Шинный эксперт "Где спрятаны деньги?"


(№7 за 2010 г.)

Виктор ШУЛЯК,
руководитель экспертно-технической группы и Школы шинного мастерства компании «ТиДиСи»

 

Чем меньше пробег, тем дороже перевозка

Переход на более дешевые шины означает снижение пробегов. В этом отношении никакая бюджетная шина не может сравниться с премиум-классом. Конечно, исключения бывают, но для этого необходимы практически идеальные условия эксплуатации, которых в нашей стране попросту не существует. Это означает, что стоимость километра пробега в лучшем случае останется такой же или даже выше. Другими словами, перевозчик ничего не выигрывает, покупая дешевые шины, и даже теряет, поскольку надежность дешевых шин намного ниже, чем дорогих.

 

Теряем каркас

Следующий минус дешевых шин – это невозможность повторного использования каркаса. Восстановители неохотно покупают каркасы эконом-класса (и платят за них гораздо меньше, чем за премиум-класс), а на каркасы бюджетных шин даже не смотрят. Кроме того, запас прочности шин премиум-класса дает максимальную гарантию того, что каркас будет пригодным для восстановления. У более дешевых шин запас прочности меньше, а значит вероятность потерять каркас больше. Следовательно, переход на более дешевые шины автоматически означает потери на продаже каркасов.


Экономить на сервисе себе дороже

Отказ от сервиса влечет за собой целый букет лишних расходов. Неправильно выполненный монтаж шины на диск может привести к выходу ее из строя уже на первых тысячах километров. Если не устранить дисбаланс, может появиться неравномерный износ, который сократит срок службы шин на 20 -3 0 %. В денежном выражении это можно представить так: экономия на балансировке составляет 260 - 380 рублей, а потери могут обойтись в 3800 - 5700 рублей. К таким же результатам приводит халатное отношение к регулировке геометрии ходовой. Наши дороги не щадят подвеску, поэтому здесь экономия нескольких сотен может обернуться убытком в несколько тысяч.

Очень хочется обратить внимание перевозчиков на давление в шинах. Проверка давления и подкачка стоит копейки. Например, чтобы подкачать все колеса автопоезда, нужно заплатить всего 130 рублей. Это крайне незначительная сумма, чтобы пытаться на этом экономить, особенно если учесть, что возможные расходы могут быть в десятки раз больше. При давлении в шине ниже нормы всего на 1 кг/см2 ходимость шины сокращается на 10 - 20 %. Можете сами подсчитать собственные потери. Кроме того, езда при пониженном давлении вредит каркасу, поскольку появляется вероятность расслоений. Потерять каркас означает лишиться 1500 - 2300 рублей. Вам это нужно?

Пониженное давление в шинах заставляет перевозчика тратить больше денег на топливо. Специалисты подсчитали, что при снижении давления во всех колесах автопоезда всего на 1 кг/с расход топлива увеличивается до 7 %. На рейсе Киев – Гамбург - Киев в 3400 км грузовик с расходом 30 л на 100 км потребляет в среднем 1020 л солярки. Если расход увеличится на 7 %, то на этом же маршруте он сожжет 1091 л топлива. Разница составляет 71 л или 1730 рублей. Если учесть, что это расчет всего на один рейс, то, скорее всего, есть смысл подкачивать шины хотя бы раз в семь-десять дней. Тем более что абсолютно герметичных шин еще не изобрели. Естественная инфильтрация в той или иной мере присутствует в каждой шине, да и температурные перепады влияют на давление.

Как поступать – решать перевозчику: покупать дешевые шины и в итоге платить больше, отказываться от сервиса и терять больше или же правильно вкладывать деньги и получать максимальную экономию. Все в ваших руках!


А деньги – в воздухе…

Несоответствие давления в шинах грузовых автомобилей становится едва ли не самой главной причиной эксплуатационных потерь перевозчиков. Кто-то перекачивает шины, чтобы сэкономить солярку, но в большинстве случаев шинам «не хватает воздуха». 


