Презентация "Зачем в бензобаке шпинат?"


Зачем в бензобаке шпинат?

(№7 за 2010 г.)

Олег ЖАРКО
Фото автора


Международный автомобильный концерн Iveco (Industrial Vehicles Corporation) был создан в 1975 г. путем слияния трех итальянских компаний - Fiat Veicoli Industriali, OM и Lancia Veicoli Speciali. С тех пор в Iveco вошли такие компании, как английское подразделение Ford, итальянский производитель самосвалов Astra, завод Magirus Deutz в Германии, испанский производитель грузовиков и автобусов Pegaso и британский производитель грузовых автомобилей Seddon Atkinson Group. 

Cегодня Iveco входит в группу компаний Fiat и занимается одним из ведущих направлений деятельности итальянского холдинга. Iveco на сегодняшний день - один из самых крупных производителей в транспортном секторе с годовым оборотом, превышающим 9 млрд евро, 31 тыс. служащих, и с более чем 800 дилерами по всему миру.

ООО "Ивеко Руссия" - дочерняя компания Iveco S.p.A., производителя широкой гаммы легких, средних и тяжелых коммерческих автомобилей. В России Iveco работает с 1975 г. Партнерская сеть компании насчитывает 29 офисов продаж и 23 сервисные станции. С 1994 г. в городе Миасс ведется сборка тяжелых внедорожных грузовиков.

 

Линейка EcoDaily насчитывает не менее 7 тыс. разных модификаций.Новые модели легкого коммерческого транспорта от Iveco рассчитаны на широкого потребителя коммерческой техники. Журналистам показана практически вся гамма нового семейства фургонов Daily. Полезное внутреннее пространство самого большого из них – 17,2 м3

Экология на экспорт 

Что лукавить: в обозримом будущем у экологически чистой автомобильной техники в России нет никаких перспектив. Причин тому несколько. Первая и главная заключается в том, что основную часть бюджетных поступлений страны (особенно в валюте) составляют доходы от продажи нефти и газа, а потому государство заинтересовано в процветании нефтяных компаний (даже собака не кусает руку, которая ее кормит). Вопрос даже не в лоббировании интересов нефтяных монополий, им незачем это делать, поскольку их воля – и так закон для государства и населения. Так что рассчитывать на собственные эффективные изыскания в области альтернативных видов топлива или источников энергии не стоит: не станут же нефтяные хозяева страны финансировать похороны собственного бизнеса.

Вторая причина в том, что разговоры об экологической чистоте транспорта у нас не более чем дань моде, пришедшей с запада. Потому что от выхлопных газов в известной степени страдает разве что население нескольких мегаполисов, а они по площади составляют лишь малую толику территории страны. Спросите любого владельца транспортного бизнеса, готов ли он переплачивать три – четыре тысячи евро за тягач экологического класса Евро – 4, если в стране действует стандарт, аналогичный Евро – 3? (Впрочем, и спрашивать не стоит, поскольку ответ очевиден.)

Единственное, что хоть как-то подталкивает нас делать неубедительные телодвижения в пользу экологической чистоты, – влияние все той же Европы (Ее можно понять: на маленьком клочке земли скопилось большое количество населения, которое до предела автомобилизировано, да еще и промышленность там работает на полную катушку – со всеми вытекающими экологическими последствиями.) В чем оно выражается? В том, что МЫ подписали с НИМИ ряд соглашений, касающихся экологии. И еще в том, что ОНИ поставляют НАМ современные грузовики и автобусы, «развращая» наших закаленных перевозчиков комфортом и сервисом. И в том, что на грузовики более высокого экологического класса ОНИ выделяют НАШИМ перевозчикам больше разрешений ЕКМТ, позволяющих достаточно эффективно зарабатывать деньги за пределами собственной страны, вот и приходится покупать более дорогие грузовики Евро-5.

