Скажете – нелепость?! Тогда загляните в таблицу и сравните MANNL202 с пробегом в 600 и 800 тыс. км. Дело еще в комплектации, реальном техническом состоянии и желании хозяина поскорее обменять автобус на «живые» деньги.

Львиная доля объявлений о продаже импортных «горожан» касается преимущественно техники немецкого и шведского производства как наиболее надежной и имеющей большой ресурс по сравнению с конкурентами из Кореи. Есть еще доля японских автобусов, но применительно к ним речь идет, скорее, о технике среднего класса. Кризис вымыл из стана продавцов владельцев китайских «горожан». Те автобусы, что ввозили к нам три-пять лет назад, не успели выйти из лизинга, а прошедшие данную процедуру менять не на что. В итоге многие лайнеры остаются на линиях без замены.

В регионах ситуация менее запутанная. В лучшем случае перевозчики там подумывают о замене российских автобусов более свежей (и необязательно абсолютно новой) техникой российского производства или намереваются пополнить или обновить парк более-менее приличными иномарками. Под этим термином подразумеваются городские автобусы 12-15-летней давности с остаточным ресурсом, которого хватило бы для самоокупаемости и получения хотя бы небольшой, но обязательно просчитываемой прибыли. Брать кота в мешке в то время, когда ситуация может ухудшиться в любой момент, вряд ли кто рискнет.

 

Стоимость городских автобусов с пробегом на Московском рынке в 2010 г.

 Марка и модель

 Колесная формула

 Год
выпуска

 Число мест

 Пробег и комплектация

 Цена, руб.

 Volvo B10M

 4x2

 1988

 30/97

 562 тыс. км, регул. ТО, исправен, на ходу, бело-зеленый

 193 500

 ToyotaCoaster

 4x2

 1993

 28/40

 377 тыс. км, в раб. сост., не треб. влож., серебристо-зеленый

 300 000

 Mercedes-Benz O325

 4x2

 1995

 32/108

 470 тыс. км, дв. 11 л, 216 л. с., 6-ст. МКПП, пневмоподв., велюр. салон, Webasto, растаможен, красно-белый

 400 000

 VolvoSaffle 2000 B10L

 4x2

 1996

 34/116

 452 тыс. км, без повреждений, перетяжка сидений, бело-зеленый

 455 000

 ScaniaCN113

 4x2

 1998

 44/102

 550 тыс. км, родная агрегатная база, готов к экспл., красно-белый

 518 000

 Mercedes-BenzO405N

 4x2

 1991

 41/100

 809 тыс. км, хор. сост., ТО, з/ч, техн. исправен, бежево-красный

 746 500

 MANNL202

 4x2

 1992

 34/115

 600 тыс. км, диз дв., МКПП, ABS, автономное отопл., резина 70 %, отл. сост., бело-синий

 850 000

 Mercedes-BenzO305

 4x2

 1990

 37/115

 600 тыс. км, дизель, АКПП, ABS, автономный отопитель, отл. сост., бело-зеленый

 920 000

Higer KLQ6728G

 4x2

 2007

 19/45

 20 тыс. км, отл. сост., на маршруте не экспл., желтый

 940 000 торг

 MANNL202

 4x2

 1992

 34/109

 800 тыс. км, дв. 6,9 л, без пробега по РФ, хор. сост., красный

 1 350 000 торг

 

Микроавтобусы

 Наиболее благодатная почва на рынке пассажирских машин царит в малом классе. Микроавтобусы на восемь-девять человек и автобусы вместимостью 19 - 22 пассажира расходятся на ура, правда, новые – все хуже и хуже. Иное дело – машины с пробегом. Объявления о продаже бэушных «Газелей» стали редкостью, поскольку желающих приобрести дешевый транспорт - хоть отбавляй. Спрос на новые и наиболее свежие машины отмечается со стороны владельцев частных компаний, занятых в бизнесе маршрутного такси. А одиночки предпочитают брать видавшую виды технику, которой придают презентабельный вид с помощью окраски кузова и мелкого кузовного и агрегатного ремонта.