Главный вопрос: почему?

Неудовлетворительная ситуация с контролем давления происходит большей частью из-за элементарного незнания водителями правил эксплуатации шин. Другими словами, не все знают, какое именно давление должно быть в шинах их грузовика. Погодные факторы тоже нередко становятся причиной перепада давления в шинах. Из школьного курса физики известно, что давление любого газа зависит от его температуры. Поэтому, приезжая из теплого климата в холодный, грузовик может потерять 1 - 1,5 атм давления. И наоборот, визит в теплые южные регионы может привести к ощутимому росту давления. Еще одна причина (да простят меня дальнобойщики) – банальная лень. Ведь нужно проверить 12 колес, а кому нужны лишние хлопоты после тяжелого рейса? Ведь вполне возможно, что придется три-четыре колеса подкачать, на это уйдет примерно полчаса. Некоторые водители вообще не могут измерить давление - у них просто нет манометров. Вот почему у многих перевозчиков большие затраты на топливо, низкая ходимость шин и серьезные проблемы с конкуренцией. 


К чему это приводит

Специалисты утверждают, что недокачанные всего на 1 атмосферу грузовые шины служат на 20 - 30 % меньше. Это происходит за счет неравномерного двустороннего износа, который появляется при езде с пониженным давлением. При этом повышенной деформации подвергаются боковины шин, они больше греются, резинотехническая смесь быстрее «стареет», появляется вероятность расслоений.

 

Повышенное давление встречается гораздо реже, и, как правило, виновниками в этом случае становятся водители. Известно, что повышенное давление в шинах снижает сопротивление качению за счет сокращения деформаций. «Так почему бы этим не воспользоваться и не сэкономить пару канистр солярки за рейс?» – думают некоторые находчивые дальнобойщики. Но они забывают, что на другой чаше весов находится все тот же неравномерный износ и большая вероятность внезапного выхода шины из строя. Взрыв шины при наезде на какое-то препятствие может привести к непредсказуемым последствиям, что автоматически означает финансовые потери.


Как это «лечится»

Во-первых, следует обучить водителей пониманию того, чем оборачивается халатное отношение к давлению. Без этого заставлять водителей что-либо делать бессмысленно, никто не будет по-настоящему ответственно относиться к такому вопросу. Вот простой пример: маленькому ребенку слова о том, что плита горячая, ничего не скажут до тех пор, пока он не дотронется до нее рукой. Но если продемонстрировать, насколько может быть больно, малыш наверняка будет относиться к этому бытовому прибору с большей осторожностью.

Второй шаг состоит в обеспечении водителей манометрами. Пальцем давление не измеришь, а знать цифры с высокой точностью просто необходимо для шинного долголетия. Наличие манометра отнюдь не гарантирует, что шины вашего автопоезда будут накачаны по всем правилам. Измерение – это хорошо, но какое же давление является самым правильным? Для каждого типоразмера шины, ее индекса нагрузки, способа установки и нагрузки на данную ось существует свое нормативное давление, которого нужно придерживаться. Запомнить эту информацию несложно, но водители, как правило, относятся к ней с недостаточным вниманием. Решить проблему можно так: выдать водителям таблицы с величиной давления в шинах для всего автопоезда.


Методом кнута и пряника

Как и всякое другое начинание, работу с давлением нужно постоянно контролировать силами механиков АТП, только они могут обеспечить постоянный контроль с минимальными затратами и максимальной эффективностью. При выявлении недобросовестного отношения к вопросу давления механик своевременно извещает руководство, которое методом кнута и пряника стимулирует водителей следить за ним с большей тщательностью. Других способов просто не существует. Поэтому перевозчикам ничего не остается, как премировать или штрафовать водителей за выполнение правил эксплуатации шин.