За что им особое спасибо…

Компания Iveco начала продажи в России новой линейки легких коммерческих автомобилей EcoDaily.В конце мая в подмосковном доме отдыха «Воскресенское» прошла презентация Iveco EcoDaily. В Россию новое поколение итальянских «коммерсантов» пришло уже имея некоторый опыт и внушающую почтение репутацию: в 2009 г. новый EcoDaily успел получить несколько наград в Великобритании и Ирландии и бесспорное признание потребителей (30 тысяч заказов за первые шесть месяцев этого непростого года!). В начале 2010 г. EcoDaily покорил Францию. Обновленная линейка легких коммерческих автомобилей Iveco стала лучшей по итогам конкурса, проводимого престижным французским еженедельником «L’Argus de l’Automobile»: жюри, состоящее из экспертов, журналистов, представителей транспортных компаний, производителей надстроек, владельцев автомобилей, наделило его за выдающиеся потребительские свойства титулом «Utilitarie de l’Année 2010».

- Приставка Eco в названии EcoDaily неслучайна: экономичность и экологичность – ключевые свойства автомобиля, в концепцию которого заложено уважение к окружающей среде и людям, использующим автомобиль в работе. Отличительная особенность EcoDaily – широкий выбор автомобилей с низким уровнем вредных выбросов в атмосферу. С сегодняшнего дня EcoDaily доступен клиентам Iveco в России. Мы уверены, что наша новая линейка легких коммерческих автомобилей полюбится российским профессионалам мира транспорта. Европейские покупатели уже успели высоко оценить IvecoEcoDaily, что подтверждается 52 тысячами заказов за первые месяцы продаж, – сказал на презентации генеральный директор ООО «Ивеко Руссия» Альфредо Дэррико.

Зеленый, еще зеленее… 

Фирменным цветом нового поколения стал цвет шпината – тем самым итальянцы подчеркнули, что их новый четырехколесный продукт хотя и имеет техногенное происхождение, он все же не враждебен природе и старается походить на морячка по имени Попай из американского мультика, черпавшего силу в шпинате.

 

Изотермический промтоварный фургон на шасси IvecoEcoDaily. Шасси EcoDaily подходят для любых надстроек. Облегчает установку оборудования и кузовов абсолютно ровная и плоская поверхность рамы, изготовленной из стального швеллера

Появление очередного поколения итальянских «коммерсантов» с высокими экологическими характеристиками было ожидаемо и логично: осенью в Европе для коммерческих автомобилей полной массой свыше 3,5 т вступили в силу экологические нормы Евро-5, а в 2011 году они будут введены и для более легкой техники. Поэтому и начнем с того значения приставки Eco, которое относится к экологии, – с двигателей. Двигатели для EcoDaily разрабатываются и производятся в сотрудничестве с компанией Fiat Powertrain Technologies - мировым лидером современного моторостроения. Эти двигатели предназначены специально для легких коммерческих автомобилей. Все они, кроме NaturalPower, соответствуют требованиям стандарта Евро-5. Исключение составляет NaturalPower, который отвечает жесточайшему добровольному стандарту EEV (Enhanced Environmental Friendly Vehicle) – предвестнику Евро-6. В их конструкцию заложены решения, которые в будущем позволят выполнить требования Eвро-6. Впрочем, не буду запугивать читателя: сегодня на российском рынке EcoDaily доступен с двигателями Евро-3 и Евро-4.

Всего в гамме итальянского «коммерсанта» - десять двигателей разной мощности, основанных на двух разных технологиях – дизель с системой CommonRailи NaturalPower (отсюда и новый слоган – «Рожденный сильным», впрочем, можно в вольном переводе трактовать и как «Естественная сила»).

Силовой агрегат объемом 2,3 л. с системой впрыска CommonRailполучил две новые модификации: компанию уже известным дизелям мощностью 96, 116 и 136 л.с. (самый мощный из них оснащен турбиной с изменяемой геометрией VGT) составили версии мощностью 106 (270 Н·м) и 126 л.с. (290 Н·м). Для более тяжелых машин используются две новых версии трехлитрового мотора с системой впрыска CommonRail мощностью соответственно 146 и 176 л.с. На 176-сильном двигателе применена турбина с изменяемой геометрией, что позволило «раскрутить» его на рекордный для этого класса крутящий момент – 400 Н·м при 1250 об/мин.

