Пассажирские перевозки "Маршрутный бизнес: тонкости момента"


(№7 за 2010 г.)

Роман КЛОЧКО
Фото автора

Ныне рынок городских пассажироперевозок имеет не только четкие особенности, но и определенные трудности. Значительная доля рынка принадлежит предпринимателям, которые имеют один - два автомобиля и сами работают в качестве шофера. Другие оформляют на себя лицензию на перевозки, а потом за определенную плату сдают маршруты другим предприимчивым субъектам. Третью группу составляют те, кто занимается перевозками всерьез, имея солидный автопарк, инфраструктуру. 

С лицензией дешевле

Пассажирские перевозки, в том числе и внутригородские, подлежат лицензированию и строгому контролю со стороны госорганов. Исполнение разрешительно-регистрационных и контрольно-наблюдательных функций возложено на Главную автотранспортную инспекцию (Глававтотрансинспекция), которая работает в структуре Министерства транспорта Украины.

С 13 января текущего года помимо лицензии на перевозки нужно иметь лицензионную карточку на каждое транспортное средство, задействованное в автоперевозках. Карточка выдается к лицензии и подтверждает законность использования транспортного средства. Стоимость лицензии составляет 869 гривен (около 3300 рублей), а лицензионная карта выдается бесплатно. Лицензия выдается на неограниченный срок действия. Украина - единственная страна, в которой лицензия выдается бессрочно, а карточки – бесплатно.

Если будет выявлено, что субъект предпринимательства занимается извозом без лицензии, и будет доказано получение дохода от этого вида деятельности в особо крупных размерах, за это предусмотрено уголовное наказание. Хотя можно отделаться и штрафом от 340 до 1700 гривен (примерно 1290 – 6460 рублей). Все зависит от ситуации: впервые ли попались, как долго работаете без лицензии.

Отсутствие лицензионной карточки карается согласно ст. 60 Закона "Об автомобильном транспорте" и предусматривает штраф в суме 1700 гривен (6460 рублей).

– Государство осуществляет контроль над безопасностью этого вида деятельности прежде всего через лицензирование, - констатирует начальник Глававтотрансинспекции (ГАТИ) Юрий Майборода. – Кроме того, в ГАТИ считают, что лицензирование – один из рычагов борьбы с нелегальными перевозчиками, ведь в городе можно встретить частников, которые прикрепляют на лобовое стекло номер особо прибыльного маршрута, но при этом нигде не числятся.

Согласно Закону Украины «Про автомобильный транспорт» перевозчик должен самостоятельно обслуживать маршруты, которые он получил на конкурсе. Хотя при лицензионных проверках выявляется, что 90 % автоперевозчиков сами не работают, а сдают маршрут и транспорт предпринимателю по договору со всеми оформленными на себя документами. Формально это нелегалы, поскольку схема незаконна.

Очень часто перевозчики не выставляют на маршрут то количество автомобилей, которое было заявлено на конкурсе. В результате, хотя маршрутки ездят переполненными, линия полноценно не обслуживается. На такие факторы контролирующие органы тоже обращают внимание, и если проблема не решается в течение полугода, то у предпринимателя забирают маршрут.

На сегодняшний день право налагать финансовые санкции на правонарушителей (в части разрешительной документации) имеет только Укравтотранс. Но Укравтотранс и его областные подразделения ликвидированы, а соответствующие изменения в законодательство не внесены. Полномочий штрафовать Глававтотрансинспекция не имеет. «Мы не штрафуем, а выдаем предписание на устранение. Если проблема не решается, то налагается штраф от 680 до 1700 гривен (примерно 2580 – 6460 рублей) за невыполнение предписаний», - объясняют тонкости момента в одном из территориальных управлений Главтрансавтоинспекции.

Интересная ситуация получается: штраф за нелегальную перевозку составляет 1700 гривен (6460 рублей), а лицензия на право пассажирских перевозок стоит в два раза меньше!
Но не лицензиями едиными… 

Добровольно-принудительно

Имеется целый свод требований и инструкций, касающихся состояния автомобиля, санитарных норм, правил перевозки, обязанностей водителя. 

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины каждый день перед выездом на линию автомобиль должны осмотреть механики, а водитель проходит медосмотр. Многие водители, дабы упростить себе работу остаются ночевать в маршрутках на конечных остановках (стоянках), чтобы потом, не утруждая себя проверками, сразу выехать на маршрут.

Несоблюдение правил влечет за собой целый ряд санкций: запрет эксплуатации транспортного средства, наложение предписаний автотранспортной инспекцией и штрафов сотрудниками ГАИ.

- Штрафы за несоответствие транспортного средства требованиям правил дорожного движения в пределах 680 - 850 гривен (2580 – 3230 рублей – Авт.), - говорят в ГАИ. – Проверяют в первую очередь тормозные системы и рулевое управление. Пристальное внимание уделяется шинам: на предмет износа, боковых порезов и т. д. Эксплуатация транспортного средства запрещается путем изъятия талона техосмотра. Талон возвращается после уплаты штрафа, - продолжают гаишники о механизмах реализации наказаний.