Автономный контролер

Есть другой (более цивилизованный) путь: грузовик можно оснастить системой мониторинга величины давления, которая будет сигнализировать водителю о недостаточном давлении в том или ином колесе. Но этот способ годится, скорее, для аварийных случаев, когда давление в шине падает на 20 % и более. Кроме того, высокая стоимость системы мониторинга делает ее практически недоступной для большинства российских, украинских и белорусских автоперевозчиков. Более простым и действенным способом поддерживать правильное давление в шинах остается периодическое посещение шинного сервиса и выполнение всех необходимых процедур по обслуживанию шин.


Что нужно требовать от шины
 

Управление шинным хозяйством – тема непростая. Чем должен руководствоваться главный механик автопарка при работе с шинами? Поскольку в этом деле существует много различных аспектов, в каждом выпуске рубрики «Шинный эксперт» будет освещаться отдельная тема. В этот раз мы расскажем о том, что нужно получить от шины 

Пневматические шины — это одно из самых значительных изобретений человека. Правильно считать, что современный автомобиль своим успехом в значительной степени обязан пневматической шине, без которой он не смог бы состояться как эффективное транспортное средство.

 

Несущая способность

Шины должны обладать возможностью при максимально допустимой скорости выдерживать вес транспортного средства в снаряженном и загруженном состоянии, а также динамические нагрузки при разгоне, торможении и поворотах. Несущая способность шины в конечном итоге определяется ее конструкцией и величиной давления воздуха в ней.


Сцепление с покрытием дороги

Именно прогиб пневматической шины, характеризующий пятно контакта, обеспечивает ее сцепление с дорогой на предельной площади, а не по образующей линии, если бы шина была абсолютно жесткой. Значительная площадь контакта пневматической шины с дорогой, по которой сравнительно равномерно распределяется нагрузка, дает возможность обеспечить сцепление с поверхностью дороги, необходимое для передачи крутящего момента или тормозного усилия.

Шина должна обеспечивать надежное сцепление в широком диапазоне условий: от сухого покрытия до мокрого - когда на поверхности имеются участки, покрытые слоем воды, льда или снега, а также при любом другом разнообразии дорожных условий. Для этого разрабатывается рисунок протектора в соответствии с моделью шины и подбираются необходимые материалы для его изготовления.

Известно, что шина, обеспечивающая наилучшее сцепление в сухую погоду, вообще не имеет рисунка протектора, но с появлением влаги на покрытии дороги чрезвычайно важным становится удаление воды из пятна контакта. Это достигается с помощью специальных канавок, предусмотренных в конструкции протектора шины при ее проектировании для каждой конкретной модели.

 

Управляемость

Управляемость – это способность шин транспортного средства точно повторять на дороге траекторию движения, заданную рулевым колесом. Данный показатель шины заложен в конструкции ее модели и самым активным образом влияет на безопасность дорожного движения.

Минимальное сопротивление качению

Это технический показатель, который в конечном итоге влияет на расход топлива транспортного средства и рассматривается еще при проектировании шины. В процессе эксплуатации он может быть ухудшен при несоблюдении норм этой самой эксплуатации:

∙ неправильном выборе модели шины;

∙ несоответствующем давлении для позиции колеса;

∙ перегрузе шин;

∙ посадочной ширине диска больше рекомендуемой.


Устойчивость транспортного средства

Шина обеспечивает устойчивость транспортного средства за счет стабильности размера пятна контакта с поверхностью дороги. Во время движения на шину действуют силы, которые могут привести к ее деформации. В случае когда шина спроектирована неправильно, размер пятна контакта будет меняться (например, при прохождении поворотов), что в свою очередь приведет к изменению сцепных свойств шины. В результате автомобиль может не удержаться на заданной траектории, что крайне опасно. 


Комфортность

Способность шины смягчать удары, передаваемые от поверхности дороги, зависит в первую очередь от ее эластичности. А эластичность определяется двумя факторами: конструкцией шины и применяемыми материалами. Одновременно к комфорту необходимо отнести показатель уровня шума при езде на автомобиле, создаваемого рельефом рисунка протектора как внутри, так и вне транспортного средства. Это достигается оптимизацией расположения блоков рисунка протектора и наличием шумопоглощающих перегородок.