Соответствующие требованиям стандарта EEV трехлитровые моторы EcoDaily особо выделяются в этом ряду. Двигатели с системой впрыска Common Rail выпускаются в двух вариантах — 140 (350 Нм) и 170 л. с. (400 Нм) и входят в число наиболее экологичных дизелей в мире. Система впрыска Common Rail включает в себя новое поколение сверхскоростных пьезофорсунок, которые могут производить восемь(!) индивидуальных открытий в пределах одного цикла впрыска. Также появился новый насос ТНВД, который подает топливо в рампу с максимальным давлением не 1600, а целых 1800 бар. Это позволило сократить шум от процесса сгорания, снизить потребление топлива и выбросы.

Соответствие требованиям EEV достигается без применения пресловутого реагента AdBlue (система SCR), который исправно поминают недобрым словом все водители, вынужденные иметь с ним дело зимой где-нибудь под Иркутском (а минувшей зимой – и практически по всей территории Европы).

 

Процесс сгорания топлива оптимизирован за счет включения в конструкцию двухступенчатого турбонагнетателя Twin Turbo (на малых оборотах работает одна турбина, затем к ней подключается вторая) и применения усовершенствованной системы рециркуляции отработавших газов EGR. Таким образом, итальянскому производителю удалось добиться более высокого давления турбонаддува и лучшего контроля температуры. Прежде основная проблема заключалась в охлаждении впускного воздуха в турбине. Теперь температура понижается без особых проблем. Пневматический клапан рециркуляции уступил место электрическому, что позволило более точно контролировать рециркулируемый газ. Изменилась система охлаждения газов рециркуляции. Это позволило увеличить подачу рециркулируемого газа обратно в двигатель с 3-5 % до 20-25 %. Эффект возврата большего количества выхлопного газа плюс снижение температуры впускного воздуха сокращают количество оксидов азота в выхлопе.

Добиться высокого экологического уровня позволяет и то, что на дизелях EcoDaily в стандартную комплектацию входит сажевый фильтр DPF, регенерация которого управляется электронным блоком управления (ЭБУ) двигателем.

Компания Iveco представила еще два очень экологичных, но весьма экзотических для российских условий варианта EcoDaily.


302-литровый баллон для сжатого природного газа (CNG – Compressed Natural Gas) и резервный 14-литровый бак с бензином расположены под днищем и надежно защищены

 

Двигатель Natural Power специально сконструирован для работы на сжатом природном газе (CNG – Compressed Natural Gas) - метане. На газовом топливе его мощность составляет 136 л.с., крутящий момент - 350 Н·м. Как только газ в 302-литровом баллоне заканчивается, электроника переключает питание на резервный 14-литровый бак с бензином. В этом случае о мощности говорить не приходится (82 л.с. и 180 Н·м), но добраться до заправки можно.

Но если в странах старушки Европы сжатый природный газ получил не меньшее распространение, чем сжиженный нефтяной газ (LPG - Liquefied Petroleum Gas), то в России более актуально использование именно сжиженного газа. Несмотря на то, что использование CNG очень экологично, соответствующей инфраструктуры у нас просто нет: что поделаешь, не доросли мы до экологии…

По словам А. Дэррико, компания не намерена создавать модификацию двигателя, работающего на LPG. Впрочем, как сказал руководитель отдела продаж «Ивеко Руссия» Ашот Асриянц, компания «Мосхолод» заказала 200 шасси Iveco Ecodaily с двигателями Natural Power на метане. Ларчик просто открывался: у московского хладокомбината есть собственная заправка CNG.