Среди покупателей никто уже не обращает такого пристального внимания на год выпуска машины, как было раньше. Главное теперь – техническое состояние и готовность работать на линии. Владельцы транспортных компаний на горячих направлениях охотно берут в свои ряды сдельщиков со своей техникой, которые должны ежедневно сдавать определенную сумму в виде плана. Все, что сверху – и есть заработок предпринимателя. Отсюда и гонки маршрутчиков, и проблемы с безопасностью перевозок.

Хозяева частных транспортных компаний тоже не спешат раскошеливаться на новый подвижной состав и предпочитают выжать из техники максимум возможного до наступления полной «нетрудоспособности». А разница между машинами даже по году выпуска очевидная. Например, FiatDucato 2010 г. дороже машины 2009-го (тоже «нулевой», без пробега) на 40 тыс. рублей. Если учесть, что порой приобретается сразу несколько микроавтобусов, выгода от экономии средств становится очевидной. Примечательно, что в силу востребованности рынком этой техники вы редко встретите в объявлениях приписки вроде «торг уместен» или «рассрочка»: частники хотят иметь все и сразу. И если предложенные условия не подойдут именно вам, найдется другой покупатель, которого все устроит. Да и чего греха таить: некоторые люди покупают микроавтобусы для нелегальных перевозок, при которых отбить свои вложения можно значительно быстрее, чем при работе вбелую. В целом же рынок меняется, и к концу первого полугодия 2010 г. он уже будет другим, а не таким, как год назад или даже в I квартале. В принципе, он уже другой.

 

Стоимость микроавтобусов с пробегом на столичном рынке РФ в 2010 г. 

 Марка и модель

 Колесная формула

 Год выпуска

 Число мест

 Пробег и комплектация

 Цена, руб.

 DAF 400

 4x2

 1992

 18

 300 тыс. км, дв. 2,5 лPeugeot, низкая крыша, в Смоленске, зеленый

 150 000 обмен, торг

 ГАЗ 3221 «Газель»

 4x2

 2007

 13

 60 тыс. км, дв. 2,5 л, 140 л. с., ABS, CD-проигр., люк, не бит, не крашен, серебр.

 260 000

 PeugeotCorsanJ9

 4x2

 2006

 21

 65 тыс. км, дизель, 73 л. с., Евро-2, пер. привод, 2 двери, низкая крыша, сид. с подгол., в Самаре, белый

 398 000

 Ford Transit

 4x2

 2006

 18

 190 тыс. км, дв. 2,4 л, 115 л. с., LWB, ABS, ГУР, магнитола, эл. зеркала, хор. сост., выс. крыша, белый

 399 000

 IvecoDaily

 4x2

 2006

 19

 200 000 тыс. км, дв. 146 л. с., 6-ст. МКПП, ABS, ГУР, поручни, подогр. зеркала, свеж. рез., белый

600 000

 Citroеn Jumper

 4x2

 2009

 12

 10 тыс. км, дв. 2,3 л, 110 л. с., средняя крыша, белый

 680 000

 FiatDucatoKombi

 4x2

 2009

 9

 12 тыс. км, турбодиз. дв. 2,3 л, 110 л. с., г/п 613 кг, помощь в кредите, синий

 705 000

 ToyotaHi-Ace

 4x2

 2007

 13

 120 тыс. км, дв. 2,7 л, 151 л. с., средняя крыша, станд. компл., серебр.

 850 000

 Mercedes-Benz Vario 612

 4x2

 1999

 20

 20 тыс. км после замены дв. в 2009 г., конд., Webasto, микрофон, TV, DVD, черный

 1 290 000

 VW Caravelle

 4x2

 2007

 11

 100 тыс. км, дв. 3,2 л235 л. с., 6-ст. МКПП, эл. дверь, полная компл., черный

 1 300 000