Надежность

Надежность - это основной показатель безопасности. Он характеризуется запасом прочности шины и обеспечивается при возникающих перегрузках без разрушения. Степень надежности заложена в конструкции шины, в первую очередь в ее каркасе.

 

Долговечность и ходимость 

Максимальная ходимость шины — это тот показатель, к которому стремятся и производители шин, и те, кто их использует. Ходимость напрямую влияет на стоимость одного километра пробега, которую стараются сделать минимальной. А достичь этого можно лишь в комплексе: шина должна быть качественной (это забота производителя) и правильно эксплуатироваться (это задача перевозчика). Только в сумме эти слагаемые дадут необходимый результат. Поэтому порой наивно выглядят отдельные владельцы транспортных средств, которые при выборе шины отдают предпочтение не условиям и характеру эксплуатации шин, а глубине рисунка протектора.


Спросите шинного эксперта 

Нужно ли делать финиш-балансировку после выполнения обычной? 

Да, это необходимо, так как финиш-балансировка позволяет устранить суммарные дисбалансы колеса и ступицы. Обычная балансировка на стенде устраняет лишь дисбаланс самого колеса. А так как остаточный дисбаланс колеса при его установке на ступицу может наложиться на дисбаланс ступицы, то суммарный дисбаланс значительно увеличится, что приведет к появлению неравномерного износа шин, преждевременному выходу их из строя и дополнительному расходу запасных частей, а это в конечном итоге увеличит расходы на эксплуатацию транспортного средства.


Что такое зимний индикатор износа шин? 

В протекторной части грузовых шин могут быть несколько индикаторов. Это обычный индикатор износа, индикатор нарезки и зимний индикатор износа. Как правило, зимний индикатор износа есть в шинах, которые эксплуатируются в условиях устойчивых отрицательных температур с наличием снежного и (или) ледяного покрова.


Зимний индикатор износа выполнен в виде мостика в углублении канавки, но он расположен таким образом, что при 50% износа шины его поверхность обнажается. Это показывает владельцу автомобиля, что шины при достижении этой степени износа должны быть заменены.
Место положения индикатора указывается стрелкой на боковине шины. В некоторых странах данное правило является законом, за нарушение которого полагается крупный штраф.


Можно ли с помощью перестановок устранить неравномерный износ? 

Неравномерный износ невозможно устранить с помощью перестановки, так как необходимо ликвидировать причину неравномерного износа. Например, на протекторе появился односторонний износ в плечевой зоне. Водитель пытается произвести перестановку, чтобы сделать износ симметричным, и впадает в заблуждение, что таким образом он сведет к минимуму потери от неравномерного износа. На самом деле это не так.


Главная ошибка в понимании неравномерного износа заключается в том, что водители и даже механики считают, что раз шина с одной стороны изнашивается больше, то с другой она вообще не изнашивается. В действительности она изнашивается по всей поверхности протектора, а неравномерный износ можно назвать зоной усиленного износа.

Следовательно, перестановка подвергнет шину усиленному износу с другой стороны, а ее общий пробег еще больше сократится. Поэтому перестановка не даст результата, если не устранить причину.


Нужно ли ремонтировать шины с технологией DuraSeal?

Шины с этой технологией действительно на некоторый период времени герметизируют место повреждения. Однако, если не выполнен ремонт, под влиянием погодных факторов неизбежно появление коррозии и разрушение элементов конструкции шины. Кроме того, особенно важно тщательно проводить инспекцию шин, так как сразу определить наличие повреждения бывает проблематично. Тем более что инородные предметы за слоем грязи просто не видно, а отсутствие потери давления не гарантирует отсутствия повреждения.


Почему датчики контроля давления в шинах грузовых автомобилей пока не нашли широкого применения?

С одной стороны, датчики давления — штука полезная. Они позволяют получить информацию о снижении давления и не допустить эксплуатации спущенного колеса. Но так как внезапная потеря воздуха для бескамерных шин явление редкое, то в большинстве случаев водители успевают заметить проблему самостоятельно.