Рекордсменом же линейки IvecoEcoDailyпо экологической чистоте стал Daily Electric. По характеристикам это один из лучших электромобилей подобного типа: максимальная скорость, ограниченная электроникой, составляет 70 км/ч, с полной загрузкой он способен преодолеть 16-процентный подъем. Теперь в Daily Electric применяются самые современные системы электроники, бортовая система контроля с шиной CAN и устанавливается от двух до четырех (в зависимости от длины колесной базы и желаемого запаса хода) современных аккумуляторов Zebra-5, в которых использованы никелевые пластины и хлорид натрия. На полную зарядку аккумуляторов требуется восемь часов, после чего электромобиль может проехать по городу с полной загрузкой 130 км. При торможении энергия рекуперируется и идет на подзарядку аккумуляторов.

Двигатели Ecodaily, по словам менеджера по продукту «Ивеко Руссия» Николая Лебедева, имеют полный ресурс 700 тыс. км. При этом турбонаддув Iveco «снисходительно» относится к ошибкам водителей, выключающих двигатель без обязательной работы на холостом ходу. Единственной причиной преждевременного выхода мотора из строя, как отметил Николай Лебедев, может стать использование некачественного масла. Ну, и, конечно, в экстремальных погодных условиях (скажем, при температуре -40 ºС.) водитель должен четко выполнять все технологические операции запуска и остановки двигателя.


Трансмиссия и подвеска: для любых условий 

В зависимости от двигателя автомобили EcoDaily комплектуются 5- или 6-ступенчатой коробкой передач. Любая модификация может быть оборудована автоматизированной 6-ступенчатой КП Agile, которая предусматривает автоматический и ручной режимы переключения. Коробка передач Agile отслеживает использование педали акселератора и адаптирует собственную работу к стилю водителя. Гамма подвесок EcoDaily позволяет подобрать комплектацию для эксплуатации в любых условиях: на передней оси устанавливается независимая подвеска с поперечной рессорой и гидравлическими телескопическими амортизаторами либо торсионная подвеска со стабилизатором поперечной устойчивости; на задней оси может быть установлена рессорная (параболическая или полуэллиптическая) или пневматическая подвеска.

Пневмоподвеска полнее поглощает вибрации, обеспечивает горизонтальное выравнивание грузовой платформы независимо от размещения груза. За счет возможности поднять и опустить грузовую платформу значительно упрощаются погрузка и разгрузка. Пневмоподвеску можно установить на модификацию с любым двигателем независимо от того, какая надстройка монтируется на шасси.

Шасси EcoDaily идеально подходят для установки любых надстроек. Облегчает установку оборудования и кузовов абсолютно ровная и плоская поверхность рамы, изготовленной из стального швеллера.

Для шины CAN предусмотрен модуль расширения, позволяющий подключить оборудование надстройки к электрической цепи и электронике шасси. Все подключения выполняются с использованием стандартных разъемов.

На боковой стенке картера коробки передач предусмотрен фланец для монтажа коробки отбора мощности. EcoDaily в состоянии обеспечить на валу отбора мощности крутящий момент до 180 Н·м.


Попай Большой и Попай Маленький…

Линейка EcoDaily насчитывает не менее 7000 разных модификаций.Новые модели легкого коммерческого транспорта от Iveco рассчитаны на широкого потребителя коммерческой техники, в связи с чем планируется выпуск множества конфигураций Ecodaily с колесной формулой 4х2 и 4х4.

Среди них - шасси с кабиной, двойной кабиной и без кабины, цельнометаллический фургон, остекленный фургон и микроавтобус. Длина колесной базы варьируется от 3000 до 4750 мм, а внутренняя высота фургона - от 1545 до 2100 мм. В зависимости от поставленных перед автомобилем целей полезный объем грузового отсека может составлять от 7,2 до 17,2 м3 (у ближайших соперников - Mercedes Sprinter - VW Crafter - 17 м3), а полная масса - от 2,8 до 7 т.

Таким образом, можно констатировать, что Ecodaily - поистине универсальный автомобиль, способный справиться с любой задачей.

