Таможня "Таможенный кодекс таможенного союза: новое для перевозчиков Российской Федерации"


(№8 за 2010 г.)

Марина РОМАНОВА,

специалист таможенного дела, юрист

Фото Алексея ШУХАРДИНА и Олега ЖАРКО


Перемещение товаров через таможенную границу 

Согласно ТК ТС, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.

Местами перемещения товаров через таможенную границу являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств-членов таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств-членов таможенного союза.

В ст. 152 ТК ТС освещены вопросы, связанные с соблюдением запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу. Установлено, что перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений. При прибытии на таможенную территорию таможенного союза товаров, запрещенных к ввозу на данную территорию, они подлежат немедленному вывозу, а товары, запрещенные к вывозу с таможенной территории таможенного союза, не подлежат фактическому вывозу с данной территории.

В то же время ТК ТС устанавливает, что иные положения в отношении соблюдения запретов и ограничений в отношении перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза могут быть установлены законодательством и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза.

ТК ТС устанавливает, что пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза.

Пользование и (или) распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ТС помещению под таможенные процедуры.


Прибытие товаров

Важную группу положений касаемо перемещения товаров через таможенную границу составляют нормы ТК ТС о прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза.

В первую очередь необходимо отметить, что прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (далее – места прибытия) и во время работы таможенных органов в этих местах.

Отдельные категории товаров могут прибывать на таможенную территорию таможенного союза только в местах прибытия, определенных законодательством государств-членов таможенного союза.

Товары могут прибывать на таможенную территорию таможенного союза в иных местах, не являющихся местами прибытия, в случаях и порядке, которые определены законодательством государств-членов таможенного союза.

При этом перечень мест прибытия опубликовывается Комиссией таможенного союза на основании данных, предоставленных таможенными органами государств-членов таможенного союза.

Важной обязанностью перевозчика при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза является осуществление уведомления о прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза. Перевозчик может осуществить такое уведомление самостоятельно, либо через таможенного представителя, либо через иных лиц, действующих по его поручению.

Уведомление осуществляется путем представления таможенному органу документов и сведений, предусмотренных ст. 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.

В отношении автомобильного транспорта перечень выглядит следующим образом:

1) документы:

- документы на транспортное средство международной перевозки;

- транспортные (перевозочные) документы; 

- документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза;

- имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;

2) сведения:

- о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки;

- наименование и адрес перевозчика товаров;

- наименование страны отправления и страны назначения товаров;

- наименование и адрес отправителя и получателя товаров;

- о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;

- о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;

- наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков;

- вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;

- о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен;

- о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной.

Перевозчик вправе представить документы в виде электронных документов.

Кроме того, перевозчик должен представить документы о соблюдении ограничений на перемещение товаров:

1) таможенным органам:

- на товары, включенные в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз и вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами (далее – Единый перечень) в соответствии с Положениями о применении ограничений, утвержденными Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 19 – лицензии (для резидентов Российской Федерации – лицензии Минпромторга России) либо иные разрешительные документы;

- на товары, подлежащие экспортному контролю, в том числе продукцию военного назначения – лицензии (для резидентов Российской Федерации – лицензии ФСТЭК России и ФСВТС России);

- на необработанные природные алмазы – сведения о сертификате Кимберлийского процесса, содержащие номер сертификата, дату его выдачи и срок действия;

2) другим контролирующим органам (на российском участке таможенной границы Таможенного союза – Роспотребнадзор и Россельхознадзор) в форме, определяемой законодательством государств-членов Таможенного союза: на товары, в отношении которых при ввозе установлены санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные требования – стандартный документ, предусмотренный международными договорами государств-членов Таможенного союза.

В соответствии со ст. 160 ТК ТС в местах прибытия товаров может осуществляться:

1) разгрузка товаров;

2) перегрузка (перевалка) товаров;

3) замена транспортного средства, доставившего товар на таможенную территорию таможенного союза, на другое транспортное средство.

Все указанные операции могут осуществляться только с разрешения таможенного органа. Для того чтобы получить подобное разрешение необходимо обратиться в таможенный орган с соответствующим запросом.

После предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия в течение трех часов перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой.

 

Схема процедуры прибытия товаров в таможенный орган

 

Убытие товаров

Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (далее – места убытия) и во время работы таможенных органов в этих местах.

Отдельные категории товаров могут убывать с таможенной территории таможенного союза только в местах убытия, определенных законодательством государств-членов таможенного союза.

Товары могут убывать с таможенной территории таможенного союза в иных местах, не являющихся местами убытия, в случаях и порядке, которые определены законодательством государств-членов таможенного союза. При этом перечень мест убытия опубликовывается Комиссией таможенного союза на основании данных, предоставленных таможенными органами государств-членов таможенного союза.

Для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории таможенного союза, а также документы и сведения (аналогичные документам и сведениям, представляемым при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза), предусмотренные ст. 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров, если иное не установлено ТК ТС.

Независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза таможенным органам представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений:

1) на товары, включенные в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз и вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами (далее – Единый перечень) в соответствии с Положениями о применении ограничений, утвержденными Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 19 – лицензии (для резидентов Российской Федерации – лицензии Минпромторга России) либо иные разрешительные документы;

2) на товары, подлежащие экспортному контролю, в том числе продукцию военного назначения – лицензии (для резидентов Российской Федерации – лицензия ФСТЭК России и ФСВТС России).

Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза допускается с разрешения таможенного органа.

Разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза оформляется путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа.

Товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории таможенного союза в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их помещения под определенную таможенную процедуру либо на момент прибытия на таможенную территорию таможенного союза, если эти товары не покидали места перемещения товаров через таможенную границу.

Допускается изменения количества и состояния товаров, убывающих с таможенной территории таможенного союза, вследствие естественного износа или убыли либо вследствие изменения естественных свойств товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения, а также изменения количества товаров вследствие наличия несливаемых остатков в транспортном средстве.

Убытие товаров практически зеркально отражает процедуру прибытия товаров и схематически она выглядит следующим образом.



 

Схема процедуры убытия товаров из таможенного органа


 

Таможенная процедура таможенного транзита

В ТК ТС содержится единая таможенная процедура – таможенный транзит, т. е. по сравнению с российским законодательством больше не будет деления транзитной процедуры на внутренний таможенный транзит (только по территории Российской Федерации) и международный таможенный транзит, осуществляемый через территорию Российской Федерации, что также упрощает правоприменительную практику.

В ТК ТС под таможенной процедурой таможенного транзита понимается таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

Обратим внимание, что указанная в данном определении возможность перевозки товаров под таможенной процедурой таможенного транзита через таможенную территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, представляет особую важность для Российской Федерации, поскольку территория Калининградской области Российской Федерации не имеет непосредственных границ с остальной территорией таможенного союза и осуществлять автомобильную перевозку грузов в/из нее необходимо через территорию государств, не являющихся членами таможенного союза.
Сравнение норм ТК Российской Федерации и ТК ТС в отношении того, какие категории лиц могут получить разрешение на таможенный транзит

 

 ТК Российской Федерации

 ТК ТС

 Перевозчик

 Перевозчик, в том числе таможенный перевозчик

 Экспедитор, если он является российским лицом

 Экспедитор, если он является лицом государства-члена таможенного союза

 Лица, которые будут осуществлять хранение товаров либо осуществление с ними иных операций при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом в место доставки, не являющееся местонахождением таможенного органа

 Лицо государства-члена таможенного союза:

- заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;

- имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами – при отсутствии внешнеэкономической сделки

 

Важной нормой, с которой столкнутся заинтересованные лица, чаще всего являющиеся перевозчиками, становится тот факт, что для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита необходимо соблюсти несколько условий:

1) товары не запрещены к ввозу на таможенную территорию таможенного союза или вывозу с такой территории;

2) в отношении товаров представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;

3) в отношении ввозимых товаров осуществлены пограничный контроль и иные виды государственного контроля, если товары подлежат такому контролю в месте прибытия;

4) представлена транзитная декларация;

5) в отношении товаров приняты меры обеспечения соблюдения таможенного транзита в соответствии со ст. 217 ТК ТС;

6) обеспечена идентификация товаров в соответствии со ст. 109 ТК ТС (идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами);

7) транспортное средство международной перевозки оборудовано надлежащим образом в случае, если товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями.

Остановимся подробнее на некоторых из этих условий, которые требуют пояснения.


Транзитная декларация 

Форма и порядок заполнения транзитной декларации, применяемой на территории таможенного союза, утверждены Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 г. № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации». Но определено, что действовать данное Решение начнет только с 1 января 2011 г. 

Таким образом, с 1 июля 2010 г. по 31 декабря 2010 г. в Российской Федерации будут применяться действующие в настоящее время формы бланков «Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТД1)», «Добавочный лист к грузовой таможенной декларации/транзитной декларации (ТД2)», «Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТД3)», «Добавочный лист к грузовой таможенной декларации/транзитной декларации (ТД4)» (приказ ФТС России от 03.08.2006 № 724) и порядок их заполнения (приказ ФТС России от 04.09.2007 № 1057 и приказ ФТС России от 21.08.2007 № 1003).

По-прежнему в качестве транзитной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, а также документы, предусмотренные международными договорами, в частности книжка международных дорожных перевозок (МДП) и прилагаемые к ней документы.

Состав сведений, подлежащих указанию в транзитной декларации, не претерпел существенных изменений, за исключением следующего:

- в транзитной декларации должны содержаться сведения о коде товара в соответствии с ТН ВЭД ТС на уровне не менее первых шести знаков (в соответствии с ТК Российской Федерации – четырех знаков), а также сведения о документах, подтверждающих соблюдение ограничений при перемещении товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;

- не требуется указания в транзитной декларации ряда сведений, предусмотренных ТК Российской Федерации (о водителях транспортных средств, о предполагаемом сроке таможенного транзита).