А ситуация с техсостоянием действительно плачевная. «По итогам рейда «Перевозчик», проведенного в апреле, неисправными оказались 1000 машин», - констатируют в пресс-службе киевской ГАИ. К слову, всего в Киеве 2600 маршрутных такси. Получается, что каждая третья, а то и вторая машина не годится к эксплуатации.

Особое беспокойство у контролирующих и проверяющих органов вызывает несоблюдение режима труда и отдыха водителей. Хроническая усталость и полусонное состояние являются основной причиной дорожных происшествий.

- Только один процент всех ДТП происходит из-за неисправности автомобиля. Основная же часть – из-за несоблюдения режима труда и отдыха, -отмечают в Госавтоинспекции.

Большинство перевозчиков, с которыми удалось пообщаться, сетуют, что вынуждены работать по 12, а то и по 16 часов в сутки. По украинскому законодательству период работы не должна превышать восьми часов, а по европейским нормам водитель может находиться за рулем не дольше четырех с половиной часов, а потом должен следовать полноценный отдых, а не десять минут на сигарету и кофе на конечной остановке, как это часто бывает.

По большему счету водители сами выбирают свой путь. Варианта два: правильный и денежный. При официальном трудоустройстве водителю предлагается официальная зарплата, отпуск, больничный, страховка. Работают водители, как правило, два дня и два дня отдыхают. Зарплата в пределах 2000 - 2500 гривен (7600 – 9500 рублей – Авт.). Хотя в каждой компании может быть свой график и свои тонкости оплаты труда.

- У нас зарплата водителей составляет 3000 гривен (11400 рублей) в месяц. До 2000 гривен (7600 рублей – Авт.) доходит зарплата кондуктора. В общем, в среднем на экипаж в месяц 5000 гривен (около 19000 рублей – Авт.) уходит, - говорит собственник нескольких лицензий на киевских маршрутах.

Если же устроится к нелегалу (для них доход превыше всего), то нужно быть готовым к определенным факторам риска. Во-первых, никаких официальных трудовых договоров (паспорт часто забирают в залог), зато работать можно столько, сколько на ногах продержишься. Во-вторых, машины ночуют в подворотнях или на автостоянках, никаких тех- и медосмотров. В-третьих, в случае проблем (ДТП, штрафы) выкручивайся сам.

О культуре водителей маршрутных такси можно услышать много нелестных отзывов. Большинство водителей маршруток из провинции, которых судьба вынудила выехать на заработки в город. Им нужна переподготовка.

С аргументами о том, что большинство маршруточников – «лихачи», водители соглашаются и лишь добавляют, мол, нарушать правила, а порой и законы их заставляют тяжелые условия бизнеса.

К примеру, на всех водителей маршрутных такси распространяется действие ст. 121 Кодекса об административных правонарушениях, которая предусматривает штраф (170 - 255 гривен, около 645 – 970 рублей) за перевозку стоящих пассажиров в транспортных средствах, не приспособленных для этого. Штраф должен уплатить сам водитель (а не предприятие) в течение двух недель.

По словам самих водителей, без стоящих пассажиров сложно зарабатывать в нынешних условиях. А в фирмах-перевозчиках уверены, что на данный момент перевозить людей без стоячих мест нереально, а особенно в часы пик – транспортные схемы и автопарки городов в большинстве своем просто к этому не готовы.



Деньги, деньги…

В большинстве городов проезд в маршрутке стоит 1,25 гривен (в пределах 4,8 рублей), а в крупных городах дифференцированный подход: тариф 1 гривна (около 3,8 рублей) для маршрутов протяженностью до 5 км; 1,50 гривен (5,7 рублей) - от 5 до 10 км; 2 гривны (около 7,6 рублей) - от 10 до 15 км; 2,5 гривен (около 7,6 рублей) - от 15 до 20 км; 3 гривны (примерно 9,5 рублей) - более 20 км. 

Каждый шофер в конце смены должен сдать в кассу определенную сумму. Бывает и так, что водители утром платят из своего кошелька, а в течение дня отрабатывают эти деньги.

– План – 400 гривен (около 1520 рублей). 200 гривен (около 760 рублей) – топливо, остальное себе. За рабочий день бывает и 50 (190 рублей), а то и 200 гривен (760 рублей). Раз на раз не приходится, – говорит Алексей, водитель маршрутного «Богдана» в Полтаве.

– Протяженность маршрута – 17 км. За день – десять рейсов. Стоимость проезда составляет 2,5 гривны (9,5 рублей). В час пик с рейса – с учетом подсаживающихся пассажиров – бывает и 150 гривен (570 рублей). А ведь бывало, что и «воздух возили». За день выручка в пределах 800 - 900 гривен (3040 – 3420 рублей), из них 700 гривен (2660 рублей) за аренду маршрута и на топливо, - признался нам бывший маршруточник, работавший в Киеве.