Также следует сказать, что порог срабатывания у датчиков слишком велик. Например, у системы PressurePRO датчики имеют порог срабатывания при снижении давления на 12,5 % и более. В этом случае при норме 9 бар датчик не сработает, если давление снизится до 8 бар. Только когда давление опустится ниже отметки 7,875 бар, водитель получит сигнал. Это значит, что грузовик может ездить с несоответствующим давлением, а датчик об этом не просигнализирует. При этом ходимость шины может сократиться на 15 – 20 %.

Второй минус заключается в нежелании водителей проверять давление в шинах, оборудованных датчиками давления. Если же датчиков нет, раз в неделю-две давление проверяют, а заодно осматривают шины на предмет повреждений. Стоимость системы мониторинга давления тоже останавливает многих потенциальных покупателей — почти тысяча долларов США за комплект на автопоезд.


Анатомия шины 

Чтобы правильно эксплуатировать любую вещь, нужно знать особенности ее конструкции. Грузовые шины - не исключение: чем лучше водители и механики автопарков будут понимать, из каких элементов состоит шина и какие нагрузки может выдержать, тем больше денег удастся сэкономить.

Основы конструкции шин

Каркас - это основная силовая часть шины. Он ограничивает объем накаченного воздуха и воспринимает действующие на шину нагрузки, поэтому каркас должен одновременно обладать и значительной прочностью, и эластичностью. Он состоит из двух бортовых колец и одного или нескольких наложенных друг на друга слоев прорезиненного корда и резиновых прослоек между ними. Ранее для изготовления корда применялась хлопчатобумажная основа. В настоящее время используются различные корды:

- вискозные (Rayon);

- полиамидные (Nylon);

- полиэстерные (Polyester);

- стекловолоконные (Berglass);

- арамидные;

- стальные (Steel).

Брекер (слой жесткости) представляет собой резинокордный слой, расположенный между каркасом и протектором. Его конструкция зависит от типа и назначения шины. Брекер служит для:

- усиления каркаса и улучшения связи между каркасом и протектором;

- смягчения действия ударных нагрузок на каркас шины;

- защиты каркаса от проколов и других повреждений;

- содействия равномерному распределению нагрузок в конструкции шины.

Протектор представляет собой профилированную резину, которая расположена на внешней стороне шины и входит в непосредственный контакт с дорогой. Протектор обеспечивает:

- необходимый эксплуатационный ресурс шины;

- надлежащее сцепление с дорогой;

- смягчение воздействия толчков и ударов на каркас шины;

- предохранение каркаса от механических повреждений.

Боковиной считается смежная часть шины между протектором и бортовой зоной, она представляет собой резинокордный слой каркаса и дополнительный резиновый слой, покрывающий стенки каркаса с боков и предохраняющий его от механических повреждений и влаги. Боковины должны быть эластичными и, следовательно, достаточно тонкими, чтобы длительное время выдерживать многократные деформации и мало влиять на жесткость каркаса.

Бортом называется жесткая часть шины, служащая для крепления ее на ободе колеса. Он состоит из практически не растягивающегося проволочного сердечника и навитых вокруг него слоев резины. По конструкции бортов определяется, является шина камерной или бескамерной.


Разновидности шин

По конструкции каркаса шины подразделяются на диагональные и радиальные. Диагональная шина имеет каркас из нескольких пар кордных слоев, расположенных так, что нити соседних слоев перекрещиваются. В радиальной шине корд каркаса натянут от одного борта к другому в радиальном направлении от центра ее вращения. Тонкая мягкая оболочка каркаса по наружной поверхности обтянута мощным гибким брекером (поясом из высокопрочного нерастяжимого корда, как правило, стального). 

По наличию камеры как отдельного элемента шины делятся на камерные и бескамерные. В камерной шине имеется отдельная камера и ободная лента. В бескамерной шине роль камеры выполняет специальный герметизирующий слой, нанесенный на внутреннюю поверхность шины.