Подача таможенному органу отправления транзитной декларации должна сопровождаться представлением ее электронной копии (в настоящее время это является правом, а не обязанностью согласно ТК Российской Федерации).


Меры обеспечения соблюдения таможенного транзита 

К мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита согласно ТК ТС относятся:


1) обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров в соответствии с гл. 12 ТК ТС;

2) таможенное сопровождение;

3) установление маршрута перевозки товаров, при этом указанная норма может использоваться только в качестве дополнительной в случаях, определяемых на основе системы управления рисками, в отличие от положений ТК Российской Федерации.

Остановимся подробнее на обеспечении уплаты таможенных пошлин, налогов, поскольку это является одним из наиболее важных моментов для заинтересованных лиц.

Согласно ТК ТС уплата таможенных пошлин, налогов обеспечивается следующими способами:

- денежными средствами;

- банковской гарантией;

- поручительством;

- залогом имущества.

Итак, установленный ТК ТС перечень способов уплаты таможенных пошлин, налогов принципиально не отличается от аналогичного перечня, который содержался в ТК Российской Федерации. Заинтересованное лицо, так же, как и согласно ТК Российской Федерации, вправе выбрать любой из вышеуказанных способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

При этом обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется:

1) если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, действующему на день регистрации таможенной декларации, а если таможенная декларация не представляется – на день принятия решения о непредоставлении обеспечения;

2) в качестве декларанта выступают таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор;

3) товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи;

4) это установлено международными договорами, в частности,Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 г. (Конвенция МДП);

5) товары перевозятся под таможенным сопровождением, в отношении таможенного сопровождения необходимо обратить внимание на то, что с учетом опыта таможенной службы Республики Беларусь в ТК ТС включено положение, в соответствии с которым таможенное сопровождение может осуществляться не только должностными лицами таможенных органов, но иными организациями в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза.

Также ТК ТС устанавливает, что таможенные органы государств-членов таможенного союза взаимно признают выданный таможенным органом одного из государств-членов, принявшим обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, документ, подтверждающий принятие такого обеспечения.

Порядок предоставления и форма такого документа, а также срок его действия, определены Соглашением о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 г.(далее – Соглашение).

Согласно Соглашению документом, подтверждающим принятие обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при перевозке товаров, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, является сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (далее – Сертификат), зарегистрированный и выданный таможенным органом государства-члена таможенного союза, принявшим обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, лицу, предоставившему такое обеспечение. Форма такого Сертификата и порядок его заполнения определяются приложениями 1 и 2 к Соглашению.

Сертификат оформляется на сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставленного таможенному органу, в трех экземплярах.

Первый экземпляр зарегистрированного Сертификата остается в таможенном органе, зарегистрировавшем Сертификат. Второй и третий экземпляры зарегистрированного Сертификата выдаются лицу, предоставившему обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Декларант таможенной процедуры таможенного транзита представляет в таможенный орган отправления второй и третий экземпляры Сертификата одновременно с транзитной декларацией.

Необходимо пояснить, каким образом устанавливается сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Она высчитывается:

1) исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, в государстве-члене таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров,

2) не менее сумм таможенных пошлин, налогов, которые бы подлежали уплате в других государствах-членах таможенного союза, как если бы товар помещался на территориях этих государств-членов таможенного союза под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.

Также ТК ТС устанавливает, что законодательством государств-членов таможенного союза может предусматриваться включение в сумму обеспечения сумм таможенных сборов, процентов.


Обязанности перевозчика

ТК ТС не содержит новаций в отношении обязанностей перевозчика при таможенной процедуре таможенного транзита в сравнение с ТК Российской Федерации. Однако важным нюансом является то, в соответствии с законодательством какой страны у перевозчика наступит ответственность за нарушение таких обязанностей. Существуют два случая:

1) в целом за неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, на территории которого выявлено нарушение;

2) однако за недоставку товаров перевозчик будет нести ответственность в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого товары помещены под таможенную процедуру таможенного транзита.


Завершение процедуры транзита

Завершается таможенная процедура таможенного транзита после доставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления.

ТК ТС устанавливаются некоторые особенности завершения таможенной процедуры таможенного транзита:

1) срок таможенного транзита от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения устанавливается таможенным органом отправления в соответствии с обычным сроком перевозки товаров, но не более предельного срока таможенного транзита, который не может превышать срок, определяемый из расчета 2000 км за 1 месяц пути;

2) товары предъявляются таможенному органу не во всех случаях, а только по его требованию;

3) после завершения таможенной процедуры таможенного транзита в течение трех часов перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием.

 

Эта фотография сделана на российско-белорусской границе менее полугода назад. Есть надежда, что в едином таможенном пространстве таких очередей здесь уже не будет…