- В Киеве есть маршруты, на которых план составляет 800 гривен (3040 рублей), - рассказывает Сергей, бывший водитель маршрутки, а ныне сотрудник ГАИ.

- У меня газобаллонное оборудование. В день на топливо уходит 100 гривен (380 рублей), - говорит о своих относительных выгодах водитель маршрутного такси из маленького городка Лубны (Полтавская область).

В городах поменьше ситуация иная: план 150 - 300 гривен (570 – 1140 рублей), ведь и пассажиропотоки поменьше, да и транспортные средства менее вместительнее. В основном «Газели», «Рута» (микроавтобусы украинской сборки) и MercedesSprinter.

Все эти цифры весьма условны. Сколько на микроавтобусе зарабатывают в день – во многом зависит от маршрута, условий работы водителя, гуманности работодателя и т. д. Например, водители-официалы сдают работодателю больше выручки (до 600 гривен, или 2280 рублей), чем нелегалы (от 300 до 400 гривен, 1140 – 1520 рублей).

Официальный маршрутчик, кроме выполнения плана, может ежедневно и себе в карман положить от 50 до 100 гривен (190 – 380 рублей) Таким образом, за месяц можно получить до 4 тыс. гривен, или 15200 рублей (с учетом официальной зарплаты). Это в городах-милионниках.

У водителей нелегальных маршруток собственная выгода достигает до 200 гривен (760 рублей) в день, правда, работают они без фиксированной зарплаты, а на навар. Но даже так заработки у них выше, потому что есть возможность работать каждый день. В итоге за месяц до 5 тыс. гривен (около 19000 рублей) набегает.

Водители уверяют, что если бы их хозяева не думали только о своей выгоде, то удалось бы избежать многих проблем.

- Если я знаю, что за день в любом случае получу, скажем, 120 гривен (450 рублей), я бы никуда не торопился, не нарушал правила, не набивал полную машину людей, - сформулировал общее пожелание маршрутчиков Николай, водитель из Харькова.

Предприниматели только разводят руками, мол, и так концы с концами еле сводим. По словам перевозчиков, с нынешними тарифами они работают с рентабельностью 5 %.

- Чтобы работать с рентабельностью 10 %, проезд должен стоить 3 - 5 гривен (11,5 – 19 рублей) в зависимости от маршрута, — отмечают в ассоциации перевозчиков “Столица». Между тем в коммунальном предприятии “Киевпасстранс” не верят рассказам об убыточности и говорят, что с удовольствием заберут как бы нерентабельные маршруты, а цены оставят прежние.

Даже если примитивно прикинуть, исходя из выше приведенных цифр, то маршрутка в месяц приносит от 5000 до 15000 гривен (19000 – 57000 рублей). Это, кстати, с учетом амортизации, зарплаты механикам, медику и других трат. К слову, новая маршрутная «Газель» в Украине стоит от 125000 гривен (475 тыс. рублей), Богдан – 300000 (1140000 рублей).

- Коммунальные предприятия городов сейчас также активно занимают нишу маршрутных такси, таким образом преднамеренно вытесняя нас с рынка, чтобы потом монополизировать ситуацию. Особенно ярко тенденция проявляется в Киеве, - продолжают в ассоциации «Столица» о проблемах перевозчиков.

В качестве аргументов приводят примеры того, что в Киеве к участию в конкурсе допускаются только двухдверные автобусы с количеством посадочных мест более 21. Таким образом, украинские "Богданы" и «Эталоны» вытеснят с рынка менее вместительные модели, на которых трудится подавляющее большинство мелких перевозчиков. Также их обяжут оборудовать свои транспортные средства системами спутниковой навигации и организовать диспетчерские пункты. Кроме того, мэрия может разорвать договор в одностороннем порядке, если работающий на нем водитель нарушил правила более трех раз в квартал.

На такие доводы в «Киевпастранс» с улыбкой отвечают: «Какая конкуренция? Вы хотите сказать, что наше громадное предприятие со всей сопутствующей технологией и инфраструктурой конкурирует с перевозчиком, который ночует в автомобиле где-то возле подъезда дома?».

К слову, в "Киевпасстранс" посчитали: чтобы безболезненно полностью отказаться от маршруток, городу достаточно дополнительно закупить 10 трамваев, 40 троллейбусов и 30 автобусов.

На стороне коммунальщиков и блюстители порядка на дорогах. Начальник управления Государственной автомобильной инспекции в Киеве Анатолий Куринный за запрет на маршрутные такси в центральной части столицы Украины. По его мнению, насыщенность города маршрутными такси при отсутствии сопутствующей инфраструктуры (нормально оборудованных стоянок, остановок) создает проблемы на дорогах города.