Основные характеристики грузовых пневматических шин 

Типоразмер – основная характеристика геометрических параметров шины, которая обозначается в виде цифрового и буквенного выражения, например 315/80R22.5. Этот типоразмер характеризует ширину профиля (315 мм), индекс или высота профиля (80 % от ширины), конструкция шины (R - радиальная), посадочный диаметр (22.5 дюйма). Данная характеристика применяется при выборе шины для определенного транспортного средства.

 

Модель – определяет конструкцию каркаса шины, дизайн рисунка протектора, изображается буквами и цифрами. Пример М729, R227, HTR, XDA. Разрабатывается в зависимости от условий эксплуатации ТС и позиции на ТС.

 

Индекс профиля – это показатель соотношения высоты профиля шины к ширине ее профиля. Он выражается в процентах. Если индекс профиля меньше 100 %, иногда можно встретить дополнительную надпись Low Profile. От высоты профиля зависит высота самого автомобиля, поэтому при выборе нужно обязательно учитывать рекомендации производителя ТС.

 

 

Индекс нагрузки – основной силовой параметр шины, который обозначается трехзначным числом. Например, 154/150: здесь 154 – индекс грузоподъемности для одиночно устанавливаемой шины, 150 – индекс нагрузки для шин, устанавливаемых в парной версии (как на ведущих и некоторых прицепных осях). Характеризует величину максимально допустимой нагрузки на конкретную шину в процессе ее эксплуатации (переводится по таблице соответствия в единицы веса). Эта характеристика требуется для правильного подбора шин по нагрузке и выбора оптимального давления в шине.

 

Норма слойности – это первый ранее существовавший силовой параметр шины. Изображается цифрами и буквами. Например, PR16 характеризует количество слоев хлопчатого корда (16 слоев), эквивалентного по грузоподъемности реальному количеству слоев корда в этой шине (переводится по таблице соответствия в единицы веса). Определяется наличием изображения на боковине шины в виде числа и букв PR.

 

Класс нагрузки – еще один вид нагрузочной характеристики шины, соответствующий норме ее слойности. По американскому стандарту обозначается буквой латинского алфавита, например F,G,H.

Характеризует величину допустимой нагрузки для данной шины (переводится по таблице соответствия в единицы веса). Определяется для каждого конкретного колеса на данной позиции ТС.


Индекс скорости – это основная скоростная характеристика шины, обозначающаяся буквой латинского алфавита, например K, L, M. Характеризует максимально допустимую скорость эксплуатации данной шины (переводится по таблице соответствия в значение линейной скорости). Применяется при выборе шины на данное ТС.

 

Альтернативный индекс нагрузки и скорости – вариант изменения основных параметров шины. Изображается в круге в виде цифр и буквы. Характеризует возможность изменения нагрузки на шину с одновременным изменением скорости ее эксплуатации.

 

Признак сертификации шины по европейскому стандарту изображается в виде сочетания буквы (Е), цифры (4 – код страны), где проведена сертификация, и номера сертификата (1234567).

Определяется наличием соответствующего изображения на боковине шины. Применяется для определения возможности продажи и эксплуатации шин в конкретной стране.

DOT – признак сертификации по североамериканскому стандарту, изображается при помощи букв и цифр. Например, EKTF 31D 0405, где 04 – неделя года изготовления, 05 обозначает, что шина изготовлена в 2005 году, EK - код завода изготовителя, TF - код типоразмера шины. Эту информацию удобно использовать для определения недели и года выпуска шины.

 

Индикатор износа – это контрольная точка предельного износа протектора шины, которая расположена в канавке протектора в виде выступа. Изображается в виде символа или сочетания букв, например, TWI. Характеризует степень износа шины и определяет предельную допустимую величину остаточной глубины протектора при ее эксплуатации.

 

Максимальное давление – это максимально допустимая величина давления для данной шины, соответствующее ее максимально возможной нагрузке. Изображается на боковине шины в единицах измерения величины давления (фунт/квадратный дюйм). Например, 130 PSI. Для удобства можно перевести по таблице в иные единицы измерения давления (кг/см², бары, паскали и т. д.).