Фургон и шасси полной массой 7 т. - это принципиально новое решение для перевозок на средние расстояния. Грузоподъемность этой модификации позволяет ей на равных тягаться с более тяжелыми грузовиками среднего сегмента.

Комплексный подход к проектированию автомобиля позволил довести межсервисный интервал EcoDaily до 40 тыс. км.


Безопасность 

Большое внимание конструкторы уделили вопросам безопасности EcoDaily. Теперь (наконец-то!) система динамической стабилизации ESP входит в базовую комплектацию всех модификаций. Помимо самой системы ESP в пакет безопасности включена вспомогательная система экстренного торможения HBA. Система Hill Holder помогает трогаться с места на подъеме, а адаптивная система оценки массы автомобиля LAC определяет распределение массы перевозимого груза и способствует лучшей управляемости. В общем, с точки зрения безопасности новое семейство итальянских грузовиков нафаршировано выше всякого предела.

Blue&Me hands-free - уникальная система распознавания голоса, которая доступна в новых Daily пока только в качестве опции. Она позволяет совершать и принимать звонки и управлять функциями MP3-проигрывателя с помощью голосовых команд. Это решение получило дальнейшее развитие в мобильной коммуникационной платформе Blue & Me Fleet – системе управления парком автомобилей. Решение разработано на базе платформ Fiat Group Automobiles и Blue & Me, а доставляется оно на автомобили с помощью мобильной коммуникационной платформы FleetVisor™ компании Qualcomm. Результат - система управления, позволяющая получать онлайн-информацию о местонахождении и параметрах движения автомобиля.

 

Передняя панель покрыта пластиком, не создающим бликов. Хорошо читается обновленная графика приборов и органов управления. Очень удобна новая рулевая колонка с подрулевыми переключателями

Новые панорамные зеркала относятся не столько к области дизайна, сколько к области безопасности: они обеспечивают отличный обзор сзади. В них элегантно встроены указатели поворотов. По заказу верхняя часть бампера окрашивается в цвет кабины. В самой кабине EcoDaily тоже произошли некоторые изменения: передняя панель покрыта пластиком, не создающим бликов. Хорошо читается обновленная графика приборов и органов управления. Новая рулевая колонка с подрулевыми переключателями очень удобна.

Сиденье водителя имеет три регулировки. По заказу устанавливается сиденье на пневмоподвеске, с подогревом и поясничной опорой. Справа можно установить либо двухместное пассажирское сиденье, либо регулируемое одноместное. В качестве опции под двухместным пассажирским сиденьем размещается вещевой ящик с откидной крышкой - шесть литров дополнительного объема.

В дополнение к передним подушкам безопасности можно заказать боковые подушки для водителя и пассажира.


За все надо платить 

Один из самых существенных моментов – цена вопроса. Сколько будет стоить удовольствие обладания представителем нового поколения Iveco Ecodaily?

На пресс-конференции были озвучены следующие ценовые ориентиры (разумеется, ориентировочно и совершенно неофициально, навскидку): новый фургон будет стоить на уровне конкурентов из VW и Mercedes – порядка 1,8 млн рублей. Короткобазное шасси в минимальной комплектации обойдется покупателю в 1,2-1,3 млн рублей.

Как отметил А. Дэррико, рынок коммерческих автомобилей в России начал восстанавливаться. За первый квартал прирост продаж иностранных брендов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 29,5 %. При этом доля Iveco по тяжелым грузовикам составила 20,5 %, по средним – 8,3 %, а по легким – 7 %.

По мнению гендиректора компании, в 2010 г. объем продаж в России коммерческих иномарок составит порядка 40 тыс. тысяч единиц. Из них около половины придется на тяжелые грузовики и примерно 18 тыс. – на сегмент LCV. Что касается грузовиков среднего класса (полная масса 6-16 т.), то они, по словам А. Дэррико, в нашей стране не слишком популярны.

В компании «Ивеко Руссия» надеются, что выход на российский рынок Iveco EcoDaily позволит увеличить объем продаж автомобилей этого бренда.